Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социально — психологические типы самодеятельных общностей.




1. Клуб как социально- психологический тип досуговой общности.

Клуб может быть: организацией, общностью, учреждением.
Признаки клуба как общности.
1. отсутствие или подчиненность инструментальных целей к приоритету мотивов, к отдыху, развлечениям и регламентированному общению

2. отсутствие выстроенной иерархии структуры, свобода от отношений руководства и подчинения

3. примерно одинаковый социальный интеллектуальный статус участников

4. уединение от посторонних место сбора, которое является условием безопасности. Клуб не должен собираться публично

5. отрицательное отношение к чужим. Клуб не любит чужих, что подтверждает правила приема в клуб и членство клуба.
Клубная общность и клубность — досуговая общность, занимает большое место в общественных объединениях.

2. Коалиция — разновидность досуговой общности.

Признаки:
1. четко обозначенные цели. Все знают, чего хотят

2. формально, а иногда документально определенные связи между участниками

3. Альпинистов или Яхт-Клуб. Очень многие коалиции имеют название клуба.

3. Клуб-коалиция — разновидность досуговой общности.

Промежуточная форма Клуб-коалиция, её признаки:
1.открытость

1. нет негативного отношения к другим

2. есть желание сформировать цели, программу действий между участниками

3. возникают инструментальные отношения, они более определены и формализованы, но сохраняют приоритет связей по горизонтали

4. доминирует мотивация, связанная с реализацией потребностей в отдыхе, развлечении, вне регламентированном общении.

4. Клика — разновидность досуговой общности.
Признаки. Группа с общими интересами, но:

1. связи базируются на личной зависимости лиц занимающих в иерархии более низкие ступени

2. состав общности подбирается не по личностным качествам участников, а по критерию личной предпочтительности.

5. Секта — разновидность досуговой общности.
Признаки:
1. единство ценностей

2. психологическая зависимость от лидера. Индивидуальная экспансия выстраивается к лидеру, внутри данной общности

3. закрытая общность. Вербует , но только с предварительной обработкой. Может быть не только религиозной, но и в искусстве.

6. Банда — разновидность досуговой общности. Это тип разновидность досуговой общности, но криминальный вариант.
Признаки

1. приоритет связей по вертикали, обладающей большей степенью жестокости

2. сплоченность, которая блокирует страх за ответственность перед проступком, нерешительность и неопределенность. Социально-психологический фактор, так как в группе идти на преступление всегда легче

3. агрессивное отношение к чужим и охрана своей территории.
Вертикальные иерархия уровни банды.

1. Главным звеном является лидер. Его авторитет непоколебим, он может быть сломлен другим лидером, либо совершением неблагонамеренного поступка для группы. Вопросы межличностных отношений, определение содержания и деятельности, распределение благ- прерогатива лидера.
2. Основной уровень составляют участники банды. Зависит от характера условий, в которых находиться данная общность.
3. Молодежный резерв банды, который используется в роли разведчика, шестерок. Они преданы лично лидеру, он их опекает.

26. Возможность и границы применения теории коллектива в социальной педагогике досуга
Новый тип социальной организации получил название коллектив, широко укоренившееся в общественном сознании. Но
насколько коллектив как общность, создаваемая усилиями социальных субъектов адекватна природе человеческой самоорганизации, в том числе и в ее этолого-психологическом аспекте
Выделенные А.С.Макаренко основные социально-педагогические признаки коллектива позволяют в единых методологических рамках предпринять попытку его сравнения с иными типами досуговых общностей. Так, один из основополагающих признаков — наличие общественно и личностно-значимой цели в коллективе, понимается только в формах осознанной деятельности. Коллектив становится естественным средством достижения личностью желаемых результатов. Коллективное бессознательное явно превалирует в общем понимании смысла деятельности и устремлений общности. Это оставляет пространство для личного самоопределения. Вместе с тем предметная деятельность предельно конкретизирована. Завоевание территориального и социального пространства базируется на корыстной мотивации и борьбе с чужими.

В отечественной педагогической литературе предыдущих десятилетий общественная значимость цели трактовалась с идеологических позиций, а не как социально одобряемая цель деятельности общности. В таком контексте цели деятельности иных типов объединений вряд ли могли считаться обладающими социальной полезностью. Это не могло не найти свое отражение в стремлении коллективизировать различные формы общественной жизни. Но сама идея коллектива повинна здесь менее всего.
Ценностно — ориентационное единство как совокупность отношений к системе тех или иных ценностей роднит коллектив с сектой и, частично, с бандой. В коалиции преобладают инструментальные отношения, клика и клуб допускают чрезвычайно широкий диапазон взглядов при условии соблюдения общих правил поведения, которые не идентичны единству ценностных ориентаций.

В коллективе велик потенциал унификации ценностей аналогично секте и вероятность его распада в случае наличия противоположных ценностных систем. Следовательно, оптимален вариант интеграции ценностей по отношению к целям деятельности коллектива. Если цели не обновляются, становятся труднодостижимыми или нереалистичными, то данные обстоятельства также могут серьезно отразиться на ценностно — ориентационном единстве коллектива.
Своеобразным социальным регулятором и фактором самосохранения коллектива является развитая формальная структура. Собственно, она представляет его каркас, обеспечивающий, с одной стороны, интересы членов коллектива, решение различных инструментальных задач, с другой — самоорганизованность объединения. Структура взаимоотношений коллектива оставляет довольно широкие возможности для самовыражения индивида и его влияния на принятие решений. Свобода выхода из коллектива для личности, либо исчерпавшей себя в нем, не нашедшей отклик своим устремлениям, либо обогащенной новыми ценностями, опытом социальной практики, является довольно действенным условием самосохранения данного типа объединения.
Существующая в коллективе относительная свобода выбора форм социальной активности и наличие определенных условий самореализации личности обусловливает психологическую совместимость участников. Она основана на доверии друг к другу, возможности сохранения своей автономности при включении в коллективную деятельность, признании окружающими качеств и способностей личности, взаимоуважении. Высокая критичность и требовательность к себе и окружающим как условие психологической совместимости довольно проблематичны. Отсутствие критического отношения и требований разрушает формализованные связи и отношения. Предъявление требований в жестких формах — подавляет возможности самовыражения личности. В каждом конкретном случае все зависит от педагогического профессионализма и интуиции руководителя или социального работника, курирующего коллектив.
Развитая система внешних связей роднит коллектив с коалицией и существенно отличает его от секты, банды и клуба. Открытость — с точки зрения антикриминального потенциала общности — возможность культурного обогащения каждого участника коллектива. Обращенность к ценностям традиционной культуры, связи с различными институциональными структурами, общественными объединениями также расширяют возможности коллектива как микросоциума в социализации своих членов.
Коллектив как особый тип социальной организации общности возникает в результате внешних усилий, но впоследствии обретает свою логику развития. Его антикриминальный потенциал заключается в интегрированной совокупности ряда присущих этолого-психологическим моделям человеческих общностей характеристик при социально-одобряемой системе ценностей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты