Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие доминирующей культуры и разновидности субкультур.




Доминирующая культура — совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называют субкультурами.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя фундаментальным принципам, доминирующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Значение контркультуры для доминирующей культуры неоднозначно: с одной стороны протест против существующих норм может привести к ослаблению или исчезновению некоторых элементов культуры, с другой — изменения, происходящие в доминирующей культуре приводят к её трансформации и обновлению.

 

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Субкультура - культура группы людей, объединенных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Рост субкультур совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, развитием разделения труда и профессиональной специализации, укрепления идеологии плюрализма. Среди основных форм выделяют профессиональные, возрастные, региональные, национальные и другие субкультуры. Например, у одного языка -- несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,-- субкультуры, группы, говорящие на разных языках,-- различные культуры. Помимо субкультур, отличающихся от основной культуры какими-либо этническими, лингвистическими или конфессиональными признаками, существует множество субкультур, основанных на социальной или возрастной специфике. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров и людей пожилого возраста, субкультура среды инвалидов, субкультура гомосексуалистов и т. п.

Субкультура -- это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре, суб-ры в известной мере автономны, закрыты. Они включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляют к ним новые ценности, характерные только для них. Основной признак того, что мы имеем дело именно с субкультурой, а не с полностью независимой культурой, заключается в том, что всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и т. п.), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка базовой, отличаясь лишь одной-двумя чертами (как французские католики и гугеноты). Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры -- всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

Примеры субкультур: хиппи, вегетерианцы, культуристы, различные электронные сообщества и т.д. Функция субкультур - помогать человеку найти социальную и культурную связь с другими людьми. Существует и другое понимание субкультуры, как локальных групповых культур, возникших в результате социальной дисгармонии, часто как способ защиты от неё. Субкультура стремится к собственной видимости культурного сознания, поведения, нередко понимая их как искаженные общекультурные нормы. Само явление субкультуры исторически долговременно реализуется всякий раз в конкретных условиях в виде локальных, групповых культур (молодёжных, лагерных, житейски-неустойчивых и прочих), которые вырабатывают специфические типы общения, языка, требуют их жесткого соблюдения и т.д. По отношению к срединной культуре субкультуры настроены критически, либо даже оппозиционно, склонны к изоляции от неё, часто агрессивны по отношению к общему социальному устройству. Большинство групп субкультур быстро распадаются с измнением породивших их социальных, возрастных, имущественных и прочих условий. При всей уязвимости основных позиций, функционирование субкультур надёжный индикатор общественных и социальных несовершенств.

Значение неформальных субкультурных движений в развитии культуры и искусства поистине неоценимо. Стремление к самовыражение и самореализации, являющееся одной из фундаментальных основ любого неформального движения уже в самой своей сути указывает на наличие неразрывной связи с творчеством, при этом не редко много более плодотворным по сравнению с узаконенным творчеством официальных деятелей. Причем понять причины подобного явления сравнительно просто. Будучи нежелательной, враждебной для власти, либо для какого-то отдельного слоя общества, уже этим самым неформальная культура дает великолепный стимул к творческой деятельности.

14. Проблемы межэтнических браков.

Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [10, С.23]. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Модификация общественной значимости института брака стала, прежде всего, результатом изменения системы социальных ценностей, среди которых на первый план чаще стали выходить несемейные ценности, связанные с личными достижениями и личным благополучием. Изменение места брака в системе социально-ценностых взаимодействий общества, особенно среди молодежи, связано также с либерализацией взглядов на характер половых отношений до брака, в браке и вне брака и структурными изменениями аксиологической системы в сфере семейно-брачных отношений. Позиции брака в современном обществе становятся менее прочным и в результате существования культа потребления в плане секса, эротизации брака, поскольку половое общение в современном обществе осуществляется в основном с гедонистической целью. Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными материальными возможностями. Происходит перекос в сторону образования большего количества фактических сожительств, которые менее формализованы, или одинокой жизни. В силу перечисленных факторов совершается активное видоизменение института брака и приспособление его к новым социальным условиям. Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше. Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения. Основная доля браков, в том числе и межэтнических, заключается людьми в молодом возрасте, что обусловлено свойствами репродуктивного периода, поэтому особенно важно проследить, какой отпечаток накладывают изменения общепринятых ориентации в сфере межэтнической брачности на ценностные установки молодежи. Девальвация прежних ценностей затронула молодежь в большей степени, чем какую-либо иную возрастную группу, так как именно молодые люди в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика данной социальной группы состоит в том, что она находится в состоянии поиска. Система взглядов молодых людей не сформирована окончательно, и потому молодежь более восприимчива к новым ценностям. Можно предположить, что мир ценностей формирующейся личности, на которую оказывали влияние преобразования последних лет, стал более изменчив и противоречив. Увеличение количества разводов и нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, падение авторитета институтов семьи и брака в целом и межэтнического брака в особенности - явления, которые требуют пристального внимания и тщательного изучения, как в плане разработки молодежной и семейной политики, так и с целью выработки рекомендаций оптимального поведения молодых людей при заключении брака и создании семьи.

 

15. Отражение межэтнических конфликтов в СМИ.

В нашей стране очень много внимания уделяется вопросам межнационального и межконфессионального характера. Сегодня во всех кругах и на всех уровнях государственного и мирового масштаба официальные лица заявляют о том, что даже в самых развитых странах отношения между различными национальными меньшинствами

В данном направлении следует отметить огромную значимость средств массовой информации при освещении проблем социума. Рассмотрение проблем регулирования межнациональных отношений и сохранения стабильности в России, развития культуры межнационального общения, координации усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических деятелей и руководителей общественных организаций для профилактики межэтнических конфликтов невозможно без широкого обсуждения в самом обществе. Именно здесь СМИ должны сыграть свою ключевую роль и правильно подать информацию, не ущемив интересы ни одного национального сообщества.

Давно назрела проблема объективного освещения ситуации в области национальной политики. К сожалению, российские СМИ далеко не всегда освещают проблемы межнациональных отношений, имеющие место в нашей стране. Это вызвано либо отсутствием достоверной информации у масс-медиа, либо отсутствием компетентных специалистов по данной тематике, способных правильно прокомментировать те или иные события. Чаще всего отдельные чиновники ставят запрет на освещение данной проблемы не с целью дальнейшей эскалации конфликта, а для того, чтобы не будоражить общественность и не показывать проблемы своего региона.

В любом случае замалчивание и искусственное удержание в латентном состоянии многих проблем в сфере межнациональных отношений на протяжении долгого времени будут, наоборот, способствовать их резкому обострению. Необходимо отметить, что всякое скопление людей представляет собой обезличенную массу, что приводит к господству импульсивных и инстинктивных реакций девиантного толка, отличающуюся отсутствием регуляторов социального поведения. Нужно освещать проблемы и концентрировать внимание не на самих конфликтах, а на инициаторах и главных их акторах.

При этом, к сожалению, нынешняя журналистика не всегда считает нужным хотя бы думать о последствиях публикуемых материалов, затрагивающих такую тонкую область, как межнациональные отношения. Многие публикации в печати, передачи на радио и по телевидению отличаются недостаточной ответственностью авторов за сказанное и напечатанное слово.

Нельзя забывать, что в России, как и в любом другом государстве, имеются силы, жаждущие деструктивных поворотов событий в межэтническом секторе. Нельзя исключать и возможность внешнего вмешательства во внутренние межэтнические проблемы, частенько подогреваемые внешними игроками. Уроки истории еще раз подтверждают, что этносообщества, чьи религиозные или национальные чувства были ущемлены, обретают взрывоопасную силу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты