КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Таким образом, диалектика – наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика иметафизика.
Метафизика – философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику. Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.
Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития: · вопрос об источнике (причине) развития; · вопрос о характере и механизме развития; · вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.
Согласно диалектической концепции: · источник (причина) развития – внутренняя противоречивость системы; · развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы; · развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии – прогрессивное.
Согласно метафизической концепции: · источник (причина) развития – механический толчок извне или Бог; · развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»); · развитие – это движение системы по кругу, возврат к старому.
Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно: · отрицание всеобщей связи и развития; · отсутствие целостного (системного) взгляда на мир; · убеждение в завершенности всех мировых связей; · мышление по принципу “или-или”, “да-нет”. “Новая” метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как: · количественные изменения («плоский эволюционизм»); · качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»); · монотонное повторение со строго линейной направленностью; · движение по кругу, без возникновения нового; · движение, из которого изымается его сущность – противоречие; · сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений; · постоянный регресс.
Разновидности метафизики: · догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени); · релятивизм(от лат. relativus – относительный, абсолютизирует момент изменчивости); · эклектика(формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий); · софистика(от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).
Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии. Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества). Субъективная диалектика – это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.
Диалектика – это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания. Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории. Принципы отражают: · фундаментальные основания бытия и познания; · имеют статус философских аксиом; · задают начальные условия познанию; · обусловливают его характер; · лежат в основе законов и категорий диалектики; · придают знанию системность и целостность; · в познании и практике выполняют нормативную функцию. Принципы диалектики: · принцип связи; · принцип развития.
|