Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



В конец, да не растлиши, Давиду, в столпописание 1 страница




Читайте также:
  1. ACKNOWLEDGMENTS 1 страница
  2. ACKNOWLEDGMENTS 10 страница
  3. ACKNOWLEDGMENTS 11 страница
  4. ACKNOWLEDGMENTS 12 страница
  5. ACKNOWLEDGMENTS 13 страница
  6. ACKNOWLEDGMENTS 14 страница
  7. ACKNOWLEDGMENTS 15 страница
  8. ACKNOWLEDGMENTS 16 страница
  9. ACKNOWLEDGMENTS 2 страница
  10. ACKNOWLEDGMENTS 3 страница

Настоящий псалом, по словам Афанасия, имеет одно содержание с предстоящим ему и следственно и написан божественным Давидом в след за ним; почему и получил одинаковую с ним надпись, которой изъяснение можешь видеть там *).

*) Слова Григория Нисского: Опять присовокуплено: «Да не растлиши». Поелику, как бы имея его в своих руках (Давид Саула), не захотел убить его и не только сам не поднял на него руки, но и (другому), усиливавшемуся убить его, сказал: не губи. Это, очевидно, как бы некий Божий глас, возбраняющий погубление сего человека. Посему как значительнейшие люди, делая на камнях начертания, вырезывают глубоко посредством ваяния чертежи букв, часто водя по исчерченным местам резцом; так и Дух Святый посредством частого повторения более и более ясно и открыто в памяти нашей как на столби начертывает сие великое изречение, чтобы сделавшись напечатленным в нас ясно и неслитно, во время страданий сие писать могло быть читано нами и чтобы мы, взирая на оное как бы на столп терпения, не поддавались и не ослабевали.

Ст. 2. Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии! Главным образом и предварительно сии слова относятся к Саулу и его сообщникам, а за сим относятся и ко всем подражателям лукавства Саула. Итак, Давид говорит: говорите ли вы сообщники Саула, а мои враги, истинную правду, и мыслите ли в самых себе здраво, что вы справедливо преследуете меня, как наветника своего, то сами будьте в том судьями и правым судом судите, иначе—сделайте правое и верное определение о сем, скажите, за какое дело вы признаете меня худым и преследуете меня *).

*) Феодорит присовокупляет причину, по которой Давид сказал сие. Саул поклялся не преследовать более Давида, но потом преступил клятву сию, восстал на него войною. Нисский, поясняя сии выражения, говорит: Люди! что вы говорите и делаете? правда ли то, что вы говорите? по правоте ли вы производите суд? Но я вижу, что сердца ваши и всякое движение сердечное суть земные, есть дело, а не мысли, ибо тотчас, как только составилось зло в мысли, с мыслями посредством рук соединялось и дело. Слова Афанасия: Поелику, защищая закон, собирались против Спасителя, то справедливо Дух заповедует им сие пророческое слово: заботятся ли они о том, чтобы судить праведнику правоты, то есть, право? Но они (иудеи) не судили право, потому что хотели убить невинного и праведного.



3. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваши сплетают. Здесь Давид пропустил, или не сказал, следующие слова, которые подразумеваются отвне: но вы не можете праведным судом судить. Такового дополнения требует последовательность слов. И почему не можете судить праведным судом? потому, что мыслите беззаконие в сердце своем и руки ваши делают неправду. Сказал: сплетают, переносно, от подобия плетущих сети, чтобы сим выражением указать на многоразличные ухищрения врагов своих. К сему присовокуплено: на земле, для означения, что они делают таковые ухищрения на земле, но в аде не в состояний будут делать сего *).

*) Слова Нисского: Заметь, что в тайне произведенный греховный суд назвал делом, почему сии слова показывают, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, а действием, которое изображено руками—произведенное сим преобладанием размышление; и первым он назвал то, что происходить в сердце, а вторым—что делается руками. Ибо начало греха в сердце, а конец—в делах; напротив того, касательно обращения к Богу началом его бывает отступление от злых дел, а концом—чистота сердца. Афанасия: Хотя, говорит, слова хороши, потому что по-видимому защищают закон, но сердце исполнено горечи, а равно и действия полны беззакония.



4. Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева. Давид сими словами выставляет на позор нераскаянных грешников, кратко показывая, кто они, и какая кончина и погибель постигнет их: поелику, говорит, таковые неисправимые грешники, еще будучи носимы во чреве матери своей, отлучены от Бога по предвидению Его, как говорит Феодорит; то посему и на будущее время признаны отлученными: за свою нераскаянность *).

*) Григорий Нисский: Ложеснами и чревом почитает благость Божии, создавшую и породившую нас. Устроившее нас чрево и произведшие нас чрез рождение на свет ложесна суть, говорит, благость Божия, от которой злые отчуждены. Итак, взирая на сие, жалующейся на погибель отступников рыдает; ибо очевидно, что слова, которыми, оплакивает грешников, означают плач о том, что они отчуждились от ложесн и заблудились от чрева, предпочитая ложь истине. Другие, ложеснами почитают Божественную купель, в которой рождаются по образу Божию. Посему таких то, которые по чрезмерному нечестью, падши в недуг, подобно Симону, как только получили дар, уклонились на сторону зла, сие псалмопение оплакивает, что они сделались чуждыми Бога, когда надлежало им называться близкими к Нему. Другой говорит (быть может Нисский), что выражение: отчуждились грешники от ложесн и заблудились от чрева, есть одно и то же, что: отринуты; сделавшись, говорит, несовершенными по природе и поврежденными злом еще в утробе, они отвержены и отпали от мысленных оных ложесн, то есть, от благости Божией. Слова Феодорита: Присовокупил: от ложесн и от чрева, потому что Бог знал дела их прежде создания их. Так Он говорить и к Иеремии: прежде нежели создал Я тебя во чреве, Я знаю тебя, и прежде нежели ты вышел из ложесн, Я освятил тебя. И к Фараону: на сиe то Я и поставил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою. Но предвидение Божие ни Фараона не сделало злым, ни Иеремию святым, напротив, как Бог, Он только знал, что имело быть.



Глаголаша лжу. Того, что, говорит здесь, вышесказанные неисправимые грешники не делали от чрева матери, то есть, чтобы говорили лжи; потому что сие невозможно по природе, но говорили лжи тогда, когда уже пришли в возраст.

5. Ярость их по подобию змиину. Историки говорят, что змей, разгневавшись на кого либо из людей, не оставляет никогда своей ярости, доколе не причинит зла сему человеку, или сам ускорит себе смерть, как говорит Григорий Нисский. Такой то, говорит, ярости злых подобна ярость упомянутых врагов моих, как всегда враждебная мне. *).

*) Нисский говорит: не сказал просто: ????? потому что (Саул) как бы не сего зверя изображал в себе, но с прибавлением (к слову: ?????) члена: ???, каковое гадательными сими изображениями указывает на первообразное зло. Ибо древний оный змий, обманувши Еву, притворился имеющим сладкую и дружескую беседу,... а в сердце своем составлял беззаконие и к делам присовокупил неправду и таким образом причинил смерть. Справедливо говорится и о Сауле, что он по сердцу был таков же, то есть, по виду ярости был подобен прежде сказанному змию, по причине лицемерия и притворной своей беседы; ибо, называя Давида сыном и поклявшись, что не будет преследовать его, приготовлял ему смерть. Так, по словам Афанасия, и Иудеи, говоря: равви и учитель, также: знаем, что Ты от Бога пришел, умыслили предать Христа кресту.

Яко аспида глуха и затыкающего уши свои. Давид переносит здесь уподобление ярости к аспиду, говоря, что ярость прежде сказанных врагов его подобна ярости аспида, который не глух по природе, но нарочно делается глухим, почему и присовокупил, что он сам заграждает у себя уши, а за сим сказывает и время, когда он делается глухим.

6. Иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра. Обавающими или напевающими здесь называет Давид ловцов зверей, так называемых ???????? (обворожающими), которые посредством некоторых напевов, дьявольских изречений и волшебств укрощают ярость и жестокость змеев, и, когда укротят, ловят их для употребления в лекарство. Итак, аспид, а особенно так называемая, по словам Дидима, ????????? (убийственный змей), предугадывая по некоторым признакам, что ловцы хотят укротить его, затыкает уши свои, чтоб не слышать обаяния, которое своею привлекательностью может укротить ярость его, и таким образом избегает своей ловли. Правильный порядок сии слова могут иметь следующий: ярость у них подобна змииной и аспида, который не послушается голоса напевающих и обаяния (или волхва), которым обворожается или очаровывается от премудрого. А премудрым называет здесь хитреца или зверообаятеля, или ловца. Хорошо и прилично Давид взял в пример змия и аспида, так как Саул, на подобие змия, питал ярость против Давида и неоднократно будучи умягчаем Давидом посредством кротких и приятных слов, что он господин и царь его и что, напротив, Давид—раб его и ничто иное, как мертвый пес и блоха, оставался однако ж произвольно для них глухим и как бы аспидом *).

*) Слова Григория Богослова: Затыкают уши от наставления и внушения Господня, как аспид для обаяний, и заграждают слух, как бы стараясь не слышать голоса обаятелей и не получить врачевания врачевствами премудрости, которыми врачуется немощь души. Некоторые присовокупляют и то, каким образом аспид затыкает себе уши. Он, говорят, когда услышит напев, и волхвования ловчих, тотчас хвостом своим заграждает себе уши и таким образом отражает волшебное действие напева. Знающие свойства аспида сказывают, что он пламенея яростью удерживает дыхание в свое горло и не дышит дотоле, доколе не надуется от воздуха на подобие меха и таким образом уничтожает и обращает в бездействие все прелести и ухищрения, изобретенные людьми для укрощения природы зверей (у Никиты).

7. Бог сокрушит зубы их, во устех их. Зубами Давид называет здесь вредящие силы Саула и других врагов своих; а, упомянув о зубах, он прибавляет и об устах, которыми выражает объемлющую их злобу врагов своих.

Членовные (коренные зубы) львов сокрушил есть Господь. Наименовав в предыдущем псалме врагов своих львенками и львами: избавил, говорит, душу мою из среды молодых львов, Давид в настоящем псалме говорит и о самых зубах их. Стих сей двойствен и почти один и тот же с предыдущим, как и в отношении к другим мы сказали, что Давид обыкновенно удвояет одни и те же слова; потому что и коренные—также зубы. Или, если тебе угодно, зубами можешь называть передние зубы, которыми рассекается пища, и потому называемые ?????? (секачами), а коренными—кутневые зубы, которые называются стирающими, поелику ими стирается на мелкие части и смеливается пища. Итак, кутневыми сими и передними зубами изображается малый и великий вред, которым враги Давида повреждали попадавшихся в их руки. Здесь возлюбленный, замечай, что божественный Давид иногда говорит в будущем времени: Бог сокрушит, а иногда в прошедшем: Господь сокрушил. Это особенность пророков, что они произносят слова свои иногда в будущем, а иногда в прошедшем времени *).

*) Другие, вместе с Афанасием, говорят, что Господь сокрушил передние и кутневые зубы, не только Саула, но и тех иудеев, которые оклеветали воскресение Христово.

8. Уничижатся яко вода мимотекущая. Враги мои, говорит, сделаются презренными и исчезнут, не как ручная вода текущая в трубах и не как ключевая, содержащаяся в своем месте, но как та вода, которая разлившись по поверхности течет по разным направлениям и источившись уничтожается.

Напряжет лук свой, дондеже изнемогут.

9. Яко воск растаяв отъимутся. Бог, говорит, натянет лук свой, то есть, казнящую силу, и накажет злых, доколе совершенно не ослабеют, и как воск, будучи придвигаем к огню, растопляется тотчас, так удобно и они истребятся соответственно пагубному и бесчеловечному своему намерений.

Паде огнь на них и не видеша солнца. Упомянув прежде о воске, по связи Давид прилагает здесь и об огни, называя огнем ярость и гнев Божий, постигающий грешников от Бога: пал, говорит, на грешников гнев Божии; и они тотчас исчезли и не остались в живых до следующего дня. Сие то означает: не увидели солнца; ибо умершие уже не могут видеть свет сего солнца, как изъясняет Феодорит *).

*) Слова Афанасия: Быв, говорит, ввержены в вечный огонь, они не увидали солнца правды. Сему подобно и следующее место: да истребится нечестивый и не увидит славы Господа!

10. Прежде еже разумети терния вашего рамна. Здесь Давид обращает слово к Саулу и окружавшим его, сказывая, как говорит Афанасий, что огонь гнева Божия падет на тебя и на сообщников твоих, Саул, прежде нежели возрастут грехи ваши. Но чтоб изъяснение наше было удовлетворительнее, надобно заметить, что божественное Писание тернами называет грех и что рамн есть некое растение, наполненное тернистыми иглами, самое большое и окреплое. Итак, Давид говорит, что огонь ярости Божией падет на тебя, Саул, прежде нежели терны, то есть, грехи твои уразумеют рамн, т. е. обратятся в навык, возрастут и окрепнут на подобие рамна, или что тоже, прежде нежели злые дела сделаются великими и непомерными. Так точно и сделалось: Саул не много времени пожил во зле; он умер от раны, причинив сам себе смерть в войне с иноплеменниками.

Яко (как бы) живи, яко (как бы) во гневе пожрет я. Гнев, говорит, ярости Божией пожрет Саула и сообщников его, впрочем оставив их еще похожими на живых, поелику Саул, узнав от чревовещательницы о будущей своей погибели, собственно уже не жил и хотя существовал еще, но был как бы не живой. Далее ставит их как бы под гневом, по причине скоро имевшего постигнуть их жестокого истребления. Он, говорит, пожрет их—в отношении к той удобности, с каковою имеет постигнуть их погибель *).

*) Симмах перевел так: прежде нежели возрастут терны ваши, так что сделаются рамном, еще живых, как ничто совершенно сухое, поднимет буря. А перевод сей имеет такую мысль: Всякий грех Божественное писание называет терном, потому что имеет силу уязвлять и вредить. А рамн есть терн большой и белый и по величине похожий на дерево, а по природе сухой и, как только ощутит огонь, тотчас истребляется, и не зеленеющую имеет на себе кору, но как сказано, белую, так что рамн зрению не представляется живым, но сухим. Итак, сие пророчество угрожает Саулу и сообщникам его скорым наказанием: ибо прежде нежели возрастет, говорит, зло, находящееся в вас, и сделается подобным рамну, то есть, величайшему терну, когда вы будете еще заниматься злыми делами и казаться живыми и движущимися в них, гнев Божии на подобие огня постигнет и истребит их. Ибо сие то он выразил словом: пожрет; как поглощаемое делается уже невидимым, так и вы, говорит, преданы будете забвению (у Никиты). Тоже самое говорится и у Феодорита, с небольшим различием. Слова Златоуста: Тернами называет нечестивых, а рамном—крест, так как рамн есть растение тернистое, а крест имел на себе терны, потому что вознес на себе наши грехи. Итак,, прежде, нежели уразумели силу креста, грозил пожрать их живыми (так как не имевшие веры не жили истинною жизнью); не во гневе (пожрет), но как бы во гневе (ибо Богу гнев не свойствен); но, по уразумении (силы) креста, уже не состоят под гневом (в изд. Своде).

11. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение. Праведным Давид называет здесь несправедливо подвергающегося злоумышлениям: он, говорит, будет радоваться не о падении злого или грешника, но о правосудии Божием, то есть, что Бог не презирает обижаемых, но защищает их, помогает им, чтобы не потерпели вреда чрез ропот на божественный промысл по малодушию и немощи и не отчаялись.

Руце, свои умыет в крови грешника. Человек, говорит, праведный умоет руки свои, увидя кровь грешника; а это должно понимать не так, что будто праведник погрузит руки свои в кровь грешника, что как бы чрез кровь его покажет невинность свою. Мы сказали уже, каким образом умываются в 25 псалме, при изъяснении слов: умыю невинными (делами) руки мои. Златоуст и некоторые другие говорят, что когда кровь грешника прольется, праведник очистит свои руки, то есть свои действия, сделавшись благоговейным и внимательным по причине страха. Итак, праведник будет радоваться не о наказании грешника, но о вразумлении его, и сам сделается осторожнее по случаю наказания грешника и умыет руки свои, то есть, очистит действия свои от всякой скверны, когда увидит, что грешник наказывается смертью *).

*) То же самое подтверждаем и Феодорит, говоря: ибо не кровью омываются, но по причине крови, как не имеющий никакого сообщения с ним. Так и Пилат, умыв по некоему обычаю руки, сим показал, что, как он думал, он не причастен убиению Христа, но безвинен, не причиною оного и совершенно чист. Некто говорит: праведник увидит чистоту рук своих наиболее из сравнения с осквернением грешников кровью: и сие то значит выражение—умоет руки свои в крови грешника. Итак, как белый цвет более бывает явствен из противоположения черному; так и чистота рук праведников оказывается блистательнейшею из сравнения с противным (у Никиты). Слова Афанасия: праведники, говорит, видя во время праведного суда изверженных демонов связанными, возвеселятся о сем праведном суде Божием, так как они окажутся незаслужившими наказания. Златоуста: Праведник тогда радуется, как избежавши геенны; он также радуется и о настоящей защите: ибо о сей защите ныне, то есть, о наказании, как приносящем пользу грешникам, праведник прилично веселится (в изд. Своде).

12. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. Каждый, говорит, благоразумный и доброжелательный, видя, что обижаемый человек помощью Божиею победил своего обидчика, рассуждая о том в самом себе, скажет: следовательно есть польза человеку от правды, так как по истине помощь Божия и наказание от Бога обидчиков его есть для него плод; следовательно праведник упражняется в добродетели не напрасно; и следовательно есть Бог, который и в настоящей жизни судит их, то есть, как других людей, так и того самого, который так мыслит и чрез сие рассуждение делается пламеннее и ревностнее в добродетели *).

*) Некто говорит: Частица: ??? здесь есть положительная, а не означающая сомнениие или вопрос, не есть выражение колеблющегося, но уверенного и верующего и как бы исповедующего, что праведный имеет плодом любви своей к Богу—пощаду от Него и попечение. Ибо когда он защитником своим Богом спасается, а грешник за него наказывается; то следовательно есть плод праведнику. Посему - ??? здесь тоже, что ????? сказываемое по уверенности и утвердительно, а не с сомнением. А выражение: судящий их—иные изъясняют и относят к праведникам, то есть: Итак, есть Бог, Который и здесь судит праведников, помогая им и защищая их, а равно наказывая и осуждая злых, неправедно поступающих с праведными (у того же). Слова Феодорита: Это ??? —здесь решительное. Он говорит, что, видя жившего в нечестии еще в сей жизни наказуемым, всякий сознается, что Бог есть, и что призирает на дела и, мудро управляя всем, праведным воздает приличные плоды, а на избравших противное собирает наказания и низведет казни. Слова Златоуста: Итак, хотя и есть здесь плод праведнику, впрочем прилично выражается сомнительно—не утверждая. Ибо и праведники здесь не все находят плоды трудов своих, то есть, воздаяния. Из слов сих явствует, что отец сей принимает союз ??? за означающей сомнение и недоумение. Впрочем, быть может, первый союз: ??? употреблен не решительно и в виде вопроса: ли, а второй—утвердительно, вместо: итак.

Псалом 58

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его.

Саул, по зависти к Давиду, часто злоумышлял против него. Посему и при употреблении с Давидом пищи *), однажды он бросил в него копьем. Но как Давид посторонился, то копье воткнулось в стену. Итак, по отбытии по сему случаю Давида, Саул послал воинов стеречь дом его, дабы схватить его, а жена Давида Мелхола—дочь Саула—открыла о сем злоумышлении мужу своему Давиду. За сим, спустив его чрез окно, способствовала ему избегнуть опасности, как о том повествует 1я кн. Царств в гл. 19й **). Итак, настоящей псалом Давид составил по случаю своего бегства и спасения. Впрочем находящееся в надписи псалма выражение: не погуби, должно быть изъяснено здесь иначе: оно здесь учит, что мы не должны изнемогать и малодушествовать в искушениях, но смотреть на конец оных и не терять терпения. А присовокупленные к сему слова: Давиду в столп с надписью, означают то, что псалом сей сочинен Давидом в неизгладимую память о случившемся тогда с ним.

*) В 1й Цар. написано, что Саул бросил в Давида копьем не тогда, когда он обедал с ним, но тогда, когда Давид пел, и когда Саул был возмущаем демоном. Так говорится там: и напал на Саула дух злой от Бога, когда сей сидел в доме своем и копье было в руке его, а Давид пел с гуслями в руках своих. Тогда Саул захотел поразить Давида копьем: и уклонился Давид от лица Саула и поразило копье стену (1Цар. 19, 10).

**) Григорий Нисский повествование о случившемся с Давидом разумеет иносказательно в отношении ко Христу, что оно было пророчеством о смотрении Господа. Ибо Давидом предизображается происшедший от Давида Христос; признак помазанника (Христа) носит в себе сей помазанник. Гусли (на которых играл Давид) означают орудие человеческого тела Господа, а голос, исходивши из них в пений, означал явившееся в воплотившемся слово, которого дело состоять в уничтожении происходящего от демонов неистовства, чтобы демоны не были более богами народов. Царь оный, имевший в себе демонов, когда сии духи убегают из него при пении настроившего для сей цели музыкальное орудие, поражает копьем; копье есть древо, имеющее на конце железное оружие. Но вместо его стена принимает копье. Под стеною мы понимаем земное строение, чрез которое познаем тело, а при нем видим древо креста и железо. Давид оный, помазанник и царь, ничего не терпит от сего, потому что Божество не страдает от креста и гвоздей. Слыша о Мелхоле, что она рождена от Саула, и что с нею соединился Давид, мы здесь не находим ничего странного, имея в виду следующее. Знаем, что Бог смерти не произвел, но отцем смерти сделался царь зла, лишивши самого себя жизни, поелику смерть вошла по зависти диавола, и царствовала от Адама до закона чрез грех, который, по совету Апостола, не должен более над нами царствовать в смертном нашем теле. Итак, вкусивший за весь мир смерть приходит в дом родившейся от Саула, о котором мы составили понятие. Имя ей Мелхола, означающее царство, по причине царствовавшего до того времени в природе (нашей) греха. Пришедши сюда, он исходит отсюда окном, а окно сие означает обратное исхождение на свет показавшего себя во тьме и тени сидящим (то есть Христа). На одре представляются зрению пустые принадлежности гроба его, ибо искавшие Господа увидали, что гроб, в котором Он был положен, не заключал в себе искомого ими тела, а найдены только одни погребальные пелены. Итак, то, что составляло гроб Давида или одр, мы почитаем изображением воскресения Господа от гроба, чрез которое производится истинное прогнание нашей смерти, ибо козья печень, которую Мелхола положила на кровать и пустой гроб Давида, ибо это делалось по обыкновению в тогдашнее время для предотвращения смерти. Сия печень означала кровь Господа. Ибо как пораженная стена, которую мы представляли изображением тела, не имела в себе крови, то чтобы главнейшая из представляемых нами в сем таинстве вещей, то есть, кровь, которою мы искуплены, не почиталась напрасною, для сего в гроб положена печень. Посему в жертве принесенной для освобождения природы человеческой от смерти чрез воскресение Господа из мертвых, и изображаемое пустым гробом, нет недостатка и в крови.

Ст. 2. Из ми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

3. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Восстающими Давид называет устремлявшихся на умерщвление его, каковы Саул и бывшие с ним воины, а сверх того, по словам Афанасия, и побуждавшие их к тому демоны. Одних и тех же он называет и делающими беззаконие и мужами кровей (кровожадными); так как беззаконное дело ухищряется против невинных и не сделавших зла; а муж кровей, который с удовольствием убивает других и проливает крови.

4. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крецыи. Вот, иначе: как Ты видишь, Господи, враги мои, по намерению своему поймали было меня, когда окружили мой дом, хотя помощь Твоя искупила меня от них. Вот устремились на меня сильные, где сильными называет Саула и бывших с ним по причине богатства и множества, а равно и силы, сообщаемой богатством и великим множеством народа *).

*) Слова Златоглаголивого: Грех уловляет душу, ловит сетьми удовольствия и обманывает на смерть. Строят ловлю и демоны, которые, когда будут иметь в ней удачу, тогда делаются крепкими, то есть сильнее и уже наступательно нападают на нее. Хорошо это идет и к сынам Иудеев, ибо крепкие их, то есть священники и князья клеветою уловили на страдание душу Господа (в изд. Своде).

Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Здесь недостает к полноте мысли: не есть причиною. Причиною, говорит, восстания Саула и сообщников его против меня, не есть ни беззаконие мое, ни грех мой. Ибо я не сделал ни беззакония, ни греха против них, чтоб имели в нем повод к неистовству против меня. А если тебе, читатель, желательно знать, какое различие имеет беззаконие от греха; то знай, что беззаконие есть великое преступление, а грех—малое *).

*) Григория Богослова: Многие из таковых речений сказываются вообще, и не положительно, а отрицательно, как например следующее: ни беззаконие, ни грех мой, где говорится не о действительности его, а о том, что его нет, таково ж и сие: не за правды наши, ибо мы их не имеем.

5. Без беззакония текох, и исправих. Без всякой погрешности, говорит, я вел себя в отношении к Саулу и друзьям его; и посему я совершил великие подвиги. Или говорит, что я без беззакония совершил то, что совершал, а это особенно относится ко Христу, как говорят Златоуст и Феодор, ибо, не сделав никакого греха, Он несправедливо подвергся злоумышлениям иудеев: беззакония, говорит, не сделал и не нашелся обман в устах Его (Ис.53, 9).

Востани в сретение мое и виждь. Прииди, говорит, Господи, чтобы встретить и укрепить меня в бегстве от врагов моих и посмотри на терпимые мною бедствия. А это сказывается Давидом к Богу, как прилично говорит к человеку, как о том мы говорили многократно. Ибо Бог и без хотения все видит и не имеет нужды ни в движении, ни в побуждении прошением, чтобы видеть их.

6. И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки. Силами Давид называет здесь чины ангелов, которых Творец есть Бог. Или Богом сил называется несколько пространнее вместо: сильный, или подателе силы. Итак, Давид сими словами молит Бога о посещении всех народов чрез вочеловечение Сына Его; ибо предузнал о сей тайне посредством пророческого дара Святого Духа *).

*) Другой: Чрез Христово вочеловечение посещены все народы. Посещал Бог и в древности земнородных, но посещение сие относилось только к Израилю. А божественная и небесная проповедь протекла по всей поднебесной; так как в одном месте о святых Апостолах написано: по всей земле разнесся голос их. Златоуст: Христос желает, чтобы Отец Его Господь сил и Бог израильский явился и увидел победу, при которой корысти и добычи, приносимые Им от уверовавших в Него язычников, то есть, от спасения язычников и чтобы таким образом посетил сих язычников подаянием Св. Духа и отвратился от Иудеев. Ибо сие то означает прибавление: не ущедри всех делающих беззаконие, так как не никоторые только из них беззаконны, но все, хотя и думают, что они сохраняют закон.

Да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Не будь, говорит, Господи, сострадателен ко всем делающим беззаконие, нераскаянным и неисправляющимся, каковы Саул, Анна, Каифa и демоны, но накажи их, дабы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов, опасаясь, чтоб не подвергнуться тому же: ибо художник, то есть, благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется (Притч.22, 3).

7. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. На вечер (к вечеру) означает все последующее время. Итак, Давид сими словами пророчествует, что наступит время во все последующие лета, в которое некоторые из иудеев будут возвращаться в Иерусалим из среды язычников, между которыми они рассеяны, и не находя в нем пищи и вообще ничего нужного для жизни, потому что иноплеменники будут обладать оным, будут весьма гладны и при всем том им не позволено будет оставаться в нем, но будучи изгоняемы из него, как некая нечистота и скверна, станут поселяться около Иерусалима, как это делается и доселе, что евреи преследуются в Иерусалиме, чтобы не поселялись в нем. Евреев уподобляет псам, с одной стороны по причине алчности их, потому что пес более других животных алчет (откуда и пословица: голодны, как псы), с другой по причине бесстыдства и дерзости их *), так как и пес есть животное наглое и бесстыдное.

*) Слова Григория Нисского: Выражение: к вечеру возвратятся, значит ничто иное, как то, что будут изгнаны в самую крайнюю тьму, ибо вечер есть начало и мать тьмы. Они будут алкать, как псы, ибо у кого нет запаса спасения, с тем по необходимости случится бедствие от недостатка благ. Так алкал и богач в аде, потому что не имел божественной росы и, не заготовив такого блага, сгорал от пламени. Еще говорит: обойдут город, что, по моему мнению, означает следующую мысль: поелику все бесполезное и гнусное для употребления живущими выбрасывается из города вон, как то: мертвое и испорченное или смрадный помет, то псы, ища сего по причине голода, живут в сей извергаемой из города нечистоте. А писание сим подобием города показывает различие между живущими добродетельно и порочно, называя городом введенную в общество посредством добродетели стройность и благорасположенность в жизни, а тем, что выбрасывается из города, означает на противной ей стороне видимый порок, чрез который устраняется всякая благопристойность в жизни, что составляет зловонный грех, состоящий в гниении тел и гнусном помете. Итак, житель города (добродетели) есть великая и дорогая вещь, истинный человек, который имеет свойства, коими облечена в начале его природа, образованными чрез жизнь; а кто кружится вне города (вне добродетели), тот— пес, а не человек. Феодорита: Как собаки обыкновенно ночью бегают везде по городским торжищам, к чему побуждает их голодное чрево; так и иудеи, лишившись всякой помощи, не будут уже пользоваться пророческим даром и вовсе будут лишены священноначальнического попечения и ходить на подобие собак, не удостаиваясь, по гласу Евангельскому, даже собирания крошек, падающих с трапезы господ своих. Ибо, лишаясь словесного хлеба жизни и поныне гладны в душах касательно небесной пищи. Афанасия: Сказывает причину, по которой молился, чтоб иудеи не были помилованы. Причиною сего то, что во время пришествия Спасителя в мир в последние лета с плотью они составят против Него скопище.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 10; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты