КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Среда 15 августа2012’3
Содержание
Вступление Урок 1. 30 июня—6 июля. Евангелие приходит в Фессалонику Урок 2. 7—13 июля. Сохраняя взаимоотношения Урок 3. 14—20 июля. Фессалоника во дни Павла Урок 4. 21—27 июля. Радостные и благодарные Урок 5. 28 июля—3 августа. Апостольский пример Урок 6. 4—10 августа. Друзья навеки Урок 7. 11—17 августа. Живя в святости Урок 8. 18—24 августа. Умершие во Христе Урок 9. 25—31 августа. Заключительные события Урок 10. 1—7 сентября. Церковная жизнь Урок 11. 8—14 сентября. Обетование для преследуемых Урок 12. 15—21 сентября. Антихрист Урок 13. 22—28 сентября. Сохраняя верность Церкви
Вступление
В 1969 году Нобелевскую премию по литературе получил ирландский писатель Сэмюэль Беккет, написавший пьесу «В ожидании Годо». В ней речь идет об Эстрагоне и Владимире — двух беспомощных бездомных мужчинах, ожидающих на обочине дороги некоего Годо, который должен прийти и спасти их от бессмысленности и абсурдности жизни. — Его зовут Годо? — спрашивает Эстрагон. — Да, — отвечает Владимир. В то время как Владимир и Эстрагон стоят, поддерживаемые призрачной надеждой на приход Годо, мимо них чередой проходят человеческие страдания и ошибки. Но бездомные изнурены не столько всей горечью жизни, сколько ее бесполезностью. Таинственный Годо так и не приходит, а значит — они обречены. Конечно, в этой пьесе спасение и не предполагалось. Целью Беккета было показать абсурдность и безнадежность жизни. Какой контраст с библейским взглядом на жизнь! В частности, какой контраст с позицией, которую представляет апостол Павел в двух Посланиях к фессалоникийцам и которую мы будем рассматривать в уроках текущего квартала. Подобно героям Беккета, фессалоникийцы переживали стрессы, напряжение, борьбу и гонения. В их жизни, как и в нашей, были свои сложности. Они легко могли бы впасть в нигилизм* и пессимизм, ощутить тщетность жизни, которую показал в своей драме Беккет. Но вместо этого фессалоникийцы обрели твердую надежду, основанную на том, что совершил для них Христос, надежду, которая указывала на величайшее из всех обетований — Второе пришествие Христа. Хотя Павел и обличал фессалоникийцев, хотя в их церкви были свои поведенческие и теологические проблемы, но, находясь под вдохновением, он написал для них потрясающие ободряющие слова. «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:16–18). Нет ничего более величественного и обнадеживающего, не так ли? В этом квартале, изучая Послания Павла к фессалоникийцам, мы посмотрим на жизнь ранней христианской Церкви, Церкви большого города, и увидим некоторые проблемы и сложности, с которыми она сталкивалась. Мы увидим переживания, вызванные тем, что Христос еще не пришел! Хотя обстоятельства жизни и служения фессалоникийцев значительно отличались от наших, принципы, отраженные в Посланиях Павла, отвечают на проблемы и переживания, которые знакомы и нам, ожидающим не какого-то таинственного Годо, а Господа Иисуса, Чья смерть на кресте в Первое пришествие гарантирует Его славное Второе пришествие.
Джон Паулин, декан богословского факультета университета Лома Линда, Калифорния 30 июня–6 июля Евангелие приходит в Фессалонику
Библейские тексты для исследования: Деян. 16:9–40; 17:1–4, 12; Иер. 23:1–6; Ис. 9:1–7; Ис. 53; Рим. 1:16.
Памятный стих: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13). Ключевая мысль: Наша уверенность в обетованиях Бога должна основываться на доверии Его Святому Писанию.
Пресвитер беседовал на улице с женщиной, которая недавно приняла крещение. К его большому удивлению, она сказала: — Мне нужно вновь принять крещение. Когда пресвитер спросил почему, она ответила: — Я не все рассказала пастору о своем прошлом. Так начался долгий разговор о прощении во Христе. Женщина всем сердцем приняла это прощение. Когда пресвитер закончил молиться с ней, внезапно начался сильный ливень. С сияющим лицом женщина воскликнула: — Я снова принимаю крещение! Милосердный Бог часто посылает живые свидетельства, такие как этот неожиданный дождь, чтобы заверить верующих в том, что они находятся в мире с Ним. Но наше доверие Богу станет еще основательнее, если будет зиждиться на ясном учении Его Слова. В этом уроке мы увидим, что исполнение пророчества утвердило новообращенных в Фессалониках.
Воскресенье 1 июля Цена благовестия Прочитайте Деян. 16:9–40. Почему филиппийцы так негативно отреагировали на Евангелие? Какой важный принцип мы можем найти в их реакции и почему он должен стать серьезным предостережением для нас? Каким образом подобная негативная реакция может проявиться в жизни даже тех, кто открыто исповедует христианство? Евангелие — это Благая весть о могущественных деяниях Божьих во Христе, которые ведут к прощению, принятию и преобразованию (Рим. 1:16, 17). Из-за греха весь мир был осужден, но благодаря смерти и воскресению Иисуса всему миру была дана возможность обрести вечную жизнь, которой Бог изначально желал наделить все человечество. Великое деяние Божье было совершено для нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8). Эта работа искупления была выполнена Иисусом без нашего участия, и мы ничего не можем к ней добавить, ничего! Но Евангелие становится реальным в нашей жизни только тогда, когда мы принимаем Иисуса как личного Спасителя и живем согласно Его Слову. Если Евангелие — это Добрая весть, которая дается даром, почему кто-то противостоит ей или борется с ней? Ответ прост: принятие Евангелия побуждает нас не надеяться более на свои силы или на такие мирские инструменты влияния, как деньги, власть и внешняя привлекательность. Деньги, внешность и власть могут служить добру, если подчинены воле Бога и Его путям. Но если люди цепляются за эти тривиальные вещи, они видят в Евангелии и его проповедниках угрозу своему благополучию. Прочитайте 1 Фес. 2: 1, 2. Павел и Сила пришли в Фессалонику с болью, на их теле были раны и кровоподтеки вследствие побоев и тюремного заключения в Филиппах (Деян. 16:22–24). Но знамения могущественной силы Божьей (Деян. 16:26, 30, 36) ободрили их сердца. Они смело вошли в синагогу Фессалоники и, невзирая на боль, говорили о Мессии, Который изменил их жизнь и послал проповедовать Благую весть там, где она раньше не звучала. Что может отдалить нас от Господа, если мы не будем осторожны? Почему так важно, чтобы Голгофский крест занимал центральное место в наших мыслях, когда нас одолевают мирские соблазны?
