Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Псалом 100 19 страница




Читайте также:
  1. ACKNOWLEDGMENTS 1 страница
  2. ACKNOWLEDGMENTS 10 страница
  3. ACKNOWLEDGMENTS 11 страница
  4. ACKNOWLEDGMENTS 12 страница
  5. ACKNOWLEDGMENTS 13 страница
  6. ACKNOWLEDGMENTS 14 страница
  7. ACKNOWLEDGMENTS 15 страница
  8. ACKNOWLEDGMENTS 16 страница
  9. ACKNOWLEDGMENTS 2 страница
  10. ACKNOWLEDGMENTS 3 страница

58. Помолихсл лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему (по Твоему разумению). Я, говорит, помолился, лицу Твоему, т. е. Тебе, Господи, всем сердцем моим о грехе моем: посему помилуй меня по слову Твоему: потому что в законе написано, что кающиеся будут помилованы. Или помилуй меня, по обещанию, или суду Твоему. *)

*) Златоуст и Феодорит изъясняют так: Не неопределенно просит о помиловании, но желает получить милость по слову Божию. Это может сказать и врачу имеющий разум больной: лечи, как знаешь, как внушает твоя наука. Это может сказать и кормчему разумный купец: правь кораблем по правилам твоего искусства; поворачивай рулем, как того требует наука. Так и мы должны просить милости Божией. Ибо тот, кого просим (т.е. Бог), знает, как помиловать: ибо Он часто дает спасение и чрез наказание; и наказание сие служит вместо человеколюбия. Так и врач рассекает и делает прижигания, чтобы доставить больному здоровье. Так должны просить милости и мы; ибо случается, что милость подается и чрез бедность, и чрез болезнь оказывается человеколюбие, и по закону лечения противное врачуется чрез противное. Оригена: Лице Божие есть образ ипостаси Его. Итак, кто всем сердцем желает Господа, чтобы чистым сердцем видеть Его и видением Его быть помилованным, по слову содержащемуся в Его учении, тот может сказать сии условия слова. А каков тот, кто может увидать лице Божие, сему да научит тебя Иисус, говорящий: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

59. Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои в свидения Твоя. Я, говорит, размышляя о законе Твоем Господи, сравнивал путь жизни моей с заповедями. В некоторых списках читается: я помыслил о путях моих, т. е. наперед размышлял, что должно делать, и что говорит; почему и поступал по заповедям Твоим. *)

*) Слова Оригена: Я, говорит, никогда не говорил опрометчиво, не подумавши прежде, говорить ли mhе, или молчать; и ничего не делал торопливо, не обдумав, прилично ли это дело. Я все делал рассудительно, и посему обращал ноги мои к свидетельствам Твоим. Феодорит сказывает, что и еврейская Псалтирь и Семидесяти в шестистолбцовом и другие переводы заключают в себе чтение «о путях моих».

60. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Я, говорит, был готов и оказался усердным к хранению заповедей Твоих, Господи; почему я не смущался строгостью и трудностью сих заповедей, каковая представляется в них нерадивым и ленивым; потому что предусмотренное и наперед ожидаемое что либо бывает гораздо удобоисполнимо и легче. Или, говорит, то, что я не смущался, когда бесы и искушения напали на меня; потому что я наперед знал, что они будут постигать меня, почему я и приготовился ко встрече их. *)



*) Златоуста вмести с Феодоритом: Приготовясь к приключениям зол, от внезапного сего стремления оных я не подвергся волнении; ибо по словам Феодорита, с приготовленною мыслию, я мужественно перенес бедствия, которые наперед себе воображал, что они имеют случиться со мной: ибо, зная сказанное: чадо! когда приступаешь служить Господу Богу, то приготовь свою душу к искушению, и размышляя всегда о сем по причине нападения завидовавших пути Божию, или искушений, я не смущался. У Евергетидийца сии слова приводятся препод. Зосимою так: я приготовился и не смущался; ибо начало, например, победы над гневом есть то, когда кто хотя и возмущается, не говорит ничего; так как из удержания языка может произойти то, что и вовсе не будет возмущаться в сердце от гнева. Так и авва Моисей, когда в первый раз был уничижаем отцами, хотя и возмущался, ничего не говорил; почему во второй раз быв оскорблен принадлежавшими к клиру, нисколько не возмутился.



61. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Верви демонов, которые суть грешники, по словам Феодорита, суть злые помыслы, посредством которых они силятся искушать подвижников. Сии-то, говорит, верви злых духов—злые помыслы обвились около меня; но не смотря на сие я не забыл закона Твоего; но страхом к закону твоему, как мечем, я рассек сии верви и таким образом избавился от них. *)

*) Феодорита: Вервиями называет ухищрения бесов и людей, от пленения взяв повод к такому образу выражения. Так и Исаия выразился: горе привлекающим грехи к себе как долгим вервием (почему и некоторые из отцов—учителей трезвения называют бесов веревочниками по причини сплетений, хитростей и злоумышлений, сплетаемых ими на людей). А Ориген вервиями называет сплетшиеся и непрерывные грехи; потому что те, которые сделали один грех, бывают принуждены плесть для него и другой, как например Давид по причине прелюбодейства присовокупил к нему и убийство; Каин по причине братоубийства соединил с оным ложь. Впрочем хотя они и сплелись около первого, но он, говорит, не забывал закона Божия, без сомнения потому, что обращаясь к покаянию он расторгал вервь грехa.

62. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея. Я, говорит, вставал в полночь, когда злые демоны воюют против людей преимущественно, одних поощряя к размышлении и воображении злых дел, а других к самым грехам. Или говорит так, что когда сладкий сон, покрывает глаза, тогда я вставал с одра моего, чтоб исповедоваться, т. е. благодарить за праведные суды Твои, так как Ты положил оные в закон, промышляя о нас—людях, для того, чтобы мы боясь оных, жили в целомудрии и не подвергались козням за грехи свои. Или я вставал от сна для исповедования пред Тобою грехов своих по причине праведных судов Твоих, т. е. боясь оных. *)



*) Феодорита: Не днем, говорит, только, но и ночью—в самую полночь. Когда сон с большим удовольствием находит на людей, я восхвалял Тебя и прославлял праведные суды Твои (и это не однажды, но каждую полночь, находя сие время способным к молитве, потому что днем связывали меня заботы); тоже и божественный апостол Павел делал вместе с Силою; ибо будучи связан и имея ноги забитые в колоду по претерпении биения и ран, он соединял песнопение с молитвою и получил пользу от сего доброго бдения, удостоившись божественной милости.

63. Причастник (соучастник) аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя.

64. Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя. Я, говорит, соучастник, то есть сообщник боящихся Тебя, Господи, и хранящих заповеди Твои; так как и я имею такой же страх, как и они, и подобным образом храню заповеди Твои, иначе сказать, и я один из числа их. *) Далее, Ты, Господи, оказываешь милость всей земле, питая всех и промышляя о всех и долготерпя ко всем; посему, как изъясняет Феодорит, помилуй и меня и научи меня оправданиям Твоим в высшей степени и вернее. Хотя и сам Давид получал милость от Бога вместе с прочими; но он так сказал для того, чтобы слово свое сделать более пламенным. **)

*) Дидима: Участником Христовым быть может тот, кто совершен, как сказано: мы сделались причастными Христу. А вводимое здесь лице говорит, что оно есть участник боящихся Господа и не только боящихся, но и хранящих из страха к Богу заповеди Его. Признак же страха Божия есть хранение заповедей. Итак, под участником мы должны разуметь друга и сообщника (так как и сирский перевод, по словам Феодорита, вместо причастник, содержит: друг). Посему и Екклезиаст сказал: когда падут, один поднимет участника своего (Екк.4, 10). Итак, он хочет сказать следующее: я друг и сообщник боящихся и хранящих заповеди Его. Так и Феодорит говорит: я имел сообщниками и товарищами тех, которые дорожат страхом Твоим и желают жить по закону. То же сказал и в другом псалме: мне весьма честны друзья Твои, Боже! Безименного: Есть и такие, которые хранят заповеди более, нежели из страха; это те, которые исполнены любви, причастники любви Божией.

**) Евсевия: Когда ты увидишь множество согрешающих, нечестивых, неправду говорящих на высоту, и помыслишь о долготерпении Божием к таковым грехам, что Бог и после всех столь важных преступлений повелевает солнцу своему светить на злых и добрых и идти дождю на праведных и неправедных; то ты тогда скажешь: милости Господней полна земля. Оправданиям Твоим научи меня.

65. Благость (милость) сотворил ecu с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему. Ты, говорит, Господи, благодетельствовал мне рабу твоему; так передает и Симмах. По слову Твоему, т. е. написанному в законе, что угождающие Тебе будут облагодетельствованы. Или, по слову Твоему, значит то же что: по приличию Тебе. Давид благодарит Бога, как надлежало, поелику был облагодетельствован Богом. *)

*) Дидима: Из сего учащийся божественному закону научается не быть бесчувственным к дарованному ему Богом благо деянии и знать, что по благости Божией к нему он удостоился быть рабом Божиим и благодарит за оказанные ему благодеяния, а выражение: по слову Твоему, означает, что благость Господня бывает с разумом и с целью разумною.

66. Благости и наказанию (исправлению) и разуму (знанию) научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Научи, говорит, меня, Господи, чтобы мне иметь благость к единоплеменникам и единоверным со мною, и исправление, по словам Дидима, в деятельной добродетели, а знание в созерцательной. Итак, вразуми меня для самых добродетелей; потому что я веровал заповедям Твоим, верил, что они могут вразумить меня. *)

*) Златословесного вместе с Феодоритом: Пророк знал пользу от исправления, и что Владыка, по человеколюбию к людям, употребляет оное; почему он просит о том, чтоб и ему удостоиться оного. Ибо по благости своей Бог подвергает исправлению (наказанию), а исправление доставляет знание. Так и Иеремия просит: исправь нас, Господи, однако же судом, а не яростью. Так и больной, желая здоровья, умоляет, чтоб употреблено было (врачом) и сечение посредством инструментов и жжение. По изъяснению же другого, благость есть истинное разумение произведений Божиих, исправление, умерeние страстей, а знание есть созерцание святой Троицы. А если угодно, под благостью можешь разуметь любовь, а под вразумлением смирение, наконец под знанием—разумение божественного Писания. И это, по словам Безименного, имеет сходство с следующими словами: пожелав мудрости, соблюди заповеди (Сир. 1, 25).

67. Прежде даже не смиритимися (угнетен был), аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних. Прежде нежели, говорит, я подвергся страданию, я согрешил; ибо по согрешении уже я был наказан и смирен; почему и храню закон Твой, чтобы не согрешить еще и не быть наказанным; потому что за грехом следует смирение чрез искушение и наказание. Или под смирением надобно разуметь добродетель смирения, которая производится в сердца внимательных размышлением и сознанием грехов их. Ибо человек смиряется, когда размыслит о своем грехе, почему грех и преступление Давидовы были причиною его смирения. *)

*) Златоуст вместе с Феодоритом: Я сам, говорит, исправлял себя. Ибо приговор к исправлению безобиден. За грехом последовало исправление, а за исправлением—хранение законов. Я занемог, употребил сечение, и выздоровел. Григория Богослова: Между преступлением и исправлением поставил смирение, как рождаемое первым (преступлением) и производящее второе (исправление); ибо грех рождает смирение, а смирение есть мать обращения. Кирилл впрочем разумеете сии слова иначе: он преступлением называет мысленный грех, а смирением—состоящий в самом деле. Ибо до падения в действительный грех, человек грешит в разуме и помышлении. Вот его слова: Итак, слова: прежде нежели я смирен был, я согрешил, означают то, что до совершенного падения в грех мы грешим разумом и помышлениями, склоняясь ко греху и одобряя оный и таким уже образом отворяя вход и давая место сатане. А начертание и образ сего представляет падение предателя (Иуды). Ибо прежде самых действий усиливаются в нас удовольствия; так как прежде последствий ум с полным удовольствием погружается в преступление, воображая себе сладость; впрочем, как грех состоит еще в одних только похотях, то ум стоит на средине, не решительно смотря на ту и на другую сторону и имея свободу наклониться на что будет ему угодно; и доколе зло состоит только в предначертаниях ума, еще нет смерти.

68. Благ ecu Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Поелику, говорит, Ты, Господи, благ и человеколюбив и благолюбив, то посему научи меня ясно естественной Твоей благости и человеколюбии, чтобы и мне подражать ему по силе. Давид те же слова, которые употребил выше, повторяет и здесь, чтобы усилить молитву свою и потому, что весьма желает получить непосредственное наставление от Бога. *)

*) Слова Исисхия: Дело праведника принимать все, уделяемое Промыслом, с удовольствием и хотя бы что-либо послано было и тягчайшее, он говорит: благ Ты, Господи, и от самого Господа, дающего познания, просит наставления в словах оправданий Его. А сказал: благостью, потому что у Бога есть и строгость, т. е. гнев, по словам апостола.

69. Умножися на мя неправда гордых; аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Гордые, по его словам, делают мне обиду; но я не стану подражать им, и не удалюсь от заповедей Твоих, но буду испытывать их, и из них получать утешение душевное, где под гордыми можешь разуметь и бесов и людей, презирающих закон Божии; так как пренебрежение к закону Божию происходит от гордости. *)

*) Оригена: Чем кто более праведен, тем более прилепляется к Богу; и чем более умножается в нем мир Божии, тем более умножается против него, как величайшего подвижника, неправда желающих делать ему зло гордых, каких бы то ни было враждебных ли сил, или людей. Но, надеясь по таком состоянии, праведник ни сколько не ослабеваете в испытании всем сердцем заповедей Божиих для исполнения их.

70. Усырися (приняло свойство сыра) яко млеко, сердце их, аз же закону Твоему поучихся. Ожесточилось, говорит, против меня сердце гордых людей, на подобие молока, так как молоко, когда сгустится и сделается сыром, бывает жестко. Или говорит то, что сердце гордых, питаясь неправдами, тучнеет, так как и молоко, делаясь сыром, представляется более тучным. *)

*) Слова Феодора: Вместо «стало, как сыр», Акила выразился: утучнилось и стало, как жир, сердце их; но сердце, говорит, их утучнялось настоящим удовольствием; а я упражнялся в законе Твоем, достигая чрез сие упражнение познания Твоего промысла. Безименного: Пока не были горды, враги, говорит, мои были, по сердцу, тучны и нежны, так что могли быть сравниваемы с самым питательнейшим молоком; а когда приняли на себя вид гордый, то совершенно ожесточившись превратились как бы из молока в сыр.

71. Благо мне, яко смирил мя ecu; яко да научуся оправданием Твоим. Полезно, продолжает, для меня то, что Ты, Господи, наказал меня искушениями, чтобы мне таковым наказанием вразумиться в правде Твоей, с каковою Ты наказываешь грешников, и чтобы познать, что если ты и здесь наказываешь, то не гораздо ли более там. *)

*) Симмах перевел: Полезно для меня было потерпеть бедствия, чтобы научиться повелениям Твоим. Григория Богослова: Сокрушению предшествует гордость, а славе—смирение. Зная сие, и Давид полагает одним из благ быть смирену, и исповедует благодарение смирившему его, так как от смирения рождается познание оправданий. И еще: те благоразумно поступают, которые вразумляются несчастиями и очищаются как золото огнем, с которыми тоже бывает, что и с Петром, призвавшим спасение, когда уже утопал (слово к жителям Назианза). Божественного Кирилла: Скорби делают нас благоразумнейшими, и извлекают нас из глубин нерадения, убеждая любить кротость нравов и неукротимого как бы нужно и страхом подчиняя игу святости и послушания. Посему-то и певец, находя удовольствие в скорбях, которые и называет здесь смирением, благоволит к немощам, к нуждам, чтобы чрез перенесение оных был признан достойным познания оправданий Божиих, так что никто не познает оных, не быв прежде смирен и угнетен многими скорбями. К сему присовокупим и слова выше упомянутого Григория: Благоразумные люди вразумляются несчастьями для того, чтобы чрез болезнь более прижались к Богу и чрез скорбь усвояли себе Благодетеля: потому что болезнующая душа близка к Богу и скудостью обращается к могущему дать (т. е. Богу), тогда как при изобилии даров могла бы презреть Его.

72. Благ мне, закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра. Благ, т. е. несравненно дороже для меня закон Твой, Господи, который Ты внушил своими устами Моисею, нежели тысячи золота и сребра: потому что закон Твой, по словам божественного Кирилла, руководствует тело и вмести с тем исправляет и нравы и вразумляет душу. *)

*) Прибавление из того же Кирилла: Земное богатство едва продолжается вместе с жизнью тела; а по смерти тела проходит и оно, как служащее плотским похотям. Но кто золоту и сребру предпочитает божественные слова и собирает в сердце своем небесное сокровище, тот будет весьма блажен, и получит у Бога непоколебимую надежду, состоящую во всех благах. Безименного: Закон Божии доставляет упражняющимся в нем довольство; а тысячи злата и сребра раздражают в обладающем оным желание богатства и похоть корыстолюбия. И таковой, как непрестанно желающий большего, никогда не бывает без нужды, но всегда находится в недостатке и скудости. Или, по словам Дидима, законом называет закон евангельский, а устами—Христа, который своими устами проповедывал Евангелие.

73. Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Ты, говорит, Господи, создал меня; посему Ты же и вразуми и научи меня, чтобы чрез вразумление Твое я научился исполнять заповеди Твои. Некоторые, впрочем, под руками Отца разумеют Сына и Святого Духа, посредством которых сотворил все. *)

*) Слова Василия: Говорящий здесь научает, какой чести удостоился человек от Бога, что прочим животным Он повелел произойти по одному приказанию, а человека удостоил своих рук; и еще достоинство его в том, что он может принимать и вмещать в себе учение Его и вразумление от Него. Одну из рук Божиих показывает Иов сими словами: Дух Божий сотворивший меня, а другую руку объясняет Соломон, сказывая: Боже отцев, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека; а сила Божия и Божия премудрость есть Христос. Итак, Он сотворил внутреннего человека и создал внешнего. Нисского: Создание прилично брению, а творение созданному по образу; посему создана плоть, а сотворена душа. По мнению же святого Иустина, есть различие между творцем и зиждителем, или создателем; поелику творец, не требуя ничего другого в поcoбие себе, творит тварь собственною своею силою и властью, а зиждитель, взяв силу творения из вещества, устрояет производимое. Другой говорит: Или, быть может, сказав, что Он сотворил, изъясняет и то, как сотворил, то есть чрез создание. Итак, создавали, говорит, меня и устроивший меня способным к разумению, вразуми меня, чтобы мне познать заповеди твои. Феодорита: Бог называется создавшим естество человеческое, не посредством рук, ибо Он без плотен, но посредством употребления большей расположенности к сему творению. Безименного: Бог, создав все словом, приступив к человеку, сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Кому же другому Он говорит: сотворим человека, как не единородному своему Сыну и Святому Духу, которых теперь называет руками? И у Иова написано: руки Твои сотворили меня и создали меня, и после сего обратясь Ты поразил меня (Иов.10, 8); и глагол: сотворим (сотворили), по мнении некоторых, сказывается в отношении к первому творении, а создали, в отношении к бани возрождения и воссоздания.

74. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся; яко на словеса Твоя уповах. Те, продолжает, которые боятся Тебя, Господи, увидят меня, что успеваю, когда Ты вразумишь меня и следовательно, будут веселиться об уповании моем на заповеди Твои, а не на что либо другое. *)

*) Слова Оригена: Имеющие чистый страх к Богу так, что не лишаются ни в чем, совершены; ибо нет, говорит, недостатка у боящихся Его. Таковые и благи соответственно Тому, которого они боятся; почему и всем они желают успеха и пользы и веселятся о благоугождающих Богу. Дидима: Не все при воззрении на праведника веселятся; ибо тот, которого они видят, тяжел для некоторых по несогласию жизни его с другими и различию стезей его (Пр. 2, 26); почему они не охотно видят его. А как для них тяжел видимый ими, так для благочестивых напротив он составляет веселие. Далее зрение здесь принимается чувственное, или умственное душою; сказывая как бы так, что он видит слово его, мысли его, мудрость его. Сим-то образом постараемся видеть его и веселиться сим разумением.

75. Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистинну (праведно) смирил мя ecu. Я, говорит, дознал опытом, что суды Твои, Господи, праведны; и посему с истинною целью и справедливо Ты смирил меня искушениями для вразумления меня, как согрешившего. *)

*) Аполлинария: Что суды Божии суть правда, тому верит верующий. Но он не знал бы, если бы не получил слова знания. А неверный не верит, но обвиняет промысл. Лучший же не только верит, но и знает, каков суд Божий в них.

76. Буди же милость Твоя, да утешит мя, по словеси Твоему, рабу Твоему. Да будет, говорит, Господи, милость Твоя со мною— рабом Твоим, чтобы она утишала меня в злострадани и скорби моей, пусть она придет ко мне по обещанию Твоему; так как в законе Ты обещал вспомоществовать кающимся. *)

*) Феодорита: Ибо кающимся Ты обещал снисхождение, о чем говорится и у Исаии: когда обратясь восстенаешь, тогда спасешься. Или, по словам Афанасия, милость Отца—Сын, который утешил сердца наши, бывшие под жестоким владычеством сатаны. Замечай, говорит Тимофей, что он, как мужественный борец и научившийся переносить все случающееся, молится не о том, чтобы отступило от него все оскорбительное, но чтобы подан был во время искушений сильный дар утешения, который мог бы доставить ему с полным удовольствием и успокоением и силу к перенесению приключения. В сем-то, говорит, помилуй меня, чтобы дано было мне утешение и успокоение. Прибавление из слова Афанасия: Многие, получившие утешение, ошибочно полагают, что они приобрели его своим благоразумием и собственным разумом. Итак, чтобы с ними не заблуждать и мне, да будет мне рабу Твоему милость Твоя утешением.

77. Да приидут мне щедроты Твоя и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть. Да придут, говорит, Господи, щедроты Твои ко мне, утопающему от печали, и я буду жить ими, да придут ко мне, потому что закон Твой составляет поучение мое, а не что либо мирское. *)

*) Кирилла: Справедливо просить милости, поелику и сам от себя исполняет сие, т. е. новый народ, не смотря на смирение свое, или искушения, рассуждая о законе, разумеется, евангельском. Ибо мы уже заметили, что сей псалом относится к лицу нового народа. Феодорита: Почитает себя мертвым, как лишенного благоволения Божия. Потому-то и просит как бы оживления божественным человеколюбием.

78. Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя; азь же поглумлюся (углублюсь мыслью) в заповедех Твоих. Пусть, присовокупляет, Господи, постыдятся гордые, быв побеждены и не имея успеха ни в чем, где гордыми называет выше означенных, т. е. бесов и презрителей закона Божия. Ибо они не справедливо грешили против меня, противясь мне по одной зависти своей. 2)

*) Феодорита: Не проклинает чувственных врагов, но с силою молится о них: потому что стыд по причине грехов производит спасение. Феодора: Пророк молится о них: ибо кто согрешает, тот доколе не чувствует того, что он грешит, дотоле не стыдится; а когда придет в чувство своих грехов, тогда начинает стыдиться. Итак, придут, говорит, в стыд и познают, что они несправедливо преступали закон против меня. Синесия Киринейского: но и стыд есть, по крайней мере, вторичное благо. Ибо быть без грехa свойственно Божескому естеству и существу, а стыдение по причине не хороших дел можно называть целомудрием

79. Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя. Если, прибавляет, здесь иногда уклонюсь от заповедей Твоих, то пусть возвратят меня на прямой путь те, которые боятся Тебя, Господи, и знают слова Твои. *)

*) Афанасия: От твоих рабов да получу наставление. А таковое будет, когда сделается способным к обращению душ по причине изобилования страхом Твоим. Феодорита: Поелику, говорит, он стал далеко от лика праведных за грех и все они подобно Богу отвратились от него, то он просит, чтоб опять соединен был и получил общение с ними. Оригена: Пророк желает, чтобы боящиеся Бога обратились к нему и усвоили его себе, чтоб он мог сообщить им находящееся в нем.

80. Буди сердце мое непорочно в оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Да будет, говорит, Господи, сердце мое совершенно и непорочно чрез постоянное упражнение в оправданиях Твоих и очищение страхом Твоим, дабы по сей причине мне не постыдиться, сделав какое либо худое дело, достойное стыда и посрамления. *)

*) Феодора: Все грехи достойны стыда. Итак, доколе сердце несовершенно, много нужно заботиться и трудиться, чтобы оно как-нибудь не ослабело и не сделалось хуже прежнего. Но когда достигнет крайнего совершенства, то уже утвердившись чрез навык в добродетели, более не имеет опасности постыдиться. Потому-то и в самом начале псалма называет блаженными непорочных, а это согласно с следующим: сердце чисто создай во мне, Боже!

81. Исчезает во спасение Твое душа моя; на словеса Твоя уповах. Душа моя, по выражению его, некоторым образом разлучается с телом, разрешается и изнемогает, будучи не в состоянии перенести чрезмерности и пламенности божественного стремления к Тебе, при чем спасением называет, по словам Евсевия, спасительное вочеловечение Христово. Итак, он говорит, что весьма желаю спасения сего и на слова Твои надеюсь, что сие сбудется непременно, т. е. на те слова, которые написаны в законе о вочеловечении Христовом. Некоторые же вместе с Феодоритом думают, что Давид говорит о спасении своем, то есть, что я желаю у Тебя, Господи, спасения, и уповаю на заповеди Твои, что исполнением их я спасусь. Далее здесь без различия можно сказать и во множественном числе: на слова Твои, и в единственном: на слово Твое. *)

*) Феодорита: Те, которые сильно желают чего-либо и не получают желаемого, исчезают, как говорят; так исчезают те которые имеют сильную жажду и недостаток в воде, а равно и те, которые ожидают кого-либо из знакомых из дальнего пути. Они желают всегда и истаевают, не получая желаемого, так исчезают и те, которые борются с несчастьями, ожидают благоволения Божия и видят, что оно отдаляется.

82. Исчезоша (истощились) очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя. Изнемогли, присовокупляет, и расстроились мысленные глаза души моей, взирая постоянно на закон Твой, при том изнемогли, ожидая, когда утешишь и вразумишь меня, открыв сокрытое в заповедях Твоих богатство. *)

*) Феодора: Тем словом, которым имел быть утешен, называет Господа нашего Иисуса Христа; ибо Он утешитель наш от Отца; Он очищение о грехах наших по словам Иоанна: Его-то ожидая с сокрушенными очами душа и всецело занимаясь взиранием на Него, просит удостоить утешения своего, как сказал Евсевий. Феодорита: Словом называется Божие обещание и богодухновенное Писание. Итак, исчезает не только тот, кто ожидает Божия обещания и надеется прекращения обременяющих его зол, но и тот, кто занимается Божиим словом и желает в точности узнать смысл его, и открытие его считает своим утешением и успокоением.

83. Зане бых, яко мех на слане (инее); оправданий Твоих не забых. Некоторые говорят, что мех на инее от холода сбегается; таким-то, как мех, сделался, говорит, и я, как сжатый и обузданный искушениями; почему впредь я не забуду оправданий Божиих, чтобы не подвергнуться опять искушениям. Но другие говорят совсем иначе, что мех будучи покрыт инеем смягчается, легко растягивается и бывает мягок; таковым, сказывает, сделался и я, ибо чрез искушение я ослабел и изнемог, при всем моем бессилии я не забывал более оправданий Твоих, чтобы мог сделать что либо противное закону. Или можно понимать и иначе: что я сделался, как мех, мертвым для страстей и грехов, как мертв и грех, а вместительным для Божиих слов, как мех вместителен для жидкостей, и сделался таковым чрез иней и росу божественной благодати, снисшедшей в душу мою свыше и охладившей вход страстей. Посему я не удалился от закона Твоего, зная, что посредством его я удостоился получить горнюю благодать Твою. *)

*) Феодорита и Златоуста: Мех от теплоты смягчается и будучи надуваем надымается, а под инеем от холода делается жестким и сжимается: так и тело, по свойству своему, от роскоши изнеживается и вздымается и восстает на душу, а от подвижнической строгости и от инея благодати Всевышнего понижается и подавляется и мертвеет для страстей. Так точно и пророк, когда был гоним от Саула, тогда был выше страстей и скромен, а во время мира получил вред от взыграний чрез роскошь. Усмирив тело, он возобновил памятование о законе Божием. Оригена: Во многих местах Писания ты найдешь, что тело уподобляется меху, например: не вливают вина молодого в мехи старые. Сии слова означают то, что новое учение не может быть вместило ветхим человеком, тлеющим в обольстительных похотях, но только в обновляемом спасительным учением: я умертвил, говорит, земные мои члены, охладил телесный жар Божиим словом; я уже не пламенел желанием того, что относится к чреву, или к вещам телесным. Посему мех под инеем есть тот, который изнуряет свою плоть и не допускает в ней ничего огненного и похотного, и который как бы охлаждает ее. Феодора: Слово Божие, как иней (поелику оно часто называется росою и дождем), охлаждает необузданный пламень страстей моих, чтобы мертвость Иисуса я носил в теле своем.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты