КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление компьютером с клавиатуры. Функции ReadKey и KeyPressedПопробуйте запустить программу, которая долго делает свое дело, не обращая на вас внимания. Например, такую: BEGIN repeat WriteLn(‘А нам все равно!’) until 2>3 END. Вы сидите перед компьютером и ждете, когда он закончит печатать свой текст. А он никогда не закончит. Вы принимаетесь стучать по клавишам, надеясь, что это прервет бессмысленный цикл. Бесполезно. Только когда вы, удерживая нажатой клавише Ctrl, щелкнете по клавише Break, программа прервет свою работу. Пока программы работают, они не реагируют на клавиатуру, если вы об этом специально не позаботились. А чтобы позаботиться, вы должны включить в них специальные функции ReadKeyи KeyPressedиз модуля CRT. О смысле функций вообще мы поговорим в 13.2, а сейчас разберем на примерах эти две. Дополним нашу упрямую программу парой строк: USES CRT; BEGIN Repeat if KeyPressed then WriteLn(‘Хозяин нажал клавишу!’) else WriteLn(‘А нам все равно!’) until 2>3 END. Выражение “if KeyPressed then” можно перевести как “если нажата клавиша, то”. Наткнувшись на это выражение, Паскаль проверяет, была ли нажата клавиша на клавиатуре. Когда вы запустите эту программу, она будет бесконечно печатать А нам все равно! Но как только вы щелкнете по какой-нибудь клавише, программа станет бесконечно печатать Хозяин нажал клавишу! Если функция KeyPressed просто реагирует на то, была ли нажата какая-нибудь клавиша, то функция ReadKey сообщает, какая именно клавиша была нажата. Вот программа, которая бесконечно печатает текст А нам все равно! и одновременно непрерывно ждет нажатия на клавиши, и как только клавиша нажата, однократно докладывает, была ли нажата клавиша “w” или другая клавиша, после чего продолжает печатать А нам все равно! Если мы захотим, чтобы программа закончила работу, мы должны нажать на клавишу “q”. USES CRT; VAR klavisha : Char; BEGIN Repeat Delay (1000); {иначе программа печатает слишком быстро} WriteLn(‘А нам все равно!’); if KeyPressed then begin klavisha:= ReadKey; if klavisha=’w’ then WriteLn(‘Нажата клавиша w’) else WriteLn(‘Нажата другая клавиша’) end{if} until klavisha=’q’ END. Программа доберется до строки klavisha:= ReadKey только в случае, если будет нажата какая-нибудь клавиша. Функция ReadKey определяет, какой символ был на нажатой клавише, и присваивает его значение переменной, которую мы придумали - klavisha. С этого момента вы можете как хотите анализировать эту переменную и в зависимости от ее значения управлять работой компьютера. Наша программа будет бесконечно печатать А нам все равно!, а при каждом нажатии на клавишу будет однократно сообщать Нажата клавиша w или Нажата другая клавиша. Почему однократно, а не бесконечно? Грубо это можно объяснить тем, что после выполнения функции ReadKey Паскаль “забывает”, что на клавиатуре была нажата клавиша. Вы спросите, а зачем здесь вообще нужна строка if KeyPressed then? Дело в том, что если перед выполнением функции ReadKey клавишу на клавиатуре не нажать, то функция ReadKey останавливает программу и заставляет ее ждать нажатия на клавишу, а после нажатия программа продолжает работу. Если вам в вашей программе паузы не нужны, то вам придется использовать KeyPressed. Функция ReadKey напоминает процедуру ReadLn. Однако у нее есть интересное отличие: при вводе символов по процедуре ReadLn они появляются на экране, а при вводе символа по функции ReadKey - нет. Благодаря этому свойству, с помощью ReadKey можно организовать “секретный ввод” информации в компьютер - человек, стоящий у вас за спиной и видящий экран монитора, но не видящий ваших пальцев, никогда не догадается, на какие клавиши вы нажимаете. Подробнее о механизме действия ReadKey и KeyPressed см. в следующем параграфе. Задача “Пароль на программу”. Пусть вы сделали какую-нибудь интересную программу и не хотите, чтобы ее запускал кто угодно. Для этого сделаем так, чтобы программа начинала свою работу с предложения пользователю ввести пароль. Если пользователь набрал правильный пароль, то программа нормально продолжает свою работу, в противном случае прерывается. Пусть ваш пароль -typ. Тогда для решения задачи вам достаточно вставить в начало вашей программы следующий фрагмент: WriteLn(‘Введите, пожалуйста, пароль’); Simvol1:= ReadKey; Simvol2:= ReadKey; Simvol3:= ReadKey; if NOT ((Simvol1=’t’) AND (Simvol2=’y’) AND (Simvol3=’p’)) then Halt; {Продолжение программы} Вы скажете: Кто угодно перед запуском моей программы посмотрит в ее текст и сразу же увидит пароль. Совершенно верно. Чтобы текст программы не был виден, преобразуйте ее в исполнимый файл с расширением exe (см. часть IV). Задание 96 “Светофор”: Нарисуйте светофор: прямоугольник и три окружности. При нажатии нужной клавиши светофор должен загораться нужным светом. Задание 97 “Зенитка”: Вверху справа налево медленно движется вражеский самолет (эллипс). В подходящий момент вы нажатием любой клавиши запускаете снизу вверх зенитный снаряд (другой эллипс).
|