Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


III. Вокально-хоровой анализ




Произведение « Видит лань – в воде» написано для 6-тиголосного смешанного хора, с divisi в партиях Т и А.

Диапазоны хоровых пратий:

S e1 – g2

 

A I c1 – e2

A II c1 – e2

 

T I fм – a1

T II fм – a1

B aб – d1

Диапазон хора:

aб - g2

Общий диапазон хора составляет 3 октавы, крайние звуки используются эпизодически, поэтому рабочий диапазон хора eм- e2. Тесситурные условия между партиями неравнозначны. Партия А в основном поёт в среднем участке диапазона (не учитывая моментов когда в партии можно встретить ноты c2, d2 и e2). Так же в среднем участке диапазона в основном поёт партия Т, изредка в партии встречаются а1и g1. Основную трудность представляет исполнение партий S и В, так как каждая из двух этих партий изложена в неудобной тесситуре.

Исполнение основного мелодического материала зачастую поручено партии S (за исключением эпизодов с имитационной полифонией, где тема проходит во всех голосах), остальные же голоса выполняют функцию гармонического сопровождения.

Приём звуковедения в произведении. Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии. Этот прием отражает главное в процессе пения - непрерывность, плавность, напевность. При таком звуковедении должно присутствовать связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.

Не смотря на минорную тональность хоровой миниатюры, характер звука «светлый». Он передаёт, что даже в самой отчаянной ситуации есть лучик надежды.

Звуковедение неразрывно связано с певческим дыханием. При исполнении хоровой миниатюры необходимо использовать все виды певческого дыхания: по партиям, общехоровое и цепное.

Пример

По партиям

 

Пример

Общехоровое

 

Пример

цепное

 

Для правильного его исполнения хормейстер должен следить за выполнением следующих требований:

Ø брать дыхание незаметно;

Ø «входить» в общее звучание без толчков, с мягкой атакой звука, интонационно чисто;

Ø не делать вдох одновременно с соседом.

 

Произведение содержит ряд значительных трудностей, которые возникнут при его исполнении. В первую очередь интонационного плана.

Строй хора - одно из базовых, фундаментальных понятий музыкальной теории, а так же является одним из основных элементов хоровой звучности. Даже при первом знакомстве с данным произведением мы можем заметит множество трудностей связанные со строем. На первый взгляд может показаться, что произведение способно вызвать небольшие трудности, связанные со строем. Однако, данные выводы поспешны.

Во-первых, перед нами сочинение a’cappella (пение a’cappella является наивысшей формой хорового исполнительства).

Во-вторых, сложность могут вызвать вступления партий на разные доли такта:

Пример

Эти фрагменты произведения можно использовать в качестве учебного материала в виде упражнений на различные слоги.

Внимание нужно обратить на фальцетное пение в партии Т и В, что требует от исполнителей очень тонкого, «острого» интонирования.

Пример

Пример

 

Нельзя упускать из вида те моменты когда в партиях встречается хоровая педаль. Удержаться на одном звуке очень сложно

Пример

Ещё одной из причин нарушения строя зачастую является вялое произношение согласных и неверное формирование гласных звуков (т.е. отсутствие их единообразного произношения). Если говорить конкретнее, то такие слова, как «воде», «отражён», «олень», «сквозь», «сон» и т.д. нуждаются в прикрытой гласной «О». Также необходимо следить за тем, чтобы не были чрезмерно открыты гласные «Е» и «И» в словах «олень», «рыщет», «везде», «ищет», «день» и т.д.

Ещё одна наиболее часто встречающаяся причинааа нарушения строя, это низкое интонирование сонорных согласных (л, м, н, р). Их следует петь на высоте следуемых за ними гласных. Невыполнение этого правила ведёт к «подъездам» в пении и фальши в интонировании. Например, в словах «рыщет», «лань», «олень», «ночь», «сон» и т.д.

Фундаментом вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука. Основными задачами хормейстера являются формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения и добиться от исполнителей пения «на опоре».

Ансамбль является одним из основных элементов хорового звучания, это одна из самых интересных и сложных категорий хорового исполнительского искусства. Ансамбль в хоровом искусстве означает уравновешенное звучание всего хора, хоровых партий и голосов отдельных певцов, полный технический и творческий контакт и единство между идейно-художественным содержанием партитуры и дирижерско-творческой исполнительской экспозицией. Ансамбль хора является синтезом таких частных ансамблей, как интонационный, тембровый, динамический, ритмический и дикционный.

Хоровой ансамбль зависит также от фактуры хорового произведения, т. к. роль отдельных хоровых партий при исполнении произведения может быть не одинаковой и зависеть от степени важности порученного им музыкального материала. Совершенно очевидно, что партия или партии, исполняющие более существенный музыкально-тематический материал, должны быть более слышны, нежели партии, поющие второстепенное, менее существенное, исполняющее роль аккомпанемента. Поэтому значение музыкального материала, исполнение которого поручено той или иной партии, имеет решающую роль. Главная задача дирижёра – суметь объединить все партии в единую целостную структуру.

На протяжении произведения мы можем встретить разновременные вступления партий. Чтобы добиться в этих местах ритмического ансамбля, дирижёру следует отработать в медленном темпе все вступления.

Метроритмический ансамбль основывается на едином ощущении темпа(в произведении встречаются ферматы, темп allegretto = 120, и встречается следующее темповое указание smorzando), метра и ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над этой формой ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей, особенно в медленном темпе.

Динамический ансамбль - это уравновешенность голосов по силе и громкости звучания. Для хоровой миниатюры «Видит лань – в воде» характерен гибкий динамический план (от pp до mf). Данный вид ансамбля тесно связан с тесситурой.

Дикционный ансамбль предполагает единую манеру произношения текста для всех участников хора. При работе над этим видом ансамбля возникает ряд сложностей, к которым необходимо отнестись с особым вниманием, так как без правильного произношения слов невозможно понять смысл произведения. Значительные трудности способны вызвать согласные звуки. Наиболее трудными для произношения признаются «р» и «с». Чтобы в хоре хорошо прозвучал звук «р», его следует удваивать и даже утраивать. И наоборот, звук «с» требует предельно короткого исполнения. Например, в словах «отражён», «рыщет», «услыхал», «сквозь» и т.д.

Также, при работе над произведением, важно помнить правило: «согласные, оканчивающие слог в середине слова, при произношении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тесном стыке слов—к следующему слову». Например, «ви-ди-тла-ньвво-де-о-тра-жё-но-лень».

Исполнение данного произведение

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты