КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия - духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов. Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами. Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь - чтобы отличить мысль объект объекте от самого объекта. С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Сознание-синоним идеального - это неверно. Три точки зрения на природу идеального: Природу идеального ищут на стороне субъекта (Дубровин) – идеальное - внутренний духовный мир человека. Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков) – идеальное - объективированные мыслительные формы - как схема предметно-практической деятельности. Природу идеального ищут на стороне объекта (Лившиц) – идеальное - объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление (перепев с философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции. Абсолютизация индивидуальности человечества приводит к поиску общего. Этим общим становится разум. Одновременное развитие науки, особенно биологии, привело к появлению целого ряда теорий, которые объясняют идею сознания через природную революцию. Философы нового времени утверждают, что сознания нет без самосознания. Сознание есть самосознание. Сознание: - способ существования (знание); - характер (активность); - формы существования (идеальность). К. Маркс: Сознание – осознанное бытие; сознание есть то мое отношение к моей собственной среде. Основная идея – идея вторичности сознания по отношению к бытию. Сознание не только отражает мир, но и творит. Постмарксистский период: Человеческая субъективность изначально онтологически встроена в мир. Возникает проблема осмысления мира, наделения мира смыслом и значением. Кант: Пока в голове нет идеи, глаза не видят факта. Мир видится нами, людьми, в горизонте мыслей, которые уже наработаны нашим сознанием. Жизнь сознания сводится к конструктивной деятельности. Наши мысли определяют способ существования предмета и характер его присутствия в мире культуры. Работа сознания есть то, что обеспечивает возможность как преемственности исторического развития, так и возникновения новых явлений и форм в культуре. 1) Сознание встроено в мир; 2) Сознание - это способ вырывания из мира детерминизма; 3) Сознание способно это делать, поскольку оно абсолютно свободно. Сознание формируется благодаря деятельности. Материальной основой сознания выступают нервные процессы и общественно-предметная деятельность человека. Бессознательное – это совокупность психических процессов, операций и состояний не представленных в сознании субъекта. Р. Декарт: Сознание и психическое – тождественно. Лейбниц: Бессознательное – низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений. Кант: Бессознательное, как проблема, связана с миром неких чувственных интуиций. Фрейд: Учение о психоанализе. Бессознательное – временно и иррационально. Сублимация – «переключение» - процесс переориентации, влечение на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинкта в социально приемлемую нравственно одобряемую деятельность. Э. Фромм: Тема коллективного бессознательного. Вводит понятие «социальный характер», «социальное действие». Сознание – отношение, единственное в своем роде, к своей самости. Сознание не обладает вещной реальностью, оно выступает как интегральный момент психического. Сознание – словесно оформленный феномен психики. 1. Сознание не субстанциально. Будучи таковым, оно всегда нуждается в чем-то другом, что является языком и телом сознания. 2. Сознание всегда существует не как тождественная себе данность. Оно постоянно себя выбирает и делает себя тем, чем будет. 3. Сознание – это единственная область бытия, которая для себя содержание собственного опыта. Сознание – это идеальная форма деятельности, ориентированная на преобразование действительности вообще. Сознание и самосознание – Тема «Я» - Это субъект психических явлений в их интегральной целостности. Самосознание и возникает как соотнесенность «Я» с самим собой. Самосознание есть осознание, оценка своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения. Это целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.
|