КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 16. Важнейшие законы диалектики. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Определение диалектики через принципы и категории дополняется ее определением через законы. Закон есть устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. Взаимодействие между всеми рассмотренными парными категориями представляет собой соответствующие законы диалектики. Помимо них, в диалектике выделяют три важнейших закона: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. Причиной развития объекта является взаимодействие и борьба его взаимоисключающих сторон, свойств и тенденций, в процессе которой происходит их взаимное отрицание[16]. Этот закон имеет всеобщий характер, т.к. проявляется в любом процессе развития. Выделяют следующие основные виды противоречий: 1) внутренние, отражающие взаимоотношения между противоположностями внутри объекта (северный и южный полюс магнита), и внешние, раскрывающие противоречия между объектами (противоречия между государствами)[17]; 2) основные, выражающие сущность объекта на протяжении всего его существования (основным мировым противоречием 70-ти лет истории ХХ века было противоречие между СССР и блоком ведущих западных стран), неосновные, не выражающие сущности объекта (противоречия, существовавшие в указанный период, между Англией и Китаем из-за спорных территорий); 3) главные, характеризующие сущность вещи на конкретном этапе её развития (противоречие между блоком фашистских государств и силами антигитлеровской коалиции, во время второй мировой войны), неглавные, к которым относятся все остальные противоречия этого этапа развития[18]; 4) антагонистические, существующие между социальными субъектами, интересы которых в корне противоположны и несовместимы (противоречия между рабами и рабовладельцами), и неантагонистические, существующие между социальными субъектами, коренные интересы которых совпадают (противоречия между партиями сходной политической ориентации)[19]. 2.Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Процесс развития осуществляется путем изменения количественных характеристик объекта, которое, нарушая границу меры, приводит к скачку, к переходу в новое качество, обладающее собственными количественными характеристиками[20]. Значение этого закона состоит в том, что он раскрывает сам механизм процесса развития. В соответствии с этим законом, процесс развития осуществляется в двух основных формах: в виде количественных и в виде качественных изменений объекта. Он представляет собой единство непрерывности (количественные изменения) и прерывности (качественные изменения). Перерыв непрерывности является скачком, т.е. переходом в новое качество, которое, в свою очередь, создает условия для дальнейших качественных изменений. 3. Закон отрицания отрицания. Развитие осуществляется в форме отрицания старого качества объекта новым, при сохранении в нем жизнеспособных элементов старого качества, и последующим отрицанием самого отрицания. Специфика этого закона состоит в том, что он определяет направление, форму и преемственность процесса развития. Наличие негативного и позитивного аспектов диалектического отрицания обусловливает то, что оно выступает одновременно как момент связи в развитии (сохраняет отдельные моменты старого в новом) и как момент самоотрицания объекта, т.е. как результат развития его внутренних противоречий[21]. Отрицание отрицания раскрывает направленность процесса развития, которая характеризуется тем, что на определенной ступени происходит кажущийся возврат к старому, но это не буквальное возвращение к исходному состоянию, а синтез положительных элементов старого, осуществляемый на качественно более высокой ступени. Поэтому развитие идет не по кругу и не по восходящей прямой линии (как представляли метафизики), а по расширяющейся спирали, каждый виток которой как бы повторяет в своих основных чертах предыдущую ступень развития.
[1] Античная философия не знала идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку (1) не осознавалась необратимость изменений, (2) преобладало циклическое понимание природных и социальных процессов, (3) проблема возникновения (мира, его объектов) сводилась лишь к вопросу о том, из чего происходит нéчто. Средневековая философия сделала идею развития объектом своего внимания. Это проявилось в христианском осмыслении человеческой истории, для которой характерно выделение двух противоположных тенденций развития: нисходящей, берущей начало от грехопадения Адама и Евы, их изгнания из рая и заканчивающейся искупительной жертвой Христа, и восходящей, начинающейся с жертвы Христа, искупившего грехи людей и открывшего им путь к спасению, и заканчивающейся вторым пришествием Христа, страшным судом и концом света. Но идея развития истории распространялась в христианской философии только на сферу духа. С созданием теории эволюции в биологии и геологии, идея развития прочно утверждается в естествознании и становится объектом пристального внимания философии. Глубокое осмысление процесса развития предложил Гегель, диалектика которого представляет учение о всеобщем развитии, выраженное в идеалистической форме. Материалистическая интерпретация развития дана марксистской философией. [2] Примером такого способа мышления может быть объяснение причин социально-политических изменений в нашей стране, названных перестройкой, только стремлениями и волей Горбачева. [3] Различие между диалектикой и релятивизмом можно понять, сравнив положения Гераклита и его ученика Кратила. Великий диалектик античного мира Гераклит утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, т.к. на вступающих в эту реку текут всё новые и новые воды. Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагал, что в одну и ту же реку нельзя войти и один раз. Во взгляде Гераклита момент изменчивости связан с моментом устойчивости. Кратил же отрицает момент устойчивости и абсолютизирует момент изменчивости. [4] В качестве примера диалектики единичного и общего можно указать практику применения распространенной в медицине установки “лечить не болезнь, а больного”. Это требование направлено на то, чтобы врач учитывал особенное (возраст, пол) и единичное пациента (его индивидуальные анатомо-физиологические параметры). Далее врач должен поставить диагноз - определить вид заболевания (общее), на основании чего лечить и болезнь и больного, исходя из общего, особенного и единичного. [5] Примерами внешней формы являются покрой одежды или применяемая в технике литейная форма; пример внутренней формы - форма государственного устройства (унитарная, федеративная и т.д.). [6] Например, содержанием живого организма являются процессы обмена веществ, раздражимости, сокращаемости и др., а также органы, ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Формой живого организма, в этом случае, будет выступать порядок протекания жизненных процессов, структура органов и тканей. [7] В качестве примера можно взять течение реки: сущностью этого процесса выступает движение всей массы воды с определенной скоростью вниз по течению под действием силы притяжения Земли, однако на поверхности реки это выражается в массе различных явлений - заводях, круговоротах, волнах, пене, обратных течениях у берегов и т.п. [8] Следует отличать причинно-следственную связь от “временнóй последовательности” и “функциональной связи”. Понятие “временнáя последовательность” раскрывает лишь порядок следования во времени различных явлений, но не затрагивает вопрос об их связи между собой (например, смена времен года). Причинность всегда представляет собой временнýю последовательность (причина во времени предшествует следствию), но далеко не всякая временнáя последовательность содержит в себе причинно-следственную связь. При функциональной связи обнаруживается зависимость одного явления от другого, но эта зависимость не обязательно является генетической (например, функцией милиционера является наведение порядка на улице, но наличие порядка вовсе не обязательно является следствием деятельности этого милиционера). [9] Примером причинно-следственной связи может служить инфекционное заболевание, причиной которого является попадание в организм микробов, но микробы постоянно проникают в человека. Приведут ли они к болезни, зависит от условий, в которых они окажутся - встретятся ли они со здоровым организмом, способным противостоять инфекции, или больным. [10] Альтернативой детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще или ее всеобщий характер (Юм, Кант, Мах и др.). [11] Понятия необходимости и закономерности являются однопорядковыми, выражают суть одних и тех же процессов. [12] Следует различать понятие “необходимость” и понятие “неизбежность”. Необходимое явление всегда осуществляется при наличии определенных условий, неизбежное явление наступает независимо от наличия тех или иных условий. [13] Примером этому является эволюция животных форм, начинающаяся со случайных изменений индивидов внутри отдельных видов. Эти изменения, полезные для организма, закрепляются наследственностью и естественным отбором, становятся необходимыми для вида. Если в дальнейшем исчезают условия, породившие данную необходимость, она вновь переходит в случайность. [14] Выделяют следующие основные виды возможностей: 1) реальные, связанные с необходимыми тенденциями развития объекта (например, купив билет, вы получаете возможность поехать на поезде), и формальные, связанные со случайными тенденциями его развития (например, возможность выигрыша в лотерею); 2) абстрактные, для реализации, которых в настоящее время нет необходимых условий (например, разбогатеть на зарплату, получаемую в бюджетной сфере), и конкретные, имеющие условия для своего осуществления в настоящее время (например, возможность падения курса рубля по отношению к доллару); 3) обратимые, когда первоначальная действительность становится возможностью (например, превращение движения в электричество), и необратимые, когда первоначальная действительность становится невозможностью (например, превращение угля в теплоту); 4) сосуществующие, когда реализация одной возможности не исключает возможности реализации другой (например, после окончания вуза человек может или работать по специальности, или заняться любым другим делом), взаимоисключающие, когда реализация одной возможности исключают возможность реализации другой (например, возможности совершить самоубийство и остаться жить). [15] В широком смысле категория “действительность” употребляется для обозначения всей материальной реальности. [16] Основными категориями этого закона являются: противоположность, противоречие, тождество и различие. Противоположность - это (1) единство взаимоисключающих и взаимопредполагающих друг друга сторон объекта; (2) одна из двух сторон противоречия. Противоречие - это взаимное отрицание предполагающих друг друга сторон объекта. Тождество - выражает единство, совпадение сторон, свойств, тенденций объекта. Различие - это неодинаковость, несовпадение сторон, свойств, тенденций объекта. С помощью этих категорий раскрываются ступени развития противоречия. Первоначальное тождество объекта всегда содержит определённое различие, которое первоначально выступает как несущественное. Количественные накопления незначительных изменений объекта, приводят к качественному скачку - эти изменения начинают затрагивать его сущность, вследствие чего несущественное различие превращается в противоположность (1). Развитие противоположности приводит к взаимному отрицанию ее сторон, т.е. к противоречию. [17] Различие между внутренними и внешними противоречиями относительно. Одно и то же противоречие водной системе может выступать как внутреннее, а в другой - как внешнее. [18] Соотношение главного и основного противоречия: основное противоречие охватывает весь период существования объекта, главное выделяется только на отдельном его этапе. Различие между главными и неглавными противоречиями относительное: главное противоречие данного этапа может оказаться неглавным на другом этапе и наоборот. [19] В отличие от других видов противоречий, действующих в природе, обществе и человеческом познании, антагонистические и неантагонистические противоречия присутствуют только в социальной сфере. [20] Основными категориями этого закона являются: качество, количество, мера, скачок. Качество - это существенная, устойчивая определённость объекта, делающая его именно таким, каков он есть. Количество - это неустойчивая определённость объекта, раскрывающая границы его качества. Мера - это единство количественной и качественной определённости объекта (например: мерой жидкого состояния воды является интервал температур от 0 до + 100 ° С.). Во многих случаях мера не обладает чётко очерченными границами (например: как определить меру “кучи”, сколько зерен нужно положить вместе, чтобы образовалась куча?). Скачок - это переход от одного качественного состояния объекта к другому. Скачок может проходить очень быстро (например, расщепление атомного ядра во время взрыва атомной бомбы, происходящее доли секунды) и достаточно медленно (тот же самый процесс в естественных условиях протекает многие тысячелетия). [21] Примером действия закона отрицания отрицания может служить возрастное развитие человека, когда юность отрицает его детство, а потом, в свою очередь, подвергается отрицанию зрелостью, которая затем отрицается старостью. Между этими стадиями жизни одного и того же человека существует преемственность и, вместе с тем, они качественно отличаются друг от друга.
|