КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача медицины, педагогики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук. Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Еще античные философы (Аристотель) поняли основную сущность человека, называя его общественным животным. Позднее проблема человека рассматривалась многими философами. Г. В. Плеханов: человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. В прошлом это проявилось в социальном дарвинизме, представители которого переносили биологические закономерности, например, естественный отбор на развитие общества. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Как известно, традиции европейской философской антропологии зародились в античный период. Античность: образ человека космоцентричен. Человек как "я" не обнаруживается. Он внутри космоса. Космос - это нечто прекрасное и гармоничное, и человек стремится к этому совершенству и гармонии. Он стремится быть внешне не менее гармоничным, чем внутренне (в здоровом теле - здоровый дух). Средневековье: происходит открытие "Я" - самосознания, как внутренней духовной жизни, в человеке признается два начала: духовное и материальное. Душа не твориться, она не природна (сравнить античность: человеческая душа - часть космической души, она после смерти человека возвращается туда). Но душа человека "разорвана": она всегда ориентирована на некие ценности высшего уровня, и в то же время вынуждена удовлетворять естественные инстинкты тела, так как она присутствует в этом теле (Гегель - христианское сознание - несчастное сознание, оно расколото). Средневековая трактовка человека связана с именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Первый, являясь последователем Платона, противопоставляет материальное и духовное в человеке и определяющую роль отводит душе. Философская антропология нового времени развивается под воздействием нарождающихся раннебуржуазных отношений, развивающегося научного знания. Возникает новая культура, получившая название гуманизма. Ее представители с антропоцентрических позиций (эпоха Возрождения) пытаются разрешить проблемы человека на земной основе и, в противоположность учению об изначальной греховности, утверждают и обосновывают его естественное стремление к добру и счастью. В человеке признаются творческие способности, поэтому от Бога в человеке остается очень мало. Главная проблема - найти пути развития человека. Человек Нового времени - человек разумный. Основателем новоевропейского антропологического рационализма по праву считается Р. Декарт. Он утверждает, что мышление является единственно достоверным критерием человеческого существования. Новая страница в исследовании проблемы человека была открыта немецкой классической философией. По Канту вопрос о том, что есть человек, выступает в философии в качестве основного. Главная задача антропологии заключается в выявлении того, что "делает или должен делать из себя самого" человек как свободное существо, тогда как физиология изучает, что делает из человека природа. ХХ в.: разрабатывается проблема индивида, личности, индивидуальности. Человек - это субъективность. Он свободен и через свободу осуществляет выбор. Наконец, следует отметить и концепции, по существу отвергающие саму идею прогрессивного развития человека. Человек определяется как "тупиковое" существо. Т.Лессинг, например, определяет человека как "постепенно свихнувшуюся разновидность хищной обезьяны, помешанной на так называемом духе". Голландский анатом Л. Больк делает вывод, что "человек - инфантильная обезьяна с нарушенной системой внутренней секреции". Смысл этой концепции заключается в том, что поскольку человек не способен подобно животным приспособиться к окружающей среде, постольку он в своей деятельности замещает собственные органы искусственными инструментами: язык, орудия труда, социальные институты и т.д. Разум - это показатель неизлечимой болезни, свидетельство неспособности человека приспособиться к окружающей действительности. Религия, искусство, наука, философия, государство, в целом культура - все это возникает в результате биологической слабости человека, фатального отсутствия перспективы его биологического развития. Проблема сущности и существования. Одна из традиционных проблем антропологии связана с рассмотрением сущности и существования человека. Это объясняется тем, что сущность определяет суть вещи, совокупность ее существенных свойств. Одна из крайних позиций - антропологический релятивизм - утверждает, что сущности человека нет. Человек - продукт формирующих его культурных условий. Противоположная позиция: сущность человека - некоторая субстанция. Но, утверждая это, можно легко оказаться на не эволюционной, неисторической позиции, которая предполагает, что человек не сильно изменился с момента своего появления. Аристотель: человек - существо, производящее с заранее обдуманным намерением и фантазией (но это скорее выражение качества человека, а не определение сущности) Другие позиции: 1. человек - животное, не достаточно оснащенное инстинктами. 2. человек, как и другие животные, обладает определенными знаниями, но отличие его в том, что он осознает себя, свое прошлое, будущее и смерть. Это осознание самого себя сделало человека чуждым в этом мире. Возможные ответы на обособление человека: а) регрессивный ответ - попытка возврата к истокам, стряхнуть с себя все, что делает человеком; б) прогрессивное решение - развитие всех человеческих сил. Таким образом, сущность человека является противоречием, которое заложено в условиях самого человеческого существования. Это противоречие заставляет искать ответы снова и снова и мы обращаемся то к а), то к б). Маркс: человек - это природное существо, но Маркс подчеркивает, что окружающий человека предметный мир - это мир созданных предшествующими поколениями общественных предметов, который одновременно является раскрытой книгой человеческих сущностных сил. Осваивая эту книгу, человек и становится человеком. "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений...". Итак, человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. Сущность человека располагается "во вне" человека, в обществе. Экзистенциализм исходит из отсутствия человеческой природы как таковой. Согласно этому учению в мире есть по крайней мере одно нечто, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является человек. Он есть существо устремленное в будущее ("Человек - это будущее человека"). Если, говорит Сартр, человек сам творит свое бытие, значит он и ответственен за него. Человек, который это осознает не может не испытывать чувства полной и глубокой ответственности. Отсюда "тревога", "заброшенность", "отчаяние" (термины, которыми часто пользуются экзистенциалисты). Т.о. у них человек есть не некая сумма задатков, возможностей и надежд, он есть не что иное, как его жизнь, ряд поступков.
|