Понедельник 2 июля Проповедническая стратегия Павла Что в Деян. 17:1–3 говорится о том, где, когда и как в городе Фессалонике была реализована проповедническая стратегия Павла? Хотя Первое послание к фессалоникийцам относится к ранним письмам Павла, однако ко времени его прибытия в Фессалонику миссионерская стратегия апостола была уже достаточно хорошо развита. Первым шагом в миссионерской стратегии Павла было посещение в субботу местной синагоги. Это вполне естественно, поскольку в субботу в синагоге можно было встретить множество людей. Однако здесь сыграла свою роль не только миссионерская стратегия. Павел нашел бы время для молитвы и поклонения в субботу, даже если бы не было ни иудеев, ни синагоги (см. Деян. 16:13). В те дни иудеи нередко приглашали гостей синагоги послужить общине словом, особенно если они, как Павел и Сила, были из Иерусалима. Община жаждала услышать новости о жизни иудеев в других городах. Они также проявляли интерес к любым новым идеям, которые гости могли бы представить им как результат своего исследования Писания. Поэтому стратегия Павла органично сочеталась с порядком служения в синагоге. Далее, в соответствии со своей стратегией, Павел основывает проповедь только на хорошо знакомых слушателям истинах — Ветхом Завете. Он начал с темы, к которой иудеи того времени проявляли огромный интерес, — с темы о Мессии (Христос — греческий эквивалент еврейского слова «Машиах» (Мессия) — см. Деян. 17:3). Используя тексты Ветхого Завета, Павел показал, что Мессия сначала должен был пострадать и лишь затем обрести славу, о которой знали иудеи. Другими словами, он показал, что слава и популярность в Миссии Христа — только часть общей картины. В Первое пришествие Мессия должен был быть страдающим Слугой, а не царственным Завоевателем. И, наконец, наглядно представив слушателям общую мессианскую картину, Павел рассказал историю об Иисусе. Он объяснил, как жизнь Иисуса соответствовала ветхозаветным пророчествам, о которых он только что рассказал. Конечно же, Павел поведал и о собственных сомнениях в прошлом, о своем неприятии Иисуса, а также об убедительной силе личной встречи с превознесенным Христом. Согласно Евангелию от Луки (Лк. 24:25–27, 44–46), проповедническая стратегия Павла в Фессалонике отражала подход, используемый Иисусом в наставлениях учеников после Его воскресения. Обратите внимание: Павел стремился достичь людей там, где они находились, используя хорошо знакомые им истины. Почему эта стратегия так эффективна? Подумайте о людях, которых вы хотели бы привести к спасению. Как вы можете начать свое благовестие там, где находятся они, а не вы? Вторник 3 июля Два взгляда на Мессию С древних времен читатели Ветхого Завета замечали различные перспективы в пророчествах, указывающих на Мессию. Большинство иудеев и первых христиан выделяли две основные линии в мессианских пророчествах. С одной стороны, есть тексты, указывающие на царственного Мессию, на побеждающего Царя, Который принесет справедливость народу и распространит израильское господство до краев Земли. С другой стороны, имеются тексты, изображающие Мессию страдающим Рабом, униженным и отвергнутым. Многие верующие допускали серьезную ошибку — они не понимали, что все эти тексты относятся к одной и той же Личности, к разным аспектам Его служения в разное время. Прочитайте Иер. 23:1–6; Ис. 9:1–7; 53:1–6; Зах. 9:9. Перечислите характеристики будущего Избавителя, которые вы встретили в этих текстах. Какие «противоречивые» образы вы увидели? Эти тексты приводили в замешательство людей, которые размышляли о Пришествии Мессии. Более того, в текстах, указывающих на царственного Мессию, как правило, не было никакого намека на страдания или унижения, а в текстах, описывающих страдающего Раба, Мессия почти не имел власти или мирского авторитета. Иудеи времен Иисуса нашли свой вариант разрешения этой проблемы. Они посчитали, что страдающий Раб — это символ израильского народа и его страданий во время вавилонского пленения и римской оккупации. Таким образом, не придавая данным текстам мессианского значения, многие иудеи ожидали только царственного и побеждающего Мессию. Этот Царь, как Давид, должен был свергнуть оккупантов и вернуть Израилю его место среди народов. Почему тексты о страдающем Рабе не следует рассматривать в отрыве от Мессии? Потому что в Ветхом Завете есть значительные отрывки, соединяющие в себе обе Его характеристики. Эти отрывки описывают одну Личность, хотя на первый взгляд не совсем понятно, проявляются ли эти характеристики одновременно или сменяют друг друга. Как видно из Деян. 17:2, 3, Павел привел иудеям Фессалоники эти мессианские тексты Ветхого Завета, указав на их истинный смысл. В древние времена иудеи не понимали, каким должно было быть Первое пришествие Мессии. Сегодня высказывается множество ложных идей относительно Его Второго пришествия. Что это говорит нам о необходимости всеми силами стремиться к правильному пониманию Библейской Истины? Почему ложная доктрина может вызвать множество проблем?
Среда 4 июля Страдание предшествует славе Иисус от начала знал, что Ему, Мессии, надлежит пострадать и войти в славу Свою (см. Лк. 24:26, 46). Павел изучал Ветхий Завет и также знал об этом. Слова надлежало пострадать в Лк. 24:26, 46 — это те же самые слова, что и в Деян. 17:3, где Павел подчеркивает, что Мессии надлежало пострадать. Иисус и Павел знали, что страдания предшествуют славе и что об этом было сказано в пророчествах задолго до самих событий. Тогда возникает вопрос: на основании каких текстов Ветхого Завета Павел пришел к такому заключению? Вероятно, он обратил внимание на то, что самые выдающиеся личности Ветхого Завета долго страдали, прежде чем в их жизни наступал период славы. Иосиф провел в неволе около тринадцати лет и только после этого занял пост премьер-министра Египта. Моисей сорок лет пас овец в пустыне, прежде чем стал могущественным вождем исхода. Давид провел многие годы, спасаясь бегством, какое-то время скрывался в других странах до того, как сел на трон. Даниил был узником войны и даже приговорен к смерти, прежде чем занял пост премьер-министра Вавилона. Эти истории ветхозаветных Божьих слуг были предзнаменованиями Мессии, Который также должен был пострадать и претерпеть унижение, прежде чем вознестись до царственного величия. Кульминацией этих текстов являются часто цитируемые в Новом Завете ветхозаветные стихи из Ис. 53. Согласно Исаии, страдающий Раб презрен, отвергнут, изведал болезни (ст. 2–4). Подобно жертвенному агнцу, Он понес смерть за наши грехи (ст. 5–7), ибо так было угодно Господу (ст. 8–10). Но, совершив такой «подвиг души Своей» (ст. 11), Он многих оправдает и получит великое наследие ( ст. 12). Для авторов Нового Завета 53-я глава пророка Исаии стала ключом к пониманию роли Мессии. Вполне вероятно, что проповедь Павла в Фессалонике основывалась на этой главе. Согласно Ис. 53, во время Своего Первого пришествия Мессия не мог быть могущественным Царем. Более того, Он будет отвергнут многими представителями Своего же народа. Но это отвержение должно было стать началом славы Мессии, Которого ожидали иудеи. Принимая во внимание все это, Павел смог показать, что Иисус, Которого он узнал, был на самом деле тем Мессией, Пришествие Которого предсказывал Ветхий Завет. С молитвой прочитайте Ис. 53, помня, что Господь, наш Создатель, прошел через все это, дабы каждый из нас мог иметь вечную жизнь. Как эта истина еще раз убеждает нас в необходимости ставить Христа на первое место в нашей жизни?
Четверг 5 июля Рождение Церкви Согласно Деян. 17:1–4, 12, какие люди составили ядро Фессалоникийской церкви? Частью миссионерской стратегии Павла было благовествование, «во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16). Во время служения Павла иудеи неоднократно получали преимущество первыми услышать и принять Евангелие. Согласно Библии, многие иудеи времен Павла действительно приняли Иисуса как Мессию. Позднее, когда Церковь начала отступать от Истины и отвергать Закон, особенно субботу, иудеям становилось все сложнее принимать Иисуса как своего Мессию, ибо, в конце концов, как Мессия может упразднить Закон, особенно субботу? Как видно из приведенных выше текстов, некоторые из фессалоникийских иудеев были убеждены Павлом, связывавшим мессианские тексты с историей Иисуса. Одним из таких людей был Аристарх, который позднее стал соработником Павла и даже был заключен вместе с ним в темницу (Кол. 4:10, 11; Деян. 20:4). Другой житель Фессалоники, Иасон, судя по всему, был достаточно богатым человеком. Он приютил общину в своем доме, когда верующие уже не могли собираться в синагоге, а также сделал все возможное, чтобы предотвратить арест Павла (Деян. 17:4–9). Когда речь идет об Еллинах, чтущих Бога (Деян 17:4), обычно имеются в виду язычники, которые восхищались иудаизмом, посещали синагогу, но не были обращены в иудаизм. Во дни Павла таких людей было много. Для Павла они стали естественным мостом, с помощью которого он стремился достичь тех язычников, которые были незнакомы с иудейской религией и Ветхим Заветом. Информацию о преобладающем количестве иудеев в зарождающейся церкви в Фессалонике, а также об относительной состоятельности ее членов мы находим в Деян. 17 (см., например, ст. 12), где сказано, что «почетные» греки также уверовали. Однако очевидно, что ко времени написания Первого послания к фессалоникийцам церковь состояла в основном из язычников (см. 1 Фес. 1:9), происходящих из рабочего класса (см. 1 Фес. 4:11). Здесь мы видим универсальный характер Евангелия: оно предназначено всем людям, всем классам, всем расам; теперь уже не имеет значения, богатый ты человек или бедный, иудей или грек, — Христос умер за весь мир. Поэтому мы, адвентисты седьмого дня, несем весть всему миру (Откр. 14:6), не делая никаких исключений, основанных на этнической, национальной, кастовой принадлежности или экономическом положении. Как важно нам всегда помнить об этом поручении, не стать замкнутыми, сосредоточенными на себе и заинтересованными больше в удерживании того, что у нас есть, чем в том, чтобы перешагнуть границы нашего комфорта, которые мы, возможно, даже подсознательно, установили для себя.
Пятница 6 июля Для дальнейшего изучения: «От дней Павла до настоящего времени Бог Духом Своим Святым призывал и иудеев, и язычников. „Нет лицеприятия у Бога”, — утверждал Павел. Апостол считал, что он „должен и Еллинам, и варварам”, равно как и иудеям; но он никогда не забывал о тех неоспоримых преимуществах, которые иудеи имеют перед другими, „а наипаче в том, что им вверено Слово Божие”. “Евангелие, — писал он, — есть сила Божия ко спасению всякому верующему: во-первых, Иудею, потом и Еллину”» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 380). «Проповедуя фессалоникийцам, Павел сослался на ветхозаветные пророчества о Мессии... С помощью вдохновенного свидетельства Моисея и пророков он, безусловно, доказывал, что Иисус из Назарета есть Мессия и что от дней Адама голос Христа говорил через патриархов и пророков» (там же, с. 221, 222. Обратите внимание на большой перечень ветхозаветных текстов на с. 222–229). «Когда проповедь Евангелия приблизится к завершению, необходимо будет обратить внимание на людей, которых раньше не замечали, и Бог надеется, что Его вестники проявят особый интерес к еврейскому народу, живущему во всех частях мира… Когда они увидят новозаветного Христа на страницах Ветхозаветных Писаний, когда они поймут, как ясно Новый Завет объясняет Ветхий Завет, их спящая душа пробудится и они признают Христа Спасителем мира. Многие верой примут Христа как своего Искупителя» (там же, с. 381). Вопросы для обсуждения: 1. Подход Павла к иудеям того времени основывался на Мессианских пророчествах Ветхого Завета. Насколько такой подход может быть эффективен в работе с иудеями сегодня, особенно со светскими евреями, которые, возможно, даже не знакомы с пророчествами Ветхого Завета? Какие еще необходимо рассмотреть современные методы работы как с мирскими евреями, так и с остальными группами необращенных людей? 2. Каким образом библейские пророчества можно сделать более понятными и близкими вашим друзьям и соседям? Какие подходы нам следует использовать по отношению к людям, которые не признают авторитет Библии? Например, как пророческая глава Дан. 2 могла бы помочь неверующему человеку начать доверять Библии как Слову Божию? Вывод: В первом уроке пособия был рассмотрен ряд важных вопросов. Более всего остального мы должны осознать важность Слова Божьего в нашей жизни, миссии и свидетельстве. Мы должны быть утверждены в Библии и истинах, которым она учит. Это необходимо не только для нашего духовного развития, но и для максимальной эффективности нашего свидетельства.
7–13 июля Сохраняя взаимоотношения Библейские тексты для исследования: Деян. 17:5-34; 1 Кор. 1:18–2:2; 1 Фес. 2:17–3:10. Памятный стих: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость» (1 Фес. 2:19, 20). Ключевая мысль: Истинный евангелизм ведет к взаимоотношениям, которые могут выдержать проверку временем и продлиться всю вечность. В течение трех недель Павел проводил евангельские встречи в Фессалонике. Это был захватывающий цикл проповедей, но они вызвали противодействие местных религиозных властей и других агрессивно настроенных людей. В конце концов по решению городского совета Павел был выслан из города. Это решение также препятствовало его возвращению. Данный урок рассматривает результаты евангельского служения Павла в Фессалонике. После пережитого опыта Павел мог бы сосредоточиться на противодействиях и других затруднениях, встретившихся ему на пути. Но вместо этого он обратил все свое внимание на взаимоотношения, которые построил с членами новой христианской общины в Фессалонике. Павел был очень огорчен тем, что ему в такой спешке пришлось покинуть Фессалонику. Он знал, что у него было слишком мало времени, дабы закалить уверовавших, сделать их неуязвимыми для разочарования и негативного влияния. Не имея возможности лично общаться с ними, он был вдохновлен Святым Духом на написание писем верующим в Фессалонике. Эти письма, известные как Первое и Второе послания к фессалоникийцам, вошли в канон Нового Завета.
Воскресенье 8 июля Противостояние в Фессалонике Прочитайте Деян. 17:5–9. Каким был главный мотив иудеев в их противодействии Павлу? Что говорили оппоненты, стремясь обратить внимание властей на это дело? Как отреагировали городские начальники? Когда кто-то проповедует новое учение и люди проявляют к нему интерес, это, как правило, вызывает зависть руководителей и учителей других религиозных групп. Внимание, которое раньше было сосредоточено на этих руководителях, теперь направлено на других. Пытаясь нейтрализовать влияние нового учителя, они могут вести себя не совсем разумно. Согласно римскому историку Публию Корнелию Тациту, незадолго до событий, описанных в Деян. 17, между римскими иудеями и человеком, которого историк называет Хрестус («Chrestus»), возник конфликт. Возможно, это имя отражает непонимание римлянами иудейской концепции Мессии (на греческом — «Христа»). Очевидно, чья-то проповедь Евангелия расколола римскую иудейскую общину. Для римских властей разговоры о Мессии звучали, как подготовка к возведению нового государя на римский престол (Деян. 17:7). Возможно, по этой причине император выслал из столицы всех иудеев (Деян. 18:2). Некоторые из высланных, обосновавшись в Фессалонике или проходя через этот город, рассказывали о произошедших в Риме событиях. Поскольку Евангелие полностью перевернуло мир римских иудеев, религиозные вожди Фессалоники решили не допустить подобного в своем городе. Фессалоникой управлял городской совет, состоявший, возможно, из пяти или шести «мэров», принимавших совместные решения. Такая организация позволяла иметь определенную независимость от Рима, которой они не хотели лишаться. Поэтому, учитывая все обстоятельства, поведение городских властей в данном случае производит весьма сильное впечатление. Схожесть с недавними событиями в Риме могла привести к физическим наказаниям христиан. Но городские власти отреагировали своеобразно (сравните с Деян. 16:22–40). Они взяли у христиан значительную сумму денег, как некоторую гарантию того, что они не будут служить причиной дальнейших беспорядков, и всех отпустили. Ревность и зависть могут уничтожить человека. Чему мы можем научиться из жизни и наставлений Иисуса, чтобы одержать победу над этими смертоносными чувствами?
Понедельник 9 июля События в Верии Преследование может начаться по нескольким причинам. Часто оно провоцируется злобной клеветой на тех, кто не сделал ничего плохого. Но иногда оно может быть спровоцировано и неправильными действиями верующих (1 Петр. 3:13–16; 4:12–16). Вполне вероятно, что беспорядки в Фессалонике были вызваны не только ревностью оппонентов Павла, но также неправильными действиями новообращенных. Два письма к фессалоникийцам свидетельствуют: Павел очень беспокоился о том, что некоторые люди из церкви не умели вести себя в обществе. Павел увещевает фессалоникийских христиан жить тихо и поступать «благоприлично» среди соседей-язычников (1 Фес. 4:11, 12,). Он предостерегает бесчинных среди них (1 Фес. 5:14), повелевает избегать тех в общине, кто ведет себя неправильно (2 Фес. 3:6, 7). Апостол также замечает, что некоторые члены церкви поступают бесчинно, ничего не делают и суетятся (2 Фес. 3:11). Таким образом, некоторые члены общины не только были проблематичными для церкви, но и причиняли беспокойство обществу. Озлобленных людей, воздвигавших гонения на церковь, в Фессалонике хватало, но и поведение некоторых новообращенных христиан заслуживало порицания. Чем ситуация в Верии отличалась от ситуации в Фессалонике? См. Деян. 17:10–15. О чем свидетельствует эта разница?
Жители Верии желали больше знать о Боге и лучше понимать Писание. Охотно слушая, они проверяли все услышанное от апостолов, самостоятельно изучая Ветхий Завет. В этом пример для нас. Мы можем быть открыты для новых идей, но при этом всегда должны проверять их, основываясь на Библейском учении. Мы должны многому научиться и от многого отучиться. В то же время, нужно стараться избегать заблуждений, так как они уводят нас от Истины. Несмотря на то, что фессалоникийские оппоненты Павла вскоре оказались в Верии, проживающие там иудеи не закрылись от новой вести, наоборот, «многие из них уверовали» (ст. 12). Хотя Павлу пришлось уйти в Афины, Сила и Тимофей остались в Верии, чтобы поддержать и укрепить новообращенных. Приведите примеры, когда в разные эпохи христианская Церковь явно действовала неправильно. Какие уроки мы можем извлечь из этих ошибок? Поделитесь своими ответами на уроке в субботу.
Вторник 10 июля События в Афинах Согласно Деян. 17:14–16, Сила и Тимофей остались в Верии, в то время как Павел отправился в Афины. Павел велел сопровождавшим его людям передать Силе и Тимофею, чтобы они пришли к нему в Афины, но нигде нет упоминания о том, что они выполнили эту просьбу. С другой стороны, в 1Фес. 3:1, 2 мы читаем, что Павел послал Тимофея из Афин в Фессалонику. Поэтому можно предположить, что Тимофей ненадолго пришел к нему в Афины. С иудеями в Фессалонике (Деян. 17:2, 3) Павел начал беседу с темы о Мессии в Ветхом Завете. С чего он начинает свой разговор с языческими философами в Афинах? (Деян. 17:16–34). Чему мы можем научиться, изучая эти два разных подхода? Павел не просто приходит в Афины, шествует прямо к Ареопагу (известному также как Марсов холм) и пытается заинтересовать собравшихся там философов. Он начинает с наблюдений во время прогулки по городу. Апостол заинтересовывает афинских иудеев и некоторых греков в местной синагоге. Кроме того, благовествуя им привычным для него образом (см. Деян. 17:2, 3), он имел возможность получить представление о преобладающей в городе культуре. Первый шаг в любой миссионерской деятельности — послушать и узнать о вере и взглядах людей, которым вы хотите благовествовать. Павел проводил время и на рыночной площади Афин (она располагалась ниже и была видна с Марсова холма), беседуя с каждым желающим с ним поговорить. В процессе беседы апостол вызвал любопытство некоторых философов, эпикурейцев и стоиков, которые пригласили его держать речь в традиционном для подобных дискуссий месте. Он обратился к афинской интеллигенции, рассказав о своих наблюдениях в отношении их города и религии. Исходным теологическим положением Павел выбрал тему творения, которая была интересна всем. В отличие от подхода, используемого в синагоге, теперь он не аргументировал свою весть отрывками из Писания, но обращался к знакомым его слушателям произведениям (см. Деян. 17:27, 28; здесь он цитирует греческих писателей). Но когда оратор зашел на территорию, выходившую за пределы их интеллектуального комфорта, философы, судя по всему, резко оборвали дискуссию. Однако несколько человек продолжили беседу с Павлом и уверовали. Понимаем ли мы мировоззрение и религиозные взгляды окружающих нас людей? Почему, ища пути благовестия, важно хотя бы немного знать о мировоззрении слушателей?
Среда 11 июля Прибытие в Коринф В отрывке Деян. 18:1–18 мы находим два интересных пересечения с нецерковной историей. Первый момент связан с изгнанием иудеев из Рима во время правления Клавдия (Деян. 18:2). Небиблейские источники датируют это событие 49-м годом н. э. Другое событие связано с проконсулом Галлионом (Деян. 18:12). Поскольку проконсулы в Коринфе назначались сроком на один год, сохранившиеся надписи и другие данные точно определяют время, когда Галлион занимал данный пост, — 50-51-й год н. э. Критики иногда ставят под сомнение историчность книги «Деяния святых апостолов», но многие косвенные ссылки, в частности, приведенная здесь, подтверждают ее достоверность. Очевидно, после изгнания апостолов из Фессалоники Тимофей пошел оттуда с Павлом и Силой в Верию (Деян. 17:10, 14, 15). Затем он на короткое время присоединился к Павлу в Афинах, а оттуда был послан снова в Фессалонику (1 Фес. 3:1, 2). Там Тимофей встретился с Силой (Деян. 18:5) и отправился на встречу с Павлом в Коринф. Первое послание к фессалоникийцам, по всей видимости, было написано из Коринфа, вскоре после прибытия Тимофея. Павел знал обстановку в Ахаии, где был расположен Коринф (1 Фес. 1:7, 8), и в Первом послании к фессалоникийцам он отвечает на информацию, полученную от Тимофея (1 Фес. 3:5, 6). Прочитайте 1 Кор. 1:18–2:2. Какова главная мысль Павла в этом отрывке? Что говорят нам эти стихи о миссионерских стратегиях Павла в Афинах и Коринфе? Должно быть, Павел не был удовлетворен итогом своей встречи с афинскими философами, так как в Коринфе решает выбрать более прямой подход к греческому сознанию. Он понимал, что с людьми нужно говорить на их языке, о чем четко написал коринфянам (1 Кор. 9:19–23). На примере Афин и Коринфа апостол показывает, что процесс общения с людьми «на их языке» не является точной наукой, но требует постоянного изучения и регулирования. Павел не применял один и тот же подход в каждом городе. Он был весьма чуток к переменам во времени, культуре и обстоятельствах. Еще раз прочитайте сегодняшние библейские отрывки. Как их основная весть согласуется с нашей жизнью, в которой «мудрость» этого мира часто сталкивается с «юродством» креста?
Четверг 12 июля Павел открывает свое сердце Прочитайте 1 Фес. 2:17–3:10. Что данный отрывок сообщает нам об эмоциональной привязанности Павла и его отношении к этим верующим? Как нам следует относиться к людям, которым мы служим? Глубина мысли и строгий тон Павла (см., например, Гал. 1:6, 7; 3:1–4; 4:9–11) иногда производят впечатление, будто он пренебрегал чувствами и личными взаимоотношениями. Но восхитительный язык приведенного отрывка из Первого послания к фессалоникийцам свидетельствует об обратном. Павел был евангелистом, который очень ценил отношения, согласующиеся с выполнением великого поручения, делая акцент главным образом на миссионерском служении (Mф. 28:19, 20). В приведенном выше отрывке Павел говорит о своих чувствах. Он очень скучает и даже тоскует по верующим из Фессалоники. Когда придет Иисус, Павел намеревается представить Ему фессалоникийских верующих как образец своего служения. Апостолу недостаточно просто быть спасенным в конце времени, он желает доказательства, что его жизнь принесла плод для Царства Божьего. Не в силах более терпеть разлуки с фессалоникийцами, Павел послал к ним их общего друга, чтобы тот узнал об их жизни. Апостол боялся, что сатане как-то удастся пошатнуть их первоначальные убеждения. Однако Павел чрезвычайно обрадовался и утешился, когда Тимофей сообщил, что они тверды в вере. Текст 1 Фес. 3:6 наводит на мысль о более глубоких чувствах апостола. Павел радуется вестям, принесенным Тимофеем, вестям о том, что они хорошего мнения о нем и жаждут увидеться с ним, как и он жаждет увидеться с ними. Павел покинул Фессалоники неожиданно и, судя по всему, его немного беспокоило то, как они относились к нему и его отсутствию. Верность фессалоникийцев оказалась весьма значимой для Павла. В конце концов, он был лишь человеком, и поддержка единоверцев радовала его. Принесенные Тимофеем вести вызвали в Павле особую радость, что отразилось и в его молитвах к Богу. Но эта радость не угасила его огромного желания лично увидеться с фессалоникийцами и завершить их наставление в христианской жизни. Однако, не имея такой возможности, Павел сначала посылает с миссией Тимофея, а затем пишет фессалоникийцам письмо. Сегодня эти письма являются частью Нового Завета.
Пятница 13 июля Для дальнейшего изучения: «Если бы мы смирили себя пред Богом, были бы добры, учтивы, нежны и проявляли сочувствие друг к другу, тогда там, где сегодня обращается и принимает Истину один человек, обращались бы сотни. Но, несмотря на то, что мы говорим о себе как об обращенных людях, мы носим с собой свое «я», почитая его слишком ценным, чтобы отказаться от него. Возложить это бремя к ногам Христа, а вместо него принять характер Христа и уподобиться Ему — вот в чем заключается наше преимущество. Спаситель ожидает, когда мы сделаем это» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 189, 190). «Во время Своего служения Иисус постоянно внушал ученикам, что они должны быть едины с Ним в деле освобождения мира от рабства греха… Всеми силами готовил Он их к самостоятельной работе, которая будет расширяться по мере пополнения их рядов и в конце концов охватит самые отдаленные уголки Земли. Последний урок, преподанный Им Своим последователям, заключается в том, что им вверена радостная Весть спасения, которую они должны возвестить всему миру» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 32). Вопросы для обсуждения: Обсудите ваш ответ на последний вопрос урока за понедельник. Как нам избежать подобных ошибок? Совершаем ли мы иногда такие ошибки даже сейчас? В «Свидетельствах для Церкви», т. 9, с. 189 (см. выше) Э.Уайт называет «свое “я”» бременем, которое мешает эффективному служению и препятствует обращению многих людей. Каким образом собственное «я» проявляет себя в нашей жизни? Как мы можем научиться умирать для своего «я»? Какой единственно верный путь достижения этой цели? Основной акцент в великом поручении делается на приобретении новых учеников (Mф. 28:19, 20). Поделитесь своими опытами приобретения новых учеников. Насколько ваша церковь ориентирована на миссионерское служение? Как можно улучшить ситуацию? Как можно объяснить кому-то «юродство» креста? Как вы думаете, почему Павел использовал такое выражение? Что это должно сказать нам о том, насколько ограниченным может быть человеческое понимание реальности, если самая важная истина из всех истин многим кажется «глупостью»? Вывод: Всего за три недели Павел чрезвычайно привязался к новообращенным в Фессалонике. Не имея возможности вернуться к ним, он послал Тимофея. Под действием силы Святого Духа апостол вложил в эти два послания всю свою душу. Евангелизм не должен сводиться только к принятию христианского учения. Христианская вера включает в себя все аспекты жизни — физические, умственные и эмоциональные.
14–20 июля Фессалоника во дни Павла Библейские тексты для исследования: Ин. 11:48–50; 1 Ин. 2:15–17; 1 Кор. 9:19–27; Ин. 3:3–8; 1 Кор. 16:19.
Памятный стих: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1 Кор. 9:19).
Ключевая мысль: Краткое исследование исторической ситуации в древней Фессалонике показывает, что подход Павла к жителям этого города был уникален и тщательно спланирован. Главная цель урока — провести небольшой обзор исторических, литературных и археологических сведений о Фессалонике. Этот материал важен по двум причинам. Во-первых, он помогает нам понять, как первые слушатели Павла воспринимали его, что в свою очередь прояснит смысл написанного апостолом и объяснит влияние, которое он оказывал на Церковь и общество. Во-вторых, чем больше мы узнаем о представлениях и убеждениях фессалоникийцев, тем лучше сможем понять, против чего выступал Павел. Неся Евангелие людям, апостол также должен был исправлять ошибочные взгляды. Итак, хотя урок построен не исключительно на Библии, но и на исторических фактах, он формирует основу, опираясь на которую мы будем читать Послания к фессалоникийцам.
Воскресенье 15 июля Римляне прибывают в Фессалонику Прочитайте Ин. 11:48–50. Каким образом римская оккупация Палестины и Иерусалима в первом веке н. э. повлияла на политические и религиозные решения относительно служения Иисуса? Подумайте над логичностью этих решений. В чем опасность такого подхода?
Во время гражданской войны между греческими городами-государствами, примерно в 168 году до н. э., фессалоникийцы пригласили римлян вступить в их город и защитить его от окружающих врагов. Римляне вознаградили Фессалонику за такую «правильную позицию» в гражданской войне, позволив ей в значительной степени самостоятельное правление. Фессалоника стала свободным городом внутри империи, самостоятельно решающим свои внутренние дела и распоряжающимся своей судьбой. В результате богатые и более влиятельные классы в городе могли жить так же, как и раньше. Поэтому во дни Павла они были сторонниками Рима и императора. Но для простых людей, особенно для рабочего класса, жизнь не была такой же легкой и приятной. Существовало три главных отрицательных аспекта римского правления в Фессалонике. Во-первых, римская оккупация привела к экономическому дисбалансу. Рынки были разрушены войной и сменяющимся правительством на местном и региональном уровнях. Такие сбои ударили по бедным слоям населения сильнее, чем по богатым. Со временем этот негативный аспект стал менее значимым. Во-вторых, хотя Фессалоника оставалась городом с относительно независимым самоуправлением, по-прежнему присутствовало ощущение политического бессилия. Некоторые местные руководители были замещены чужестранцами, хранившими большую преданность городу, который был гораздо дальше, чем Фессалоника, то есть Риму. Какой бы милостивой и доброй ни была оккупация, она не могла оставаться популярной долгое время. В-третьих, имела место неизбежная колониальная эксплуатация, которая всегда сопровождает оккупацию. Римляне требовали сбора определенной суммы налогов. С собранного урожая, полезных ископаемых и других местных продуктов взимался определенный процент и отправлялся в Рим на поддержание растущих нужд империи. Итак, хотя Фессалоника была гораздо более состоятельным городом, чем, например, Иерусалим, римское правление и оккупация неизбежно создавали немалое давление на местное население. Особенно тяжелым этот гнет был для бедных людей. Спустя несколько десятилетий недовольство фессалоникийцев значительно усилилось и они жаждали изменения сложившейся ситуации. Каким образом политическая ситуация в вашей местности влияет на служение церкви? Что может или должна сделать ваша община, дабы улучшить свое положение и репутацию в обществе? Понедельник 16 июля Языческий ответ Риму Ответом на бессилие, которое испытывали многие фессалоникийцы, стало движение, названное учеными культом Кабируса. Основатель культа, человек по имени Кабирус, выступал в поддержку гражданских прав и в конце концов был убит двумя своими братьями. Он был похоронен с царскими почестями, и к нему стали относиться как к герою-мученику. Низшие классы верили, что при жизни Кабирус обладал сверхъестественной силой. Они также считали, что время от времени он незаметно возвращается к жизни, дабы помочь людям, и что он вернется, принесет справедливость для бедняков и восстановит город, возвратив ему полную независимость и былое величие. Считалось, что культ Кабируса давал угнетенным надежду. Все становится еще интересней, когда мы узнаем, что поклонение Кабирусу включало кровавые жертвоприношения, якобы возвеличивающие его мученичество. Люди верили, что посредством жертвоприношений Кабирусу можно освободиться от вины и упразднить классовые различия. В культе Кабируса все классы общества требовали к себе равного отношения. Но и это еще не все. Когда во времена Августа возникает культ императора, римляне заявляют, что Кабирус воплотился в личность Цезаря. Другими словами, оккупанты прибрали к рукам и надежду угнетенных. В результате духовная жизнь Фессалоники больше не несла облегчения бедному люду. Простые люди остались без значимой для них религии. Культ императора подразумевал: если в городе появлялся кто-то схожий с настоящим Кабирусом, то сразу же становился угрозой для правящих кругов. Политика римлян образовала в сердцах людей духовный вакуум, который могло заполнить только Евангелие. Христос был истинным исполнением надежд и ожиданий, которые фессалоникийцы возлагали на Кабируса. Евангелие обеспечивало внутренний мир в настоящем и окончательное изменение уклада жизни при Втором пришествии. Прочитайте 1 Ин. 2:15–17 (см. также Еккл. 2:1–11). Какие важные истины изложены в текстах? Испытали ли вы реальность этих слов, то есть мимолетность всего мирского и неудовлетворенность им?
Вторник 17 июля Фессалоникийцы принимают Евангелие Учитывая изложенную вчера информацию, нетрудно понять, почему многие фессалоникийцы-неиудеи приняли Евангелие, проповедуемое Павлом. Знал ли Павел о культе Кабируса до того, как прибыл в город, или нет, но его мессианская проповедь в синагоге отвечала духовным чаяниям местных язычников. Когда Евангелие пришло в Фессалонику, простые, рабочие люди были расположены принять его, поэтому многие откликнулись. Они оказались также готовы к экстремальному истолкованию Евангелия. Культ Кабируса взращивал в людях дух восстания против власти, и этот дух мог стать источником беспорядков, о которых говорит Павел в двух своих посланиях к этой церкви (см. 1 Фес. 4:11, 12; 5:14; 2 Фес. 3:6, 7, 11). Прочитайте 1 Кор. 9:19–27. Какую фундаментальную миссионерскую стратегию представляет Павел в этом отрывке? Какие сложности могут встретиться во время ее осуществления? Как можно поддерживать правильный баланс в следовании двум принципам, представленным в отрывке?
Евангелие оказывает огромное влияние, когда затрагивает нужды, надежды и мечты людей. Святой Дух создает мосты для Евангелия, но нельзя умалять значения прилежной молитвы и хороших взаимоотношений. Мировой опыт показывает, что люди особенно открыты для адвентистской вести во времена перемен. Это могут быть экономические неурядицы, политические разногласия, войны, свадьбы, разводы, переезды, проблемы со здоровьем или смерть близких людей. Фессалоникийцы пережили и перемены, и трудности, которые помогли Евангелию пустить в этом городе глубокие корни. Но люди, принимающие крещение во времена неурядиц, склонны проявлять и непостоянство, по крайней мере, в первое время. Отступничество чаще всего происходит в первые несколько месяцев после обращения. Письма в Фессалонику свидетельствуют о большой нестабильности в церкви, и эта нестабильность сохранялась в течение нескольких месяцев после первоначального визита Павла. Что мы можем сделать, дабы помочь членам Церкви, которые все еще не утвердились в своей новой жизни во Христе? Познакомьтесь с кем-то из новообращенных или посещающих церковь и по возможности помогите этому человеку утвердиться в Господе. Вы удивитесь, увидев, как это служение укрепит вас самих!
Среда 18 июля Павел — «уличный проповедник» В первом веке в греко-римском мире было немало популярных философов, которые, выступая на различных собраниях, на улицах и площадях, оказывали огромное влияние как на отдельных граждан, так и на целые группы людей. Примерно то же самое сегодня делают различные общественные деятели и уличные проповедники. Эти философы верили, что люди имеют внутреннюю способность изменить свою жизнь. Они прибегали к публичным выступлениям и частным беседам, чтобы произвести перемены в своих учениках. Философы стремились вызвать в своих слушателях сомнения в привычных идеях и правилах и открыть их умы для принятия новых взглядов и перемен. Окончательной целью таких философов было возрастание уверенности в своих силах и нравственное развитие. Философ получал право говорить другим только тогда, когда сам обретал моральную свободу в собственном внутреннем мире. «Врач, исцели себя сам» — это была хорошо знакомая концепция в древнем мире. Философы также знали о необходимости представлять свою весть так, чтобы она находила отклик у разных людей, и в то же время понимали важность сохранения целостности своего характера и проповедуемой ими вести. Таким образом, существует целый ряд параллелей между популярными учителями того времени и работой Павла, который также путешествовал и выступал в общественных местах (Деян. 17:17; 19:9, 10). Однако существовало два важных отличия между методами Павла и других популярных философов. Во-первых, Павел не только трудился в общественных местах, но также стремился организовывать местные общины. Это требовало некоторого отделения от мира наряду с созданием эмоциональных уз между членами общины и глубокого посвящения себя этой общине. Во-вторых, Павел учил, что обращение не является внутренним решением, появившимся в результате мудрой речи, напротив, это результат сверхъестественной работы Бога, которая проявляется в человеке (см. Гал. 4:19; Ин. 3:3–8; Флп. 1:6). Учение Павла было несравненно больше, чем философия; это было провозглашение небесной Истины и откровение великих деяний Бога по спасению человечества. Нечестность некоторых популярных философов заключалась в том, что, прикрываясь своим учением, они просто зарабатывали деньги. Это были своего рода спекулянты и не более. Некоторые из них вступали в интимные отношения со своими слушателями. Хотя среди философов были и честные учителя, тем не менее к путешествующим ораторам в древнем мире относились с изрядной долей презрения. Павел не хотел, чтобы к нему относились подобным образом, поэтому чаще всего отказывался от средств своих слушателей. Вместо этого он трудился своими руками, поддерживая себя и своих соработников. Такое поведение, наряду со всеми пережитыми им страданиями, показывает, что он действительно верил в то, что проповедовал, и совершал служение не из личной выгоды. Во многом сама жизнь апостола была наиболее убедительной его проповедью.
Четверг 19 июля Домашние церкви Прочитайте Рим. 16:4; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 1, 2. Что общего у этих текстов? В римском мире существовало два основных вида жилья: во-первых, «домус» — большой дом на одну семью, построенный вокруг внутреннего двора. Это было типичное жилье богатых людей. В таком доме могло собираться от 30 до 100 человек. Другой вид жилья назывался «инсула». На нижнем этаже таких построек располагались магазины и производственные помещения, выходящие на улицу, а на верхних этажах — «квартиры». Это было основное городское жилье рабочего класса. Такое жилье могло обычно вместить лишь небольшую общину. Домусы и многие инсулы были местом жительства сразу нескольких поколений семьи, работников семейного бизнеса, гостей и даже рабов. Если глава семейства обращался, это оказывало огромное влияние на всех остальных жильцов дома. Идеальным расположением городской домашней церкви было место, близкое к центру города. Связанные с домом магазины и производственные помещения содействовали поддержанию контактов с ремесленниками, торговцами, покупателями и людьми, ищущими работу. В такой обстановке могла проходить большая часть миссионерского служения Павла. В некоторых частях мира люди до сих пор поклоняются Богу в домашних церквах, зачастую потому, что это все, что у них есть, или же им не позволяется ничего более. В таких случаях домашняя церковь остается единственным вариантом. Прочитайте Деян. 18:1–3. Как эти стихи помогают нам понять, в каких условиях трудился Павел?
Являясь римским гражданином и в то же время членом иудейской элиты, Павел был выходцем из высшего класса. Тем не менее он работал собственными руками и не считал это чем-то унизительным для себя. Посредством такой работы он идентифицировался с простыми людьми и мог благовествовать им (см. 1 Кор. 9:19–23). Насколько хорошо вашей церкви удается взаимодействовать с обществом? Участвуете ли вы и ваша церковь в жизни общества, или, защищаясь от «мирского влияния», вы полностью закрыты и настолько изолированы от опасностей этого мира, что вообще не оказываете на него никакого влияния?
Пятница 20 июля Для дальнейшего изучения: «Провидение управляло движением народов и человеческими страстями и всеми действиями до тех пор, пока мир не был приготовлен к Пришествию Избавителя… В то время языческая религия утратила свое влияние на людей, которые устали от пышных зрелищ и легенд. Они нуждались в такой религии, которая могла бы принести удовлетворение душе… Не только среди евреев, но и среди других народов были люди, которые предсказывали Пришествие Божественного Учителя. Эти люди искали истину, и им посылалось откровение свыше. Один за другим, как звезды на темном небе, появлялись такие учители. Их пророчества вселяли надежду в сердца тысяч язычников» (Э. Уайт. Желание веков, с. 32, 33). «Когда Павел впервые посетил Коринф, там оказались люди, подозревавшие пришельцев в нечистых мотивах. Греки морского побережья были заядлыми торговцами. Они так долго занимались мошенничеством, что стали считать и благочестие способом обогащения, полагая: все средства хороши, чтобы делать деньги. Павел был знаком с их нравами и не желал дать им повода для пересудов, что он якобы проповедует Евангелие ради личного обогащения... Апостол стремился устранить любой повод для превратного истолкования своих действий, дабы не причинить вреда той вести, которую нес» (Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 234, 235).
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, что имела в виду Эллен Уайт, когда писала (смотрите выше), что языческим учителям посылалось «откровение свыше»? До какой степени Бог влияет на мир идей вне христианского контекста? Может ли человек быть спасен, если он никогда не слышал об Иисусе? Если да, то на каком основании? В каких случаях сегодня церковь может эффективно использовать частный дом или квартиру? Всегда ли церковные здания — наилучший вариант? Обоснуйте ваш ответ. Как ваша церковь может научиться адаптировать свое благовестие к местному обществу? Почему мы всегда должны помнить о том, что методы благовестия, успешные в одном месте, могут быть неэффективными в другом? Вывод: Библейское повествование о миссионерском служении Павла излагается в контексте древнего Рима. Глядя на Павла, борющегося с каждодневными проблемами, мы можем эффективнее применять принципы и уроки, изложенные Богом в Писании. В Первом и Втором посланиях к фессалоникийцам мы видим, как Павел помогает первым христианам, живущим в большом городе, преодолеть трудные времена. 21–27 июля Радостные и благодарные Библейские тексты для исследования: 1 Фес. 1:1–10; 1 Кор. 13; 1 Tим. 1:15; Гал. 5:19–23; Дан. 12:2.
Памятный стих: «Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим» (1 Фес. 1:2, 3,). Ключевая мысль: В первой главе своего письма к фессалоникийцам Павел адресует им много добрых слов. Нам стоит обратить внимание, за что апостол хвалит их. В начале своего Первого послания Павел подчеркивает особое значение молитвы, напоминая, что усиленно молится о фессалоникийцах, что само по себе уже свидетельствует о его глубокой любви к этой церкви и заботе о ней. В этом отрывке Павел выражает свою радость по поводу того, что фессалоникийцы остаются верными Истине. Их жизнь свидетельствовала о преобразующей силе Святого Духа, несмотря на многочисленные трудности, с которыми они сталкивались. Павел заканчивает первую главу, подчеркивая: открытость фессалоникийцев по отношению к нему и его учению привела их к тому, что они стали настоящими «адвентистами». Они были верующими, которые каждый день жили в предвкушении возвращения Иисуса с Небес, ожидая, что Он избавит их от «грядущего гнева». В данном уроке мы внимательно рассмотрим, как новообращенные справлялись с трудностями, возникшими вследствие принятия ими Благой вести.
Воскресенье 22 июля Молитва благодарности (1 Фес. 1:1–3) В словах, которыми начинается Первое послание к фессалоникийцам, мы видим бескорыстие Павла. Хотя очевидно, что автором этого письма был он (1 Фес. 2:18; 3:5; 5:27), апостол также упоминает своих сотрудников — Силуана и Тимофея. Прочитайте 1 Фес. 1:1–3. За что Павел, Силуан и Тимофей благодарят Бога? Какое практическое значение имеют перечисленные здесь добродетели? Например, как в нашей жизни проявляются «дела веры»? Приветствие, с которого начинается Первое послание, напоминает типичное древнегреческое письмо, но в нем есть и своя особенность. К слову «благодать», с которого начинались греческие письма, Павел добавляет привычное иудейское приветствие «мир». Благодать и мир — два слова, которые удачно отражают опыт пребывания с Иисусом. Кто такой Силуан? Это латинский эквивалент греческого имени «Сила». Иудеи, жившие за пределами Палестины, обычно использовали греческие или латинские имена, согласующиеся с иудейскими. Сила был христианином из Иерусалима, как и Марк, который стал одним из первых попутчиков Павла в миссионерских путешествиях. Благодаря тому, что Павла сопровождали пользующиеся доверием руководители Иерусалимской церкви, он во время своих миссионерских путешествий делал все возможное, чтобы поддерживать единство Церкви. Какие слова в 1 Фес. 1:1–3 стали знаменитыми благодаря тому, как они используются в 1 Кор. 13? Какое из них особенно подчеркивается в Первом послании к коринфянам и почему? В своих молитвах Павел сосредоточивается на реальности, а не на эфемерной духовности. Вера ведет к серьезной работе. Подлинная любовь побуждает много трудиться, а надежда требует терпения. Апостол делает акцент на действии, а не на абстрактных идеях. Порядок расположения слов «вера, любовь и надежда» (в русском переводе «упование») в Новом Завете варьируется, но самое важное всегда упоминается последним (например, см. 1 Кор. 13:13, где последней упомянута любовь). Порядок слов в 3-м стихе свидетельствует, что, обращаясь к фессалоникийцам, Павел в первую очередь думал о заключительных событиях истории Земли. Павел благодарит Бога за отклик фессалоникийцев на Евангелие. Возможно, он также надеется, что его положительная оценка побудит их быть более открытыми к проблемам, которые он намерен им представить.
Понедельник 23 июля Избранные Богом (1 Фес. 1:4) Прочитайте 1 Фес. 1:4. Что означает, что Бог избрал нас? Значит ли это, что мы уже не имеем выбора? С другой стороны, значит ли это, что не избранный Богом человек не может получить спасения, даже если захочет? В стихе 4 продолжается длинное предложение, начатое Павлом в стихе 2 со слов «Всегда благодарим Бога». Избрание фессалоникийцев — это один из пунктов в его списке благодарностей Богу. Некоторые христиане придерживаются крайних взглядов на вопрос об избрании. Они хотят отвлечь внимание человека от его образа жизни или поведения. Они утверждают, что наше спасение зависит не от нашего, а Божьего выбора. Подобное учение может привести к идее о том, что Божья благодать предназначена не для всех и однажды спасенный человек не может уже отойти от Бога. Как следующие стихи помогают нам понять, что спасение человека зависит от его личного выбора? Нав. 24:15; 1 Tим. 2:4; Откр. 3:20. Вера невозможна без влекущей Божьей силы. Тем не менее Бог позволяет людям самостоятельно принимать окончательное решение в отношении Его и того, что Он совершил для нас. А совершил Он то, что «избрал» нас во Христе. Мы все были «избраны», чтобы наследовать спасение. То, что кто-то не будет спасен — не востребует для себя спасения, — отразит выбор этого человека, а не Божий выбор. Бог желает, чтобы все человечество было спасено. Как говорит Павел в 1 Tим. 2:4, Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Вы избраны Богом, и Он желает, чтобы вы наследовали спасение и не погибли. Какое ободрение вы можете получить из этой удивительной истины?
Вторник 24 июля Уверенность во Христе (1 Фес. 1:5) Прочитайте 1 Фес. 1:5. Как мы можем быть уверены, что живем в гармонии с Богом? Какие три фактора в жизни фессалоникийцев подтвердили, что они поддерживают крепкие взаимоотношения с Богом? Стих 5 начинается со слов «потому что». В этом стихе Павел подробно излагает, почему он так уверен, что фессалоникийцы были избраны Богом (1 Фес. 1:4). Он также объясняет причины своей благодарности в молитвах (1 Фес. 1:2). Павел радуется реальным свидетельствам того, что фессалоникийцы откликнулись на призыв Бога и Он одобряет их. Павел начинает стих, выражая свою радость по поводу видимого свидетельства в пользу того, что фессалоникийцы верны Богу. Их принятие Евангелия не было исключительно интеллектуальным согласием с учением или доктриной. В их ежедневной жизни проявлялись присутствие и сила Бога. В повседневной жизни церкви происходило то, что можно объяснить только Божественным вмешательством. На молитвы были посылаемы ответы, происходили перемены в жизни. Реальность их веры проявлялась в их делах. Как узнать, что Святой Дух реально присутствует в жизни человека и в церкви? Гал. 5:22, 23;1 Кор. 12:1–11. Плод Духа — могущественное свидетельство активного действия Бога в жизни человека. Любовь, радость и мир можно подделывать лишь до поры, но постепенно внутрицерковные взаимоотношения помогают отделить подлинное от ложного. Когда присутствует Святой Дух, тогда то, что для грешных людей является неестественным, для верующих становится естественным. Христиане начинают проявлять милосердие и доброту, что раньше не было им свойственно. Павел видел много доказательств того, что благодаря сверхъестественному влиянию Духа жизнь фессалоникийцев изменилась. Для Павла окончательным свидетельством того, что Бог избрал фессалоникийцев, было их глубокое убеждение в истинности Евангелия, а также реальность Божьего присутствия в их жизни. Насколько вы уверены в своем спасении? На чем должна основываться такая уверенность?
Среда 25 июля Поступать, как Павел Прочитайте 1 Фес. 1:6, 7. Какова весть Павла в данном отрывке? Как мы должны понимать эти слова в контексте истины о том, что Христос — наш наилучший пример? Большая часть переводов не показывает этого, но в шестом тексте Павел продолжает предложение, начатое во втором стихе, и развивает его до десятого текста. Главная задача этого длинного предложения — перечисление причин для благодарности, которая звучит в его молитвах. Стихи 6 и 7 добавляют к этому благодарственному списку, начатому словами «потому что» в пятом стихе, еще две причины. Павел благодарит Бога (стих 2), потому что (стих 5) фессалоникийцы подражали «нам и Господу», вследствие чего и сами стали примером для подражания (стихи 6, 7). Мы часто предостерегаем людей относительно того, что подражать кому-либо, кроме Христа, опасно. Это правда, ибо даже самые лучшие люди несовершенны и иногда подводят нас. Но реальность состоит в том, что нам нужны образцы для подражания. Бывают времена, когда люди нуждаются друг в друге, чтобы получить руководство, совет и помощь в решении сложных ситуаций и преодолении трудностей. Кто не испытывал благословения, полученного от хорошего совета и доброго примера? Кроме того, нравится нам это или нет, но как только мы становимся лидерами, люди начинают подражать нам. Как же важно в таком случае, чтобы христиане жили в соответствии с тем, что проповедуют, и являли в своей жизни то, о чем говорят! В то же время Павел использует в этих текстах и некоторые элементы предостережения. Во-первых, подражание (стих 6) следует за получением (стих 5). Основной акцент в Послании к фессалоникийцам сделан на принятии Слова Божия и непосредственном применении его в жизни через Святого Духа. Слову Божьему всегда можно доверять. Во-вторых, Павел направляет взор верующих на Господа — наилучший пример (стих 6). То, что совершал и совершает Иисус, является гораздо лучшим образцом, чем то, что делает Павел. Апостол не питал никаких иллюзий о себе и своем характере (1 Tим. 1:15). Однако, использовав такие элементы предостережения, Павел одобряет их желание подражать ему как возлюбленному учителю и наставнику и также желает, чтобы они сами стали образцом для подражания. В данном случае подражать нужно было радости в страдании. Страдание может либо сделать человека суровым, либо смягчить его характер. Благодаря Евангелию и силе Святого Духа, фессалоникийцы, несмотря на страдания, обрели сверхъестественную радость, подобно как ранее это пережили Павел и Сила (Деян. 16:22–25). Являетесь ли вы в своей церкви образцом для подражания? Что в вашей жизни могло бы послужить примером для остальных? А чему людям не стоит учиться у вас?
Четверг 26 июля Дальнейшее свидетельство веры (1 Фес. 1:8–10) Прочитайте 1 Фес. 1:8–10. Как этот отрывок свидетельствует о вере фессалоникийцев? Павел продолжает начатое во втором стихе предложение, объясняя, как он узнал, что фессалоникийцы стали образцом для других верующих в Македонии (где была расположена Фессалоника) и Ахаии (где располагался Коринф). Во-первых, фессалоникийцы были примером в совершении успешного евангельского труда. От них Слово Божье «пронеслось» как в их местности, так и далеко за ее пределами. Павел также считал, что они обладают образцовой верой, благодаря своей открытости Евангелию. Фессалоникийцы желали учиться. Они были готовы к радикальным переменам в своей жизни, таким как отказ от идолов и других популярных форм поклонения. В древнеримском мире, благодаря хорошим дорогам и постоянным путешествиям, была неплохо развита коммуникация. Поэтому утверждение, что их вера была всюду известна, может указывать на то, что люди, живущие в таких местах, как Рим и Антиохия, уже упоминали об этом в своем общении с Павлом. Конечно, люди стремятся оправдать самые большие ожидания окружающих. Похвала содержит намек на определенные ожидания. Так пылко восхваляя веру фессалоникийцев, Павел побуждал их все более возрастать в этой вере. В обращении фессалоникийцев было нечто поразительное. Будучи язычниками-идолопоклонниками, они должны были преодолеть два больших препятствия. Во-первых, им нужно было принять невероятную весть о каком-то Человеке, Который был мертв и воскрес; более того, эта невероятная весть была иудейской. Возможно, многие язычники смеялись, когда слышали о Христе. Но не обратившиеся фессалоникийцы. Они, напротив, полностью изменили свою жизнь в соответствии с Евангельским светом. «Верующие в Фессалонике были истинными миссионерами. Их сердца горели ревностью по своему Спасителю, Который избавил их от „грядущего гнева”. Через благодать Христа в их жизни п
|