КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связь явлений (такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом), имеет универсальный характер. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Смысл принципа связи состоит в утверждении и обосновании тезиса: «все в этом мире со всем взаимосвязано». Содержание данного принципа подтверждается существованием различных уровней связи (между объектами и системами неорганической природы, органической природы, общества).
Смысл принципа развития состоит в обосновании и доказательстве тезиса: мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии(например, эволюция форм отражения, антропосоциогенез).
Закон – это объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью. Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи миру в целом и отдельным его сторонам и объектам.
Основные законы диалектики: · закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей; · закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; · закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике, причине развития («почему происходит развитие?»). Закон утверждает, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. В связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними. Содержание данного закона раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «тождество», «различие». Противоположности – это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и являются источником развития.
Например, в неорганической природе: вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании: анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум. Противоречие – подвижное отношение между противоположностями. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая – его упразднения. В динамике противоположностей эти функции меняются местами.
Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаются тормоз для их развития. Типы противоречий: · основные(характеризуют саму сущность предмета) и неосновные(между взаимосвязанными явлениями); · внутренние(взаимодействие противоположных сторон данного предмета) и внешние(отношения предмета с окружающей его средой); · антагонистические(непримиримая враждебность интересов) и неантагонистические(общность коренных интересов).
Антагонистические противоречия преодолеваются: 1) их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей; 2) устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающими в необходимых случаях применение насилия государственными органами. Единство противоположностей – отношение совпадения, тождества между противоположными сторонами. Борьба противоположностей – противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении. Этапы взаимодействия сторон целого по Гегелю: · тождество; · различие; · противоположность; · собственно противоречие.
Марксмежду тождеством и различием дополнительно поместил категорию «двойного существования»(переходное состояние объекта).
Этапы взаимодействия сторон целого (тождество, двойное существование, различие, противоположность и собственно противоречие) вызывают состояние · гармонии; · дисгармонии; · конфликта противоположностей.
Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы). Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной из сторон за счет другой. Характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликткак высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса. С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация – борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных измененийвскрывает характер, механизм развития («как происходит развитие?»). Содержание данного закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
Качество– категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество обнаруживает определенность объекта через совокупность его свойств. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования. Количество – категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеряется средствами математического знания (число, величина).
В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры). Мера– это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выражает относительную устойчивость объектов. Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому. Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной, порождает безмерность. Скачок– это переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое (в результате превышения меры).
Скачок означает: · перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления; · превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение; · момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).
Закон отрицания отрицания вскрывает направление и форму, структуру процесса развития («куда направлено развитие и в какой форме оно осуществляется?»). Содержание данного закона раскрывается с помощью категории «диалектическое отрицание». Диалектическое отрицание – категория, отражающая закономерный процесс перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его противоречий.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: 1. деструкцию прежнего (разрушение, преодоление); 2. кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию); 3. конструкцию (созидание нового).
Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.
Например: · разрушение командно-административной системы; · сохранение традиций патриотизма и интернационализма, профессионализм кадров; · внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов.
Закон говорит о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (характеризуется преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали). Преемственность (сохранение старого в новом) выражается в том, что: 1. старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия; 2. сохранение низших форм организации материи в высших; 3. отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (изменения), которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования; 4. сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном виде. Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности.
Схематично данный закон можно представить в виде триады: «тезис – антитезис – синтез» (утверждение – отрицание этого утверждения – отрицание отрицания, т.е. снятие противоположностей). Гегель дал ей название «отрицание отрицания».
Неосновные законы диалектики – это законы между парными диалектическими категориями: · закон единичного и общего (всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления); · закон необходимости и случайности (необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими; вместе с тем синергетика установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон)); · закон содержания и формы (содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс); · закон причины и следствия (свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин); · закон возможности и действительности (развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями); · закон сущности и явления (в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность); · закон части и целого (развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей).
Категории диалектики – всеобщие нормативы познавательно-мировоззренческого отношения человека к действительности, отражают объективный мир, выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практики. Относительная устойчивость бытия (структурно-функциональное единство предметов и бытия в целом в пространстве) отражается в следующих категориях: · «единичное-особенное-общее»; · «многое-единое»; · «сходство-различие»; · «качество-количество»; · «простое-сложное»; · «часть-целое»; · «системность», «структурность»; · «конечное-бесконечное»; · «форма-содержание». Изменчивость бытия (становление и превращение вещей, движение и развитие объектов во времени) отражается в следующих категориях: · «причина-следствие»; · «случайность-необходимость»; · «возможность-действительность»; · «явление-сущность».
Функции диалектики: · мировоззренческая; · логическая; · методологическая; · оценочно-социальная.
Материалистическая диалектика функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Все предметы познания диалектика считает постоянно изменяющимися, а знания о них – преимущественно относительными, требующими учета конкретного контекста познания. В арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания. Значение закона единства и борьбы противоположностей в познании характеризуется двумя аспектами: 1) противоречие является источником развития; 2) противоречие выступает методологическим принципом научного познания. Значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в познании заключается в том, что в процессе познания количественные изменения предшествуют качественным, познание идет от явления к сущности, от эмпирического знания к теоретическому. Закон отрицания отрицания в познании действует как принципотрицания, выполняет две функции: 1) нормативную (разрешение диалектических противоречий должно осуществляться в форме синтеза противоположностей); 2) стратегическую (развитие познания должно осуществляться от относительной истины к абсолютной).
Основные свойства принципа отрицания конкретизируются в следующих методологических принципах: 1) принципе фальсификации; 2) принципе преемственности; 3) принципе соответствия.
Например, по мере развития научного познания старая теория не отбрасывается полностью новой. Между ними устанавливается определенное соответствие: новая, более общая теория содержит в себе старую как частный случай. В индивидуальном познании закон отрицания отрицания проявляется в повторении пройденного.
Учет многообразных конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе. Конкретный анализ явлений, правильная оценка всего того положительного в них, что должно удерживаться, а также выявление сторон, свойств, черт, которые не могут быть взяты в новое качественное состояние, а должны быть отвергнуты.
Современная философия является методологическим фундаментом медицинского знания, позволяет объединить частные исследования и системно применить их к изучению человека.
Учет сложной диалектики части и целого, общего и локального, единства и борьбы противоположностей позволяет, применяя диалектический метод в медицине, комплексно подойти к проблемам болезни, лечения, профилактики и реабилитации как к сложным, противоречивым и взаимозависимым процессам.
В работе практического врача применение диалектического метода является основой разработки правильной тактики лечения. Врач должен руководствоваться основными положениями теории систем, рассматривать болезнь как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии.
Лечение и излечение – это синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее. Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами. Геокосмические системы и человек представляют собой открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы.
Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитный баланса, ферментного статуса крови соответственны, связаны со среднемесячной динамикой космических лучей.
Биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.
Таким образом, синергетика – способ познания, понимания и лечения человека как психосоматического существа. Она тесно связана с диалектикой и теорией систем, пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а также факторы случайности, необходимости и действительности.
|