КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И горе молящимся, которые невнимательны к своей молитве…[3]».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Мухаддиса Насыруддина Мухаммада аль-Альбани С предисловием ‘Али ибн Хасана ибн ‘Али ибн ‘АбдульХАМИДА аль-Халаби аль-Асари Первое издание 1992 г. х.э. – 1412 г.h. Перевод с некоторыми сокращениями
إن الحمد لله نحمده ونستعينه ونستغفره ، ونعوذ بالله من شرور أنفسنا ، ومن سيئات أعمالنا ، من يهده الله فلا مضل له ، ومن يضلل فلا هادي له . وأشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له . وأشهد أن محمداً عبده ورسوله . أما بعد : «Нет расхождения между мусульманами в том, что сознательное оставление обязательной молитвы является одним из самых великих грехов, который больше, чем грех убийства, присвоения (чужого) имущества, прелюбодейства, воровства, употребления опьяняющих веществ. Этот грех ведет к наказанию АЛЛАhа и Его гневу, позору в этой жизни и следующей[1]».
Поистине, в Къур`ане приведены аяты, возвеличивающие степень молитвы и разъясняющие тяжесть греха оставляющего ее или невнимательно относящегося к ней. Всевышний АЛЛАh сказал: И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и последовали за своими страстями, и скоро встретят они погибель, кроме тех, кто покаялся …[2]». И горе молящимся, которые невнимательны к своей молитве…[3]». 3. «Что завело вас в Сакъар?» Скажут они: «Не были мы молящимися[4]». От пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сообщен ряд хадисов, уведомляющих о тяжести греха оставляющего молитву, или халатно относящегося к ней. Сказал посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует: «(Преграда) между рабом (АЛЛАhа) и многобожием – молитва[5]». И сообщил также пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh: «Договор между нами и ими – молитва. Кто оставит ее, тот совершит неверие[6]». И сказал посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, также: «Кто преднамеренно оставил молитву, тот лишился защиты АЛЛАhа[7]». Имам аль-Багъави, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал в «Шархус-сунне» (2/178-179): «Ученые разошлись в вопросе преднамеренного оставления молитвы». Аш-Шаукани сказал в «Найль аль-автар» (1/369) в комментарии к хадису Джабира: «Хадис указывает на то, что оставление обязательной молитвы – неверие. Нет разногласия между мусульманами в том, что тот, кто оставил молитву из-за отрицания ее обязательности – неверный, если только он не принял недавно Ислам или он не знал об обязательности молитвы, т.к. не связывался с мусульманами определенное время, в течение которого до него могло бы дойти сообщение об обязательности молитвы. Что же касается того человека, кто оставил молитву из-за лени, признавая обязательность молитвы, как обстоит дело со многими людьми сейчас[8], то ученые разошлись в этом…». Далее он пишет: «Большинство предшественников и ученых последующих поколений, в том числе Шафи’и и Малик, считали, что тот, кто оставил молитву, не является неверным, а является лишь грешником. Если он не совершит покаяния, то его нужно казнить, как и побывавшего в браке прелюбодея». Ибн Хиббан в своем «Сахихе» (4/324) сказал: «Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, использовал обобщенное («итлак») название неверия применительно к оставляющему молитву, так как это является началом неверия. Поскольку, когда личность оставляет молитву и готовность к ней, она постепенно переходит к оставлению других обязательств. Когда она будет готова оставить остальные обязательства, это приведет ее к отрицанию. Поэтому посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, применил обобщенное название крайнего ответвления неверия (т.е. отрицания) к его началу, а это – оставление молитвы». Затем он, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал: «Сообщение, которое доказывает достоверность того, что мы упомянули: арабы используют обобщенное название конца вещи, в начало которой ввергается кто-либо». После упоминания хадиса: «Спор о Къур`ане является неверием[9]», он сказал: «Когда личность спорит о Къур`ане – если АЛЛАh не убережет его – то это ведет его к сомнению по отношению к неоднозначным («муташаабихат») аятам (Къур`ана). И поэтому посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, применил обобщенное название «неверие», - которое является отрицанием – к началу его причины, – т.е. спору».
Поэтому оставление молитвы является делом огромного значения и опасным деянием, которое ведет, - да спасет АЛЛАh от этого – к отступлению от религии и присоединению к неверным и многобожникам. И поскольку ученые разошлись во мнениях в этом важном вопросе, ищущему знаний следует поступать обдуманно и осторожно, и не относиться к каждому оставляющему молитву, с позором неверия и отступления от религии, со всякой жесткостью, ибо, как сказал Шаукани[10]: «Верующему в АЛЛАhа и День воскресения нельзя делать шаг в вынесении относительно мусульманина решения о выходе его из Ислама и вхождении в неверие, кроме как с таким же ясным доказательством, как ясно солнце днем. Поистине, в достоверных хадисах передано через группу сподвижников[11]: «Кто скажет своему брату: «О неверный», то один из них вернется с этим (названием)». В одной из версий «Сахиха» сказано: «Один из них совершит неверие». В этих хадисах содержится очень жесткое порицание и огромное предупреждение относительно спешки в вынесении решения о неверии. Могучий и Великий АЛЛАh сказал: «Однако гнев АЛЛАhа и великое мучение приготовлено тому, кто открыл душу неверию[12]». Поэтому (для неверия) обязательно, чтобы личность открыла свою душу для неверия, сердце нашло умиротворение, а душа – спокойствие в неверии[13]». Да, некоторые люди знания или ищущие знания защищают свое рвение и симпатии к решению о неверии каждого оставляющего молитву без принятия во внимание отрицания или лени, - как они предполагают – желанием побудить к этому великому делу (молитве) и отразить халатное отношение к молитве и решениям относительно нее. Некоторые из этих ученых или ищущих знания приводят в доказательство вышеупомянутые или другие аяты или хадисы, чаще всего не совмещая их отвержением и ответом на них, или же, что бывает иногда, делая это совмещение в недостаточном, кратком виде. Ни в последующей работе Альбани, ни тем более в этом предисловии, нет всеохватывающего слова о доказательствах, разошедшихся во мнениях в этом великом вопросе группах. Этому необходимо уделить отдельное место (см. далее). Однако я хотел бы ограничиться здесь упоминанием некоторых важных научных аспектов, о которых многие ищущие знания остались не осведомлены. Первое, почтенный имам Ахмад ибн Ханбаль сказал в своем завещании своему ученику Хафизу Мусаддиду ибн Мусархиду[14]: «Человека из Ислама выводит лишь придание сотоварища Великому АЛЛАhу, или отвержение отрицанием одного из обязательств, вмененных Могучим и Великим АЛЛАhом. Если же он оставляет это (обязательство) из-за лени или халатности, то будет в воле АЛЛАhа: если Он пожелает, то подвергнет мучениям, если нет, то простит…[15]». Следующее приведено в общем решении (обвинения в неверии) и частном вопросе оставления молитвы. Первое. Всевышний АЛЛАh сказал: «Поистине, АЛЛАh не прощает придания Ему в сотоварищи, и прощает все остальное, кому пожелает»(Женщины-48, 116). Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: «(Имеется) пять молитв, которые АЛЛАh вменил в обязанность Своим рабам. Кто придет с ними, не утратив по халатности ничто из их обязательств, на АЛЛАhе будет обязанность ввести его в рай. Кто же не придет с ними, то на АЛЛАhе относительно него не будет обязательства, и если Он пожелает, то подвергнет мучениям, а если захочет, то введет в рай[16]». Второе. Имам Мухаммад ибн ‘АбдульВАhhАБ, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал («Дурарус-саниййа» 1/70) в ответ на вопрос о том, чем человек входит в неверие, и по какой причине его казнят: «Столпов Ислама пять, и первые из них – два свидетельства, а затем уже идут четыре остальных. И когда кто-то, признавая их, оставляет их из-за халатности, то мы казним его за это действие, но не считаем неверным из-за оставления этих столпов, т.к. ученые разошлись во мнении относительно того человека, который не совершает молитву из-за лени, не отрицая при этом ее обязательности. И мы обвиняем в неверии лишь по тому, на счет чего есть единогласие среди ученых. А это – два свидетельства». Третье. Некоторые люди знания, считая неверием оставление молитвы, ссылаются на аят Къур`ана, который является одним из основных их доводов, подкрепляющих их мнение. Текст аята: «И если они покаются, будут выстаивать молитву, и выплачивать закят, то они являются вашими братьями по вере[17]». Эти ученые сказали: в этом аяте указывается на то, что для установления братства между нами и язычниками ставится условие исполнения молитвы, а если кто-нибудь не соблюдает ее, то он не считается нам братом в религии!» Ответ им на это состоит из двух пунктов: 1) сказал имам Ибн Атыйа, да смилуется над ним АЛЛАh, в «Мухаррир аль-ваджиз» (8/139, магърибское издание): «Слова «и если покаялись» обозначают: «если отошли от своего состояния». И покаяние включает в себя веру». Выстаивание молитвы тоже является условием, но идет уже после покаяния, содержащего в себе веру. Ведь Всевышний АЛЛАh упомянул покаяние перед молитвой и закятом, а это значит, что вера является основным условием братства в религии. Поэтому Табари сказал в «Джами‘уль-байан» (18/86): «Всевышний говорит: «О уверовавшие, если эти многобожники, уничтожение которых Я велел вам, вернутся от своего неверия и придания АЛЛАhу сотоварищей к вере в АЛЛАhа и Его посланника, вернутся к поклонению Ему, будут выстаивать обязательную молитву, соблюдая ее запреты, выплачивать обязательный закят тому, кому он предназначен, тогда они являются вашими братьями в религии Ислама, придерживаться которой вам велел АЛЛАh». 2) (АЛЛАh) связал молитву с закятом. Разве тот, кто уверовал в АЛЛАhа и покаялся за неверие до этого, и выстаивал предписанную молитву, не является братом по вере, и мусульманином по правам и обязанностям, если он не выплачивает закят? Если будет отвечено: «Нет, он является братом по вере[18]», то я спрошу: «Какое имеется доказательство для различения в данном аяте между молитвой и закятом, в то время как они упоминаются в равной степени по порядку после покаяния?» Если кто-нибудь скажет о том, что этот человек не является братом по религии, то мы скажем: «Это явная неправда и нет ни одного доказательства этому». Четвертое. Передают со слов Хузайфы бин Йамана, да будет доволен им АЛЛАh: «Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, сказал: «Ислам сотрется, как стирается узор одежды, так что люди ничего не будут знать ни о посте, ни о молитве, ни о жертвоприношении, ни о милостыне. И Книга Могучего и Великого АЛЛАhа исчезнет в одну ночь, и на Земле не останется ни одного аята от него. Только останется группа людей из стариков и старух, говорящих: «Наши отцы говорили это слово: «Нет божества, достойного поклонения, кроме АЛЛАhа», поэтому мы и произносим его».Передали ибн Маджа (4049), аль-Хаким (4/473) через Абу Му‘авию, через Абу Малика Ашджа‘и, через Раби‘ ибн Харроша, от Хузайфы ибн Йамана, от посланника АЛЛАhа. Хаким назвал его достверным, а Заhаби согласился с ним. Достоверным его назвал также Бусири в «Мисбахуз-заджаджа». Сильным назвал его также Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (13/16). Некоторые высказались о недостатках этого хадиса[19] и назвали его слабым из-за слов относительно Абу Му‘авии, однако это не вредит данному хадису. Вместе с этим эти люди оказались в неведении о том, что (в передаче этого хадиса) Абу Му‘авие следуют другие передатчики. От Абу Малика этот хадис с его цепочкой и текстом передал Абу ‘Авана, как об этом сказал Бусири в «Мисбахе» (3/254). Абу ‘Авана является «сикот сабат рузийа» - «достоверный достойный доверия». Наш Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним АЛЛАh, в примечании к этому хадису в книге «Сильсилятуль-ахадисис-сахиха» (1/130132) сказал: «В этом хадисе содержится очень важная польза, касающаяся фикха. Она заключается в том, что свидетельство «Нет божества, достойного поклонения, кроме АЛЛАhа» спасет того, кто произнес его, от ада, даже если он не выполнял никакие другие из пяти столпов Ислама, как, например, молитва и другие. Известно, что ученые разошлись в вопросе положения человека оставившего молитву, но верующего в ее обязательность. Большинство ученых сошлись на том, что такой человек не становится неверным, а является грешником. А Ахмад в сообщении от него считал такого вышедшим из мусульманской общины и говорил о необходимости казнить его в качестве отошедшего от религии, а не как в качестве наказания за тяжкий грех. В достоверных источниках передают, что сподвижники не считали ничто из деяний неверием, кроме оставления молитвы. Это передали Тирмизи и Хаким[20]. Я считаю правильным мнение большинства ученых (т.е. что оставление молитвы не является неверием), ведь утверждения, переданные от сподвижников, не являются священными текстами, обозначающими, что они имели в виду под этим неверием неверие, оставляющее его навечно в аду и лишающего его прощения АЛЛАhа. Как это будет возможно, если Хузайфа, один из крупных сподвижников, дал опровержение Силя ибн Зуфару, который чуть было не понял, это так, как его понял Ахмад. (Силя ибн Зуфар) стал говорить: «Чем им поможет свидетельство, в то время как они не знали, что такое молитва…». Однако Хузайфа сказал ему, после того, как отвернулся от него: «О Силя, это спасет их от ада» три раза. И это является священным текстом от Хузайфы о том, что оставляющий молитву – и среди нее остальные столпы – не является неверным. Однако он является мусульманином, который спасется в День воскресения от вечного пребывания в аду. Затем я встретил «Фатава хадисийа» (84/2) Хафиза Сахави, и увидел, что после приведения некоторых известных хадисов о неверии оставляющего молитву, он говорит: «Однако все это понимается в явном смысле относительно оставляющего молитву с отрицанием ее обязательности при условии, что он вырос среди мусульман. Поскольку в этом случае он будет неверным, отступившимся от религии согласно единодушному мнению мусульман. Если он вернется в Ислам, это принимается от него, в противном случае он подвергается казни. Что же касается оставляющего молитву без уважительной причины, из-за лени, признавая ее обязательность, то верным мнением, опирающимся на священные тексты, является мнение, которого твердо придерживалось большинство ученых, что он не является неверным. Но от него, согласно верному мнению, после пропуска обязательного времени одной молитвы, например, после пропуска полуденной молитвы до захода солнца, или пропуска закатной молитвы до наступления рассвета, требуется покаяние, как требуется покаяние от отступившего от религии. Если он не покается, то будет казнен, обмыт; над ним будет совершена заупокойная молитва, и он хоронится на кладбище мусульман со всеми остальными церемониями мусульман. Обобщенное название «неверие» против него относится к тому, что он является соучастником с неверным в некоторых решениях, а это – обязательность действия. Это является совмещением этих священных текстов вместе с достоверными сообщениями от посланника АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh: «(Имеется)пять молитв, которые АЛЛАh обязал Своим рабам. Кто придет с ними, не утратив по халатности ничего из их обязательств, на АЛЛАhе будет обязательство ввести его в рай. Кто же не придет с ними, то на АЛЛАhе относительно него не будет обязательства, и если Он пожелает, то подвергнет мучениям, а если захочет, то введет в рай». Он также сказал: «Кто умер, зная, что нет божества, достойного поклонения, кроме АЛЛАhа, тот войдет в рай[21]» и другие. И поэтому мусульмане не переставали наследовать и оставлять в наследство оставляющему молитву. Если бы (оставивший молитву) был бы неверным, то он не был бы прощен, ему нельзя было бы наследовать, и получать наследство[22]». Пятое.Ряд хадисов, приведенных в вопросе оставившего молитву, указывает на то, что прощение и милость Пречистого от недостатков АЛЛАhа охватывает оставившего молитву, грех которого является деянием, отличным от многобожия, как сказал Великий АЛЛАh: «Поистине, АЛЛАh не прощает придания Ему в сотоварищи, и прощает все остальное, кому пожелает».Это такие хадисы,как хадис аль-Битоки[23], хадис о заступничестве, который следует далее, и другие хадисы. Некоторые люди знания отвечают на это, что «эти хадисы являются общими, а хадисы о неверии оставляющего молитву являются частными!» Я отвечу, что если бы они сделали обратное, то их слова были бы ближе к истине, как это известно из правила приверженцев сунны об обещании награды и наказания (это очень важное правило), которое подтвердил шейхуль-ислам Ибн Таймия во многих местах в своих книгах, таких, как «Маджму‘уль-фатава» (4/484), (8/270), (11/648), (23/305) и других. Выводом этих слов о данном правиле является: Священные тексты об обещании наказания подпадают под волю АЛЛАhа: или Он простит, или выполнит (обещание). Однако священные тексты о награде АЛЛАh выполнит, как Он вменил себе в обязанность[24]. См. также «Шарх акидатут-тахавийа». Шестое. Самое удивительное, что после всего вышеуказанного некоторые говорят о том, кто отрицает обвинение в неверии оставляющего молитву и утверждает его греховность и распутство, что это является «ирджа[25]». Тогда что же, по их мнению, является «ирджа»? Где его границы[26], и каковы его правила? После всего вышеупомянутого мы подчеркиваем и разъясняем, что оставляющий молитву является грешником, распутником и ослушником, за которого имеется опасение – да сохранит АЛЛАh нас от этого – отступления от религии и неверия, выхода из Ислама и (вступления в) многобожие, если он не поспешит с покаянием, прошением прощения и наставления, если Пречистый от недостатков АЛЛАh не простит и не обратит на него Своего внимания. И, наконец, «поистине, этот вопрос является одним из больших научных вопросов, в котором разногласили предшественники и последующие поколения[27]», и исследование в нем должно быть в приятном духе, с ясным умом, далеким от слепой приверженности и с оставлением подражания. Все это ведет к познанию истины, к установлению в ней и призыву к ней. Всевышний АЛЛАh сказал: «И в случае вашего разногласия в чем-либо, возвращайте (решение об этом) АЛЛАhу и посланнику, если вы веруете в АЛЛАhа и День воскресения. Это – благо и лучший способ разрешения» (Женщины-59).
И последним нашим утверждением будет восхваление АЛЛАhа, Господа миров! ‘Али ибн Хасан ибн ‘Али ибн ‘АбдульХАМИД аль-Халаби аль-Асари. 1412 г.h.
Предисловие Автора إن الحمد لله نحمده ونستعينه ونستغفره ، ونعوذ بالله من شرور أنفسنا ، ومن سيئات أعمالنا ، من يهده الله فلا مضل له ، ومن يضلل فلا هادي له . وأشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له . وأشهد أن محمداً عبده ورسوله . أما بعد : Итак, это тонкое научное исследование по выверке и комментированию благородного хадиса посланника АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh. Суть этого хадиса приведена в седьмом томе моей книги «Сильсилятуль-ахадисис-сахиха» (3054). Итак, начну с помощью АЛЛАhа:
Текст хадиса: Имам Ма‘мар бин Рашид приводит в «Джами‘» (11/409-411), являющийся приложением к «Мусаннафу» ‘АбдурРОЗЗАКЪа) от Зайда ибн Аслама, со слов ‘Ата ибн Йасара, со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им АЛЛАh, что посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, сказал: «Воистину, когда верующие избавятся от наказания в аду и будут в безопасности, {клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа,} между ними и их Господом произойдет спор, который никогда никто из них не вел в своей земной жизни об участи их близких. Они будут спорить из-за своих братьев (в религии), которые попали в ад. Скажут они: «Господь наш! Наши братья молились рядом с нами, держали пост с нами, совершали хадж с нами, {и прилагали усилия вместе с нами}, а Ты ввел их в ад!»
|