КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Простейшие процедурыЗадача:Все вы слышали про азбуку Морзе, широко использовавшуюся раньше для радиосвязи с кораблями и не только с ними. Включив радиоприемник и покрутив ручку настройки, можно было услышать частую тоненькую дробь однотонных сигналов разной длительности: точки (очень короткие сигналы) и тире (сигналы подлиннее). Каждая буква алфавита кодируется в азбуке Морзе последовательностью точек и тире. Вот таблица кодирования русских и латинских букв (латинские буквы показаны строчными, а русские - заглавными):
Закодируем азбукой Морзе текст PIPING и заставим компьютер воспроизвести соответствующий набор звуков. Пусть продолжительность точки - 100 миллисекунд, тире - 200, пауза молчания после точки или тире - 80, пауза после буквы - 300. Частота звуков не играет роли, выберем наугад 900 гц.
Вот как будет выглядеть фрагмент, воспроизводящий точку: Sound(900);Delay(100); NoSound; Delay(80) А вот фрагмент, воспроизводящий тире: Sound(900);Delay(200); NoSound; Delay(80)
Вот вся программа: Программа 1 USES CRT; {буква P:} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Delay(300); {пауза} {буква I:} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Delay(300); {пауза} {буква P:} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Delay(300); {пауза} {буква I:} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Delay(300); {пауза} {буква N:} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Delay(300); {пауза} {буква G:} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Delay(300); {пауза} END. Недостатки программы: · Довольно большой объем, что обидно, так как в программе много одинаковых фрагментов. · Если бы не комментарии, было бы совершенно непонятно, о чем эта программа.
А теперь я напишу ту же программу, но с использованием процедур: Программа 2 USES CRT;
PROCEDURE tochka; BEGIN Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80) END;
PROCEDURE tire; BEGIN Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80) END;
BEGIN {буква P:}tochka; tire; tire; tochka; Delay(300); {буква I:} tochka; tochka; Delay(300); {буква P:}tochka; tire; tire; tochka; Delay(300); {буква I:} tochka; tochka; Delay(300); {буква N:}tire; tochka; Delay(300); {буква G:}tire; tire; tochka; Delay(300); END. Программа 2 гораздо короче и даже без комментариев понятнее программы 1. Поясним, как мы получили ее из предыдущей. Сначала мы обнаружили в программе 1 часто повторяющиеся фрагменты. Их было два: Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80); {точка} Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80); {тире} Затем мы придумали имена каждому фрагменту: tochka и tire. После этого можно было писать программу 2. Каждый фрагмент мы записали один раз в начале программы выше главного BEGIN, оформив его в виде так называемого описания процедуры: PROCEDURE tochka; BEGIN Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80) END; PROCEDURE tire; BEGIN Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80) END; В результате программа “узнала”, что такое tochka и tire. С этого момента имена процедурtochka и tire можно употреблять, как обыкновенные операторы, ниже главного BEGIN. Паскаль выполняет программу, начиная с главного BEGIN, и когда он натыкается на имя процедуры, он подставляет вместо него соответствующий фрагмент, взятый из описания процедуры. Это событие называется вызовомпроцедурыилиобращениемк процедуре. Синтаксис описания простейшей процедуры таков: PROCEDURE имя ; BEGIN оператор ; оператор ; ... END Слово PROCEDUREчитается “про’сидже”, переводится “процедура”. Имя процедуры создается по тем же правилам, что и имя переменной. Все, что идет после имени, будем называть телом процедуры. Задание 64: Составьте программу с процедурами, которая исполнит мелодию “Чижик-пыжик” (ми-до-ми-до-фа-ми-ре-соль-соль-ля-си-до-до-до).
А теперь попробуем еще больше упростить нашу программу. Замечаем, что и в программе 2 тоже имеются одинаковые фрагменты: {буква P:} tochka; tire; tire; tochka; Delay(300); {буква I:} tochka; tochka; Delay(300); Для экономии места их тоже выгодно оформить в виде процедур: PROCEDURE P; BEGIN tochka; tire; tire; tochka; Delay(300) END; PROCEDURE I; BEGIN tochka; tochka; Delay(300) END; Остальные буквы тоже выгодно оформить в виде процедур, но уже не для экономии места, а для удобочитаемости программы. Вот окончательный вариант программы: Программа 3 USES CRT;
PROCEDURE tochka; BEGIN Sound(900); Delay(100); NoSound; Delay(80) END;
PROCEDURE tire; BEGIN Sound(900); Delay(200); NoSound; Delay(80) END;
PROCEDURE P; BEGIN tochka; tire; tire; tochka; Delay(300) END;
PROCEDURE I; BEGIN tochka; tochka; Delay(300) END;
PROCEDURE N; BEGIN tire; tochka; Delay(300) END;
PROCEDURE G; BEGIN tire; tire; tochka; Delay(300) END;
BEGIN P;I;P;I;N;G END. Эта программа понятна и без комментариев. От предыдущей она отличается тем, что процедуры вызываются не только из тела программы, но и из тел других процедур. Действительно, посмотрим на самое начало выполнения программы. Первое, на что натыкается Паскаль ниже главного BEGIN, это P. Заглянув выше главного BEGIN, Паскаль обнаруживает, что P - это имя процедуры, и начинает ее выполнять (вызывает на выполнение). При этом, первое, на что он натыкается, это tochka. Заглянув выше, Паскаль обнаруживает, что tochka - это имя процедуры, и тоже начинает ее выполнять (вызывает на выполнение). Обратите внимание, что вызываемая процедура должна быть описана выше вызывающей. Такая уж особенность у Паскаля. О том, что делать, если это требование выполнить невозможно, написано в 10.6. Закончив выполнять процедуру tochka, Паскаль возвращается в процедуру P (возвращает управление процедуре P). Там он идет к следующему оператору. Это оказывается tire. И т.д. Задание 65: Компьютер печатает текст Песня «Чижик-пыжик». 1 куплет. После этого исполняется мелодия чижика-пыжика (см. выше). Затем компьютер печатает текст 2 куплет и мелодия чижика-пыжика исполняется еще раз.
|