КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема сознания в философии и естествознании.В истории философии: Сознание - особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект (Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум - был представлен как вещь, когда не мыслит - все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание. А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать (смотреть на самого себя). Эта проблема - в рамках восточной философии. Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание - не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной-нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией. Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика. XX век. Сознание индивида-функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально-культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано. Маркс показал половину правды. Фрейд-определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: "Я"-эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека. Маркс: "Человек должен осознать себя представителем того или иного класса". Фрейд: "Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)". Вывод: Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание. Сущность (структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной). Проблема природы сознания. Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции: 1) Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений? 2) Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление надчеловечное (космическое)? 3) Как соотносится сознание и близкие ему реальности? Сознание и физические процессы. Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового. Научный материализм (близко к марксистской философии). Его крайняя форма - физикализм (научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики). "Все есть физическое". Аргументы: - Успехи в моделировании искусственного интеллекта. – Генетика. - Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека. - Связь типа мышления с полушариями мозга. Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно, как часть физики. Они говорили: "Философские утверждения о реальности аналогичны вере в бога" (например, отказ рисковать - трусость, они сводили к методам дисфункции). Физикалисты сродни с вульгарным материализмом, их свойство - редукционизм. Но сам физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить внимание на проблемы: Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности психики и С.; прикладные разработки по проблеме "духовное-телесное"(помощь людям с дисфункцией); тождество телесного и духовного не было доказано; своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам; иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат. Солипсизм-утверждение, что материальный мир-порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека? Три подхода к решению этого вопроса: 1) С. -космическое образование, которое не связано с миром живого. 2) С. - свойство живых организмов. 3) С. - атрибут человека. С. - космическое образование - в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады - носители разума, а это - тончайшая энергия материи. С. - явление надчеловеческое - не только проявление божественного разума (информационное поле, энергия разума и т.д.) Рерих "Живая этика": нельзя ограничит мысль сферою земной. Талбот: Вселенная - гигантский разум, мышление-результат взаимодействия полей. С. - свойство живых организмов. Социобиология: С. - биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств - биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами - существует своеобразная мораль. С. - атрибут человека. Мистическая концепция: С. - тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С. - свойство высокоорганизованной материи. Отражение - основная функция материи (след, информация, материя). Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной (дерево отражает природные процессы). Уровни отражения: отражение неорганической природы - механическое, физическое, химическое (потенциальная информация); отражение в живой природе - раздражимость, чувствительность (активно используется информация); социально-психическая форма отражения - антропогенный уровень (целенаправленно используется информация) В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей? Животные: заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена. Человек: сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем. Общественная природа сознания. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры. Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются (зачастую неосознанно). Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться. Особенности сознания. С. - продукт общественной трудовой деятельности. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности. Целеполагающая деятельность С. Творчески-активный характер С. Проектирующая деятельность С. С. как субъективный образ объективного мира. С. как идеальный образ материального мира. С.-продукт развития материи. С.-свойство высокоорганизованной материи С.-функция мозга, которая действует на основе потребностей человека. С.-материализуется в языке. Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово-сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.
|