Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 4. Философские идеи развития.




 

Урок 1. Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи.

 

 

Вопрос 1. Понятие развития и связи, формы связи.

 

Вопрос в том, что есть развитие и имеет ли место развитие природы – один из важнейших философских вопросов.

Анаксимен (Древняя Греция V век д.н.э.) – источник всего сущего вечное и беспредельное начало, которое управляет всем – анейрон. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, он возник в результате борьбы противоположностей (тепло холод).

Гераклит отрицал существование вечного, неизменного, постоянного. «Всё течет, всё изменяется», «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку». Но это движение не поступательное, а круговое.

Платон – истину можно обнаружить на основе последовательного анализа какого-либо утверждения и его отрицания. Так как движение существует и покой тоже, то бытиё должно быть совместно и с движением и с покоем. Мысль движется от низших к высшим.

Аристотель – каждая единичная вещь есть единство «Материи» и «Формы». Развитие – это ряд статистических уровней совершенствования, в котором ещё нет синтеза восходящего движения, но уже и движение по кругу.

И.Кант – учение о противоречиях, в которые впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлений. Человеческий разум противоречив и мир для человека вещ непознанная.

Гегель – развитие, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движущего понятия, существующего независимо от природы и человеческого сознания. Развитие идет от идеи к природе.

Маркс, его диалектика исходит из реального самодвижения в природе и обществе. (Материальная диалектика: мир развивается по законам диалектики).

Современная наука уделяет большое внимание вопросу развития. Развитие всегда конкретно и связано с определенными материальными и духовными системами. Вне конкретных систем развития не существует.

Развитие – это всегда качественное изменение вещей и процессов. Первый важнейший признак – необратимость процессов изменения. Необратимость, если даже возможно повторение (кругооборот) – это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Второй признак – направленность или изменение качества системы в определенном направлении и по определенным законам.

Вывод: Развитие – это процесс направленного, необратимого качественного изменения систем (Оно может быть: прямолинейным, зигзагообразным, общим, локальным, ускоренным, замедленным, гармоничным, дисгармоничным и т.п. – всё это разные типы формы развития, которые могут существовать в природе и обществе). В реальных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая картину богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина находит свое отражение в трех основных законах диалектики.

 

 

Вопрос 2. I Закон единства и борьбы противоположностей.

Диалектика (с греческого – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями; «учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии» (Ленин).

Сущность диалектического понимания движения, развития явлений, его отличие от метафизики выражают законы диалектики.

Законы диалектики – это законы развития не только материального мира, но и человеческого познания. Для того чтобы человек мог познавать явления материального мира со всеми их связями, отношениями, взаимопереходами, противоречиями, его сознание, возникающие в его голове понятия должны быть столь же гибкими, подвижными, противоречивыми.

Диалектика поэтому является одновременно и теорией познания, и диалектической логикой.

ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения.

Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.

 

Главным из основных законов Д. является Закон единства и взаимодействия противоположностей, который логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущие силы развития. Для более подробного рассмотрения его сути необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание. К таким категориям относятся: «тождество», «различие», «противоположность».

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Категории «тождество» и «различие» играют важную роль и при анализе процесса развития.

Тождество – это прежде всего равенство явления самому себе, предполагающее различие: каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве.

Явление, кроме того, внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции: положительно заряженное ядро атома и электроны, заряженные отрицательно, реакции соединения и разложения в химии, ассимиляция и диссимиляция в организме, чувственное и логическое в познании, интересы борющихся классов в обществе и т.д.

 

Категория «противоположность» выражает, таким образом, одну из взаимодействующих сторон любого объекта, явления, процесса. При этом противоположности должны не просто внешним образом противостоять друг другу, как скажем, силы, действующие в различных направлениях на какое-то тел. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать друг друга.

Диалектические противоположности органически взаимосвязаны и наряду с противоположными свойствами содержат в себе общие черты: северный полюс и южный полюс, например, являются полюсами, хотя и противоположны.

Итак, противоположные стороны не только взаимоисключают и взаимоотрицают, но и взаимодополняют, взаимопредполагают друг друга (единство противоположностей).

Взаимосвязи противоположностей, будучи свойством объективной реальности, многообразны по форме, способам их развертывания и проявления, что определяется конкретной спецификой явлений в тех или иных областях реальности. Отметим их важнейшие особенности: во-первых, не всегда противоположности взаимодействуют (например, правое и левое, верх и вниз). А во-вторых, не всегда взаимодействие противоположностей предполагает противоречие. Вряд ли можно говорить о противоречиях между устойчивостью и изменяемость, веществом и полем, качеством и количеством, которые присущи всем объектам действительности. В неживой природе нет ни борьбы, ни противоречий. Но взаимодействие может становиться борьбой уже в живой природе (борьба за существование, межвидовая и внутривидовая борьба и взаимопомощь и т.д.)

Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие фазы (ступени) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

Существует бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.

ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия.

ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ — это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей.

Как и другие законы Д., закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и познания. Познание есть не простое созерцание объекта субъектом, а их активное взаимодействие на основе практики. При этом объект материален, существует объективно, образ же идеален, существует в голове субъекта. Объект обуславливает образ. Образ же, хотя и воздействует на объект, влияет на него опосредованно, т.е. через практическую деятельность людей.

Сам познавательный процесс тоже суть единства противоположностей – чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона Е и ВП состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение, фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения.

Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

 

 

Вопрос 3. II Закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Если закон единства и взаимодействия противоположностей вскрывает источник движения и развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (ВПК и КИ) раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона постои в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Взаимопереходы количественных и качественных изменений, их взаимодействие обусловлены сложной диалектикой развития явлений и процессов действительности.

Содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачек».

Все объекты и процессы обладают многообразными свойствами. Совокупность главным образом существенных свойств, выражающих определенность вещи, называется качеством. Категория «качество» является выражением специфики вещи, свойство же представляет собой обнаружение какой-то стороны качества; свойства вещи проявляются лишь в ее взаимодействии с другими вещами. (Например, тот или иной человек может выступать в различных качествах – производственника, гражданина, семьянина и т.п. И в зависимости от системы отношений, в которую включен человек, будет проявляться тот или иной «набор» свойств)

Категория «количество» отражает объективную определенность явлений со стороны из размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. Нельзя согласиться с мнением, что количество есть только внутренняя определенность. Например, атомный вес есть количественная характеристика атома. Однако это не внешняя, а внутренняя существенная характеристика атома, во многом определяющая его свойства. Точно так же и качество есть не только внутренняя, существенная, но и внешняя определенность вещи (точнее единство внутренней и внешней определенности, выражающее специфику, «физиономию» вещи).

Категория «мера» выражает взаимосвязь и взаимообусловленность качества и количества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количественных изменений в качественные. Например, количественные изменения температуры воды при достижении 100 градусов при обычном атмосферном давлении ведут к превращению ее в пар, т.е. в иное агрегатное состояние.

К новому качеству могут привести и структурные изменения. Так, например, в случае изомерии химические вещества, имея одинаковый состав атомов в молекулах, обладают разными свойствами, имеют разную качественную определенность. Переход от старого качества к новому предполагает новое единство качества и количества. Это означает, что переход в новое качество ведет к формированию новых количественных параметров. В приведенном примере водяной пар будет иметь иные количественные параметры, чем вода. Однако не следует думать, что количество при этом становится качеством, а качество количеством.

Категория «скачек» отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Содержание скача является сложное переплетение двух процессов - исчезновения старого качества и возникновение нового, а также установление нового единства качества и количества. Существо скачка состоит в том, что силы и тенденции, направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качественной определенности, получают преобладание над силами, способствующими сохранению этой устойчивости.

Скачки разнообразны как по форме, так и по характеру протекания. Одни скачки могут протекать быстро и резко, подобно взрыву, другие - медленно и постепенно. Тем не менее постепенность скачка необходимо отличать от постепенности количественных изменений: скачек при всей его постепенности есть изменение качества.

Следует различать скачки и по характеру, масштабу качественных изменений. Скачек, при котором меняется основное качество вещи, предполагает коренную ломку ее качественной основы. Скачек же, в ходе которого не происходит коренной ломки качественной основы, осуществляется в рамках основного качества (например, качественные изменения организма на стадии его эмбрионального развития).

В процессе познания количественные изменения тоже предшествуют качественным, подготавливают, обусловливают последние. Познание идет от явления к сущности, от эмпирического знания к теоретическому; постепенное количественное накопление опытных знаний подготавливает качественный скачек, перерыв постепенности – переход к теоретическому знанию, раскрывающему сущность явлений.

Диалектическим скачком является и переход от чувственной ступени познания к рациональной. Да и сам процесс формирования чувственного образа есть переход от объективного предмета к его субъективному образу. Все отмеченные переходы в познании необычайно сложны и многообразны.

Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов. Выявление качественной определенности вещи предшествует познанию ее количественных характеристик.

Таким образом, количественные и качественные характеристики познаваемого объекта, их взаимосвязь (мера), форма перехода (скачек) не даны заранее, сразу и целиком в готовом виде. Их постепенно обнаруживают, открывают, руководствуясь при этом как методологическим инструментом категориями «качество», «количество», «мера», «скачек», выявляя конкретные качество и количество, присущие данному объекту, его меру и форму скачка.

При изучении скачкообразного характера развития, взаимного перехода количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Понятие «эволюция» в диалектическом материализме употребляется в широком и узком смысле слова.

В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ — это весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения, в т. ч. и революции.

В УЗКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ выступает как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после утверждения нового. И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.

Понятие «революция» сегодня применимо в основном к общественным явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.

РЕВОЛЮЦИЯ — это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.

Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта противоположность не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкретном случае.

 

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты