Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


наиболее важных топов




Служебные слова

Риторический канон - некий образец, модель действия ритора на его пути к коммуникативному успеху. А.К.Михальская определяет риторический канон как «путь от мысли к речи».
Классический риторический канон, который был описан еще в «Риторике» Аристотеля, состоит из пяти этапов:
1. Инвéнция (от лат. Inventio) – «изобретение» речи. На этом этапе тема речи подвергается осмыслению, отбирается содержание речи, аргументы, иллюстрации и т.п.
2. Диспози́ция (от лат. Dispositio) – «расположение» речи. На этом этапе продумывается композиция текста.
3. Элокýция (от лат. Elocutio) – словесное «украшение», оформление речи, придание ей выразительности.
4. Мемо́рио (от лат. Memorio) – запоминание речи.
5. А́кцио , акциогипокризис (от лат. Actio hipocrisis) – произнесение речи, непосредственное выступление перед аудиторией.

 

Топика- совокупность общих мест и способових примененияна этапе инвенции. Топика разработала смысловыемодели, позволяющие говорящему найти предметы (простые идеи) для будущей речи. Чаще всего к смысловым моделям, или топам обращались в том случае, когда речь носила заказной характер и была обращена к общественно интересным темам.

 

«Топ» — слово греческого происхождения. В переводе оно означает место.«Местами» смысловые модели «были названы, вероятно, потому, что в сознании ритора (и в науке риторике) речь... представала как «карта местности», на которой каждая идея, каждое подразделение темы имело свое положение — место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое «место» речи, получила имя «место». Совокупность «общих мест» (смысловых моделей) и способы их применения на этапе инвенции получила название «топика». Чтобы понять точно значение выражения «общее место», обратимся к современности. Вспомним слово «topik», с которым мы постоянно сталкиваемся при изучении иностранного языка. Топиками называют стандартные типы речевых ситуаций, в которых требуется знание конкретных речевых оборотов: «Знакомство», «На почте», «В аптеке» и т.д.

 

наиболее важных топов

Инвенция, обучая искусству аргументации, опиралась на различные способы изобретения, «размножения» идей, некие смысловые модели. Это концентрированное знание, его можно увидеть в таком «сгущенном» виде, например, в пословицах: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если к ним присмотреться повнимательнее, можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы. В основе выделения топов лежат единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Таких топов в эпоху античности выделялось до 40 (род и вид, определение, целое - части, свойства, сопоставление, причина и следствие и другие).

Рассмотрим 10 наиболее важных топов.

1 Вариант:

1. «Род – вид»

Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли – её нисхождение от общего к частному (дедукция) или восхождение от частного к общему (индукция). Например, рассуждая о породах собак, мы понимаем, что общим (родовым) понятием по отношению к собаке будет «домашнее животное». В свою очередь понятие «собака» мы можем разложить на некие разновидности, например, на охотничьи, сторожевые, комнатные, которые делятся на породы: овчарка, пинчер, спаниель и т.п. И овчарки в развитие этого понятия могут быть восточноевропейскими, кавказскими и др.

Разновидность является подразделением в топе «род – вид». Осознание предмета кроме возведения к общему (роду, родовой идее) требует умения разделять всё на некие вариативные подвиды. Например, осмысляя понятие «игра», мы выделим игру как детское развлечение, как творческий, актёрский акт, как манипулирование и т.д.

2. «Определение»

Определение (definitio, дефиниция) служит ясности и точности речи и является важным элементом её структуры. Часто определение звучит в самом начале речи. Определить предмет речи – значит назвать его общий род (клён – дерево, зима – время года) и видовое, специфическое отличие от других предметов того же рода (демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия). Риторические определения могут быть менее строгими, в том числе образными (метафорическими) и парадоксальными: «Лиса – всем известный зверь, своей хитростью вошедший в пословицу», «Зима – сон природы», «Лень – двигатель прогресса».

3. «Целое – части»

Осмысление содержания происходит с использованием модели «целое – части». Это значит, что явление действительности, предмет речи можно рассмотреть:

а) как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом. Если вы говорите о Владивостоке, то можете рассмотреть его в составе и Приморского края, и России;

б) как целое, состоящее из элементов, и говорить об этих элементах. Например, рассказ о Владивостоке - это рассказ о специфике его районов – мыса Чуркин, Второй Речки, 71-го микрорайона и т.д.

Разделение предмета речи на части – непростая задача. Необходимо выделить и описать именно только значимые (функционально или ценностно) части предметов, важные, заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие предмет от других, сходных с ним объектов.

Части предмета речи могут служить характеристикой целого. Вспомним портрет Базарова, который даёт Тургенев в романе «Отцы и дети». Одежда-балахон и красные большие руки Базарова подчёркивают сущность этого человека и противопоставляют его миру Кирсановых. Часть может гиперболизироваться (преувеличиваться) в целях создания выразительного образа, достижения комического эффекта:

Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице.

А у милого лицо

Занимает всё крыльцо.

4. «Свойства»

Под топом «свойства» подразумеваются очень близкие друг другу смысловые модели: признаки предмета, его качества, функции, его характерные действия. Умение вычленять свойства, определяющие предмет, а не только перечислять равнодушно всё подряд, без разбора – главное и второстепенное, важное и неважное – это умение свидетельствует о субъективном, личностном взгляде на предмет речи, с одной стороны, и о грамотном, объективном, аналитическом подходе к явлениям действительности, - с другой. Таким образом, чтобы правильно применять топ «свойства», необходимо избирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, интересные для говорящего и для слушающих, и выражать собственное мнение, собственную оценку. Для большей выразительности можно прибегать к топу «свойства» в изменённом виде, например, как бы замещая этим единственным свойством весь предмет. Это происходит, когда мы даём персонажам «говорящие» фамилии: Правдин у Фонвизина, Коробочка у Гоголя и т.п.

5. «Сопоставление»

Смысловая модель «сопоставление» отражает универсальность мыслительных операций, направленных на поиск сходства и различия в окружающей нас действительности. Топ «сопоставление» существует в двух видах – сравнение и противопоставление. Если мы ищем сходство (аналогию) между предметами, мы сравниваем. Если фиксируем своё внимание на различиях, то противопоставляем. Сравнение – это механизм познания. Одно познаётся через другое: «Голос любимой подобен флейте», «Человек в драке сходен с животным», «Шум моря похож на удары огромного тамбурина».

Противопоставление часто реализуется через специальную фигуру речи – антитезу: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь». Обыгрывание сравнения и противопоставления в одном и том же отрывке даёт интересную, образную картину, помогает глубже понять явление: «Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник, как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой» (так писал о себе М.Ю. Лермонтов).

6. «Причина и следствие»

Это один из универсальных топов, отражающих причинно-следственные отношения между явлениями в мире и, соответственно, между понятиями, идеями, передающими эти отношения. Эта смысловая модель существует в двух разновидностях: в виде веера и в виде цепочки.

Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:

причина

следствие причина

причина

 

причина

причина следствие

причина

Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей наследственности, в образе жизни, в привычках и т.п. Ваше рассуждение на тему: «Книга – лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.

«Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:

причина следствие следствие следствие.

 

причина причина

Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».

7. «Обстоятельства»

Этот топ выражает место, время, условия осуществления действия. Если топ «причина – следствие» наиболее характерен для рассуждения, то без смысловой модели «обстоятельства» немыслимо повествование: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми», - так впервые появляется в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер.

Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?

8. «Пример»

Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая модель опирается на практицизм и прагматизм нашего мышления, на доверие тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.

Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.

9. «Свидетельство»

Топ «свидетельство» носит ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».

В качестве свидетельства нередко используются пословицы и поговорки как выразители народной мудрости.

Не менее убедительна и цитата из Священного писания, которая вводится в текст с указанием на источник: «В Священном Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное» и т.п.

10. «Имя»

Эта смысловая модель обращает нас к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

2 вариант:

Смысловая модель «Род и вид». Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) — ее«нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного к общему(индукция). Благодаря этой модели простая идея размножается по вертикали. Пример: роза — простое понятие, более общее по отношению к ней — цветок, ещеболее высокая ступень обобщения — растение. Особым подразделением в топе «род и вид» назовем топ «разновидности».Разновидностями розы будут: простой дикий шиповник, махровая садовая роза, белая икрасная... Сократ в диалоге Платона «Федр» говорит, что эта смысловая модель позволяетчеловеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления». Смысловая модель «Определение». Определение, по словам Кошанского, — «труднейший, но и полезнейший»источник изобретения. Мы рассматриваем его сразу после топа «род и вид», потому что,определяя предмет речи, делают это «через ближайший род и видовое отличие». Пример: Аристотель определил человека как «двуногое без перьев». Ближайшийрод в этом определении — «двуногое»; «видовое отличие, отделяющее двуногогочеловека от двуногой же птицы, — «отсутствие перьев». Сравним другое определениечеловека — пример из «Общей риторики» Кошанского: «Человек есть животное(ближайший род), одаренное разумом, словом и бессмертной душой (видовые отличия)». Итак, определить предмет речи — значит назвать общий род и видовое,специфическое его отличие от других предметов того же рода. Этот топ позволяет делатьречь ясной и непротиворечивой. Используя эту смысловую модель, нужно помнить, чтоваша речь не должна напоминать толковый словарь. Прекрасные примеры подлиннориторических определений можно найти в сборниках афоризмов и крылатых слов.Хорошо, если вы сами научитесь употреблять определения — метафоры: «Жизнь естьсон». Смысловая модель «Целое — части». Эта модель позволяет, во-первых, рассмотреть предмет речи как часть некоегоцелого и рассуждать так же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть элементы, части,составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Этот топ отражает универсальный закон работы мысли: ее движение от целого кчастям предмета и снова к целому. Пример: карандаш — одна из письменных принадлежностей (определение). В немдве части: деревянная палочка, а в нее вставляется графитовая сердцевина (части). Итак, разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу исинтезу. Смысловая модель «Свойства». Под названием «свойства» назовем несколько очень близких смысловых моделей.Это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерныедействия. Чтобы правильно и успешно использовать топ «свойства», нужно: 1) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качествообъекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предметречи и для говорящего, и для адресата; 2) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций. Блестящий оратор и теоретик русской судебной риторики П. Сергеич пишет:«Исходная точка искусства заключается в умении уловить частное, особенное,характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других емуподобных. Пока нет обособления, нет художественной обработки. Мещанин Иванов укралпару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, чтоИванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старикИванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов, украл пару сапог, и вам ужедана канва для бытового очерка, вы уже на пути к художественному творчеству, ужеготовы от себя вложить в дело нечто вам лично присущее». (29, 131). Смысловая модель «Сопоставление». «Все познается в сравнении» — крылатое выражение, которое отражаетуниверсальность этой модели для познания мира и речи о нем. Поиски общего между предметами и явлениями, как и открытия отличного ипротивоположного, позволяют человеку классифицировать бесконечное разнообразиевещей, сделать мир доступным познанию… Если мы ищем сходство между предметами или явлениями, то обращаемся кмодели «сравнение». Модель «сравнение» построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, с чемсравнивают) и термина сравнения, связывающего эти члены (это то общее, что даетвозможность сравнивать вещи). Пример: Юношество — весна человечества. «Юношество», «весна» — членысравнения; термины сравнения — пробуждение к жизни, сила, красота. Шопенгауэр говорил, что «сравнение представляет большую ценность, посколькуоно объясняет неизвестные отношения с помощью известных». Если нам нужно найти различие между предметами или явлениями, то следуетобратиться к модели «противопоставление», которая позволяет познать вещь ипредставить ее через столкновение ее с другой вещью, обладающей противоположнымисвойствами: «война и мир». Смысловая модель «Причина и следствие». Мы обращаемся к этому топу, когда возникает необходимость четкойаргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов илиоценок. Существуют две разновидности этой модели: 1) «веерная», когда определяется набор, ряд причин одного явления или еговозможных следствий; 2) «цепная», когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляютрассуждения и приводят к некоему выводу. Пример из старых риторик того, как разрабатывается тема «Завтра, завтра, несегодня — так ленивцы говорят». 1. Анализ темы (смысла пословицы). Почему многие любят все откладывать? 2. Причины: а) недостаток чувства долга и любви к добру; б) легкомыслие, надежда на то, что все можно успеть сделать за один присест; в) изнеженность, непривычка к постоянным усилиям и преодолению трудностей; г) жажда удовольствий, «коим в жертву приносится долг», отвращение от всего,что кажется неинтересным. 3. Следствия: а) кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; у всякого дня — своязабота; б) многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно упущено; в) отложенная работа выполняется всегда спешно кое-как; г) портится настроение; д) теряется доверие начальства, сотрудников, подчиненных. Смысловая модель «Обстоятельства». Где? когда? как? каким образом? — вот вопросы, ответы на которые и даютвозможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью«обстоятельства». Особенно важны эти топы в повествованиях и описаниях. Пример действия этой смысловой модели вы найдете в любой газетной статье. Смысловая модель «Пример». Риторические принципы конкретности и близости требуют того, чтобы каждоеположение речи иллюстрировалось примерами. Примеры черпаются говорящим изсобственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д. Смысловая модель «Свидетельства». Свидетельства», или «обращение к авторитетам» — смысловая модель во многомсходная с топом «примеры». Это цитаты, изречения, которые употребляются с разными целями. Они могут придать речи весомость признанного авторитета, убедительностьдревней мудрости, очарование поэзии. Пользоваться этой моделью нужно умело. «Чтобы соблюдать общериторический принцип «гармонии речевого события»,подбирая изречения и ссылаясь на «авторитеты», нужно помнить: источники, к которымвы обращаетесь за этим материалом, должны быть авторитетными не только для вас, и нетолько «вообще», но прежде всего для вашей аудитории или собеседников» (21, 155). «Свидетельствами можно открывать речь, завершать ее, можно их использовать«на границе» структурных частей произведения. Смысловая модель «Имя» Эта смысловая модель предполагает обращение к происхождению и смыслу слова,обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или являетсяодной из ее идей. Пример: Владивосток — владей востоком. Итак, изобретая содержание речи, есть смысл обратиться к топам. Перебирая их вуме и зная механизм их действия, можно «поймать», «схватить» идеи для своей будущейречи. Этот процесс называется ориентацией в содержании будущей речи. В этомпроцессе рождается и первый, предварительный, план речи, который может выглядеть какперечень вопросов, в принципе подлежащих обсуждению. Этот план будет уточняться и входе инвенции, и в ходе диспозиции. На начальной стадии подготовки речи, в фазе ориентации, очень важным звеномявляется постановка цели и формулирование темы.

 

Важным этапом подготовки речи является элокуция – «украшение» речи. Специальные речевые средства, которые используются для придания речи экспре́ссии (выразительности), называют в риторике средствами орнамента́ции, то есть украшения (ср. с этимологически родственным словом орнамент).
Средства орнаментации делят на две группы:
а) тро́пы – это средства речевой экспрессии, основанные на употреблении слова в переносном значении;

б) риторические фигуры –это средства выразительности, связанные с особым строением предложения, словосочетания.
К тропам и фигурам относят приемы, известные нам из школьной стилистики. Мы привыкли находить их в художественных или публицистических текстах, однако, несмотря на стремление научного текста к точности, отсутствию эмоциональности, многие средства орнаментации характерны и для научных текстов.
Основные тропы:
мета́фора
– перенос значения на основе сходства двух предметов;

метони́мия– перенос значения на основе смежности двух предметов или отношения «часть – целое» между двумя предметами;

олицетворе́ние– наделение неживого предмета свойствами живого;

сравнение – уподобление одного предмета другому;

иро́ния– комическая характеристика предмета путем приписывания ему свойств, противоположных истинным качествам предмета.

К риторическим фигурам относят риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксический параллелизмиградацию, различного рода повторы, в том числе анафорические, с которыми мы встречались в художественной прозе и поэзии.

Перечисленные тропы и фигуры в научном тексте играют важную роль: они выступают не только как средство экспрессии, но и как средство познания, прием объяснения материала. Так, например, метафора и сравнение являются важными инструментами познавательной деятельности человека. Узнавая новое, человек всегда сравнивает это новое со старым, уже известным. Многие термины представляют собой метафорические наименования, например, анатомические термины лопатка, коленная чашечка и т.п., технические наименования рукав, кулачок и подобные. Некоторые термины представляют собой результат метонимического переноса – по смежности. Так, щитовидная железа получила свое название из-за соседства со щитовидным хрящом гортани.


ТРОПЫ (греческое tropoi) — термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение. «Троп — есть изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение значения. Как среди грамматиков, так и среди философов ведется неразрешимый спор о родах, видах, числе тропов и их систематизации».
Основными видами Т. у большинства теоретиков считаются: метафора, метонимия и синекдоха с их подвидами, т. е. Т., основанные на употреблении слова в переносном значении; но наряду с этим в число Т. включается и ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) — каковы эпитет, сравнение, перифраза и др. Во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот — к Т. или к фигурам. Так, Цицерон относит перифразу к фигурам, Квинтилиан — к тропам. Оставляя в стороне эти несогласия, можно установить следующие виды Т., описанные у теоретиков древности, Ренессанса и Просвещения:
1. Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum) — определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова (epitheton ornans — украшающий эпитет). Ср. у Пушкина: «румяная заря»; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: «дней моих суровых») и эпитету с противоположным значением — так наз. оксюморону (ср. Некрасова: «убогая роскошь»).
2. Сравнение (латинское comparatio) — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку (tertium comparationis). Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость». Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам (см.).
3. Перифраза (греческое periphrasis, латинское circumlocutio) — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка».
В отличие от перечисленных здесь Т., построенных на обогащении неизмененного основного значения слова, следующие Т. построены на сдвигах основного значения слова.

4. Метафора (латинское translatio) — «употребление слова в переносном значении».
Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.
5. Синекдоха (латинское intellectio) — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «корма» вместо «корабль».
6. Метонимия (латинское denominatio) — «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия».
7. Антономасия (латинское pronominatio) — замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».
8. Металепсис (латинское transumptio) — «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому». Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год».
Таковы Т., построенные на употреблении слова в переносном значении; теоретики отмечают еще возможность одновременного употребления слова в переносном и прямом смысле (фигура синойкиозы) и возможность стечения противоречащих друг другу метафор (Т. катахрезы — латинское abusio).
Наконец выделяется ряд Т., в к-рых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения. Таковы:
9. Гипербола — преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».
10.Литотес — преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много»).
11. Ирония— выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...».

 

На этапе инвенции получает свою реализацию так называемая техника применения топов (топосов), разработанная еще в античности. Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека, и необходимые для развития той или иной темы. "Местами" они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое "место" в речи, получила наименование "место" (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). "Общими" же эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, "модельной" природы.

Таким образом, топосы понимаются как ментальные категории, выступающие стимулом для "размножения" идей, способствующие созданию смыслового каркаса речевого произведения. И соответственно топика какнаука о совокупности "общих мест" и способах их применения отражает общие законы человеческого мышления.

Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелемв "Топике" и "Риторике". В разные периоды развития риторики ее теоретики (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов) предлагали свой набор смысловых моделей, с помощью которых можно создать конкретное речевое произведение. Аристотель представил в своей "Риторике" около сорока общих мест, из которых 28 "надежных" топов и 10 "ненадежных". Смысловые модели Аристотель связывал с обучением искусству аргументации: каждый топ мог использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, т. е. в качестве аргумента. У Цицерона в трактате "Топика" находим 16 основных топов, которые автор, как и Аристотель, рассматривал как виды доказательства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 6183; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечень вопросов к зачету по всему курсу обучения | Орфография производных предлогов как способ разграничения грамматической омонимии.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты