Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Псалом 100 16 страница




Читайте также:
  1. ACKNOWLEDGMENTS 1 страница
  2. ACKNOWLEDGMENTS 10 страница
  3. ACKNOWLEDGMENTS 11 страница
  4. ACKNOWLEDGMENTS 12 страница
  5. ACKNOWLEDGMENTS 13 страница
  6. ACKNOWLEDGMENTS 14 страница
  7. ACKNOWLEDGMENTS 15 страница
  8. ACKNOWLEDGMENTS 16 страница
  9. ACKNOWLEDGMENTS 2 страница
  10. ACKNOWLEDGMENTS 3 страница

17. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Итак, я, говорит, не умру от врагов, окружавших меня, как они думали; нет, напротив того они умрут и погибнут, а я буду жить и рассказывать о чудесах Божиих тем, которые не знали о них. Или говорит, что я не подвергнусь душевной смерти, но буду жить в Боге, и буду бессмертен; потому что позднейшие праведники все будут постоянно петь псалмы мои и непрестанно читать и петь их до скончания века. Или в сих словах, по словам Евсевия, содержится пророчество о будущем воскресении Давида: я, говорит, не умру так, чтобы более не восстать, но снова стану жить, по воскресении, вмести со всеми людьми, посему я буду рассказывать о делах Господа и вместе с чудесами Его и о дарованном от Него воскресении.*)

*) Слова Евсевия: Выражение: не умру, кажется, произносится страдавшими по временам от гонений со стороны врагов церкви и подвергающимися смерти благочестивыми, которые смело говорят, что они будут жить и получать прибавление жизни для того, чтоб исповедовали дела Божии пред теми, которые видели сие своими глазами. Ибо, по Златоусту, в том особенно и состоит жизнь, чтобы хвалить Его и всем возвещать чудеса и дела Его.

18. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Господь, говорит, наказал меня тем, что попустил мне подвергнуться бедствию, чтобы я сделался лучшим и, исправившись опасением бедствия и нужды, стал благоразумнее прежнего; впрочем Он не попустил мне умереть, но избавил меня от смерти для того, как мы сказали выше, чтобы показать, по изъяснении Златоуста, силу и попечительность свою о мне.*)

*) Златоуста: Говорит о пользе искушения. В чем же она состоит? В том, что хотя наказывая и наказал меня Господь, но чрез искушения привел меня в лучшее состояние, так что я могу исповедовать что то, что казалось столько неприятным, обратилось мне в пользу. Итак, он двойную получил пользу: освободился от бедствий, и избавился от злонравия. Потому-то и Павел в послании говорит: а если останетесь без наказания, то конечно вы не законные дети. Феодорита: Из сих слов открывается, что и самое гонение на церковь не было напрасно и случайно, но для пользы и испытания тех, которые подверглись искушениям. Евсевия: Тот, кого наказывает Господь, посылая божественное свое наказание единственно на пользу его, делаясь чрез сие отличным в образе мыслей и действий, не подвергается смерти, господствующей над грешниками. Ибо как смерть приключается тем, которые остаются без наказания; то он, как наказываемый Господом, не предается смерти, обладающий над преданными бесчестным страданиям и превратному уму. Дидима: И почему Бог наказывает? Потому что кого любит Господь, того и наказывает. Из чего же видно, что любит и потому наказывает праведника? Из того, что не предает его смерти; ибо не позволяет, чтобы враг победил его скорбно, но с искушением подает и облегчение. Наказывает же Господь и потому, что, как говорит Соломон, ненаказанные души падают в заблуждение (Прем. 17, 1). А Феодорит сказывает, что попустил на меня печальные приключения, наказывая меня отечески; но мрачное сие облако Он рассеял и совершенно освободил меня от огорчения, которым они угрожали мне.



19. Отверзите мне врата правды, вшед в не исповемся Господеви. Отворите, говорит, мне, священники и левиты, врата скинии, в которой находится правда закона и оправдания его, чтобы я, войдя ими, мог благодарить Господа, и прославлять Его, как обещался прежде. Под вратами правды можно разуметь и жилища выше упомянутых подвижников и поместные церкви, в которых обитает правда и всякая добродетель, дабы Давид, войдя ими, мог благодарить Господа посредством пения там псалмов его.*)



*) Златословесного: Врата отверзаются тем, которые чрез наказания удаляются от грехов. Итак, кто наказан, тот смело может говорить: отворите мне врата правды. Ибо слова сии надобно принимать в высшем значении, и под вратами разуметь небесные врата, которые затворены для злых, и в которые должно стучать посредством добродетели, милостыни и правды, Феодорита: В высшем значении вратами правды называет различные виды добродетели и благоуспешность о них; и ими входят те, которые переносили, по временам, скорби. Евсевия: Видишь посему, что Бог прилично поставил, чтобы мы шли всяким путем добродетели, как бы различными вратами, за которыми самые последние и единственные отворятся для нас те, мимо которых нельзя пройти; и они суть видения Бога, как сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Афанасий последними и единственными вратами называет Христа, сказавшего: Я есмь дверь, как Наставника и Учителя добродетели. Исихий же под вратами разумеет закон и пророков, а под дверью—веру, приводящую нас к Богу.

20. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. Я полагаю, что вратами Давид называет здесь те узкие врата, о которых Господь сказал в Евангелии: входите тесными вратами (Матф. 7, 13); почему и Давид, предвидя сии тесные врата, сказал, что это врата Господни, о которых будет учить Господь Иисус, по своем пришествии, и которые ведут людей к Господу. Он также присовокупил, что праведные войдут ими, т. е. тесными сими вратами. Посему и Господь сказал: как не многие входят ими (14)! Праведников и избранных не много потому, что, как Сам Он сказал, много званных, а мало избранных (Матф. 20, 16).*)



*) И Кирилл под дверью разумеет Христа: ибо не возможно другим каким-либо способом достигнуть познания Бога и Отца, как только тем, который указал Христос: никто не может прийти к Отцу, как только Мною. Афанасия: Те, которые ходят путями добродетелей, или лучше в добродетелях (ибо должно упражняться в них),—входят в ту дверь, которая приводит к самому видению Господа. Какая же это? Чистота сердца: блаженны, говорит, чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Златословесного: Есть врата смерти, есть врата погибели, есть врата жизни, узкие и прискорбные. Итак, поелику много дверей, то посему показывает признак двери Господней в том, что ею входят наказываемые. Ибо подвергающиеся скорбям могут войти ею, не вратами смерти, и погибели, и не широким и пространным путем, ибо таковые пути не Господни, но тесным.

21. Исповемся Тебе, яко услышал мя ecu, u был ecu мне, во спасение. И сими словами Давид обещается благодарить Бога за спасение свое от бедствий, как обещался благодарить Его и прежде.

22. Камень, егоже небрегоша (отвергли) зиждущии, сей бысть во главу угла. Очевидно это пророчество о Христе; но не имеет тесной связи с предыдущими словами. Так пророчества обыкновенно пресекают связь речи и помещаются между другими словами, чтобы в настоящее время была наведена на них тень и сокрыла их от иудеев, чтобы чрез них иудеями, как врагами Христа, не были истреблены пророческие книги. Зиждущими Давид называет, по словам Феодорита, архиереев, книжников и учителей иудейских, как поставленных от Бога, чтобы назидали и усовершали народ сей на основании закона; а отверженным камнем называет Христа, камнем—по причине твердости и непреклонности Его ко греху; ибо "беззакония, говорит Писание, Он не сотворил (Исаии 53, 9), а отверженным, потому что иудейские архиереи и книжники отвергли и презрели Его, как бесполезного в строении: они говорили: что Ты самарянин и что бес в Тебе. (Иоан. 8, 48); также: этот человек не от Бога (Иоан. 9, 16); и еще: Он обольщает народ.

А между тем этот отверженный ими камень, т. е. Христос, столь испытан и так оказался годным к строении, что сделался краеугольным камнем; так как не всякий камень полагается в угол, но только тот, который более испытан, и более тверд и способен связывать две стены здания двумя своими боками в одном углу. Как же Христос стал краеугольным камнем? Соединив два народа—иудейский и языческий одною верою; почему и Павел говорит: Христос есть мир наш, соделавший из двух одно (Ефес. 2, 14); и сам Господь сказал: есть у Меня овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь (Иоанна 10, 15). Или углом называет церковь верующих: потому что как угол соединяет собою в одно целое две стены; так и Церковь Христова соединяет два народа—иудейский и языческий; а глава ее—Христос, как единого тела, и не только глава ее, но и союз и основание.*)

*) Другой, говорит: Это и прежде было, но только поставлено как бы в образе; ибо Авраам был патриархом обоих народов и необрезанных и обрезанных; то служило только образом, a сие самим делом. Богоносного Максима: Христос сделался главою угла, т. е. соединил с собою два народа и сделался главою церкви. Ибо, по словам Писания, угол есть церковь; поелику как угол соединяет две стены, связывая их взаимно в одну нераздельную совокупность; так и церковь соединяет два народа—из язычников и иудеев, сопрягая их одним союзом веры и совокупляя в один дух, которого краеугольный камень, как глава всего тела,—Христос. Ибо как союзом двух стен бывает угольный камень, связующий их нераздельным союзом, так и устроение воплощения Владыки, совокупив в одного нового человека два народа вселенной и составив из них одно тело и один дух, сделалось главою угла, сохранив чрез посредство свое единение сие непоколебимым. Феодорита: Сих слов иудеи не могут приложить ни к кому другому, хотя бы тысячекратно выказывали свое бесстыдство. Ибо хотя по разделении колен, в древности, и начальствовал у них Зоровавель, но не на долгое время. Но Христос Господь, совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т. е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальнее одною верою и составил из обоих одну церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исаию: се, Я полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, в основание ему. Тоже сказал и блаженный Павел: будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил. И сам Иисус Христос сказал сии слова Давида иудеям: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли зиждущие, тот самый сделался главою угла (Матф. 21, 42).

23. От Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших. Сей, говорит, угол, сие единение двух народов и сей союз сделался от Бога, а не от простого человека, и он дивен в очах наших, которыми удостоились мы видеть его. Ибо как не дивно столь великое и всемогущее дело?*)

*) Златословесного: Кто не ужаснется? Кто не удивится тому, что там покланяются Христу, где Он распят? И распявшие Его в бесчестии, а поклоняющиеся во славе. И сие слово распространилось по вселенной, совокупляя своею истиною всех. Оно дивно и тем, которые сколько-нибудь испытывают его, но гораздо достовернее для верующих. Потому-то и прибавил: в очах наших. Ибо сие дело не было человеческое и не состояло во власти кого-либо из людей, и ни ангелы, ни архангелы не могли совокупить таковой угол. Никто не мог—ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел совершить сие, но только сам Бог. Это исключительно Его дело. Безымянного: Дивно в очах наших то, что Дева могла родить, распятый воскрес и воскресил мертвых, что заушенный и поруганный покорил вселенную. Хотя же плоть у него от нас, но она получила бытие от Господа—Отца. И все таинство совершено силою Божества.

24. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Днем называет здесь благоденствие и благоуспешность. Ибо, как, по словам Оригена и Златоуста, злым днем называет не течение солнца, но те несчастия; которые приключились в оный, так называя день добрым, мы сим указываем на счастливые в продолжении его события. Посему и Давид пророчествует теперь о славных делах, благах и победах, произведенных Господом нашим Иисусом Христом в день воскресения. Поскольку в сей день Христос примирил Бога с людьми, прекратил свирепство диавола, упразднил силу смерти; недостойных и земли удостоил неба, рассеял тьму заблуждения, прогнал грех, насадил добродетель и другими бесчисленными духовными благами исполнил вселенную; почему Давид и побуждает всех верующих во Христа к радости и веселию в сей день воскресения, как удостоившихся в оный таковых духовных благ.*)

*) Слова Афанасия: Какой это (день), как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый камень сделался главою угла? т. е. день воскресения Спасителя, названный так от имени Его: ??????? (Господним, воскресным). Феодорита: Именует днем, сотворенным от Бога, тот, в который Камень сей восстал, по страдании своем. Ибо вдруг по воскресении повелел апостолам научить все народы. Ибо прочие дни освещаются солнцем, и происходящей из него свет оно (солнце) сообщает телам, а не душам; но сияние спасительного Слова озаряет словесные души; оно-то составило и новый день—день света и благочестия для всего мира. Итак, хотя и всякий день есть Господень, но он говорит, что сей день преимущественно сотворен благим Богом; так как в сей день и в начале Бог сотворил свет и он же, будучи почтен воскресением нашего Спасителя, озарился лучами солнца правды. Притом и Создатель света назвал его днем, не сотворив ничего другого в этот день. Итак, сей один день принял создание света, и название оного днем. Посему прилично сказал: сей день, который сотворил Господь. Это написано у Никиты. А другие сказывают более любопытные, что второй (понедельник) и третий (вторник) седмичный день составлял первозданный свет, который создан в первый день (воскресение), а четвертый (среда), пятый (четверг), шестой (пятницу) и седьмой (субботу) производило солнце, созданное в среду, в четвертый день. И первый день, т. е. воскресный, (???????) создал непосредственно сам Господь из ничего. Ибо этот день был началом того года, в который создал небо и землю, как написано: в начале сотворил Бог небо и землю. Свет, который был в первый день, не вдруг создан в самом начале оного (дня), т. е. утром, но, по мнению богословов, по прошествии нескольких часов. Ибо, кажется, прошло несколько времени между произведением в начале воскресного (Господского) дня творения неба и земли и всего содержащегося среди их и созданием в оный (день) света, как это дает разуметь Писание сими словами: «в начале сотворил Бог небо и землю. И земля сия была невидима и неустроена. И тьма была над бездною. И дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет». Ибо выражение: носился, означает продолжение времени, Феодорита: Ты поймешь, что сказано в словах: сей день, в который сотворил Господь, если вникнешь в то, что касательно мирoздания в первый день не сказано, что Бог сотворил и другое что либо, кроме самого дня сего: ибо Бог сказал: да будет свет, и был свет. И назвал Бог свет сей днем (в изд. св.) А веселием называет здесь, по Златоусту, духовное, мысленное, разумное. Итак, возрадуемся и возвеселимся в оный о том, что мы получили столько благ. Ибо и это немалое совершенство—радоваться о благах, играть, веселиться, с удовольствием принимать благодеяния Божии.

25. О Господи! спаси же (наконец), о Господи, поспеши же (дай наконец благоуспешность в пути). Господи, говорит, спаси христианский народ Твой. Господи, дай благоуспешность народу Твоему в пути и веру в проповедь Евангелия Твоего.*)

*) Златоуста: Предвидя благоденствие всего мира и изменение всего в лучшее состояние и радуясь вместе с достигшими оного, говорит Давид: Господи! спаси наконец. Господи! дай наконец благоуспешность в пути, т. е. спаси пользующихся оным, чтобы насытились благодати и принесли достойные плоды. Устрой путь для них легкий, чтобы, наслаждаясь счастием сим, они не лишились таковых благ. Дидима: Спаси от зол, как то: от греха и заблуждения, и дай благоуспешность в пути, производя для нас путь добродетелей легким.

26. Благословен грядый во имя Господне. И в сих словах пророчество о Христе; потому что Христос пришел во имя Господне, то есть пришел от Господа и из существа Господня; почему и иудеям Он говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не приемлете Меня (Иоан. 5, 43); и еще: Я от Бога изшел и пришел (Иоан. 8, 42). Или выражение: во имя Господне (?? ?? ???????) означает то же, что: под именем Божиим, то есть пришел, имея на себе имя Божие и будучи Богом.*)

*) Феодорита: В сих словах показал, к кому относится песнопение Иерусалимских отроков. Ибо сии отроки произнесли Владыке сии слова в обличение тех, которые обещались учить о Боге и не хотели разуметь истинного смысла (Писания): тогда как книжники называли Владыку уничижительно Самарянином, отроки именовали Его идущим и признавали благословенным. В этом же пророчестве находится и Осанна, так как слово: спаси же, в еврейской Псалтири выражено словом: осанна. Поелику и Креститель, наставляя учеников своих в истине, теми же словами вопрошал Господа: Ты ли Идущий, или другого ожидать нам? Далее, будучи Господом, Он пришел во имя Господне; и будучи благословенным, Он Сын Благословенного. Так и архиерей вопрошал Его: Ты ли Сын Благословенного? Он-то, поистине, по словам Оригена, есть Идущий и самовластно и под именем Господним; тогда как до Него все мужи и ангелы приходили в виде рабов Господних. Так например, каждый говорил: сие говорил Господь, и Господь послал меня. Кирилла: Что значит: во имя Господне? Значит в богоприличной славе и господстве и превосходстве над всеми. Златоуста: Хорошо сказано и это: Идущий; ибо наши дела не остановились на том, что сделано, но еще простираются и к другим многочисленнейшим, как то: к воскресению, к царству, к упокоению со Христом, что все желая выразить, сказал: благословен Идущий во имя Господне. Тоже и Христос сказал иудеям: вы сами будете свидетелями того, что Я не богопротивник, когда увидите Идущаго на облаках и произнесете в похвалу Мою сии слова, чрез что лишитесь всякаго извинения. Безымянного: Хорошо сказано: Идущий, а не пришедший; ибо Он всегда приходит и является к человеческому роду (хотя и не во плоти), без движения и перехождения (ибо по божественному пришествию Он наполняет небо и землю), когда мы своими свойствами и нерасположеностью приближаемся к Нему, или удаляемся от Него.

Благословихом вы из дому Господня. Вас, говорит, словесные питомцы Церкви Христовой, мы—пророки, верующие и знающие таковые таинства, в отношении ко Христу благословили, называя вас христиан, как людей из дома Господня, блаженными за то, что вы будете наслаждаться таковыми благами и божественными тайнами; так как дом Господень есть Церковь, состоящая из верующих.*)

*) Златословесного: Явлением называет воплощение, и удивляется, что будучи Богом Господом и будучи таков по существу своему, удостоит нас своего явления. Потому-то мы, говорит, и будем благословлять Тебя за то, что получили такой дар. На сие-то и Христос указывает, когда говорит: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слыхали. Феодорит слова: из дома Господня, изъясняет так: Мы несем к вам благословение того Камня, который сделался домом обитающего в Нем Бога—Слова; ибо Слово, говорит, стало плотию и обитало с нами.

27. Бог Господь, и явися нам. Христос, говорит, есть Бог, Христос есть Господь; и Он явился людям посредством вочеловечения.*) Но вместо будущего времени: Бог-Господь явится нам, сказано в прошедшем времени: явился, по свойству пророчеств, в которых будущие употребляются в виде прошедших.

*) Феодорита: Явно здесь богословие о Владыке Христе. Ибо кого выше назвал Камнем, потом—благословенным и идущим во имя Господне, того назвал и Господом и Богом и явившимся во плоти и даровавшим спасение верующим. Оригена: Пришествие Его не означает перемены места, но явление Того, Который прежде был невидим. Ибо, будучи невидимо, потому что было образом невидимого Бога, Слово, приняв вид раба и сделавшись плотию, явилось, дабы таким образом явившись руководствовать нас к видению славы Его, славы как Единородного от Отца.

Составите праздник во учащающих (во множестве жертв), до (самых) рог олтаревых (простирающихся). Один из толковников у Златоуста заменяет слова сии словами: празднуйте с покрывающими, т. е. празднуйте жертвами, которые покрывают жертвенник до самых рогов его. Другой же: празднуйте с произрастаниями, т. е. венками из цветов и ветвями. Ибо глагол ??????, по изъяснению некоторых, как-то Оригена, означает: покрываю, а по мнению Дидима и других, произрастаю. Итак, сими словами Давид побуждает людей совершать блистательный праздник, а нас—христиан совершать праздник жертвами духовными, которые множеством своим и венцами добродетелей и ветвями добрых дел покрывают таинственный душевный жертвенник.*)

*) Феодорита: Соберитесь все и составив величайший праздник, празднуйте о своем спасении до того, чтобы народ по своему множеству теснился и простирался до самого жертвенника. Ибо выражение: ?? ???? ?????????, поставлено в значении толпящихся и от множества теснящих друг друга, так как и внешние писатели место тесное называют покрытым толпами. По словам Оригена ????????? ?? ????????, называются херувимы, осеняющие очистилище своими крыльями. Ибо ?? ???????? то же, что покрывать. В высшем значении Григорий Нисский изъясняет сие так: вся тварь у Владыки твари есть как бы некий царский дворец; но поелику, чрез вошедший грех, уста тех, над которыми возобладало зло, заградились и умолк глас радости и расторглось согласие празднующих, так что человеческая природа уже не праздновала вместе с природою существ, которая выше мира; то посему явился Господь, чтобы (снова) составился один согласный праздник чрез украшение скинотворения дольней твари в виду превосходных и примерных совокупно около горнего жертвенника торжествующих сил. Ибо роги мысленного жертвенника суть примерные и превосходные силы умной природы, с которыми человеческая природа, украшаясь обновлением тел, совокупляется и участвует в праздник устроенною скиниею (жилищем) во время воскресения; так как (глагол) ?? ??????????? есть то же, что украшаться (??????????), или одеваться (?????????????), как это изъясняют сведущие в сем. Другой говорит: жертвенник Господень есть тело. Ибо как на жертвенник возлагались все жертвы—всесожжении, и спасения, и за грехи; так и тело Христово принимает на себя все наши всесожжения и жертву спасения, т. е. всю нашу добродетель, чтоб освятить ее, и сверх того жертвы за грехи; так как сие тело Его понесло грехи наши. Итак, роги Его—крест; ибо роги, говорит, в руках Его (Авв. 3, 4).

28. Бог мой ecu Ты, и исповемся Тебе. Бог мой ecu Ты, и вознесу Тя; исповемся Тебе, яко услышал мя ecu, и был ecu мне во спасение. Ты, говорит, Бог мой, и я, по словам Златоуста, за сие одно буду благодарить и прославлять Тебя, хотя бы не получил от Тебя никакого благодеяния: потому что твари должны благодарить своего Создателя и за то, что Он создал их и промышляет о них, но я не только всегда буду благодарить Тебя потому, что Ты Бог мой, но и потому, что Ты благодетель мой; поскольку, когда я просил Тебя, Ты услышал молитву мою, и спас меня от многих бедствий.*)

*) Златоуста: И без благодеяний, говорит, должно благодарить Бога, и прославлять Его за Его величие, бытие и неизреченную славу. Ибо сказав о благодеяниях, далее говорит, что я и без того буду благодарить и исповедоваться за то, что у меня такой Владыка, столь высок, столь велик, столь невидим, столь непостижим. А речение: буду превозносить, значит тоже, что буду славить.

29. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. По замечанию Исихия, тем же стихом, которым начался сей псалом, он и окончен; почему имеет вид круга, который на той же точке оканчивается, с которой начинается. Ибо псалом сей, к чему побуждает народ в начале, к тому же побуждает и в конце, т. е. к исповеданию пред Господом грехов своих, потому что Он благ к исповедующимся, и милость Его постоянна к приносящим покаяние. Или, по словам. Дидима и Златоуста, (побуждает) к благодарению Господу; потому что Он благ к благодарным пред Ним, и милость Его к ним вечна.*)

*) Златословесного: Он не доволен тем, что сам приносит сию жертву, но призывает многих к участию в хвалении и благодарении и проповедует о человеколюбии Божием, везде воспевая продолжительность и великость оного; и это делает для того, чтобы и мы были благодарны человеколюбивому Богу, по словам того же Златоуста, для того, как полагает Исихий, чтобы мы во всю жизнь хранили сие исповедание (т. е. грехов); и по словам Евсевия, для того, чтобы, помня какое доставлено нам спасение, мы не отступали назад к врагу, что обращалось нам в погибель.

Псалом 118

Божественный Давид, по словам Златоуста и Феодорита, много испытал перемен в жизни своей, как мы это сказали и в первой главе предисловия к псалмам. Так он иногда убегал врагов своих, иногда подвергался скорбям и несчастьям, а иногда имел и радости в жизни, притом иногда ходил путем богоугодным, а иногда и претыкался на нем. И все таковые перевороты в жизни своей он собрал в настоящем псалме, упомянув в нем и неписанные молитвы, которые приносил ежедневно Богу в наставление и пользу читателей оных. Этот псалом есть совершенный; потому что он ведет к совершенству и добродетельных, а живущих в нерадении о добродетели побуждает к деятельности. Поелику же Давид здесь часто упоминает о законе и свидетельствах, и заповедях, и оправданиях, и судах, и словах в каждом почти стихе, и в сем состоит все содержание и сущность и основание сего псалма, чем особенно он отличается от прочих псалмов: то посему, читатель, найди следующий стих 17-го псалма: «ибо все суды Его предо мною» и там найдешь значение каждого из сих речений. Посему нет надобности изъяснять и в сем псалме таковые, где они будут встречаться. При чем заметим, что хотя означенные слова, как то: свидетельства, и заповеди, и оправдания, и другие и имеют различие одно от другого; но большею частью все они означают закон Божий по оборотам сочетания понятий (синекдоха) и обмена имен (метонимия), содержащего содержимыми. *)

*) Слова Божественного Кирилла: В сем псалме (Давид) изображает жизнь святых, подвиги, скорби, борения, восстания бесов, которыми они наводят бесчисленные помыслы, сети, тенета, и не только сие, но и то, чем побеждать их, как то: закон, слова, терпение, помощь свыше, притом и награды, венцы, и воздаяния за труды; ибо он (псалом) есть предуготовительный и предлагает божественные начатки; почему и на еврейском языке он изложен по буквам (началам письмени) по словам Оригена. И одна и та же буква начинает каждые восемь стихов, т. е. в каждом из восьми стихов псалма сего употреблена одна буква еврейского алфавита. Так, например, в первых восьми стихах псалма буква алеф написана восемь раз, т.е. она употреблена в каждом стихе. Подобным образом и во втором осьмистишии восемь раз написана буква бет, т. е. она употреблена в начале каждого стиха и так далее до конца. Почему во всех 176 стихах сего псалма употреблены 22 буквы еврейского алфавита одна за другой в начале каждых восьми стихов. Потому-то, по словам Златоуста, сей псалом был называем и письменно и устно ??????????? (начальное или алфавитное наставление), как обозначенный в каждом стихе буквами еврейского алфавита. И Иоанн Литин в новонапечатанной своей Псалтири говорит, что сей псалом в Массоре называется великим алфавитом; почему и первые уроки преподаваемы были еврейским детям из оного псалма, как обыкновенно и нашим детям первый урок и, так называемые, доски преподаем, начиная с «Святый Боже». Посему и упомянутый Ориген говорит, что сей псалом есть (в Писании) место Божие и начальные письмена Божия слова, как говорит Павел, также место самое нравственное, содержащее изложение нравственных имен, заключающихся в Писаниях. И каждая буква в нем повторяется осьмикратно, потому, как говорит Ориген, что с каждым началом мы усовершаемся и очищается наша душа. Число семь есть знак грубой нашей вещественности, а восемь — начало невещественнейшей и лучшей жизни. Ибо до наступления восьмого дня Христова, т. е. воскресения, весь мир был нечист и необрезан; а по наступлении восьмого—воскресного, мы все очистились, быв погребены и воздвигнуты с ним, как говорит Апостол. Называется также сей псалом «непорочным», потому, что, как полагает Златоуст, он направляет внимательных и вникающих в изъяснение его тщательно к совершенству жизни, и, по самому выражении его, Делает их непорочными, а непорочен тот, кто свободен от всякого порока, злодеяния и нечистоты, не имеет никакой скверны, беззакония и грехa. Итак, поелику читатели и исполнители его делаются чрез сие непорочными; то посему и Христова Церковь читает сии непорочны каждый день на полунощнице. В воскресный же день поелику вместо полунощницы поется троичный канон, то посему непорочный сей (псалом) поется в третие стихословие. По счету же сей псалом один. Но некоторые разделили его на три статьи.

Ст. 1. Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни. Путем Давид, по словам Феодорита, называет временную и преходящую сию жизнь. Итак, пророк называет здесь счастливыми тех христиан, которые проходят жизнь сию беспорочно и неукоризненно и живут право, и тех, которые живут законно и по закону Божию и не ходят беззаконно. *)

*) Слова Оригена: Какой прекрасный порядок! Ибо прежде нежели приступить к испытанию Божественного слова, мы должны наперед устроить свою жизнь. Ибо с чистою душею должно испытывать свидетельства Бoжия. Так и пророк Осия говорит: сейте себе в правду; и таким образом в свое время пожнете плод жизни и сим способом просветите себе свет ведения (Ос.10, 12). Итак, о чем говорит первое сие блаженство? Должно знать, что во первых надобно совершать путь. И не просто идти, но беспорочно, чтобы таким образом можно было достигнуть крайней чистоты. А совершает путь непорочно тот, кто простирается вперед и забывает заднее; по словам же Златоуста и Феодорита, тот, кто не обращается назад и не уклоняется ни направо, ни налево, но неуклонно совершает царский путь. Далее говорит: ходящие; ибо не должны иногда только исполнять закон, и в другое время быть преступниками закона. Посему и называются блаженными не те, которые ходили некогда, но ходящие, т. е. всегда и непрерывно. Симмах перевел сие так: блаженны те, которые совершенны в пути, т.е, те, которые совершили теперь путь свой и течение смертной жизни неукоризненно. Заметь, что святой Феодор Студийский при смерти своей размышлял о семь стихи и произносил его своими устами, т. е. сии слова: блажены непорочные в пути, ходящие в законе Господнем, как о том пишет Досифей в Двенадцатокнижии своем.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты