КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В конец, да не растлиши, Давиду, в столпописание 2 страница8. Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша (сказали они). Иудеи, как говорят на сие Афанасий и Феодорит, такой приговор произнесут устами своими против Христа: да распят будет (Матф.27, 22). Се—здесь излишне, как мы сказали в другом месте, что по наблюдению нашему частица: вот—в еврейском языке употребляется большею частью избыточно и излишне. А выражение: меч в устах их, означает то, что упомянутый приговор, провозглашаемый евреями на Господа, был как бы смертоносный меч. Произнесши же такой смертоносный суд, безрассудные думали, что никто не слышит сего, кто мог бы отмстить им за терпящего от них злоумышления и распинаемого Господа, так как Симмах вместо: кто, перевел: никто не слышит; потому что Иудеи думали, что Христос есть простой и беспомощный человек. 9. И Ты, Господи, посмеешися им; уничижиши вся языки. Ты, говорит, Господи, посмеешься так мыслящим о Тебе иудеям. Сему подобны следующие слова: живущий на небесах посмеется им, изъяснение которых смотри в псалме втором. Ты, говорит, Господи, истребишь и те народы, которые не принимают проповеди Твоего Евангелия и даже преследуют проповедующих оное рабов и учеников Твоих. В высшем смысле народами называет множества и собрания демонов, которых, по словам Златоуста, Христос уничижил *). *) Слова Феодорита: Тебе легко победить не только их, но и все народы. Так и богодохновенный Исаия, желая показать чрезмерность Божественной силы, сказал: Если все народы (пред Богом) как капля от (полной) кадки и как малозначительный перевес в весах и как слюна (Ис.40,15). Другого: Ты, распятый ими, осудишь их во втором пришествии Своем. Ибо ныне после великого долготерпения и произвольного страдания, желая призвать их к покаянию, Ты молишься, говоря: Отче! прости им! А они за нераскаянную волю получат твой приговор на праведном суде. 10. Державу мою к Тебе сохраню; яко Ты, Боже, заступник мой ecu. Некоторые говорят, что Давид сказал сии слова о себе, то есть, что я не сам приму царство, умертвив Саула, но предоставлю Тебе доставление его мне, когда Тебе это будет угодно, ибо Ты всемогущий Помощник мой *). *) Согласно с сим говорит и Афанасий: Так нечестиво они поступили против Тебя; а я—пророк, говорящий сие Духом, буду иметь силу мою и царства сохраненными Тобою, так как Ты и заступаешь меня. По словам Никиты: не присвою себе державы и царства, убив Саула; но сохраню его у Тебя, то есть: ожидаю получения его от Тебя: ибо Ты мой Помощник, как Всемогущий. 11. Бог мой, милость Его предварит мя: Бог мой явит мне на вразех моих. Бог мой, говорит, так готов к выслушиванию, что милость Его предупреждает прошение мое и милует меня прежде, нежели стану просить Его; так Он скор на помощь! Далее говорит, что Бог покажет мне против врагов моих. Что? Все, чего хочу, или что им понести прилично и должно; такое дополнение должно подразумевать здесь. Подобная мысль заключается и в следующих словах: и на врагов моих воззрело око мое (что мы изъяснили в 53 псал. 6). 12. Не убий их, да не когда забудут закон Твой; расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи! Заметь, читатель, долготерпение и милосердие пророка Давида, которому должен подражать и ты. Он просит не о том, чтоб умерщвлены были враги его, опасаясь, чтобы, быв погублены преждевременно, после смерти совершенно не забыли о заповедях Божиих, поелику кто умирает, уже забывает божественный закон; в (состоянии) смерти никто, говорит, не поминает Тебя (Псал.6, 6). Но он просит, чтобы рассыпаны были везде мысленные враги его и чтобы, быв низвержены с высоты гордости своей, смирились, ибо сие означает речение: низведи, а чрез смирение образумились бы и исправились. Таково Давидово прошение к Богу! Но Бог судил праведно: неисправимых и нераскаянных иудеев Он умертвил ножом римлян, а тех, которые имели исправиться и раскаяться, заставил бежать и таким образом исполнил сии молитву пророка Давида *). *) Слова Нисского: Из сих слов мы научаемся, что истребление людей не будет для того, чтобы дело Божие, истребляясь и переходя в небытие, не сделалось бесполезным, но вместо людей погибнет грех и обратится в ничто. Ибо грех рта их, как говорит далее, и слово уст их— гордость и проклятие и ложь по причине гнева при кончине существовать не будут; а по уничтожении бытия их, познают, говорит, что Бог владычествует над Иаковом и над концами земли; ибо когда нигде не останется зло, тогда, без сомнения, царствующий во многих грех изгнан будет вон. Афанасия: Молится, чтобы род восставший на Господа, не вовсе был истреблен из числа людей, а вместо того просит, чтобы за грех рта их и за гордость свою были рассыпаны и жили лучше в плену. И действительно по словам другого изъяснителя не все иудеи убиты и уничтожены между людьми, но хотя остались и существуют, впрочем так, как низверженные и низведенные с того достоинства, которым почтены были от Бога в древности. 13. Грех уст их—слово устен их. Давид опять возвращается к слову христоубйственных иудеев, сказанному ими против Господа, то есть: да распят будет! И говорит, что сие несправедливое слово уст их, и всякое другое злоречие их есть грех уст их *). *) Слова Феодорита: И здесь опять обвиняет во грехе рта и слове уст, из всего научая, что они истязываются судом за тот крик, который согласно произвели для уничтожения справедливого решения Пилата. Ибо он хотел отпустить, как невинного, а они кричали: истреби, истреби, распни; также: кровь Его на нас и на детях наших. И яти да будут в гордыни своей. Симмах перевел: с гордостью своею. Итак, Давид говорит: пусть будут взяты, то есть, пойманы Иудеи римлянами, как гордящиеся тем, что они дети Авраама и хранители древнего закона. И от клятвы (за проклятие речи) и лжи (ложь) возвестятся в кончине (будут возвещать о кончине их). Проклятием Давид называет здесь злоречие, произнесенное иудеями против Господа так: силою Веельзевула, князя бесовского Он изгоняет бесов (Лук.11,15); а ложью именует ложное свидетельство, сказанное ими против Него: мы нашли, что Он развращает народ и запрещает кесарю дань давать, называя Себя Христом царем (Лук. 23, 2). Не смотря на то, что Он сказал им явно: отдавайте кесарево кесарю и Божие Богу (Матф.22,21). Итак, за сие злоречие и ложное свидетельство, говоренное иудеями против Господа, они будут предметом вести и разговора у всех народов не по причине какого либо подвига и мужественно произведенного добра, но по причине истребления и погибели их, что наименовал кончиною. 14. Во гнев кончины их и не будут. Не только, говорит, будут пересказывать об иудеях, по случаю кончины и простой погибели их, но и по причине гнева в кончине и погибели их, так что после сей кончины своей уже не в состоянии будут составлять отдельное общество, живя в Палестине и именуясь народом Божиим, но будут рассыпаны между народами *). *) Слова Феодорита: Яснее это перевел Симмах: Проклятие и ложь говорящих: скончай, яростью истреби, чтоб их не было. Так как они употребляли против Спасителя клеветы, сказывая, что Он запрещал кесарю дань давать и осыпали Его проклятиями и злоречиями, понося Его; то за сии то, говорит, проклятия и клеветы они потерпели сию кончину; а кончиною называет не совершенную погибель, а то, что они не будут уже Божиим народом. Итак, «не будут» значит то же, что (не будут) народом; не будут, говорит, жить отдельно в одной Палестине и именоваться народом Божиим. А гневом в кончине называет всякого рода наказания, понесенные ими при Каие, при Нероне и наконец при Веспасиане и Тите, взявшем их город. Будут возвещать о кончине (говорит Никита), значит то же, что: неслыханная будет кончина их, то есть, истребление славы их, а не всецелая погибель народа: слава их, законное служение, божественный закон, архиерейское достоинство—все это, вдруг по нечестивом убиении Господа, кончилось за те проклятия, которыми проклинали Христа, ложно оговаривая славу Его. Златоуст: Кончиною во гневе называет будущий суд; так как тогда грешники не будут существовать, не обратившись в небытие, но лишившись всей видимости. Ибо кого они провозгласили обманщиком, тот явится судьею. Но как они узнают, что Бог владычествует? Когда увидят Его грядущим на суд со славою, и весь род человечески идущим к Нему на суд. И увидят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Будучи, говорит, рассыпаны между народами и унижены, иудеи познают, что Бог, иначе распятый ими Христос, есть Владыка, Царь над племенем Иакова и над всеми народами, живущими, по словам Феодорита, во всех концах земли. 15. Возвратятся на вечер и взалчут яко пес, и обыдут град. То же самое пророчество, сказанное Давидом выше об иудеях, он повторяет здесь, чтобы повторениями тех же слов утвердить его более *). *) Нисский говорит: Для того повторил одно и то же слово дважды, чтобы показать, что те, которые не живут в настоящей жизни во граде добродетели, в будущей жизни будут изгнаны из вышнего града Иерусалима. Так он говорит: кто ныне, живя в сладострастии, ходит в окрестностях, а не живет во граде (добродетели) и не сохраняет в отношении к своей жизни человеческого образа, но произвольно делается зверским и псом; тот и тогда, потеряв вышний город, будет мучиться гладом благ. А победитель сопротивных и успевающий, как говорит псалмопение, переходя от силы в силу и прилагающий победу к победе, говорит: воспою силе твоей и проч. Слова Феодорита: Поелику сказал о гневе: в кончине и не будут, то, чтобы кто не подумал, что пророк противореча самому себе, говорит: расточи их силою Твоею, прилично сделав повторение, говорит, что они, томясь на подобие собак гладом, ходят по городу скитаясь, потому что не будут наслаждаться никакою духовною пищею. Ибо в делах последовал переворот: иудеи, сии прежде бывшие сыны, за свое лукавство стали наряду с псами; а язычники, которые прежде уподоблялись псам, удостоились чести сынов. 16. Тии разыдутся ясти. Те, говорит, которые останутся из иудеев, не имея своего города и отечества, рассеются по другим городам искать и выпрашивать на подобие нищих, нужного для пропитания. Аще ли же не насытятся и поропщут. Сими словами Давид обвиняет иудеев в том, что они ропотом своим будут подражать предкам своим, которые, находясь в пустыни, желали чесноку, луку и свиных мяс египетских, и что не отстанут от ропота своего и по рассеянии между язычниками, ибо и тогда будут роптать на Бога, если не найдут пищи для насыщения своего чрева. 17. Аз же воспою силу Твою, и возрадуюся заутра о милости Твоей. Сии, говорит, иудеи такую испытают участь; а я буду петь голосом песнь и похвалу силе Твоей, Господи, и буду радоваться о милости Твоей утром, то есть, рано и скоро, ибо в непродолжительном времени буду помилован Тобою, где сочинение слова: ????????????, поставлено безразлично, ибо вместо того, чтобы сказать: а я возрадуюсь о милости Твоей (??? ?? ????? ???), сказал: милость Твою (????? ???) *). *) Или по словам Великого Афанасия: Я говорю: буду радоваться о милости Твоей, оказанной утром Твоего воскресения. Ибо чрез сие Ты заступил меня и сделался убежищем в скорби..... Посему я буду воссылать Тебе псалмы, как Богу, помиловавшему меня, ибо буду бряцать не для услаждения ближнего, но в благодарность Богу за то, что Он чрез воплощение оказал мне милость. Ибо не пришел судить мир, но спасти мир. Яко был ecu заступник мой и прибежище мое в день скорби моея. 18. Помощники мой ecu, Тебе пою, яко Бог заступник мой ecu, Боже мой, милость моя! Слова сии ясны и потому не требуют изъяснения; ибо Давид ими благодарит Благодетеля своего Бога *). *) Другой говорит: Давид внушает нам, за что мы должны петь и бряцать из благодарности к Богу и в воздаяние долга признательности; за то, что Он чрез воплощение оказал нам заступление и милость свою, милость потому, что Он пришел спасти мир, а заступление потому, что избавил нас от плена, сразившись с врагом. Псалом 59 В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие сирийское и Сирию совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри солей дванадесять тысящ. Настоящий псалом надписывается «в конец», потому что учит читателей смотреть на конец пророчеств, содержащихся в нем, ибо он пророчествует о возвращении пленных евреев из Вавилона и построений вновь Иерyсалима; а этот конец, по словам псалма, сбудется над имеющими измениться, то есть, теми, которые имеют возвратиться из рабства в свободу. Далее сей псалом надписывается: в столпописание, потому что он написан Давидом в неизгладимое и ясное памятование о таковом Божием благодеянии «в научение», то есть, о благодарении и терпении. Остальная надпись показывает время, в которое Давид написал сие по внушению Святого Духа. Но то, что относится к сирискому средоречию, Сирии Совал, а равно и к долине Солей ни в какой Священной истории не написано ясно, исключая главу 2 Царств, где нечто написано, но и то не ясно. Без сомнения все это было, но только не написано священными писателями, как и многое другое (не написано), как это показывает книга Паралипоменон. Долина соляная—есть место; но наименованием места надпись выражает жителей сего места, к чему присовокупляет и число убитых. Василий Великий «изменяемыми» называет преимущественно христиан, *) как по тому изменению, которое получают в святом крещении, делаясь вместо сынов плоти, сынами Божиими, как по той свободе, которую приобретают, вышедши из рабства демонам, о каковых сынах скажем и мы в конце псалма, приложив прежде псалом к пленным Вавилонским. В отношении к сей то (последней) мысли мы и станем изъяснять его теперь. *) Божественный Максим, разумея сию надпись иносказательно, говорит: В поучение нам изменяемым и имеющим измениться, то есть, похвальным и божественным изменением, надписан сей псалом от умосозерцаемого Давида—Христа. Ибо один Он, будучи истинным царем израильским, сжег средоречие чрез соединение с нами, посредством плоти, то есть, (сжег) наводняемый противоестественными плотскими страстями навык во зле и Сирии—Совал, то есть, порабощенных времени... ибо Совал—значит сень, а это явно указывает на принадлежность времени, ибо диавол против добродетели и знания обыкновенно употребляет в пособие себе и природу и время, присовокупляя к тому и невидимых врагов, как Адраазар, коего имя значит—разрушающий силу, или подрывающий крепость, каков диавол, (совокупил) две Сирии против Давида... Ибо без находящихся под влиянием природы и времени, он вовсе не может вести брань с людьми. Между тем, кто воинствует под знаменем мысленного царя Христа, как Иоав у Давида против вражеских сил, тот поражает 12 тысяч в дебри солей. А долина солей есть плоть, в которой, как в долине, всякий благочестивый и Боголюбивый посредством разума и созерцания поражает природу и время; так как число 12 означает природу и время; поелику природа по чувствам пяточисленна, а время седмочисленно. Сложивши пять с семью, получишь число 12. И Божеств. Григорий изъясняет сию надпись также иносказательно. Здесь должно заметить, что слова настоящего псалма, начиная с следующих: дабы избавлены были возлюбленные твои и прочие до конца, содержатся в 107 псалме. И Велики Афанасий говорит, что лице Давида имеет отношение к лицу Господа, так как он в последние времена дал делам иной вид и новый порядок и поразил иноплеменные народы, то есть мысленные; ибо сему научает нас надпись, говорящая: в научение. Ст. 3. Боже, отринул ны ecu, и низложил ecu нас. Ты, говорит, Господи, отринул нас за оскорбление Тебя неисполнением повелений Твоих, и низложил нас, отдав нас в плен вавилонянам, ибо иудеи чрез плен изринуты из своего царства и лишены силы, которую имели. Разгевался ecu и ущедрил ecu нас. Ты, говорит, прогневался, Господи, за грехи наши; но снова сжалился, поелику не попустил нам погибнуть тотчас вместе с другими, но для вразумления нас восхотел, чтобы мы пленены были вавилонянами *). *) Слова Божеств. Василия: Ты отринул удаляющихся от Тебя соразмерно грехам их; низложил злые составы наши, чрез болезнь благодетельствуя нам; прогневался, поелику мы были по природе чада гнева, без упования и безбожны в мире; Ты ущедрил нас, когда предложил нам во умилостивление за грехи наши Единородного Твоего, дабы мы в крови Его нашли себе искупление; пользуясь сими благодеяниями твоими, мы не знали б их, если бы Ты не напоил нас вином проницательным, каковым вином называет слово, приводящее ожесточенное сердце в чувство. Божествен. Афанасия: Ты, говорит, наказал нас, за произведенное против Тебя нечестие; но и ущедри нас, ибо: ущедрил, поставлено вместо: ущедри. Или иначе: Ты ущедрил, значит тоже, что Ты решил, что уже пора нам жалким и несчастным по причине бедствий быть помилованными. А вином проникновения называет указываемый в Божественных Писаниях наказания, наперед объявленный иудеям за нечестие их против Христа. Ибо читая, и опытом дознавая предсказанное, они проникаются чувством сознания. Акила перевел: Вином омрачения, ибо множеством, говорит, бедствий, как бы некоим вином Ты произвел в нас омрачение и печалью наполнил наши души, как говорит Феодорит. 4. Стрясл ecu землю и смутил ecu ю. Потрясением и смятением Давид выражает здесь опустошение иудейской земли и городов ее, также разграбление и расстройство людей, произведенное вавилонянами во время взятия ими Иерусалима. Исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Упомянув выше о землетрясении, Давид по связи говорит здесь и о последствиях сего сотрясения, каковы разрушения или падение домов и городов, изображая сим падение и разрушение Иерусалима. 5. Показал ecu людем твоими жестокая. Жестокие, говорит Давид, мучения и тягостные бедствия постигли иудеев, то есть, осада Иерусалима, победа над ним и порабощение, которым подверглись они от Вавилонян. Напоил ecu нас вином умиления. Вином умиления называет скорби и бедствия, потому они производят умиление и раскаяние в сердцах тех, которые согрешили пред Богом. 6. Дал ecu боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука *). Те, говорит, из иудеев, которые избавились от смерти и не преданы оной Вавилонянами, имели знамение жизни на челе своем, начертанное от Бога невидимо на них, как на рабах Его. Почему, когда произведено было стремительное нападение на стены Иерусалима, по сему знаку они не были убиты, а пойманы живыми. О сем знамении предсказал Бог у Иезекииля, говоря: пройди Иерyсалим и положи (дай) знамение на челе мужей стенающих... Старцев и юношу и деву и отроков и жен убейте до истребления: а ко всем, на ком будет знамение, не прикоснитесь (Иез.9,4). А лице лука есть стрела пускаемая с передней стороны лука. Или лицем лука назвал пространнее самый лук, выражая луком и всякое другое оружие, как частью целое и видом род. *) Другой говорит (быть может Максим): Слова: ты дал знамение боящимся Тебя, взяты в переносном значений от тех, которые часто, смешиваясь на брани со врагами, дают друг другу знак или признаки свойства, чтобы вместо врагов не убивали друг друга. А в высшем смысле дает боящимся Его знак, когда научает их всегда носить в теле мертвость Иисуса, который сотворил совершенное бездействие греха. Ибо крестная сила, умерщвляющая мудрование плоти, есть истинное знамение, по которому могут убежать от лица лука, то есть, от видимой в существах обманчивой поверхности их. Ибо лице лука, то есть каждой демонской страсти, есть наружность тел, раздражающая чувства, подобно тому как острие стрелы уязвляет чувство, и неприметно вовлекающая душу в страсти, ибо лук греха без лица, быть может, ничего не сделает против боящихся Господа. И Великий Василий: Моисей овечью кровию назнаменал израильские пороги: а Ты дал нам знамение—самую кровь непорочного Агнца, закланного на грех мира. Ибо употребив сие знамение, нашли спасение от лица лука, по словам Евсевия, так что никакой мысленный и невидимый враг при виде находящегося на них знамения не дерзает уязвлять их. 7. Яко да избавятся возлюбленнии Твои. Спаси десницею Твоею и услыши мя. В этом заключается причина, по которой возлюбленные друзья Божии и праведники получили на челе знамение, то есть, чтоб избавились от смерти. А десницею здесь называет силу, которою просит Давид спасти пленный народ. 8. Бог возглагола во святем своем. Выше изложенные слова Давид произнес от лица пленных евреев, а следующие говорит от лица своего, называя святым или самого себя, как посвященного Богу, или Святого Духа. Он показывает, что Бог изрек ему то, что имел сказать. А что именно: послушай *). *) По другому истолкователю (кажется Божеств. Максиму), это: во святом, поставлено вместо: в Сыне, сообразно с сим: в последние сии дни глаголал нам в Сыне. А говорит в воплощенном Слове своем Отец о божественном своем намерении, бывшем сокрытым от веков и от родов. Слова Феодорита: так произнесши молитву, пророческий ум получает ответ, который не хочет скрыть, но изъяснить всем. Бог возглаголал во святом своем, то есть, посредством всесвятого Духа, употребив в орудие благодати язык пророка. Возрадуюся и разделю Сикиму. Я, говорит, буду радоваться о том, что иудеи стали угождать Богу по причине рабства. А Сикима был город в колене Ефремовом. Сей то, говорит, город, освободив от обладавших им врагов, разделю между народом моим для жительства в нем, по освобождении от Вавилона *). *) Слова Феодорита: Сикима (был) город, предоставленный Иаковом Иосифу; а по разделении 12 племен, Ефрем утвердил в нем столицу. Долиною поселений называет помещение израильтян, как бывшую прежде пустою, а потом принявшую пастушеские поселения. Афанасия: Это согласно с следующим: в последние дни глаголал нам в Сыне, Который есть Святый Бога и Отца. Что ж Он возглаголал? Что разделит Сикиму, то есть, царство израильское, которое было в Сикимах. Ибо отдал (его) уверовавшим в него иноплеменным народам. Юдоль жилищ (долину поселений) размерю. Долина поселений было место, в виду города Сикима находившееся. Сие то место Давид обещается разделить мерою и раздать освободившимся от рабства евреям, объемля именами сих двух мест всю Иудею как частью целое *). *) Василия Великого: Сикима—сие отличное место, данное Иаковом Иосифу, была образом завета, который казался дарованным одному только Израилю. Итак, сие то отличное достояние народа разделю и сделаю общим для всех. Итак, по разделении сего завета всем... и долина поселений будет размерена, то есть, вся вселенная, как бы посредством жребиев будет разделена на поселения в каждом месте, и тогда далекое между собою совокупит Тот, Кто примиряет как земное, так и небесное. Или, по словам Афанасия, долиною называет жилище людей. Разделю оное на поселения, то есть, сделаю самыми полными церквей. Или—Сикима переводится плечо, которое, по словам Дидима и святого Максима, есть деятельный навык во всех добродетелях. Говорят, что плечо есть образ деятельности, а юдоль поселений есть настоящий мир. Почему из сих слов видно, что праведный человек, совершившись благодатью Единородного Сына, радуется и делается способным к разделению Сикимы, то есть к совершений деятельной добродетели и размерению долины поселений, то есть, к созерцанию природы, уделяя каждому из существ мира приличное рассуждение. 9. Мой есть Галаад, и мой есть Манассий. От предка Галаада Давид восходит к предку Манассии, а именем Манассии Давид указывает на все колено Манассии, равно как и ниже другими именами—Ефрема и Иуды— на другие колена более именитые, под которыми разумеются и другие колена израильские. Он говорит, что теперь Манассий и Галаад есть мои, хотя прежде и отринул их за то, что оскорбили меня своими грехами *). *) Другой говорит (может быть Б. Максим): В духовном смысле чрез Галаад и Maнассию Христос изображает, что в пришествие Свое Он будет проповедовать благодать первым Иудеям. Поелику же Галаад переводится откровением, а Манассия забвением: то посему праведнику даются откровение и забвение, потому что он чрез созерцание получает откровение неизъяснимых вещей, а равно и забвение трудов добродетели по причине веселия духовного созерцания, следующего за трудами добродетели. Дидим говорит: Галаад значить переселение, а Манассий—забвение. Итак, Спаситель скажет: Мой Галаад, переселяемый из области заблуждения в область истины, из порока в добродетели и с земли на небо; мой также Манассий—называемый от забвения, то есть поставленный вдали от забвения, по которому забыл Божии блага, а теперь начинает воспоминать их (в изд. Своде). И Ефрем крепость главы моея. Главою здесь Давид называет начальство, как перевел и Симмах. Итак, он говорит, что колено Ефремово, то есть, происходящие от сего колена сделаются сильною частью начальства, или царства Еврейского. Местоимением: ???, (моей) в выражении: главы моей—Бог усвояет Себе царство Евреев, ободряя их как свой народ *). *) Другой говорит: Из двух сынов, рожденных Иосифом—Ефрема и Манассии, происшедшие из колена Ефремова, отторгнув Израиля при Ровоаме, стали начальствовать в Самарии и Сикимах над девятью с половиною колунами Израильскими. Посему то и говорится здесь: Ефрем—крепость главы моей, то есть, сила начальства моего; а происшедшее от Манассии обитали в Галааде. Итак, место значилось по имени Галаада, а жители по имени Манассии. Поелику же по возвращении из Вавилона колена слились и имели одного правителя и царя Иуду Зоровавеля, то посему прилично назвал Ефрема силою и крепостью начальства, ибо от него началось царство израильское; чем обещал ему возвратить прежнюю силу и поставить его как и в древности защитником. Иуда царь мой *). Из племени, говорит, Иудова будет царь иудейский; потому что по освобождении от Вавилона царствовал у Иудеев Зоровавель, происходивший от племени Иудова. И здесь местоимение: мой, означает близость царства Иудова к Богу. *). *) Феодорит: Это: царь мой, означает тоже, что поставленный мною царем иди царствующим над моим народом. Так написано и у Исаии: Сие говорит Господь помазаннику моему Киру (Ис.45, 1), то есть, помазанному или поставленному Мною. **) Мой: (быть может Божеств. Максим); Иуду, то есть, Зоровавеля, происходящего от колена Иудова, Бог назвал царем своим, потому что он от Него поставлен царем. В высшем смысле Ефрем, что значит разширение, называется так в значении непоколебимого по вере упования на будущие блага, которое есть заступление главы праведника, иначе веры его; так как у всякого праведника глава есть вера, а равно и всякого доброго дела (она же есть глава), а надежная ее крепость есть непоколебимая надежда на будущие блага, по которой, представляя будущее как настоящее, мы расширяемся в скорбях, пребывая в искушениях непоколебимыми. Иуда переводится: исповедание; ибо молитвенное исповедание во святых есть начало всякого блага. Иуда же, то есть, всякий исповедающий и прославляющий Господа, есть жребий Его. 10. Моав коноб упования моего. Коноб или большой чан, есть сосуд, служащий человеческим потребностям. Сосудом сим Давид выражает гадательно то, что народ моавитский покорится иудеям и будет служить им. Сказал также: упования моего, вместо: уповающих на меня, то есть, иудеев, или вместо: на которых уповаю, что они будут мои *). *) По переводу Акилы: Чан бани моей. По Сирскому: кадка измытия моего. Или: лохань топтания моего; или сосуд беззаботливости моей. Итак, он говорит: Моавляне покорятся иудеям; и как брошенные в лохань или чан одежды топчутся моющими их, так будут попираемы и Моавляне. В высшем разумении сии слова изъясняются великим Василием так: Моав был отверженный, имевший запрещение не входить в церковь Господа. Ибо не войдет, говорит, Моавлянин и Аммонянин до третьего и даже до 10го рода в вечное время (Вт.23, 3). Впрочем поелику крещение подает оставление грехов, и оно доставило должникам успокоение от забот, то посему, указывая на искупление чрез крещение и присвоение к Богу, говорит: Моав—чан бани или сосуд беззаботливости. Моав и Аммон—сыны Лота, родились у него чрез беззаконное совокупление с ним дочерей его. Итак, он говорит, что и моавляне—сей прежде безбожный народ возъимеют надежду на меня. А Божеств. Максим говорит, что Моав переводится: внутренность отца, под которою разумеется наше тело, посредством которого при деятельном любомудрии, на подобие бани, которою означает чан, обыкновенно производится очищение грехов. Ибо сосуд упования есть очищение, то есть, готовность посредством очищения в продолжении жизни к наследованию соблюдаемых согласно с упованием благ. Слова Феодорита: Чан в священном писании полагается в значении наказания. Так учит и блаженный Иезекииль, которому было приказано назвать Иерусалим чаном (котлом), жителей его—мясом, Вавилонского царя—огнем, а необходимую пищу—жидкостью, при недостатки которой мяса сгорали (Иез.11, 3). Так и блаженный Иеремия видел сосуд поджигаемый, а лице его обращенным к лицу севера. Впрочем не погрешит и тот, кто под сим сосудом будет представлять Божественную купель, казнящую и сожигающую грех и смывающую нечистоту с тех, которые обновляются в ней. На Идумею простру сапог (обувь) мой. Обувью, состоящею в подножной подвязке, или подставке Давид называет хождение. Итак, он говорит, что я буду ходить и по Идумее, то есть, покорю ее народу моему—Израилю, дав пособие ему в брани *). *) Слова великого Василия: Итак, все иноплеменные покорились, подложив выю под иго Христово. Потому то (и сказано, что) на Идумею наложить обувь свою. А обувь Божества есть Богоносная (то есть Богоипостасная) плоть, чрез которую оно пришло к людям. Идумея же, по другому изъяснителю, названа от Эдома, а это был Исав. Или, быть может, под обувью должно разуметь и служителей проповеди. Идумеею также именуется крововидное брение, а по словам Дидима, означает земную страну. Далее, по изъяснению святого Максима, Идумею можно разуметь в отношении к плоти каждого из нас, на которую протягаем обувь, то есть, охраняющее душу от злых растений и тернов диавола подвижничество и воздержание, так как без подвига и строгого воздержания победить плотские страсти не возможно. Или, по словам того ж Максима, под обувью души разумеется умерщвленная разумом и созерцанием чувственность, посредством каковой наступая на чувственные предметы, душа проходит век сей безвредно, представляя себе посредством чувства отношения их, в виде обуви, и рассуждая о различиях добродетелей по виду и образу их для уразумения и познания одной, единственной и первоначальной причины. Слова Исихия: Христос показывает, каким образом, покорив себе церковь из язычников, сделал ее предпочтительнейшею пред Израилем, распростерши и на них свою обувь, то есть Евангелие, о чем возвещая Иоанн Креститель говорил: идет за мною Тот, которому я не способен развязать ремень обуви, ибо еще не пришло для него время изъяснения Евангелия. Таким же образом выражается о нем и Павел; он говорит: обувши ноги в готовность к благовествованию мира.
|