КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЭОН 801денца-Э., отмечавшийся 5/6 янв. в птолемеевской Александрии. В иудео-христ. традиции греч. Э. (евр. оläm) приобретает новое значение — «мир», но «мир» не в прост-ранственно-геометрич. (космос), а в историч, и временном аспекте (противопоставление «века сего» — «веку грядущему» в Новом завете). Уже в герметизме (Corpus Hermeticum 11,23) Э. выступает как «второй бог» в ряду высших существ. эма-нирующий из прабожества; концепция высшего трансцендентного бога как «царя веков (эонов)» (1-е Посл. к Тим. апостола Павла 1,17) приводит к характерной для гностицизма идее иерархич. множества эонов как посредников между непостижимым и безначальным верховным богом и материальным миром (365 Э.-небосводов у Василида, 30 Э. у Валентина и т. п.). • Брагинская Н. В., Э. в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского, в кн.: Античность и Византия, М., 1975, с. 286—306; Norden E., Die Geburt des Kindes, Lpz.— B., 1924; Reitzenstein R., Die hellenistischen Mysterienreligionen, Lpz., 19273; Zepf M. y., Der Gott Αιών in der hellenistischen Teologie, «Archiv für Religionswissenschaft», 1927, Bd 25; Löwe R., Kosmos und Aion, Gütersloh, 1935; D e g a n i E., AI Ω N da Omero ad Aristotele, Padova, 1961. А. В. Лебедев. ЭПИГЕНЕЗ(от греч. επί — после и γένεση — рождение, происхождение), учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путём серии последоват. новообразований. Термин «Э.» предложен У. Гарвеем (1651), однако концепции Э. и противостоящего ему преформизма (учения о наличии в половых зачатках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша) в истолковании эмбрионального развития известны ещё с античности. Эпигенетич. концепции, как правило, признавали решающую роль внешних факторов. Совр. биология отказывается как от чисто эпигенетич., так и от чисто префор-мистских объяснений эмбриональных явлений. Вместе с тем термин «Э.» приобрёл более общее значение и употребляется применительно к концепциям, трактующим развитие как процесс последоват. возникновения новых форм и структур. ЭПИКТЕТ(Επίκτητος — рабская кличка, букв.— «Прикупленный») (ок. 50 — ок. 140), греч. философ-стоик (см. Стоицизм).Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоич. мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности. Филос. проповеди Э. сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их — выработка и сохранение такой нравств. позиции, при к-рой человек в любых условиях богатства или нищеты, власти или рабства сохраняет внутр. независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие, в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать. Аскетич. мораль Э., а также внеш. форма его «диатриб» во многом близки христ. проповеди. • Entretiens. Texte etabli et trad, par J. Souilhe et A. Jagu, livre 1—4, P., 1949—65; в рус. пер.— Беседы 3., пер. Г. А. Таро-няна, «ВДИ», 1975, № 2—4; 1976, № 2. • Штаерман Е. М., 9. и его место в рим. стоицизме, «ВДИ», 1975, № 2; Bonhöffer Α., Epiktet und das Neue Testament, Giessen, 1911. ЭПИКУР(Επίκουρος) (341—270 до н. э.), др.-греч. философ-материалист, афинянин по происхождению. Основал в Афинах в 306 до н. э. филос. школу, получив-шую название «Сад Э.» (см. Эпикуреизм).Из обширного наследия Э. до нас дошли только «Письмо к Геродоту» и «Письмо к Пифоклу», посвящённые взглядам Э. на природу, и «Письмо к Менекею», в к-ром излагались его
|