Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФИЛОСОФИЯ




Ф. Против идеалистич. Ф. и религии выступил Фейер­бах, развивший учение антропологич. материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший боль­шое влияние на формирование филос. взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.

В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистич. филос. мысль в России. Её корни ухо­дят в историч. традицию материализма, родоначаль­ником к-рой был Ломоносов и к-рая, начиная с Радище­ва, прочно вошла в мировоззрение передовых обществ. деятелей России. Выдающиеся рус. материалисты — Бе­линский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов — стали знаменосцами борьбы рус. революц. демократии. Рус. материалистич. Ф. сер. 19 в. выступила с резкой кри­тикой идеалистич. Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм 19 в. разрабатывал идею диалектич. развития, однако в понимании обществ. жизни он не смог преодолеть свойственного всей домарксистской Ф. иде­ализма. Ф. революц. демократов явилась важным ша­гом во всемирном развитии материализма и диалектики.

Возникновение и развитие марксистской философии.Марксизм в целом и марксистская Ф. как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат вы­ступил на историч. арену как самостоят. политич. си­ла. Разработка марксистской Ф. была обусловлена на­уч.-теоретич., социально-экономич. и непосредственно политич. необходимостью. Возникновение марксизма было науч. ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития обществ. практики и логикой движения чело-веч. познания. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действитель­ность, на основе усвоения и критич. переработки всего положительного, что было создано до них в области Ф., обществ. и естеств. наук, создали качественно новое ми­ровоззрение — мировоззрение рабочего класса, став­шее филос. основой теории научного коммунизма и практики революц. рабочего движения. Непосредств. идейными источниками формирования марксизма были главнейшие филос., экономич. и политич. учения кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. В идеалистич. диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революц. моменты — идею историч. развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марк­сизма сыграло материалистич. учение Фейербаха . Од­ним из источников марксизма были идеи классич. бурж. политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды со­циалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.) и франц. историков времён Реставрации (Ж. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье). Естеств.-науч. предпосылками фор­мирования марксистской Ф. явились достижения есте­ствознания кон. 18—19 вв. (открытие закона сохране­ния и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюц. учение Дарвина). Буду­чи обобщением развития обществ. практики и науч. познания, марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеч. мысли. Сущность и осн. черты революц. переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в Ф., заключаются в создании науч. мировоз­зрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистич. обосновании решающей роли обществ. практики в познании, в осу­ществлении единства теории и практики, в органич. соединении и творч. разработке материализма и диалек­тики, что привело к созданию материалистич.диалекти­ки. Величайшим завоеванием человеч. мысли является разработка историч. материализма, в свете к-рого толь­ко и оказалось возможным научно понять роль обществ.

практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с науч. объяснением исходных предпосылок, осн. объективных условий че­ловеч. истории. Характеризуя качеств. отличие Ф. марксизма от предшествовавших ей филос. систем, Ле­нин писал: «Применение материалистической диалекти­ки к переработке всей политической экономии, с осно-

вания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вно­сят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (ПСС, т. 24, с. 264).

В разработке положений марксистской Ф., в её про­паганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии важную роль сыграли труды Плеханова, Лабриолы, Бебеля, Меринга, Лафарга и др.

Новый этап творч. развития марксистской Ф. связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектич. и ис-торич. материализм на основе анализа эпохи империа­лизма и пролет. революций и обобщения новейших до­стижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма — выявил диалектич. характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины, в т. ч. диалекти­ку абс. и относит. истины. Особое внимание Ленин уде­лил развитию диалектики как науч. метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней крити­ке новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марк­сизма, разработав метод применения принципа партий­ности в оценке филос. воззрений. Защита марксистской Ф. от ревизионизма и натиска бурж. идеологии, творч. развитие Ф. были теснейшим образом связаны с разработ­кой Лениным теории социалистич. революции, учения о революц. партии, о союзе рабочего класса и крестьян­ства, о социалистич. гос-ве и строительстве социализма.

Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили раз­витие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистич. и рабочих партий, в произве­дениях философов-марксистов.

Буржуазная философия сер.19—20 вв. В 40—60-х гг. 19 в. в бурж. Ф. Зап. Европы происходил распад клас-сич. форм идеализма. Как реакция на идеалистич. (прежде всего нем. классич.) Ф. складывается вульгар­ный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), носив­ший метафизич., механистич. характер; отрицая специ­фику сознания, вульгарный материализм отождеств­лял его с материей. В 1-й пол. и сер. 19 в. возник пози­тивизм (Конт, Дж. С. Милль, Спенсер) — субъективно-идеалистич. направление, отрицающее мировоззренч. характер Ф. Иррационалистич. учение, объявлявшее основой мира волю как бессознат. начало, развивал Шопенгауэр; его последователь Э. Гартман разрабаты­вал волюнтаристич. и пессимистич. концепцию мира. В 70—80-х гг. 19 в. складывается неокантианство, по­лучившее распространение в кон. 19 — нач. 20 вв. (Виндельбанд, Риккерт, Натори, Коген, Кассирер). Вы­ступив с лозунгом «Назад к Канту», неокантианцы уси­лили субъективно-идеалистич. тенденции в кантианст­ве; социально-этич. концепция неокантианства послу­жила основой т. н. этич. социализма и реформизма.

Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны про­исходит становление филос. основ идеологии империа­лизма. Большое влияние приобретает интуитивизм (Бергсон, Лосский), противопоставляющий рациональ­ному познанию интуитивное «постижение» жизни. Воз­рождением спекулятивной Ф. явилось неогегельянство (Брэдли, Грин, Ройс, Кроче, Кронер, Либерт), выдви­нувшее иррационалистич. толкование диалектики Геге­ля. Получил распространение такой вариант позити­визма, как махизм (эмпириокритицизм), ведущие пред­ставители к-рого (Мах и Авенариус) развивали субъ­ективно-идеалистич. концепцию «очищения опыта»; трактуя познание как средство биологич. приспособ­ления к среде, они отстаивали принцип экономии мыш­ления, противоположный материалистич. теории отра­жения. В нач. 20 в. значит. влияние приобрёл прагма­тизм (Пирс, Джемс, Дьюи), к-рый исходил из толко­вания истины как практич. полезности, отвечающей субъективным интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение философия жизни

иррациоиалистически-волюнтаристское направление (Ницше, Дильтей, Зиммель), психологизирующее и субъективизирующее понятие «жизнь»; к учению Ниц­ше примыкала крайне иррационалистич. концепция Шпенглера.

После Великой Οкт. социалистич. революции начал­ся новый этап эволюции бурж. Ф., связанный с общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, к-рые ставят перед собой задачу нового обоснования идеализма. Значит. влияние на идеалистич. Ф. 20 в. ока­зала феноменология (Гуссерль), первоначально стремив­шаяся превратить Ф. в «строгую науку»; позднее фено­менология эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистич. философией жизни (Шелер, поздний Гуссерль). В 10—20-х гг. 20 в. приобретает влияние неореализм (Дж. Э. Мур, Р. Пер­ри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно пози­тивизму, проложить среднюю линию» между материа­лизмом и идеализмом. Космологич. направление в нео­реализме (Александер, Уайтхед, Смэтс) развивало мета­физич. концепцию эмерджентной эволюции, проти­воположную диалектико-материалистич. теории раз­вития. Как реакция на неореализм в 20—30-х гг. возник критический реализм (Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания опос­редован «данным», идеалистически толкуемым (напр., у Сантаяны) как логич. сущность вещей.

Одно из осн. направлений бурж. Ф. 1-й пол.— сер. 20 в.— неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап, Шлик, Нейрат), к-рый, отвергая возможность Ф. как теоретич. познания мировоззренч. проблем, противо­поставляет науку Ф., сводит задачу Ф. к логич. анализу языка науки. Представители неопозитивизма сыграли значит. роль в развитии совр. формальной логики, се­миотики и логики науки; однако ввиду несостоятель­ности исходных установок (идеалистич. эмпиризм, фе­номенализм) неопозитивизм не смог дать действит. ре­шения актуальных филос.-методологич. проблем науки. Осн. течения неопозитивизма — логич. эмпиризм (Кар­нап, Ф. Франк, Рейхенбах), логич. прагматизм (Куайн, Гудмен) и лингвистическая философия (поздний Вит­генштейн, Райл, Остин, Стросон, Уисдом), подменяю­щая филос. исследование лингвистическим. Совр. фор­ма неопозитивизма — аналитическая философия.

В 1-й пол.— сер. 20 в. определ. влияние приобрёл персонализм (Бердяев, Мунье, Р. Флюэллинг) — ре-лиг.-идеалистич. направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлени­ем активности «верховной персоны» — бога. Одним из ведущих направлений бурж. Ф. сер. 20 в. являлся экзистенциализм — совр. форма иррационализма, воз­никшая как выражение кризисного состояния бурж. общества. Осн. его течения — «атеистический» экзи­стенциализм (Сартр, Камю, ранний Хайдеггер) и религ. экзистенциализм (Марсель, Ясперс, Бубер). Отвергая науч. Ф., экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию — возможность «существования», реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора.

Наиболее влиятельным направлением совр. религ. Ф. является неотомизм (Маритен, Жильсон, Бохень-ский) — ведущее филос. учение католицизма. Неото­мизм — теологич. форма совр. объективного идеализ­ма; его Ф.— метафизика, возрождающая осн. принци­пы ср.-век. схоластич. учения Фомы Аквинского; осно­вываясь на принципе «гармонии разума и веры», нео­томизм выдвигает религиозное истолкование совр. науч. теорий.

В 60—70-х гг. 20 в. такие направления бурж. фило­софии, как прагматизм, феноменология, экзистенциа­лизм, неопозитивизм, постепенно утрачивают своё влия-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты