КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом 100 13 страница*) Златословесного: Должно во 1-х исправить жизнь и тогда петь песни Богу: ибо не красна похвала в устах грешника (Сир. 15, 9); во 2-х хвалить можно, но не только словами, но и делами. И такой-то хвалы особенно и требует Бог, так хвалят и херувимы. Потому-то пророк, слыша оное таинственное песнопение, называет себя несчастным: увы мне, ибо будучи человек, и имея нечистые уста, среди народа имеющего нечистые уста я живу. Потому-то и Давид начинает с горних сил, говоря: хвалите Господа с небес, хвалите Его все ангелы Его. Посему надобно сделаться ангелами и тогда хвалить. Итак, мы не должны смотреть на сию хвалу просто; но прежде уст жизнь должна издавать голос за нас и прежде языка должно говорит громко отвращение наше к земле. Таким образом, и молча можем хвалить Господа; так и произнося слова согласные с жизнью, мы произведем песнопение. Евсевия: Под отроками разумеет четырнадцатилетних юношей, говоря: как отрокам, не умеющим хвалить Господа, наподобие руководителя и учителя, преподает сии слова, которыми должно хвалить. 2. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Пусть, говорит, будет имя Господне благословенно у нас благочестивых, а не злословимо. Каким образом? Когда мы славим Его словами и добрыми делами, как сказано выше; ибо имя Господне, по Златоусту, само в себе благословенное, делается благословенным и у нас, когда благословляем и прославляем его, не только хорошими словами, но и добрыми делами. Нечестивые, видя таковые добрые дела и слова наши, прославляют имя Владыки нашего Иисуса Христа.*) *) Феодорита: Вы, говорит, как рабы и получившие бытие от Бога, должны хвалить имя Его, хотя и не знаете природу Его; ибо Он имеет благословение и прославление безначальное и вечное, что означают выражения от ныне и до века; но и вы должны приносить благодарную песнь, как творцу. Златоуста: Что ты говоришь? Оно не благословенно, если не благословляешь? Видишь ли, что он говорит не о благословении, Ему принадлежащему и от природы Его неотъемлемом, но о том благословении, которое зависит от людей, и о котором говорит Павел: прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем. 3. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Имя, говорит, Господне, достохвально и славно, не только в Палестине и в Иерусалиме, как прежде, но во всех частях вселенной. По Златоусту и Феодориту, Давид пророчествует сими словами о слове евангельской проповеди, разнесшемся по всей вселенной. 4. Высок над всеми языки Господь; над небесы слава Его. Высок, говорит, будет Господь, не так чтобы тогда делался высоким, но что тогда христианам из народов откроется высоким, так как христиане будут иметь высокое учение о Господе и возвышать Его богоприличными славословиями. Слава Господня на небесах; поскольку на небесах прославляется святыми ангелами. Можно понимать их и отдельно о Христе и ангелах, которые при рождении Господа хвалили Бога и говорили: слава в вышних Богу, и на земли мир, к человекам благоволение (Лук. 2, 14).*) *) По словам Феодорита: И здесь сии слова означают то, что все народы узнали, что Бог есть Всевышний и Творец всех и хвалимый небесными ангелами. Слова Златословесного: Как же Он высок у народов, или над всеми народами? Ибо мы величаем Его, не прибавляя Ему высоты; нет, но прибавляя богослужению, поклонению и всему прочему, не имея таких понятий, какие имели иудеи, но гораздо высшие и большие. Исихия: Хотя Он здесь прославляется, но сия слава восходит на небо, где имеет нерукотворенный жертвенник, где непрестанно прославляют Его ангельские воинства, которым в славословии умеем подражать и мы. 5. Кто, яко Господь Бог наш. 6. На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли? Сии слова Давид говорит в укоризну и посмеяние ложным эллинским и языческим богам: какой, говорит, другой бог подобен нашему истинному Богу? Без сомнения никакой. Он обитает на высотах, на небе; но призирает и на низ, на землю. Как же Бог живет на высоких и на небе, когда Он же, по словам Исаии, измерил небо пядию и землю горстью своею и наполняет небо и землю, находясь везде и в каждой стране, и когда Он неописан и невместим и как обитает на небе и призирает на землю? Ответствуем с божественным Златоустом, что Давид, снизойдя сначала до грубости иудейского ума, и сказав, что живет на небеси и оттуда смотрит на землю, после сего возводит несколько мысль иудеев к более богоприличному разумению, когда говорит: на небе и в земле, сказывая как бы так: Бог в одно и то же время есть и на небе и на земле, и горе и долу, т. е. Бог вездесущ. На сие обратись к изъяснении слов 2-го псалма: живущий на небесах посмеется им. Другие слова: «на небе и на земле» соединяю их с словами: кто как Господь Бог наш? т. е. кто таков, как Господь и Бог наш на небе и на земле? Без сомнения никто.*) *) Слова великого Василия: Престолом Божиим называется небо от того, что небесные силы имеют в себе познание Бога, неподвижно как бы возседящим на престоле; а земля - подножием по той причине, что люди на ней едва последнее нечто могут вместить о Боге: Златоуста: Не велико ли и то, о чем говорится? Но когда поймешь, о ком говорится, то увидишь что это весьма недостаточно. Ибо как обитает на небесах вездесущий, тот, кто говорит: Я Бог близкий, а не Бог далекий (Иер.23, 23)? Афанасия: Здесь дается наставление новому народу, что хотя Господь наш и вознесся, но и ныне вся земля полна славы Его и пользуется надзором Его. Исихия: Высокими называет святых; они высоки, потому что не занимаются ничем земным. О них ясно говорит Исаия; вот что говорит Всевышний, на высоких живущий вечно, святой во святых имя Его; Всевышний на святых почивающий (Исаии 57, 15). Феодорита: И блаженный Моисей говорит: кто подобен Тебе из богов, Господи? кто подобен Тебе? Славный во святых (Исх. 15, 11). Из сего этого мы заключаем, что Бог не может быть сравниваем ни с чем: так как никакое существо не может быть уподобляемо естеству Божию ни по силе, ни по действию. 7. Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога. Землею и гноищем (навозом) Давид называет ничтожность и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет Феодорит, и нищего и ничего незначащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым. 8. Посадити его с князи, с князи людей своих. Не только, говорит, Бог делает нищего богатым и бедного славным, но еще посаждает его с начальствующими в народе его, и возводит его в достоинство и сан князей. Под нищим и бедным, по словам Афанасия и Евсевия, можно разуметь и народ из язычников,*) который поднят Христом от бесчестных страстей, возвышен чрез евангелие и сравнен с апостолами, которые суть начальствующие в Церкви Христовой, согласно с сказанным: «поставишь их начальствующими по всей земле» (Пс. 44, 17); почему и верховный Петр писал к христианам, принявшим одинаковую с нами драгоценную веру (2 Петр.1, 1). **) *)О сем Исаия сказал: за сие будет благословить тебя народ сей нищий (Исаии 25, 3). **)Другой говорит: Не только апостолы, но и патриархи суть князья народа иудейского, с которыми поселятся и уверовавшие из народов. И это говорит Господь: многие придут от востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом, а царствии небесном. 9. Вселяя неплодове в дом, матерь о чадех веселящуся (Населяющий от неплодной дом, как от матери, веселящейся о чадах своих). Сими словами Давид хвалит Бога за Его силу, что Он не только просто изменяет вещи сего мира, но и самую природу и законы природы; потому что Бог от бесплодной и бесчадной жены населяет дом и делает ее матерью, веселящеюся о чадах своих, т. е. делает ее из бездетной многочадною, каковыми сделал в ветхом завете Анну, матерь Самуила, и многих других, а равно и в новоблагодатном евангельском; почему и Исаия сказал: Я и рождающую и бесплодную сотворил (Ис. 66, 9). А некоторые под домом здесь разумеют состоящее их детей семейство.*) *) Слова Феодорита: Более собственно и истинно это можно относить к Церкви. Ибо из неплодной, и бездетной, каковою она была прежде, Он сделал ее материю, веселящеюся о бесчисленных чадах, согласно с пророчеством: весьма неплодная и не рождавшая, восклицай и взывай, не бывшая в муках рождения: потому что много детей у оставленной; более нежели у той, которая имеет мужа. Истинно, по словам Дидима, Церковь из язычников сделалась многочисленною и богочадною более, нежели та, которая имеет мужа, нежели иудейская синагога. Она, по словам Афанасия, сделалась и домом духовным, как имеющая живущего в ней Господа; она стала и веселящеюся материю многих чад; так как чада ее спаслись верою во Христа. Чада ее имеют и различия от синагоги, которая не возвеселилась о чадах, потому что они преданы погибели. Слова Григория Нисского: Я думаю, что сими словами выражается и девство. Ибо действие телесного совокупления есть произведение мертвых тел; а следствие сообщения с духом есть, вместо детей, жизнь и нетление соединяющихся с Ним. Ибо различны добродетели, которых матерями становятся боголюбивые души. На сие прилично сказать апостольское слово, что спасется с своими детьми мать таковых детей, веселящаяся, как воспел псалмопевец. Ибо по истине веселится Дева, Матерь рождающая Духом бессмертные чада и названная пророком бесплодною по причине целомудрия. И Дидим, изъясняя сие в высшем смысле, говорит: каждая душа бесчадная, по бесплодству поселяется Богом в доме – в церкви живого Бога, каковая (душа) делается матерью дел поучений, мыслей и слов, чтобы веселилась вместе с рожденными ею от живущего с нею Божия слова. Исихия: Тесно для меня место. Сделай мне место, чтобы мне жить. И ты скажешь в сердце своем: кто мне родил их? Я бесчадна и вдова; кто же воспитал мне их? Я оставлена одна; откуда же они взялись у меня? (Исаии 49, 20). И другой некто говорит в замечаниях на Феодорита: Можно здесь разуметь и отличную перемену, что тот, который сидел в гноище страстей и как нищий, и не имел никакого блага и был бесплодная и бесчадная душа, получившая доброе изменение, поставлен выше земного, богатеет благами и рождает доброе чадо добродетели. Псалом 113 Аллилуиа. И сей псалом есть благодарственный Богу. В нем повествуется об оказанных Богом иудеям в древности благодеяниях и прославляется могущество Божие и порицается, по словам Феодорита, бессилие идолов.*) *) По словам Евсевия, в сем псалме открывается то, что Бог один, как в ветхом, так и в новом завете, и, по словам Афанасия, изображается призвание народов. Ст.1. Во (по) исходе Израилеве из Египта, дому Иаковля из людей варвар. 2. Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его. Израилем и домом Иакова называет род еврейский, а Египтом и народом варварским называет народ египетский. Акила перевел: из народа иноплеменного. Итак, Давид говорит, что по исходе евреев из Египта, страна иудейская сделалась святынею Божиею, т. е. посвященною Богу и народ еврейский стал уделом Божиим, как находившийся под властью, управлением и распоряжением Божиим. И хотя и все люди по природе состояли под властью Божиею, как творения Божии, но одни евреи составляли владычество Божие по усвоению и произволению, как особенный народ Божий, по изъяснению Златословеснаго.*) *) Слова Исихия: Иудея означает исповедание, а Израиль – ум, видящий Бога. Итак, во первых должно исповедоваться, чтобы сделаться святынею Божиею и устроить из себя дом и храм Божий, и чтобы таким образом усовершившись чрез созерцание (видение) истины стать действительным Израилем и, увидев Бога чистым сердцем, получить блаженство. 3. Море виде и побеже. Чермное, говорит, море познало Бога и силу Его, и почувствовав волю Его, как бы оно было воодушевленное и непостижимым для нас образом разумное; почему разделившись на двое, побежало прочь от очей и открыло под собою на дне сухую землю, дав место для прохождения сухими ногами израильтянам, по изведении их из Египта Моисеем. А выражение побежало, означил, по словам Златоуста, страх моря и поспешность, с которою оно разделилось и стало стеною с правой и левой стороны. Иордан возвратися вспять. Это чудо последовало во время Иисуса Навина, когда река Иордан удержала свое течение, дав кивоту Божию и всему народу израильскому возможность пройти по сухой земле, не омочившись. О сих двух чудесах упоминает Давид ив 65-м псалме, говоря: обращающий море в сушу, реку перейдут ногою.*) *) Изъяснение Исихиево: В высшем значении под морем должно разуметь порочное поведение как непостоянное, а под Иорданом – благодать крещения. Итак море жизни убегает от исповедующегося, как горькое и не могущее совместиться с тем, который навсегда отступил от горечи грехов. А Иордан не убегает, но возвращается для исповедующихся назад, поколику они изменяются, приступив к слезам покаяния; так как покаяние производится силою крещения; и не какой пользы не было бы от покаяния без предварительного крещения. Потому-то и Иоанн сперва проповедовал покаяние и потом с покаянием соединял крещение. Почему Иордан обращается назад? Потому что согрешивший чрез покаяние идет назад, оставив прежний путь (ибо Иордан принимается за изображение покаяния). 4. Горы взыграшася, яко овни, и холмы, яко агнцы овчии (в стаде овец). Желая изобразить необыкновенную радость иудеев по перехождении их по суху чрез Чермное море и реку Иордан, Давид для сей цели прилагает чувство радости и взыграния к бездушным и бесчувственным вещам; он говорит, что и самые горы и холмы, т. е. как Синай и Хорив, так и иудейские горы, плясали, т. е. радовались, как овны и агнцы. Потому что бараны и ягнята внешним игранием и скаканием своим на цветущих лугах выражают радость свою. О радости бездушных мы говорили и в 95-м псалме, изъясняя слова: от лица Господня, ибо идет, где написано и сие: да веселятся небеса и радуется земля; возрадуются поля и все что на них. 5. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился вспять? 6. Горы, (что вы) яко взыграстеся яко овни, и холми, яко агнцы овчии (среди овец)? По словам Феодорита пророк Давид беседует с бездушными стихиями и вещами, употребляя вид ораторского олицетворения, и спрашивая Чермное море и Иордан, также горы и холмы, говорит к ним: для чего вы это делаете? Для чего ты, море, побежало с глаз? И ты, Иордан, для чего обратил струи свои назад? И вы, горы, для чего стали скакать на подобие баранов, также и вы, холмы, для чего играете как малые ягнята? А таковыми вопросами показывает, что странное и сверхъестественное нечто случилось с ними.*) *) Златословесного: Заметь особенность Писания, когда оно хочет возвестить о чем-нибудь весьма полезном, или весьма вредном, то представляет и самые бездушные вещи чувствующими, не потому, что они чувствуют, но потому, что желает сим выразить как велико случившееся. Так обыкновенно и мы говорим, что сам город был в печали, самое лице земли сделалось мрачным, сами камни издавали голос. Григория Богослова: Писание часто олицетворяет многие бездушные вещи, как-то: море говорило то-то, бездна сказала: нет у меня (Иов. 28, 14); и небеса повествуют о славе Божией; и горы и холмы вопршаеми бывают о причине взыграния. Исихий, изъясняя это в высшем смысле говорит: радуются все пророки, видя обращение исповедующихся, из которых одни, как получившие больше благодати, называются горами и овнами, а другие, как принявшие меньшую часть оной, но сродную великим холмам и агнцам. 7. От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля. Здесь сам Давид ответствует на вопрос, который дал прежде бездушным; потому что, как изъясняет Феодорит, они не могли ответствовать за себя, по недостатку разума. Он говорит: от явления Господа поколебалась, т. е. взыграла земля в качестве гор и холмов. А явление Его можешь представлять бывшее на горах Синае и Хориве и пришествие Бога на горах иудейских, как сказал и в прежде упомянутом 95-м псалме: тогда возрадуются все деревья лесные от лица Господа, ибо идет. Богом же Иакова назвал Его согласно с следующими словами: Я есмь Бог Авраама, И Бог Исаака, И Бог Иакова (Исх. 3, 6).*) *) Евсевия: Сими словами выражается призвание народов. В древности некоторое только было чувство у моря, реки, гор и холмов; а ныне, говорит, да сотрясется и поколеблется вся стихия земная, или лучше, по выражению Акилы, да будет в муках рождения, чтоб исполнилось сказанное Исаиею: кто слышал подобное? И кто видел таковое? Или страдала земля в день один (какой либо)? Или и родился ли народ в один раз? Ибо в муках рождения был Сион и родил детей своих (Ис. 66, 8). 8. Обращшаго (превратившего) камень во езера водная, и несекомый (не подлежащий краесечению) —во источники водныя. Взыгралась, говорит, земля, от лица Господа, который твердый, по своей природе, и сухой камень превратил в наполненное водами озеро, и гранит, который был столько тверд и упруг, что едва малая часть могла быть отсечена от края его железным орудием, сделался источником вод. Сказывая же сие пространно, Давид хочет тем более показать великость чуда.*) *) И Феодорит:—Сей краенесекомый объяснил так: и в неимевшем никакой влаги и по причине твердости не подлежавшем даже сечению отколол край, для пролития вод повелев произойти из него обильным источникам. Нисский изъясняет оный в высшем значении так: Окаменевшая от стужи идолопоклонства (человеческая) природа и замерзши была неподвижна на что-либо лучшее; но будучи согрета духом и воспламенившись лучами слова опять сделалась водою, скачущею в жизнь вечную, и имевшая вид камня по причине стремнин идолопоклонства восстановлена и сделалась чадом патриарха чрез подражание его добродетели. А Исихий краенесекомым камнем называет, согласно с Павлом, Христа, Который превратил Себя в озера и источники вод; ибо, отверзши копием бок, Он извел озера крещения и источники таинства: поелику кровь потекла из Него в образ таинства (т. е. Евхаристии), а вода для начертания крещения. 9. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о (чрез) милости Твоей и истине Твоей. Изложив выше древние благодеяния, оказанные Богом евреям, теперь Давид молится здесь Богу о современных ему иудеях, и говорит: не для нас, Господи, делай милость, не за наши добродетели; ибо мы не имеем добродетелей и вовсе недостойны сего, как недостойны были и древние наши предки, пользовавшиеся выше упомянутыми благодеяниями, но дай, т. е. сделай, чтобы прославилось имя Твое. Чем? милостью Твоею и притом милостью и истиною, т. е. оказав нам милость и истинно помиловав нас. Ибо Давид милостью и истиною часто называет милость истинную (т. е. существенную), употребляя последнюю (истину) вместо прилагательного и собственно Божию в сравнении с человеческою (милостью), которая по отношению к Божией ложна и есть милость только по участии в первой.*) *) Евсевия: Быть может Давид здесь принимает на себя лице израильтян, просящих о сопричислении их к призванным народам, и говорящих: мы недостойны той благодати, которой удостоились все народы. Но, Владыко, сделай сие не для нас, но для имени Твоего, которым мы наречены в начале, и не ради правд наших, но даруй сие, по Твоей милости и истине. Златоуста: Не для того, чтобы сделать нас славнейшими и знаменитыми, но чтобы сделать известным везде Твое могущество. Имя же Его прославляется как тогда, когда Он заступает нас и помогает нам, так и тогда, когда мы живем и блистаем жизнию добродетельною. Исихий под милостью и истиною разумеет, Христа; и славою называет ту, которую Отец дал самому Ceбе чрез воплощение Единородного, чрез которого прославился и сделался известным. Так Господь говорил и в Евангелии: Отче! прославь Твое Имя. Как же Он прославил? Чрез спасение нас. 10. Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Помилуй, говорит, нас, Господи, и не позволь врагам нашим и народам овладеть нами, чтобы не случилось того, что народы будут поносить Тебя и, смеясь, говорить: где Бог евреев, что не приходит на помощь им, т. е. чтобы не говорили, что Ты бессилен и потому не помог нам. 11. Бог же наш на небеси и на земли; вся, елика восхоте, сотвори. Народы, говорит, по словам Дидима, быть может, скажут вышеупомянутые слова; но Ты, Боже наш, сотворил те создания, которые были Тебе угодны, как на небе, так и на земле. А долготерпишь часто и переносишь пороки людей по своему смотрению, давая грешникам время на покаяние.*) *) Златословесного: Что значит: сотворил на небе, что восхотел? Или горние силы, или повеления, которые с удобностью совершаются. Дидима: На небе, значит не в отношении к месту, но в отношении к превосходству величия. Ибо если бы Он был только в горнем месте, то в другом быть не мог бы. Но Он везде и на небесах, и на земле. Будучи отличен от всего, Он не заключается ни в чем, но и вне всего и во всем находится по отношению к творению и промыслу. А если все по воле Бога получило бытие, то весьма нечестиво рассуждение тех, которые бытие Сына Божия производят от пламенной воли Бога Отца, поставляя Его в числе приведенных в бытие волею Отца небесных существ. Пусть слышат сии нечестивцы, что только одно творение поставил в зависимости от хотения Бога. Исихия: Он, говорит, на небе и на земле, не только, как все наполняющий, но и как родившийся на земле плотию, и не просто, но покорив бесов и освободив тварь от воздыхания. 12. Идоли язык сребро и злато—дела рук человеческих. 13. Уста имут, и не возглаголют, очи имут, и не узрят. 14. Уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют. 15. Руце имут, и не осяжут, нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим. Сими словами Давид порицает идолов и ложных богов языческих, и, по словам Златоуста, распространяется в повествовать о всех членах им для увеличения порицания их; и во первых он порицает очерки внешних чувств их: уста, глаза, уши, нос, руки и ноги; а потом порицает сии чувства их, говорит, что они без всякого действия и составляют одно бездушное вещество. Здесь может спросить кто-либо: почему не сказал об устах идолов, что они не едят, как сказал о глазах, что они не видят? И об ушах, что они не слышат, а равно и о прочих чувствах их? На сие ответствуем: потому что, как мне кажется, мы часто говорим и о Боге, что Он видит, слышит, обоняет, ходит и говорит, но не говорим того, что Он ест (быть может, потому, что это слишком грубо). Потому-то Давид вместо того, чтобы сказать, что уста идолов не едят, он сказал: не говорят; почему и впереди и после говорит о речи и голосе; так как речь и голос яснейшее доказательство разумной жизни, т. е. кто говорит, тот ясно обнаруживает в себе разумную жизнь. А как идолы не имеют речи, то посему они бездушны, неразумны и мертвы.*) *) Феодорита: Ты, говорит, творишь, что Тебе угодно, а почитаемые у народов идолы, не творят, но творимы бывают и цену свою получают от вещества, от золота, или серебра, из которого устрояются: а от художников принимают красивую наружность. Ибо сребреники, или златари и живописцы делают их. И еще: поелику бесы, действуя чрез идолов и произнося ложные прорицания, не чрез бездушных идолов, но чрез мыслящих людей производили их, или возвещали некоторыми знаками; то прилично сказал, что не могут издать голоса гортанью своею. Ибо все идолы совершенно бездушны. 16. Подобни им да будут творлщии я, и вcu надеющиися на ня. Те, говорит, которые строят идолов и потом покланяются им, как богам, и надеются получить от них спасение, и слепы и глухи и бесчувственны, как слепы, глухи и бесчувственны идолы, которых приготовляют и чествуют.*) Но идолы, говорит, язычников бесчувственны; посему и поклоняющиеся им безумны и не получают от них никакой помощи. А мы, как поклоняющиеся истинному Богу, не таковы. *) Того же Феодорита: Ибо почтенные разумом и падшие в такую нерассудительность справедливо должны быть наказаны бесчувственностью того, чему они покланяются. Евсевия: Подобны были идолам; ибо если бы видели, то не почитали бы идолов богами, и имея слух, не представляли бы бездушных говорящими и дающими прорицания. Если бы ходили путем правым, давно бы отступили от заблуждения касательно идолов. Златоуста: Хотя уподобление Богу есть добродетель, но здесь оно принимается за проклятие. Итак, помысли, каковы те, уподобление которых уподобляется в речи, как самое крайнее проклятие. Дидима: Не людей проклинает, но хочет сим показать, что это последует с идолопоклонниками. Ибо это не может показаться им клятвою, что они сделаются, по их мнению, богами, но еще чем-то и достожеланным и удивительным. 17. Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. 18. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. 19. Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть. Мы, говорит, иyдеи не уповали напрасно на Господа, потому что Господь помогает нам и защищает нас. Здесь разделяет иудеев на простой народ израильский, на священнический род и на пришельцев, т. е. приходящих из язычников к богопочтению законному; и домом израильским называет простых израильтян, которых, поставляет на первом месте по множеству их; домом Аарона именует священнический род, так как Аарон прежде всех ветхозаветных священников священствовал и был корнем позднейших иереев; наконец боящимися Господа называет пришлецов из язычников, как пришедших к вере иудейской, и посему, по словам Афанасия, боявшихся Господа.*) *) Златословесного: В речи сей различает Израиля от священнического рода и приходящих к Нему. Ибо не одно и то же священник и простолюдин, но первый имеет преимущество пред последним. Дидима: Всякий из числа проницательных, как имеющий ум, зрящий Бога, есть дом Израиля, как составляющий церковь Бога живого. Феодорита: Здесь показывают, что и тот, кто не имеет сана священства, и не принадлежит к родству Израильтян, но украшается по своей тщательности в добродетели страхом Божиим, воспользуется попечением Божиим наравне со всеми. 20. Господь, помянув ны, благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь. 21. Благословил есть боящияся Господа, малыя с великими. Господь, говорит, вспомнил о нас рабах—своих, и посему благословил нас. Что же значит слово: благословил? По Златоусту: исполнил нас бесчисленными благами;*) поскольку с самого начала, начиная с предков наших до нашего времени, не исключая и нас потомков их, Бог не преставал благодетельствовать нашему иудейскому роду. И здесь также разделяет народ на три части, как разделил его прежде; о малых и великих говорит вообще касательно всех трех частей, где называет малыми и великими не только по возрасту телесному и по летам жизни, но и по силе и бессилию, а равно и по богатству, и бедности, и по знаменитости, и незнаменитости, и свободе, и рабству, т. е. Он благословил и высокий рост и низкий, и старых и молодых, сильных и бессильных, богатых и нищих, славных и неславных, господ и слуг. *) Златословесный присовокупляет и сие: Что значит: благословил? Исполнил, говорит, бесчисленными благами. И человек благословляет Бога, например, сказывая: благослови, душе моя, Господа. Но благословляющий Бога сам получает от сего пользу, сделавшись чрез сие блистательнейшим, а не Ему доставляя ничто. А когда благословляет нас Бог, то не Сам приобретает нечто, ибо Божество не имеет нужд. Посему и в том и в другом случае нам польза. Слова Феодорита: То же самое разделение сделал и здесь, где показывает плод упования. Ибо благословение, сопрягает с упованием, и говорит, что Он дает его не только дому Израилеву и дому Ааронову, но и боящимся Его. Исихия: Когда Бог забыл людей? Никогда, но сими словами выражает следующее: состоя под клятвою, мы не иначе могли освободиться от нее, как чрез взятие Христом нашей клятвы на Себя, когда Он был повешен на древе. Посему прилично говорит, что Господь во-первых, вспомнил, а потом благословил нас. Другой говорит: Бог помнит всех помнящих Его. 22. Да приложит (сие) Господь на вы, на вы (над нами), и на сыны ваша (нашими). Господь, говорит, да умножит и нас и сынов наших, и да прибавит нам еще более благ. В некоторых списках стоит второе лице над вами и над сынами вашими; а из сего явствует то, что Давид молится о приложении и умножении рода христианскаго; так как он умножился больше иудеев, и ему прибавлены истинные и небесные блага. 23. Благословени вы Господеви (Господом), сотворшему небо и землю. И сии слова должно принимать о христианах, которых благословил Владыка Христос, во время вознесения своего на небо, как повествует Лука: и подняв руки свои, благословил их (Лук. 24, 50): ибо, благословив апостолов, чрез апостолов благословил всех христиан.*) *) Златословесного: Видишь ли, какова сила благословения? Ибо слова Его суть самое дело. Так небо создано Его Словом: ибо Словом Господним небеса утвердились. Сим-то столь могущественным Словом и Тебя благословляет. . Небо небесе (служит) Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Первое, говорит, небо, которое сотворил Бог при начале творения чувственного мира, и которое служит, по словам Феодорита, покровом для сего видимого неба, называемого твердию, оно служит жилищем для Господа; к чему вспомни изъяснение слов: на высоких живущий (в предыд. 112-м псалме). А землю дал в жилище и пользу людей, для которых и сотворил ее.*) *) Феодорита: Господь, властвующий над всем, живет на небе, не потому, что естество Его ограничено, но потому что Он радуется об обитающих там ликах Ангелов. Златоуста: Это не то значит, что Он, взяв горние, нам уступил дольние места, вовсе не так. Но это выражение снисходительности. Ибо если бы то было так: то как имели бы место другие слова Божии: небо и землю не Я ли наполняю, говорит Господь? Ибо сии слова противоречат тем. Итак, он употребляет снисходительное слово, не заключая Бога на небе, но показывая, что Он почивает в живущих там. Другой говорит (быть может Дидим): Кто может созерцать сие в глубочайшем смысле, тот скажет, что есть некое небо, преимущественно называемое в Писании небом и усвоенное Богу, на котором один Бог. Так прежде преступления диавол, будучи на небе, говорил, как находящийся негде внизу так: на небо взойду, выше звезд небесных поставлю престол мой. На сие небо никто не восходил, как только сошедший с небес, который и пришел, быв оттуда послан, в говорит: Я снизошел с небес. И также Дух Святой послан с сего неба, как говорит Петр: Духом Святым посланным с неба. Ибо где Отец, там и Сын и Св. Дух. И небо сие не местное, но так сказать преимущественное превосходство и состояние Божие. Почти то же самое говорит и блаженный Августин в 36-й главе своих Уединенных бесед: ибо не созерцаемо, не видимо и выше всякого разума и понятия и как нисколько недоступный, непреложимый и несообщимый, Он представляется верою; (свет) коего никто из людей, или ангелов не видел и не может видеть. Это Твое, Господи, небо, небо, скрывающее пресокровенный, непостижимый, неизъяснимый, и всякое существо превосходящий свет, о котором говорится: небо небесе, для которого сие небо есть земля, так как сие небо превыше всякого удивления повышено выше всякого неба и самого огненного. Потому-то и сказано: небо небесе Господу, что никому другому оно неизвестно, как только Господу, на которое никто не восходил, как только Сшедший с небес. Ибо никто не знает Отца кроме Сына, и Духа Их, и никто не знает Сына, кроме Отца и Духа Их, а равно и никто не знает Духа, кроме Отца и Сына, коим принадлежит Дух Святой. Исихия: Видишь ли, как Творец поделился творением своим с нами? Как Сам невидимый Он имеет у Себя невидимое небо—небо небеси; а нам уступил видимую тварь.
|