КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом 10 14 страница
Избави мя от руки врагов моих и от гонящих мя. Знаю, говорит, Господи, что Тебе не угодна моя смерть, как самая неправедная, ибо желающий убить меня есть сын мой; и не только были врагами ему те, которые низвели его с царского престола, но и сверх того преследовали его, когда он бежал. 17. Просвети лице Твое на раба Твоего. Просвети—здесь поставлено вместо—обратись и помоги мне. Ибо, говорит, Ты, Господи, не помогая мне, представляешься отвращающим лице Твое от меня, чтобы не видеть безобразия грехов моих. А лицем называет посещение и приближение Божие. Спаси мя милостию Твоею. Спаси, говорит, Господи, не ради меня, а ради Твоей милости, ибо Ты сказал в книге Исхода: Я милостив (Исх. 22, 27) *).
*) Другой говорит: Как при воссиянии солнца тьма исчезает, а когда оно под землею, ночь объемлет все, во время которой исходят из своих логовищ дикие звери и злодейственные люди: так, когда от кого либо отвращается Бог, восстают душевные враги; а когда воссияет свет Божества Его, который тотчас окончится, называет лицем, тогда постыждаются все делающие достойное тьмы. О даровании сего—то (света) просить Давид не ради своих дел, но ради милости Божией (в Катен). Феодорит: Когда будет мне Твое явление, тогда печальное исчезнет.
18. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя. Сии слова имеют сходство с теми, которые содержит 24-й псалом, то есть, следующими: да не постыжусь, ибо я надеялся на Тебя. Поелику, говорит, я и призывал Тебя помощника моего; то по сему да не останусь в стыде, но да получу желаемую помощь Твою. Да постыдятся нечестивые и снидут во ад! Нечестивым называет первого советника Ахитофела, как не чествовавшего законов Божиих, но поднявшего сына Авессалома против отца его Давида *). Некоторые говорят, что слова сии имеют вид клятвы, —а силу пророчества, как предсказывающие те бедствия, кои имел понести Ахитофел. Ибо он посрамлен, когда совет Хусия предпочтен был Авессаломом его совету. Почему, не перенесши стыда, уединился и повесился. По многим причинам, как говорит Астерий, просит, чтобы негодование Божие было подвинуто на злых, воюющих против него: во первых, чтобы чрез наказание они сделались лучше и исправились, как написано: куй безпробное серебро, и оно сделается чистым все (Прит.25,4); во вторых, чтобы злые, быв наказаны временно здесь, освободились от вечного наказания; в третьих, чтоб и другие злые, видя, что подобные им злые наказаны, вразумились согласно с написанным; злодей, видя, что злоумышленник наказывается сильно, и сам наказывается (Прит.22, 2); в четвертых, чтобы чрез наказание злых очистилась жизнь людей от зла, как от заразы; пятое, чтоб другие не восставали против него, боясь наказания, которое понесли прежде восстававшие против него; шестое, напоследок, чтоб не сказали другие, что нет спасения Давиду у Бога его, как сам он сказал о том: многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его (Пс.3, 3).
*) Феодорит рассуждает: И из этого видим, сколь великое различие имеет грех от нечестия. Ибо грех есть какой бы то ни был грех, беззаконие, любодеяние, воровство и другие. А нечестие есть безбожие и многобожие; почему и ведший Давид просит, чтобы он от стыда, порожденного грехом, был освобожден: а живущие в нечестии со стыдом были преданы смерти.
19. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением. Коварными называет уста Ахитофела, как скрывавшие древнее коварство, которое он имел против Давида, и не обнаруживавшие сего дотоле. Они то и онемели, потому что он, спустя немного времени, удавился. А праведным Давид называет самого себя, как не обидевшего ни Авессалома, ни Ахитофела, ни какого либо друга и сообщника их. Беззаконием—называет совет против Давида, данный Авессалому Ахитофелом: он был беззаконный, поелику подстрекал сына к умерщвлению отца его. Гордынею, так как Ахитофел с надменностью говорил, что он может пойти на целую ночь и, напавши на войско Давида, умертвить его; уничижением—поелику Ахитофел поносил и уничижал Давида, как написано: и сказал Ахитофел Авессалому: изберу себе двенадцать тысяч мужей, встану и пойду в погоню за Давидом ночью и настигну его; и как он утружден и с ослабевшими руками, то я устрашу его; и весь народ побежит с ним и я поражу одного только царя, а весь народ возвращу к тебе, подобно тому как возвращается невеста к мужу своему; так как и ты ищешь души одного мужа, тогда всему народу будет мир» (2.Цар.17, 1). 20. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл ecu боящимся Тебе. Коль (какое)—здесь выражает усилие и значит—весьма. Давид, любомудрствуя иногда о долготерпении Божием, а иногда о помощи и отмщении за него, говорит, что весьма велика благость Твоя, Господи, которую Ты на время скрываешь и обнаруживаешь пред рабами Твоими, желая отложением и долготерпением Своим упражнять их в терпении. Соделал ecu (явно) уповающым на Тя пред сыны человеческими! Ты совершил, говорит, и исполнил благость Твою, Господи, сделал ее явною для тех, которые надеются на Тебя, *) восхотев показать ее пред многими с тою целью, чтобы познали, что Ты защищаешь и подкрепляешь рабов своих. Выражение—сыны человеческие есть описание вместо—человеки, как мы сказали в псалме 4-м ст. 2, или при словах: сыны человеческие! доколе вы тяжкосерды.
*) Другой говорит: Ты скрываешь свою благость, то есть, хранишь, для боящихся Тебя, Ибо на сие Ты и совершил ее, чтобы подать (ее) надеющимся на Тебя, и Ты подашь ее явно, так что все увидят во время воздаяния, что она дается достойным. Нисский говорит: Множество благости Божией имеет сокровенную пользу и сия благость еще не видима явно, но ожидает будущих веков, в которые должна открыться. Григорий богос. сказав, что мы не могли перенести скрываемой для близких к Богу благости, тем самым намекнул, что под сокрытием он разумел откладывание. Также, сказав и в другом месте, что Христос одними чтится, а другими бесчестится, прибавил: и отлагает— одним благость, а другим—наказание; так что хорошо можно сказать, что по непостижным причинам домостроительства своей благости, Бог одно собирает и скрывает, чтобы в надлежащее время воздать, а некоторую часть и воздает и открывает для ободрения подвижников. Почти то же говорит и Феодорит: Ты, говорит, Владыко, скрываешь воздаяния и награды за подвиги, ожидающие боящихся Тебя и они многочисленны, велики и чудны и попускаешь им бороться с большими трудами и бедствиями; однако ж иногда и обнаруживает воздаяния для поощрения подвижников, ибо это (показывая Давид) присовокупил: Ты сделал ее явною уповающим на Тебя. Также Ориген: тайное в лице Божием есть то, что не постигается познанием, но что откроется тогда, когда увидим Его как Он есть. А Павел тайному сему противоположил то, что может быть явно касательно Бога, то есть, дело творения, открытое людям и дело промышления. Быть может и Спаситель имеет лице сокрытое—во всем, относящемся до Божества, а открытое в отношении домостроительству. Можно также называть лицем явные дела промысла Его, в которых мы видим Бога, а тем, что сокрыто в Нем—недоведомые причины, по которым что либо бывает, которые мы узнаем в конце текущих дел (в Катенах).
21. Скрыеши их в тайне лица Твоего. В сих словах Давид говорит о многоразличной помощи Божией, по которой освобождает боящихся Его от всякого бедствия и обстоятельства: когда, говорит, надеющиеся на Тебя, Господи, отыскиваются и преследуются врагами своими, тогда Ты скрываешь их у Себя в тайном месте; ибо слова—лица Твоего — по Писанию поставлены вместо—у Тебя. От мятежа человеческаго, покрывши их в кровь. Когда, говорит, во время мятежа восстают против рабов твоих враги их, тогда Ты, Господи, скрываешь их под кровом жилища Твоего; или как бы в некотором скрытном жилище *).
*) Феодорит говорит: Достаточно Твоего лица, то есть, одного Твоего явления для того, чтобы избавить их от мятежа человеческого, и, отделив их, как бы покрыть некоторым кровом и сделать их невидимыми. Так Давид часто убегал от Саула, хотя, казалось, уже был схвачен им. Так Елиссей, когда окружили его сирияне, покрыв их мглою, избавился от них, и многое другое подобное можно найти в св. Писании.
От пререкания язык. Здесь подразумевается общий глагол— покрыешь, то есть во время пререкания народа покрыешь рабов Твоих, Господи! Языками Давид изобразил здесь говорящих, а пререкание есть непокорность подданных. 22. Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения. Ограждение значит крепость, имеющую стены. А город огражденный—есть (город) имеющий стены. Итак Давид говорит: Бог должен быть прославляем за то, что привел всех в удивление своею милостью, которую показал мне: при Его помощи я сделался как бы огражденным стенами городом; будучи таковым при хранении от Него, я пребуду для врагов недоступным и неудобоуловимым при хранении от него *).
*) Св. Кирилл: Под градом ограждения разумеет церковь, как непреодолимую для сатаны. А милость не вне св. града, т.е. церковью дается, но находящимся внутри ее.
23. Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица Твоего. Изступлением, как мы сказали в начале, называет совращение с прямого пути заповедей Божиих. По учинении, говорит, греха—любодеяния и убийства, раскаиваясь я сказал: на будущее время я далеко уже отвержен от явления, посещения и попечения Твоего, Господи, которые Ты оказывал мне прежде *).
*) И Феодорит сказал: Справедливо назвал грех изступлением. Ибо, совершая путь правды, он отступил и уклонился от него, почему наткнувшись попался жестоким разбойникам. Cие то показываете добродетель Давида. Ибо он не имел привычки ко греху; но когда отступил несколько от своего произволения, тогда подвергся оному падению.
Сего ради услышал ecu глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе. Ради сего-то, говорит, покаяния и сокрушения сердца моего Ты услышал меня—раба Твоего, Господи, когда я воззвал к Тебе и просил милости Твоей. Ибо я уверен, что Ты даруешь мне помощь. 24. Возлюбите Господа вcu преподобнии Его. Получив умственное чувство помощи Божией, Давид побуждает преподобных, то есть, добродетельных—любить Господа, не просто и как-нибудь, но от всего сердца их. Последнее открываете в нижеследующем.
Яко истины взыскает Господь. Бог, говорит, требует истины, то есть истинной любви к Нему *).
*) А Кирилл говорит: Какой же истины требует Господь? Правоты в истинах веры во всей точности, чтоб иметь непорочную и неложную жизнь. И Ориген: Хотя истина одна—та, которая сказала: Я истина; но многие существуют в причастника сей одной, потому что каждая душа имеет истину, образец чего получила от Единородной истины. Итак, поелику Господь требует всех сих истин и хочет почтить за оные тех, которые имеют их, то посему преподобные Его усильно ищите Его, так как при истине, которую имеете, вы умрете не без награды.
И воздает излише творящым гордыню. Это говорит Давид об Ахитофеле, о котором мы сказали прежде. Заметь, что Бог долго терпит гордящимся просто; но тем, которые излишне и чрезмерно гордятся, Он спустя немного времени воздаст наказанием, по словам Феодорита. 25. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вcu уповающии на Господа! Не бойтеся, говорит, все вы надеющиеся на Господа, дерзайте и будьте мужественны. Ибо Господь не презрит вас, но поможет вам: никто из уповающих на Него не посрамится, как прежде сказал Давид о самом себе: да не постыжусь, ибо я уповал на Тебя (Пс.26, 20).
Псалом 31
|