Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 100 8 страница




42. И стужиша им (теснили их) врази их, и смиришася под руками их.

43. Множицею избави я; тии же преогорчиша Его советом (хотением) своим, и смиришася в беззакониих своих. Многократно, говорит, Бог освобождал евреев от рук врагов их, как повествует о том книга Судей; но они оскорбляли Избавителя своего Бога злым своим намерением и неблагодарным духом своим и пали и изнемогли от многих беззаконий своих.*)

*) Исихия: Воспевает и человеколюбие Божие и вместе оплакивает злонравие их. Ибо благодетель и избавитель их от скорбей не престает быть таковым; и они также постоянно прогневали и огорчали Его.

44. И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше (посему Он и услышал) моление их.

45. И помяну завет свой, и распался по множеству милости своея.

46. И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Бог, говорит, видел, что евреи скорбели и услышал моление их, почему и вспомнил завещание Свое и обетование, данное Им Аврааму, Исааку и Иакову, и, как многомилостивый, переменил гнев свой на милость. Ибо это означает: раскаялся. Посему Он ущедрил и помиловал их не тайно и скрытно, но ясно и открыто, так что о сей милости Божией узнали все пленявшие евреев. Потому что различные народы в различные времена, как повествует книга Судей, пленяли их. А это, по словам Евсевия и Афанасия, случилось, как передает Ездра, при царе Кире, Дарие и Артаксерксе.*)

*) Сии цари, сжалившись над евреями, не только освободили их от плена, но и дали денег на постройку Божия храма. А раскаянием называет, по Феодориту, прекращение наказания. Слова Исихия: Видишь ли сколь велика милость Божия? Она преклоняет к нам на милость и врагов, при том не некоторых только, но и всех. Вследствие чего и пленявшие враги получают сердоболие отцов к пленным. Из чего видно, что первое есть следствие гнева, а второе—человеколюбия. Ибо в том и другом мы имеем нужду для нашего исправления.

47. Спаси, ны Господи Боже наш, и собери ны от язык исповедатися (славить) имени твоему святому, хвалитися во хвале Твоей!

48. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! и рекут вcu людие: буди, буди! Здесь Давид опять обращается к прежнему прошению. И я думаю, что сие прошение составляется от лица церкви из язычников и, быть может, также и от лица тех евреев, которые рассеяны по пленении Вавилонском в различные места. Собери, говорит, нас, Господи, чтобы мы благодарили Тебе, как благодетелю и освободителю нашему, и чтобы хвалились тем, что прославляем Тебя. Потому что действительно великое дело хвалить Тебя и истинная похвала для тех, которые хвалят Тебя, так как они удостаиваются воспевать столь всесильного и преблагого Бога. Достохвален, говорит, Бог, и должен быть прославляем всегда. И весь народ скажет сие; т. е. благословен Господь, или: да будет благословен.* )

*) Златословесного: Видишь ли плод плена? Видишь ли пользу возвращения? Столько, говорит, мы уже наказаны; посему освободи от врагов; дай с надлежащими приносить имени Твоему и обычные песни; дай украшаться служением Тебе! А о выражении: буди, буди, говорит Феодорит: Весь народ должен в конце, пения певцов произносить: аминь. Ибо вместо: буди, буди, евреи говорят: аминь, аминь. Почему и в церкви остался обычай народу выражать согласие с славословием священника чрез аминь, и сим участвовать в оном, и получать благословение. Исихия: Сими словами евреи обозначают окончание 4-й книги псалмов, которая, как и три предыдущие, имеет в конце: буди, буди!

Псалом 106

Аллилуиа.

И сей псалом имеет ту же надпись, какую имеет и предыдущий; потому что он, по словам Исихия и Дидима, подобно оному изъясняет благодеяния Божии.*)

*) По словам Феодорита, этот псалом предсказывает о свободе иудеев и предрекает о спасении всех людей; а по словам Афанасия, этот псалом содержит дела Иисуса Навина и Судей.

Ст. 1. Исповедайтеся Господеви, яко благ; яко в век милость Его.

2. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага,

3. И от стран собра их, от восток, и запад, и севера и моря. То же самое начало имеет и предыдущий псалом, где и смотри изъяснение сего. Пусть, говорит, скажут избавленные Господом, что? То, что Господь благ.*) От чего же они избавлены? От рук диавола; а это разумеется о христианах, которые, по словам Афанасия и Евсевия, уверовали во Христа и которые собрались в церковь Христову из всех народов; хотя Иудеи напротив говорят, что сей псалом должно разуметь о тех евреях, которые освободились из плена вавилонского. Некоторые списки имеют: от руки врагов, т. е. демонов. Господь, говорит, собрал христиан в одну церковь из различных стран и народов, т. е. из четырех стран миpa; где под морем разумеет юг или полдень; потому что с южной стороны окружает Палестину море; а упоминает о четырех странах миpa потому, что по всей земле разнесся голос Апостолов, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18, 5).**)

*)Слова Евсевия: Должно исповедоваться Господу с исповеданием своих грехов, как врачу, и с благодарением за то, что оказал нам благодеяния, в которых мы имеем залог человеколюбия Его; и что Он не только благ, но и продолжает милость свою во все настоящие веки.

**)Златословесного: Не сказал просто: спасенные, но искупленные, показывая сим, что Он положил цену за них; ибо Он пролил за нас кровь; а о них послушай, что говорит пророк: и дам людей за Тебя и начальствующих за главу Твою (Исаии 43, 1); тех же делателей, т. е. иудеев, делавших зло, Бог отдал или предал наказанию. Афанасия: От четырех стран вселенной собрались народы, бывшие некогда пустынею в отношении к богопознанию и не участвовавшие в божественной влаге, но находившиеся в великой жажде.

4. Заблудиша в пустыни безводной, пути града обительнаго (к городу населенному) не обретоша.*) Христиане, говорит, из язычников блуждали прежде в некотором поведении, или житии, чуждом всякого плода добродетели, и безводном, как не имевшем питая божественного учения; а город населенный есть небо, к которому пути язычники не находили, как блуждавшие в нечестии и злонравий. А путь к небу есть богопознание, благочестие и добродетели.

*) Евсевий городом населенным называет добродетель и Божию премудрость; а Феодорит городом называет благочестивую жизнь.

5. Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. Язычники, говорит, были прежде алчущие и жаждущие; потому что не имели богопознания или учения, которое питает и напояет словесные души; почему и душа их истончилась и весьма изнемогла по причине грехa.*)

*) Слова Афанасия: Ибо ни хлеба не подкрепляющего сердце человека, ни той живой воды, о которой сказано: кто изопьет воды, которую Я дам ему, тот не возжаждет во век. Исихия: Когда душа голодна и жаждет, не имея слуха слова Божия и учения, то по необходимости оскудевает и истончевается; поскольку, по словам Феодорита, хлеб богопознания есть пища души; а голодом сим Бог угрожал иудеям: се наведу голод на землю, не голод хлеба и не жажду воды, но голод слушания слова (Ам. 8, 11).

6. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я;

7. И настави я на путь прав, внити во град обительный.

8. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим.

9. Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ. Пророки, говорит, взывали к Богу о народах, по словам Евсевия, а равно и ангелы Божии, поставленные в каждом народе для защиты его; почему Бог и услышал их и избавил сии народы, т. е. христиан от жестокой власти бесовской и наставил их на прямой путь, ведущий к небу. Язычники, находясь прежде в заблуждении, не могли найти его. Но Господь, сделавшись человеком, научил их истине и наставил их, чтобы нашли город населенный, т. е. небо. Посему христиане из язычников должны благодарить и пересказывать незнающим явленные им чудеса; почему? Потому что Он насытил истощенные и голодные души божественным хлебом и живоносным питием, т. е. учением евангельским и духовными благами и таинствами.*)

*) Слова Нисского: Явно, что сие пророчество не называет пищею хлеб, ни питием воду, но пищею называет истинную пищу, и питием духовное оное питие; а тем и другим бывает сам Господь, подающий самого Себя соответственно требованию в пищу алчущим и в источник жаждущим. Какой же изобретен способ для прекращения такого недостатка, блуждания, пустынничества, бедствования в безводной, крайнего изнеможения от глада? О чудо, один обращенный к Богу глас все сие обратил в добро! Ибо говорит: и воззвали ко Господу, когда скорбели и от нужд их избавил их. Златоуста: Смотри какое попечение Божие! Ничего не делали более, как только воззвали, как и в Египте, и усердно призвали Его; и все бедствия прекратились. Не показали отличных дел, но принесли одну только искреннюю молитву, которую произвела скорбь. Так и мы, когда будем отходить от сей жизни не телом, но с образом нрава жизни и поведения, не смутимся ли, если будем восходить на небо при стольких искушениях? Ибо если столько лет находившиеся в Вавилоне, когда имели возвратиться в тот же город, встречали при своем отхождении затруднение, то не гораздо ли более мы, идущие пустынею, где нет города, нет пространного пути, но тесный и прискорбный? Посему должно трезвиться и бодрствовать, и часто призывать Бога, чтобы облегчил затруднение сего путешествия и скоро ввел нас в город населенный. Ибо это настоящий город обитания, а сей—переселения и странствования. Евсевия: Первая болезнь у них была немощь блуждания, вторая, что не находили населенного города, и третья, что были алчущие и жаждущие и скудны; почему Господь, во первых, поставил их на путь прямой, во вторых, показал им, как должно идти в город населенный, и, в третьих, насытил алчущую их душу. А Афанасий путем называет веру во Христа, а населенным городом — церковь, или небесный Иерусалим. Смотри, говорит Златословесный, какой требует награды от тех, которые получали благодеяния на самом деле, требует воздаяния словами и повелевает о том, что было возвещать всем; для чего, и почему? Дабы и они были благодарны и других руководствовали в той же ревности.

10. Седящия во тме, и сени смертней, окованныя нищетою и железом.

11. Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. Пусть, говорит, христиане из народов рассказывают о милостях Божиих; потому что Бог исполнил благами и просветил сидевших во тьме заблуждения, которое есть подобие смерти; так как оно удаляет душу от истинной жизни, подобно тому, как и смерть отлучает ее от временной сей жизни. Сверх сего пусть рассказывают о милостях Божиих, потому что они были окованы нищетою в добродетелях, и железом, т. е. крепкими и тяжкими узами грехов. Так говорит и приточник: каждый стягивается узами своих грехов (Прит. 5, 22). Но от сих уз они освобождены Спасителем Христом. Пусть сказывают еще христиане о милостях Божиих потому, что они прежде огорчали слова Божии, т. е. самого Бога, говорившего и поучавшего их о спасении их. Ибо Бог учил всех людей добру и добродетели посредством естественного разума и совести и посредством писаного закона, данного иудеям, и чрез пророков, и благодеяния, и угрозы, и язвы и все проч., чрез что изучались одному—уничтожению зла: изучались тому, как говорит Григорий Богослов, чем истребляется зло. И они раздражили Бога, желавшего им спасения. Ибо, как под словами Божиими надобно, разуметь говорящего Бога, так и под советом Всевышнего, что составляет выражение околичное, самого Всевышнего Советника.

12. И смирися в трудех сердце их, изнемогоша, и не бе помогаяй.

13. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я.

14. И изведе я из тмы, и сени смертныя, и узы их растерза.

15. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим.

16. Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Душа, говорит, уверовавших из язычников изнурилась от трудов греха.*) Они изнемогли душою, и не было избавителя от насилия диавола. Посему в скорби своей они воззвали к Богу и Бог их избавил от нужды их. Тоже самое сказал Давид и выше, притом он говорит сие в этом псалме четыре раза, чтобы доказать этим великое благодеяние Божие. Он избавил их также и от тьмы заблуждения, которое, как мы сказали выше, есть тень смерти. Посему пусть рассказывают все язычники милости, какие оказал им Бог, как сказано и сие выше. Лучше же сказать: Давид в настоящем псалме повторяет это четырежды для умножения благодарности Богу. Почему же должны сказывать о милостях Божиих, т. е. Христовых? Потому что Христос, говорит, сокрушил сильные и несокрушимые врата ада; один Христос, сошедши в ад, сломил их, и извел оттуда души, которые, по словам Афанасия, там содержались, а равно сокрушил и железные вереи адских врат, где под вратами ада и вереями надобно разуметь, по Феодориту, неизбежность и невозможность освобождения от ада; поскольку никто не мог освободиться от ада.**)

*)Златословесного: Не видишь ли из самого врачевства, что Он открывает тебе какого свойства болезнь? Ибо, сказав: смирилось от трудов, он открыл, что это было пренебрежение, происходившее от гордости.

**) Афанасия: Выражение: расторгнул их, показывает скорое очищение греха. Златоуста: Видишь ли, как скоро подано освобождение? Не разрешил узы, а расторгнул, т. е. с великою властью избавил их от врагов и узы расторгнул, так что другие уже не могут быть возложены на них. И как не сказал: разрешил, а расторгнул; так и двери не отворил, а сокрушил, и вереи не снял, а сломил.

17. Восприят я (заступал их) от пути беззакония их; беззаконий бо ради своих смиришася.

18. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных.

19. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я. Бог, говорит, помог верующим из язычников тогда, как они еще в хождении своем были немощны.*) Ибо они бедствовали и оказались достойными милости и заступления; потому что гнушались всякою душевною пищею, т. е. Божиим словом и учением, по причине чрезмерной немощи своей; так как они досадовали и негодовали даже на учение эллинов и философов,**) и дошли даже до врат душевной смерти, которая предает души вечному мучению. По словам Дидима и Исихия, вратами смерти он называет великие и смертные грехи, которые причиняют человеку душевную смерть. Или вратами смерти околично называет смерть. Далее говорит еще, что язычники воззвали к Богу в скорби их и Он их избавил, как мы сказали выше.***)

*)Почему и Павел сказал: Когда мы были еще грешниками, Христос за нас умер. И Нисский: Самое беззаконие есть смирение. И хорошо говорит, ибо с сим понятием о нем согласно и то, что сказано у другого пророка, который говорит, что беззаконие на подобие таланта свинца, чем показывает, что зло тягостно, и уничижительно до того, что увлекает в глубину свою даже того, который был на высоких (местах) по причине уподобления Богу. Дидима: Сей стих: Заступил их от пути беззакония их, прилагается и к покаявшемуся на кресте разбойнику. Ибо еще на пути беззакония он был (осужден был за разбой) и смирился казнью за свои беззакония, как Господь уже заступил его, сказав: сегодня со Мною будешь в раю.

**)Феодорита: Ибо слово сие не усиливалось пропитать их. Почему и действительно одни осуждали Сократа на смерть, другие предали страшному наказанию Анаксарха, иные горько измучив преемников Пифагора, довели до преждевременной смерти. Но царствующий над всеми Бог приготовил и им участок бессмертной пищи. Нисского: Слово дошло и до врат смерти, чтобы и до нее ниспадшим подать руку спасения, потому что они отворотились было от всеукрепляющей пищи Его, о которой было сказано Адаму: ешь плоды всякого древа в сем раю (саду). Ибо как там всяким деревом называет полноту всякого блага; так и сие Писание называет пищею истинную и всесильную пищу, отвращение от которой производит немощь, оканчивающуюся смертью, но воззвание к Богу опять обращает бедствие в торжество, как говорит: и воззвал к Богу и проч. Исихия: Всякою пищею называет словесную пищу, ибо от сей-то всякого рода пищи отвратился было человек; так как не сохранял ни естественного закона, ни писанного; почему и приблизился к вратам смерти.

***)Златоуста: Смотри, как часто указывает пользу от скорби. Ибо везде говорит, что по воззванию спаслись и что по уверовании обратились к Богу, для того что бы показать, что от бывшего плена произошла великая польза.

20. Посла Слово свое; и исцели я, и избави я от растлений их. Бог, говорит, послал ипостасное Слово свое, т. е. сына своего: поскольку не существенное и разливающееся в воздухе, каково наше произносимое слово, но самостоятельное и живое посылается. Посему-то сие самобытное Слово часто говорило нам, что Отец послал Меня. И Оно-то исцеляло всякую болезнь и всякую немощь и избавляло язычников от греха*).

*) Слова Нисского вместе с Дидимом: Видишь ли живое и ипостасное Слово посылаемым для спасения погибающих и избавляющим от тления, т. е. грехa находившихся в оном? Они не блуждают более, как те в древности, и души их не голодны, но причине оскудения словесной пищи разного рода, и не доходят до врат смерти, но знают путь, ведущий снова к небу и идут по нему. Исихия: Что может яснее сего открывать воплощение Спасителя? Ибо посылаемым словом называет Воплотившегося, Который говорит: кто принимает Меня, тот принимает пославшего Меня (Map. 9, 37) и Который избавил род наш, исцелив его от растлений, т. е. грехов. А тление всякого человека есть грехи его. Ибо кто разорит храм Божий, того погубить Бог. Другой в историческом смысле под словом разумел повелите Божие о свободе пленных, чтобы видели из того слова, что не Кир разрешил от оного плена, но сам Бог, даровавший оставление (грехов) и расположивший волю его к тому.

21. Да исповедят Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим. Опять говорит то же самое, что уже сказал дважды выше.

22. И да пожрут Ему жертву хвалы; и да возвестят дела Его в радости.

23. Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих.

24. Tии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Христиане, говорит, из народов пусть принесут Богу жертву словесную и евангельскую, по словам Феодорита, хваля, благословляя и благодаря Его;*) и знающие чудесные дела Божии пусть пересказывают о них незнающим, и жившие прежде пусть передают и позднейшим; где под делами понимай благодеяния Христовы, милость, вочеловечение и прочие тайны, относящиеся к соделанию спасения. А сходящие в море суть, по Евсевию, божественные Апостолы, которые до сего времени были рыболовами и жили на море; ибо они, пускаясь в море на суднах и делая там свои дела, они, говорит, более прочих людей видели дела Господа нашего Иисуса Христа и произведенные Им на глубине моря чудеса. А какие они, послушай.**)

*)Слова Златоуста: Уже не тельцов и овец, но жертвы хваления требует пророк. Ибо как те были бессильны, то вместо них устанавливает сие служение, показывая, что это богослужение просияло свыше и духовно. Афанасия: К святым апостолам обращает сие слово; ибо они-то предали нам тайны нового завета. Еще Златоуста: Хорошо сказал: с радостью; ибо о промысле Божием должно проповедовать с радостью и веселием.

**)Божественного Исидора: Сходящие в море суть богоносные апостолы, которые прежде занимались сим делом—житейским делом ловли. Ибо как дело людей подобно возмущению волн: то вздымаются, то усмиряются, то прилично божественные пророчества называют непостоянство их морем, а опускавшие в оное сети называются делающими дела в водах многих. Ибо они, быв посланы Спасителем на проповедь евангельскую, пустились в море человеческой жизни, употребляя на сие вместо кораблей и как бы колесниц, тела свои, или лучше устроенные ими везде церкви, в которые они вводили уловленных ими и в которых они делали дела многие, для спасения волнуемых ветрами и извлекаемых из глубины заблуждения посредством многоплетенной сети божественных и священных поучений. Василия: С трудом управляемые корабли суть те тела, которые обременены тучною плотию чрез роскошную пищу и которые плавают на глубине погибели; а похваляемые корабли суть те (тела), которые служат сходящим в море для произведения дел на водах многих. Ибо презирающие волнение житейское и становящиеся выше его делают дела в водах многих; ибо сходят в море жизни для приобретения утопающих. Потому-то они и видят дела Господа и получают в награду за свое делание разумение дел Господних, чудес Его во глубине. Нисского: Здесь опять говорит о неразумии людей, что они, оставив постоянную и безмятежную жизнь, произвольно пускаются в море на кораблях и, вместо того, чтобы возделывать рай, в который были введены прежде, они потопляют свои труды. А морем здесь называет загруженную множеством вещественности жизнь, возмущаемую всеми ветрами искушений. Но и они, говорит Давид, увидали дела Господа; ибо, погрузившись в житейское зло и многократно претерпев кораблекрушение души, они увидали над собою дела человеколюбия того, Который снова спасает нас от погружения в глубинах.

25. Рече, и ста дух (ветр) бурен и вознесошася волны его.

26. Восходят до небес, и нисходят до бездн. Владыка, говорит, Христос повелел (т. е. попустил), и поднялась, как говорит евангелист Марк, великая буря, волны били в судно так, что оно уже наполнялось водою (Map. 4, 37), и волны морские, то весьма возвышаясь восходили, то весьма понижаясь нисходили, как это обыкновенно бывает во время великой бури. Где в словах: восходят до небес и нисходят до бездн, употреблен оборот преувеличения (фиг. гиперб.): как и в сих словах: омыеши меня, и буду белее снега (Пс. 50, 7), также и в сих: там мы видели исполинов, и мы были пред ними как черви (Числ. 13, 33), и много других примеров, по словам Дидима, находится в Писании в таком виде преувеличения.*)

*) Другой говорит, что под небом здесь разумеется воздух; так как и птицы называются небесными. Итак, выражение до небес значит возвышение на большое пространство воздуха; и на общем человеческом языке то, что весьма высоко, называется небом; почему и в древности говорили об оной башне: дай построим себе город и башню, которой верх будет до неба (Быт. 11, 4). Нисский: Быть может слова: и восстал дух бурный, должно относить не к Богу, а ко врагу; ибо голос противника производить дух мысленной бури. А бурею называется ветер не по прямому направленно нападающий, но в самом себе кружащийся быстрым круговращением, который когда падает иногда со всею силою на воду, то вода необходимо разделяется от напора ветра, так как бы был брошен в нее со всею тяжестью некий камень. Итак, возношение таковых волн, т. е. страстей, на высоту, бывает причиною снисхождения в бездну; а под бездною во многих местах Писания разумеется, как мы испытали, жилище демонов. Златоуста: Сими словами дается совет и тебе, что когда ты увидишь дела свои дошедшими до крайности, не упадай в духе и не отчаивайся; ибо может весьма скоро последовать перемена; то же самое случается и на море. Исихия: Под морем разумей жизнь, а под кораблями—церкви, о которых Бог сказал Иову: все собравшиеся корабли не могут понести одной кожи хвоста его, и на кораблях рыболовов— головы его (Иов. 41, 7); Он говорит, что все искусство человеческое изнемогает и не может вынести, или перенести и самой кожи хвоста диавола. Но главу его, т. е. идолопоклонство, которое есть главное из зол его, рыболовы, т. е. Апостолы умертвили в кораблях церквей. Те же Апостолы увидели дела и чудеса Христовы, которые Он произвел во спасение наше в глубине, т. е. в глубокой мудрости. Далее под морскими волнами разумеет искушение, ибо как за волнением следует тишина, так за искушениями мир. Феодорита: Пророк выразился здесь приточно, научая сими словами, что по Божию мановению бывает и печальное и случается утешение.

Душа их в злых (от злостраданий) таяше.

27. Смятошася, подвигошася (шатаются) яко пияный; и вся мудрость их поглощена бысть.

28. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. Душа, говорит Апостол, находясь в страхе и опасности от бури (ибо под словом: ????, должно разуметь здесь, по словам Исихия, не пороки или грехи, но злострадания) истаивала и истощалась, когда Господь спал в корабле, а Апостолы, подошедши к Нему, стали будить Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем (Матф. 8, 25); ибо тогда-то от великого страха они колебались и смущались в уме, как пьяный шатается от многого пития вина, и вся мудрость и опытность их в искусстве мореплавания исчезла тогда; почему они и кричали ко Господу, опасаясь, чтобы не утонуть. И Господь избавил их от опасности.*)

*) Слова Феодорита: И сими словами намекает на многоразличные бедствия природы человеческой, которые никто не в состоянии прекратить человеческою мудростию; ибо во время сильного морского волнения, вздымаемого ветрами, даже и кормчие, на подобие пьяных, шатаются и не в состоянии преодолеть бедствия. Исихия: Искушения изобличают, т. е. превосходят силы человеческие; почему и Господь говорил: бдите и молитесь, да не внидете в искушение. Так как мореплаватели, будучи застигнуты бурею, побеждающею всякое искусство и ухищрение, спасаются чрез призывание Бога, так и находящимся в искушениях не должно полагаться на свою силу, но иметь одно упование на Бога.

29. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его.

30. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я (и Он повел их) в пристанище хотения своего.

31. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим.

32. Да вознесут Его в церкви людстей (народа), и на седалищи старец восхвалят Его. Здесь показывает и способ, которым апостолы избавились от бедствия: запретил, говорит, Господь ветрам и морю и настала тишина великая, как говорит евангелист Матвей (8, 26); ибо ???? означает кроткий и тихий ветер.*) Почему апостолы и прочие спутники, видя тишину, обрадовались тому, что утихли волны морские; и таким образом Господь направил их к пристани. Пристани же истинные суть заповеди Господни, как поставляющие упражняющегося в них выше всякой бури. Потому пусть, говорит, и апостолы рассказывают и возвещают всем милости и чудеса Господни, и пусть превозносят Его в собраниях или церквах народа христианского и пусть прославляют Его в сонме старейшин, т. е. имеющих преимущество лет и чести.**)

*) Слова Нисского: Быть может, сказав: умолкли волны его, именем молчания означает то, что сии волны суть некие произвольные силы, чем означает существо отступников, т. е. демонов.

**) Феодорита: Это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех по всей вселенной церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодетеля, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия.

33. Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду.

34. Землю плодоноснуюв сланость, (соленую) от злобы живущих на ней.

35. Положил есть пустыню во езера водная, и землю безводнуюво исходища водная. Бог, говорит, сделал пустыню, чуждую мудрости, из тех мудрых эллинов, которые прежде по своему доброречию текли на подобие рек, но уста которых заградили рыболовы и безкнижные апостолы Его; и словесные наводнения эллинов Бог, по словам Исихия, превратил в сушу и землю, т. е. сонмище иудейское, производившее плоды— пророков, Бог изменил в бесплодие, по изъяснению Афанасия, Кирилла и Исихия; так как соленая земля бесплодна. А причина такого бесплодия была, говорит, порочность живших на ней иудеев, по которой земля их уже не производит таковых духовных и святых мужей: нет более у них ни священника, ни пророка, ни другого плода прежней их жизни. Далее, прежде бывшую пустыню по скудости плодов благочестия и добродетели—церковь из язычников, Бог преложил в христианскую—в озера вод, т. е. купели святого крещения, чтобы всегда наполнять и наводнять их таковыми духовными водами. Подобным образом ту же церковь, прежде бывшую без воды божественного слова, Бог сделал христианскою, источающею животочные воды божественных учений, по словам тех же отцов и Дидима.*)

*) Слова Нисского: Из рек некоторые производятся Богом, а другие истребляются, струи зла уничтожаются, а истоки добродетелей наводняют прежде бывшие знойными места. Ибо превратил, говорит, реки в пустыни и проч., где реками называет влияния страстей, а исходами вод продолжения зол, когда люди присоединяя зло ко злу, всегда продолжают течение зла, как некий поток. Сверх того и землю, говорит, плодоносную превратил в соленую. Ибо душа, изобиловавшая злом, по изменении своем, быв исправлена солью божественного учения, сделалась жаждущею, так что она не произращает более зла свойственного живущим, и питаемого течениями злых вод, но та (душа), которая была соленою и жаждущею, восприяв блаженный плач, сделалась озером, в котором, как в море, кружатся воды и в котором живут алчущие правды. Другой говорит, что проще и общее пророк желает того, чтобы Бог был прославляем за то, что Он все по своей воле изменяет, и то пустыню наводняет реками, то исходища вод—иссушает, так что бывает жажда там, где прежде было изобильное питие; более частно же мы должны принимать сие в отношении к иудеям и происходящим из язычников. Ибо пророк, кажется, удивляется, как синагога, бывшая прежде доброплодною, превратилась в соленую горечь, а церковь из язычников, бывшая прежде безводною, наводняется хорошими потоками, притом и Исаия сказал: превращу пустыню в озеро вод и жаждущую в водопроводы (Исаии 41, 18); и Соломон в Песни песней: Глаза твои, как озеро в Есевоне во вратах дщерей многих (Песн. 7, 4), где по словам Исихия, под дщерью многих разумеет церковь, потому что она была дщерью не только апостолов, но и пророков.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты