КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Философские идеи развития. Урок 2. Законы и категории диалектики. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Урок 2. Законы и категории диалектики.
Вопрос 1. III Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицанияхарактеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию, направленность развития. Основными категориями закона отрицания отрицания являются понятия: «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к сорому» в результате двойного отрицания. Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание, как видим, представляет собой не только мысленную операцию, противоположную утверждению, но и объективную, существенную характеристику процесса развития. Объективность отрицания обусловлена объективностью противоположных тенденций, лежащих в основе развития всех явлений действительности. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется снятием. Для снятия характерна три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. В нем наиболее рельефно проявляется удержание положительного в ходе преодоления старого. С понятием «отрицание» тесно связано понятие «скачек», И хотя эти понятия близки, необходимо все-таки их различать. Скачек как переход от старого качества к новому, от одной меры к другой есть «перерыв постепенности». Процесс же отрицания начинается еще до скачка, в рамках старой меры, и продолжается после него, в рамках новой меры. Таким образом, длительность отрицания как процесса оказывается большей, чем длительность скачка. В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития. В этом как раз и состоит специфика закона отрицания отрицания (типичный пример, зерно - стебель – зерна колоса). На каждом же отдельном этапе этот закон обнаруживается как тенденция, когда далеко не всегда и все очевидно. Количество отрицаний, как и способ отрицания, зависит от конкретной специфики того или иного явления. Иными словами, знание общих закономерностей бытия является необходимым, но недостаточным условием познания конкретных особенностей тех или иных явлений. Например, в случае заболевании мы имеем одно отрицание, а при выздоровлении – другое, возврат якобы к старому: состояние здоровья у человека будет иным, чем до заболевания (могут быть осложнения), но может наступить и смерть, так что очередного витка спирали уже не будет. Рассмотрим закон отрицания отрицания как закон познания в двух аспектах: действие этого закона в сфере познания и его методологическую роль в качестве инструмента познания и изменения действительности. Процесс познания есть сложный диалектический процесс, в котором имеет место и скачки, и отрицание, и преемственность, и возврат якобы к старому. Ярким проявлением преемственности и развития знаний является отрицание между старыми и новыми теоретическими системами, которое выражается принципом соответствия. Суть этого процесса и заключается в том, что по мере развития научного познания старая теория не отбрасывается полностью новой. Закон отрицания отрицания имеет большое методологическое значение в познании природных и социальных явлений. Он нацеливает на учет многообразия конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе. Этот закон ориентирует на серьезный, вдумчивый подход к осуществлению преобразований в общественной жизни. Очень важен конкретный анализ явлений, правильная оценка того положительного в них, что должно удерживаться, а также выявление сторон, свойств, черт, которые не могут быть взяты в новое качественное состояние, а доданы быть отвергнуты. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.
Рассмотренные законы диалектики раскрывают в своем единстве развитие как сложный, многообразный, нелинейный процесс с точки зрения его источника, движущих сил, форм развития, характера его направленности и результата.
Вопрос 2. Категории диалектики.
Термин «категория» (от греч. категория — высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. В ходе практического воздействия на мир человек сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, они не существуют «как таковые». Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей. В одно и то же время оно и единичное, и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При определенных условиях развития отдельного единичное может становиться общим, а общее — единичным (новые виды растений, породы животных, мода). Из единства общего и единичного в отдельном можно сделать соответствующие выводы для практической деятельности. Так, чтобы составить себе более полное представление о том или ином объекте (или субъекте), необходимо установить не только то, что у него является общим с другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от других материальных образований. Если каждому явлению необходимо присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует исходить не только из общего, повторяющегося (все так делают!), но и из особенного, присущего только данной области. Это обусловливает многообразие форм и путей решения одной и той же практической задачи. В процессе познания мы ищем общее между исследуемыми и уже изученными явлениями, а затем переходим к поиску единичного.
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ — совокупность всех необходимых сторон и отношений (законов) вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни. Это то, без чего данная вещь не может быть сама собой. ЯВЛЕНИЕ — это способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам. Сущность всегда находится в единстве с явлением, ибо она в нем не только обнаруживается, но через него существует, действует. Сущность всегда проявляется. Явление существенно, однако оно не тождественно сущности, отличается от нее. Оно богаче сущности, ибо привносит нечто иное, чем то, что идет от сущности. Явление в свое содержание включает новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, и из сущности не вытекают. Поскольку сущность выступает лишь через явление и последнее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, постольку в познании и в жизни нельзя ограничиваться тем, что лежит на поверхности материальных образований. Необходимо проникать в глубь вещей, событий, процессов и воспроизводить их сущность в сознании в форме идеальных образов. На практике нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых свойств и связей, особенно в работе с людьми, ибо внешность обманчива. Хорошая одежда зачастую скрывает недостатки тела, хорошая внешность — пороки души. Явление всегда текуче, изменчиво. Сущность же составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях. Однако будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной. Преходящи, подвижны, текучи не только явления, но и сущности вещей. Содержание и форма. СОДЕРЖАНИЕМ называется категория, охватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодействий и изменений. Оно включает и внутренние, и внешние взаимодействия. ФОРМА — это организация устойчивых связей между компонентами содержания. Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма — к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на содержание. Форма может ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в зависимости от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела. Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания — тайна изящного.
|