Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 100 5 страница




*)Слова Великого Василия: Когда услышим о Бое, что Он сотворил все премудро, мы узнаем творческое художество. А Апостол премудростью называет Сына, который делается для нас премудростью от Бога. Итак, Им создано все. Златоуста: Христос Божия премудрость, которою создано и украшено все и малое и великое и дикое и кроткое, плодоносное и бесплодное, высоты, поля, долины, места и все прочее, о чем и Моисей говорил, что все, что ни сотворил, весьма хорошо, и о чем согласно с ним говорит и сей (псалмопевец), что все премудростью Ты сотворил; почему и Георгий Писидийский говорит в ямбических стихах:

Ты, который стол великому составу неба сложил ни на чем не утвержденную глубину.

Ты испещряешь ночь и украшаешь день, уясняешь свет и очерняешь ночь.

Возделываешь в земле огонь и рассеваешь воду, разливаешь тонковещественный воздух

—Сие изобильное течение, безмездный дар, из которого ни богатый, ни бедный, не может похитить

Лишнего количества дыхания. Ты создал сего великана—солнце

—Общий глаз, всенадзирающую зеницу, которая есть общий побудитель дольних к делам.

Ты не светлую свечу луны возжег огнесветлым солнцем;

Чтобы было совокупление как в браке и по сопряжении сих двух для рождения,

Произвела прекрасные плоды посеенных семян, Луна, приняв пламенного жениха.

Приводишь стихии в чин, держишь бразды времен, в седмикружиях дней обтекаешь.

Кто не видит непостоянного моря, которое часто кипя хладным кипением,

Ударяя со всех сторон в землю и гневаясь на нее, свирепствует и расширяет уста,

Но отражается, бьется и остается в своем месте. Как возвеличилось в творениях Божиих

Вседетельное и премудрое произведение!

Слова Феодорита: Размыслив о каждом из упомянутых творений и познав великое попечение Божие о них, пророк среди повествования воссылает песнь, называет все творения Божии удивительными, достохвальными и исполненными премудрости. Ибо он нашел, что весьма полезная ночь порицается некоторыми нечестивцами, а равно и бесплодные деревья, приносящие пользу другого рода и животные нужные для людей. Посему и Григорий Богослов, изъясняя, почему Сын называется Словом, говорит: но не погрешит в слове, кто назовет сие слово Словом Божиим, как соприсущее всему сущему. Ибо что стоит не Словом? (Слово 2-е о Сыне). Также Сын называется премудростью, как ведение Божиих и человеческих дел. Ибо сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного Им? (там же).

Исполнися земля твари Твоея. Вся, говорит, земля наполнена удивительными и добрыми тварями Твоими, Господи, как сказал Феодорит.*)

*)Весьма прилично написано и у Никиты: Сказав: исполнилось, сим выражает, кажется, следующее: о земле и о тварях ее сказано нами довольно: исполнилось (полно) о ней слово и кончено. Теперь перейдем к соседственному с нею морю. Слова Исихия в высшем значении: твари суть возрождения и обновления. Ибо кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

25. Сие море великое и пространное, тамо гади (пресмыкающиеся), ихже несть числа, животная малыя с великими. Вот, говорит, это видимое нами море, сколь оно велико и сколь пространно и обширно? Потому что в нем находится столько пресмыкающихся, т. е. столько рыб и китов, что, по своему количеству, неисчислимы; так—в море, находятся животные малые и великие*).

*)Златословесного: Бог создал не пустые пространства; но наполнил животными всякого рода воздух, землю и море, и первый только птицами, вторую—четвероногими и крылатыми, а третье бесчисленными рыбами, из которых одни больше, а другие меньше, и меньшие бывают пищею для больших и при всем том род их не истребляется. Феодорита: И это знак Божественного промысла, что малые животные обитают вместе с великими и что не совершенно истребляются ими. Ибо сильнейшие поедают слабейших и прибыль не уменьшается, но превышает убыток. Василия: Сим (т. е. рыбам) уподобляются те люди, которые поглощают слабейших. Но там не есть преступление, то что случается с ними, но естественное дело; а ты безответен, когда, быв украшен разумом и законом, низводишь себя в ряд бессловесных.

26. Тамо корабли преплавают, змий (дракон) сей, егоже создал ecu (чтобы) ругатися ему. Там, говорит, в море плавают и проходят различного вида корабли. Там находится змей, т. е. кит, которого Ты создал, Господи, играть в нем т. е. в море, где драконом назвал кита, потому что он из морских рыб и животных есть самый огромный, подобно тому, как и дракон (змей) из числа земных животных есть, по словам Феодорита, весьма огромный*).

*) Слова Феодорита: Чрез искусство кораблестроения и умение управлять кораблем мы заимствуемся друг у друга нужным; и рождающиеся у нас плоды передаем другим, а произведения других получаем себе; так что ни избыток не бесполезен, ни недостаток не без восполнения. Кирилла: Кораблю уподобляет единую, святую, соборную церковь, а кораблями называет частные церкви; морем — человеческую жизнь, пресмыкающимися—разнообразное и многоразличное множество людей; а пловцами—освященных и верных христиан. Ибо церкви, как корабли, принимают верующих и, переплывая мысленное сие море, переносят их как бы в другую землю или страну, в царство небесное и отечество святых. С сими пловцами находится и Христос. Итак, когда случится на море волнение и буря, а Христос, по усмотрению Своему, покажется спящим; тогда должно взывать: встань, для чего спишь, Господи? И Он встанет и запретит ветрам и морю, и настанет тишина. Златоуста: Назвал море великим потому, что оно больше земли, если она одевается им, как ризою. Исихия: Под великим морем в высшем значении разумеет великую благодать крещения, как заключающую в себе великие тайны: пространным потому, что оно приемлет всех людей; пресмыкающимися—грешников тех, которые омывают в крещении грехи свои; далее животными великими с малыми— умеренных и чрезвычайных праведников. Ибо крещение принимает всех; и не только грешники, но и праведники имеют нужду в сем омовении и возрождении, потому что кто не возродится водою и духом, не войдет в царство Божие. Василий: Кораблями называет волнуемых посредством тел слаными волнами сей жизни; где преплавающими кораблями именует корабли, проходящие море, но не останавливающиеся в нем и не погружаемые волнами: потому что находящиеся во плоти, но не воинствующие по плоти совершают, попирая волнами жизни, делание в водах многих, пускаясь в оное, чтобы приобрести тех, которые погружаются в нем. А о змие драконе говорит Златословесный так: Ты создал дракона—ругаться над ним, т. е. диаволом. И Он не пожалел для тебя сей власти; ругайся и ты, если хочешь. Ибо и ты можешь связать его, как птичку. Василий: Итак, общий наш враг создан для того, чтобы ругались ему святые; a ныне, окружив нас, посредством ругательств, он стал господствовать над нами, чему напротив надлежало бы случиться с ним. Афанасий и Кирилл под драконом разумеют левиафана, т. е. начальствующего над живущими в водах, по словам Иова, иначе сказать, сатану.... и драконом не столько называют кита, сколько началозлобного сатану, который создан, как сказано, не для чего другого, как для того, чтоб ругаться над ним, как говорит и Иов: нет, говорит, ничего подобного ему на земле; он создан, чтобы ругались над ним Ангелы мои (Иов. 41, 25); он остр и ядовит, и сверх того боязлив; ибо всегда ему свойственно убегать; он и ужасен и любит злодейство; извивается, как зверь. Но при конце он будет погублен мечем Божиим. Написано: чтобы ругаться (играть) ему, вместо: в нем, т. е. в море, поскольку, по Феодориту, Еврейский и Сирский перевод называют его в мужеском роде, как и выше сказал: бездна как риза одеяние его (?????) вместо его, т. е. моря (?????). И блаженный Августин, в 15 молитве: он, Господи, есть тот великий и красный дракон, начальный змей, названный сатаною и диаволом, имеющий семь голов и десять рогов, которого Ты создал, чтоб он ругался великому сему и пространному морю и кораблям на море, в котором (море) пресмыкающиеся, которым нет числа, и животные малые с великими — различные роды демонов, ничего другого не делающих, как только ходящих и ищущих кого поглотить, если Ты не избавишь.

27. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Все, говорит, животные и словесные и бессловесные и птицы и земноводные ожидают от Тебя, Господи, чтобы Ты дал им нужную для них пищу. Ибо и самые бессловесные некоторым естественным способом надеются получить во время потребности от Бога свою пищу, как мы сказали, изъясняя слова: чтоб испросить у Бога пищу себе.

28. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Когда, говорит, Ты, Господи, дашь животным необходимую пищу; тогда они соберут ее и утолят голод свой. И когда отверзешь руку свою, т. е. подающую и всещедрую силу Твою, тогда все твари, словесные и бессловесные, насытятся Твоим промыслом, и благостью.*)

*)Слова Златоуста вместе с Феодоритовыми: Писанию свойственно принимать руку за действие удаления. Так и здесь рукою назвал силу, удаляющую благо; и глаголом: отверзать, выразил легкость подаяния благ: как легко протянуть наклоненные к ладони пальцы (т. е. отворить руку); так не трудно Ему и дать изобилие всех благ. (Сказывают, что подобное чудо было от руки честного Предтечи, когда она разверзалась и распростиралась, то сие было знакомь, что в том году имело быть благополучие; а когда она смыкалась, то сие означало, что в том году имело быть неблагополучие). Исихия: Все блага содержатся в Твоей руке, Боже; так что когда Ты отверзешь ее, все исполняется и насыщается благостью. Отверстием рук Его должно также почитать и распростертие их на кресте, чрез каковое все исполнилось благости, т. е. человеколюбия; поскольку всякий грех прощен чрез крест.

29. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Когда, говорит, Ты, Господи, отвратишь лице Твое от твари; т. е. надзор и промысел Твой, тогда твари Твои, лишаясь Твоего промысла и благости, смутятся, печалясь о таковом лишении своем. И когда Ты отнимешь у людей дух, т. е. душу, отделив ее от тела, тогда тела их сделаются мертвыми и разрешатся в землю, из которой созданы. Ибо здесь говорится в частности о людях, а не о других животных.*)

*) Слова Афанасия: Сими словами показывает, что Он есть Владыка смерти и жизни. Максима: Жизни бессловесных и растений не божественны, но имеют свойство вещественного огня и духа. О сих-то говорится у Давида: отнимешь дух их, и они умрут и проч. Ибо великий Дионисий принимает сии слова только о чувственной и растительной душе; а о жизни разумных, т. е. нашей, он не разумеет их. Ибо Бог, создав сию жизнь существенно для бессмертия разумных существ и наших душ, не может отнять жизни их (в изд. своде).

30. Послеши Духа Твоего, и созиждутся. Ты, говорит, Господи, пошлешь животворящего и Святого Твоего Духа, и действием Его будут восстановлены все люди. Или можно понимать и иначе, что Ты, Господи, пошлешь Духа Твоего, наитие которого бывает на христиан чрез святое крещение; и таким образом принимающие Его будут созданы новою и духовною тварью и новым народом, совлекши, по словам Исихия, ветхого человека. Посему сии слова относятся и к воскресению мертвых и к возрождению чрез святое крещение.

И обновиши лице земли. Посылаемым, говорит, Тобою Св. Духом Твоим, Господи, Ты обновишь лице, или красоту земли, которую составляют созданные, по словам Златоуста и Севира, из земли люди. Можно понимать иначе, что и земля обновится, освободившись, по словам Павла, от рабства и тления, как и Петр сказал: по обетованию Его ожидаем новой земли (2 Пет. 3, 13.).*)

*)Слова Василия: Посланием Духа называет сошествие Его к действию, а не перехождение с места на место: ибо Дух Господень наполнил вселенную и им обновляется лице земли. Божест. Дионисия Ареопагитского: И животные и растения и при последнем отголоске жизни имеют бытие. Но когда она отнимается, по сему выражению (Давида), жизнь совершенно оскудевает; а когда оскудевшим чрез немощь и неучаствование в ней она возвращается опять, они делаются животными. А по истине самое Божественное есть данное обещание переселить всех нас, т. е. души совокупно с телами в совершенную жизнь—вещь, быть может по причине ветхости представляющаяся противоестественною, но в самом деле и божественная и выше естества, впрочем только нашего, а не Всесильного, для которого нет никакой противоестественной или сверхъестественной жизни; почему да будут отвергнуты касательно сего безумные и противные слова Симона. Кирилла: Слышу, что некто говорит: Дух Божий создал меня, и Давид также поет о том, что находится на земле: пошлешь Духа Твоего, и созиждутся. Итак, когда Дух творит и обновляет разрушившееся, приводя сие в первобытное состояние; а зиждущее все естество есть одно высочайшее и верховнейшее; то как несправедливы те, которые поставляют Духа ниже престолов Божьих и считают сотворенным и рабским того, кто свободен по своему естеству!

31. Буди слава Господня во веки. Да будет, говорит, слава Господу вечною и бесконечною за то, что Он одни из вышеупомянутых благодеяний уже совершил, другие совершает до ныне, а иные имеет совершить в будущем веке.*)

*) Григория Нисского: Быть может, упомянув о воскресении, присовокупил к нему славу Господа, имеющую открыться в будущем веке, когда преклонится пред Ним всякое колено. А мы, в короткое время узнав чрез пророка действие благодати (т. е. воскресения) из слов: пошлешь Духа Твоего, и созиждутся, скажем с пророком: буди слава Господу во веки за те упомянутые дела, которые Он сделал, делает и имеет сделать.

Возвеселится Господь о делех своих. Господь, говорит, возвеселится, как о творении и создании мира, так и о тех делах, которые совершил и имеет совершить чрез домостроение свое во плоти*).

*)По словам Дидима и Григория Нисского, Бог привел в бытие твари, не потому, чтобы Он нуждался в чем-нибудь, но чтоб они участвуя в Нем, по мере способности, насладились оным, а Он веселился, видя их веселящимися. Так как веселие Бога бесстрастно, ибо и божество бесстрастно. Ибо в том, у кого не может быть ничего неожиданного, над кем не имеет власти никакое зло, и с кем неразлучна всякая добродетель, и всякое, какое только возможно, добро,—могло быть веселие только по разуму, бесстрастное и неизменное; ибо добродетель и благость соединены с веселием. Златословесного: Давид сим означает то, что Бог радуется жизни существ, а не погибели. Он не утешается погибелью живущих. Феодорита: Сими словами предсказал о будущем богопознании людей. Ибо, по освобождении людей от прежнего заблуждения и принятия ими богопознания, Бог возвеселится не потому, что Ему покланяются, но потому, что видит спасающихся.

32. Призирай на землю, и творяй ю трястися. Сие исполняется при землетрясениях: потому что Бог по причине человеческих грехов смотрит на землю со гневом; а земля, не перенося гневного Божия взора, трясется и трепещет по некоторому естественному, или лучше сказать, сверхъестественному и непонятному сочувствию, как говорит Афанасий.*)

*)Златословесного: Помысли, сколь огромное тело своим воззрением на него приводить в сотрясение и заключай отсюда о неизреченной силе Его. Царь, когда хочет перекопать каменную гору, не употребив для сего машин, не может сделать сего; а Он одним воззрением своим на землю приводить ее в трепет, как бывает во время землетрясения. Афанасия: Быть может, сказав о воскресении, здесь присовокупляет и о всеобщем суде, который во всех находящихся на земле произведет страх. А горами называет противные силы, которые и сожжет во время суда, что выражается дымом.

Прикасаяйся горам, и дымятся. Бог, говорит, прикасается, или приближается к горам, и они, не перенося приближения Божия, дымятся, как дымится трава, когда придвигается к ней огонь, что действительно случилось с горою Синайскою, которая, как говорит Писание, вся дымилась: гора Синай дымилась вся по причине схождения на нее в виде огня Бога; и восходил дым, как дым из печи (Исх. 19, 18). Впрочем выражения: призирающий и прикасающийся, должно понимать богоприлично.

33. Воспою Господеви в животе моем, пою (буду бряцать) Богу моему, дондеже есмь. Доколе, говорит, живу и существую в сем мире, буду петь и бряцать Богу моему. А делая повторения слов для большей ясности и выражения пламенной расположенности к Богу, Давид выражает одну и ту же мысль,*) ибо слова: буду петь Господу в жизни моей, и слова: буду петь и бряцать Богу моему, пока я есмь, означают одно и то же.

*) Слова Златоуста: Песнею называет здесь не производимую словами, но делами. Так как Давид нашел себя должником пред Богом во многом, а достойного воздаяния не могущим принести никакого; то приносить то, что имеет, а именно обещается непрестанно петь и в сем проводить всю жизнь. Да слышат сие те, которые всякий день гниют в заботах и винных продажах, и никогда не обращаются на молитву, сколь они виновны пред Богом! Прославление Бога есть стяжание жизни. Для сего-то и должно жить. Феодорита: Прилично присовокупил слова: В жизни моей, также: Пока я есмь. Ибо в смерти нет воспоминающего о Нем; и в аде кто будет прославлять Его. Сие прибавление, по словам Евсевия, выражает великую расположенность и близость к Богу; ибо не сказал: буду петь и бряцать Богу, но Богу моему, говоря как бы так: создавшему и пропитавшему меня и бывшему для меня виновником всех благ. A песнею называет здесь не производимую словами только, но и делами.

34. Да усладится Ему беседа моя; аз же возвеселюся о Господе. Да будет, говорит, приятен Богу разговор мой, производимый посредством песней и псалмов, т. е. собеседования и рассуждения мои; ибо если угодно будет Богу собеседование мое; то возвеселюсь и я собеседующий, или разговаривающий с Ним, так как Бог будет доволен оным.*)

*) Что же значит, да будет усладительна, это изъясняет Златословесный. Да будет благоприятна, благоугодна, да окажется пред Богом и усладительнейшею и приятнейшею. Посему молитва есть не что иное, как разговор с Богом. Из сего ты должен заключать, что псалмопение есть само в себе воздаяние; ибо что может сравниться с собеседованием с Богом? Слова Василия: Посему Давид почувствовав, что он беседует с Богом, говорит: да будет усладительна Тебе беседа моя. Ибо когда входят в споры и любопрения о вещах, тогда этот разговор неприятен, а огорчителен. Опять Златословесного: Прекрасно и то, что видим; усладительно и небо и увеселительно солнце, и земля производит семена и растения: но я более всего веселюсь о сотворившем все сие; это для меня услаждение, это увеселение, это удовольствие, это заменяет бесчисленные блага. И еще того же Златоуста: Как может усладиться Бог нашею беседою? Если жизнь будет чиста, если душа будет стремиться к мудрости. Ибо когда проведешь весь день в молитве, но не содействует ей поведение, то не можешь быть легко услышан, не только ты, но и другой, более тебя занимающийся сим. Я это говорю не для того, чтобы не молились, и не для того, чтобы не пели, но для того, чтобы с пением псалмов мы соединяли старание о жизни и поведении. Исихия: Ибо если Богу будут угодны наши слова, тогда и мы можем веселиться о Нем, одни блага уже принимая от Него, а других еще ожидая и тогда то мы можем исполнять слова: радуйтесь всегда о Господе.

35. Да исчезнут грешницы от земли и беззаконницы, якоже не быти им. О если бы погибли, говорит, грешники и беззаконники с земли, грешники, сделавшись праведниками, и беззаконники хранящими закон, так чтобы не были таковыми грешниками и беззаконниками более, но изменились чрез покаяние. Итак, пророк, по словам Златоуста и Феодорита, молится не о том, чтоб исчезли и погибли люди, но чтобы истребилось в людях зло. Или грешными и беззаконными называет демонов. Или желает, чтобы погибли те, которые во зле неизлечимы и неисправимы; потому что они сообщают свою порочность и другим добрым; подобно тому как находящиеся в заразе могут заразить и здоровых*).

*) Златословесного: Он желает не истребления существа и не предания грешников совершенной погибели, но истребления зла и развращения. Да исчезнет грешник, чтобы не был грешником, но чтоб изменился; да не существует беззаконный, чтобы не был беззаконным, но чтобы покаялся. Таковы души святые: они возносят молитвы не о себе только, но и о всей вселенной, Феодорита: Как будто исчезнут в то время, ибо услышат: подите от Меня проклятые! Нисского: Быть может изображает чрез Давида состояние (людей) по воскресении, когда, по его словам, будет веселиться Господь о делах своих; когда исчезнут грешники с земли. Ибо как может кто либо получить название от греха, когда не будет греха?

Благослови, душе моя, Господа. Давид окончил псалом тем, чем начал. По словам Златоуста, Феодорита и Исихия, он начал славословием и окончил тем же. Таково изъяснение мое на сей псалом. Я знаю сделанные некоторыми на сей псалом и иносказания. Но я с намерением оставил их, не поместив здесь, как принужденные и такие, которые не легко могут быть приняты.*)

*) Слова Исихия: постараемся и мы тщательно всегда так благословлять Бога; ибо непрестанное благословение приведет наши житейские дела в хорошее состояние.

Псалом 104

Аллилуиа.

О псалмах, имеющих надпись: Аллилуиа, мы сказали в 5-й главе предисловия. Аллилуиа значит хвалите Сущего, т. е. Господа. Сей псалом возбуждает людей к прославленно Бога, и учит христиан из язычников, какие благодеяния оказал Бог древнему еврейскому народу; каков был этот народ прежде, и каким сделал его Бог после*).

*) Слова Григория Нисского вместе с Евсевием: Это первый псалом из числа имеющих надпись: Аллилуиа. Аллилу означает хвалу, содержащую молитву к Богу: a иa есть одно из имен Божиих. Много таковых надписей сделано на последних особенно псалмах книги сей (т. е. в 5-й книге псалмов); из чего можно видеть, что тем, которые достигли совершенства добродетельной жизни, прилично хваление Бога и пребывание в том, в чем, как мы верим, состоит и занятие естества Ангельского; ибо мы знаем, что их занятие есть не другое какое либо, как только хваление Бога, и совершенные в добродетели ни о чем другом не стараются, как только о сделании жизни своей хвалою Богу. Афанасия: Дух Святой в настоящем псалме повелевает святым апостолам открыть все чудеса, произведенные Господом во время пришествия Его к народу из язычников.

Ст. 1. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его. Сии слова имеют сходство с следующими: исповедайтесь Ему, хвалите имя Его, каковые мы изъясняли в 99-м псалме. Благодарите, говорит, люди, Господа за оказанные вам от Него толикия благодеяния, и призывайте всегда имя избавителя и владыки вашего. *)

*)Слова Златословесного: Ибо если исповедаешься и отвергаешь грехи, то будешь в состоянии, призвав имя Его, с дерзновением произвести великие добродетели. Исихия; Не напрасно советует сперва исповедаться, а потом призывать, но для того, чтобы, очистившись чрез открытие тайн, мы могли приносить хвалу чистым орудием.

Возвестите во языцех дела Его. Почти то же самое говорит Давид и в 99-м псалме: возвестите в народах славу Его. А дела и слава Божия суть чудеса, о которых Давид говорит здесь ниже.

2. Воспойте Ему и пойте Ему (и бряцайте); поведите вся чудеса Его. Мы говорили во многих местах, что глагол: ????? означает стройное пение одним только голосом, а глагол ?????? означает такое же пение с бряцанием на псалтырном орудии. Итак, пойте, говорит, Богу голосом, и пойте на органе и рассказывайте о всех чудесах Его, как сказал и в 5-м псалме: возвестите во всех народах чудеса Его.

3. Хвалитеся о имени святом Его. Величайтесь и хвалитесь, говорит, именем Христа, от которого и вы называетесь христианами. Ибо это слово обращено к Апостолам и к апостольским преемникам архиереям и учителям*).

*) Почему и Павел сказал: Кто хвалится, хвались Господом. То же говорят, по словам Феодорита, и Иеремия и Анна.

Да возвеселится сердце ищущих Господа. Пусть, говорит, возвеселится сердце ищущих и призывающих Господа; ибо от сего искания и призывания они получат помощь.*)

*) Блаженного Августина: Итак, да возвеселится сердце ищущих Тебя, Господи! Если веселие заключается в искании, то какое веселие в самом обретении? Итак, стану искать всегда пламенно и непрестанно лица Твоего, дабы отверзлись мне врата и двери правды.

4. Взыщите Господа и утвердиться, взыщите лица Его выну. Утвердитесь, говорит, и укрепитесь во всегдашнем искании Господа и не будьте небрежны, по словам Феодорита, в сем деле; ищите же лица Господа, т, е. иначе Господа, или божественного Его посещения, или Сына Его, Иисуса Христа, который есть лице и неизменный образ Отца и печать ипостаси Его, как говорит Дидим. Ибо видевший, говорит, Меня видел Отца (Иоан.14, 6).*)

*) Златословесного: Что значит искать Господа? Мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел. Ибо кто ищет чего, тот искомое имеет в мысли. Итак, имеющему искать Господа должно прежде исповедоваться чрез искреннее покаяние и плоды Его. Таковой-то может и искать и ища найти, по обещанию. Ибо не всякий умеет искать: если в отношении к дорогим камням нужны сведущие, и в погружающихся в море требуется великого искусства, то не гораздо ли более в отношении к Богу? Ибо много препятствий к обретению Его, каковы: и множество дел, и возмущение плоти, и немощи душевные, и злоумышления демонов и слабость ума. Когда освободимся от всего подобного, тогда скоро найдем Его, и отложим порок и изберем добродетель, Феодорита с Евсевием: Ищите всегда, не трижды в год являясь пред Ним по данному Моисеем закону, но в продолжении своей жизни. Исихия: Желает, чтобы тот, кто ищет Господа, посредством воздержания от удовольствий воспринял в душе силу. А лицом называет не лицо существа (ибо сего никто не увидит, чтобы остался в живых, как говорит Моисей), но лицо Бога есть познание Его. Златоуста: Лицом здесь называет явление, промысел, попечение, помощь, содействие, разум Его.

5. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его. Помните, говорит, произведенные Богом удивительные дела, и, поучая народы, возвестите им о них. Равным образом помните и чудеса Божий (??????), т. е. сверхъестественные чудеса и знамения, а сверх того и суды, т. е. постановления Божии, открытые в законе Его. Здесь не соблюдено сочинение глагола: ????????; ибо выше сочинил его с родительным, а ниже с винительным падежом.*)

*) Златословесного: Мне кажется, что здесь указывает путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его, и законы и заповеди. А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один человек только получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее. Феодорита: Судами называет чудеса, произведенные по праведному решению для наказания. Ибо как он имеет повествовать о Египте, то наперед показывает праведность в наказании Египтян. Афанасия: Знамениями называет произведенные Спасителем чудеса, а судами уст новозаветные заповеди.

6. Семя Авраамлерабы Его, сынове Иаковли избраннии Его! Вы, говорит, семя Авраамово, и избранные сыны Иакова! По словам Афанасия, так называет апостолов; потому что апостолы сделались и рабами Христу, происходящему от семени Авраама и Иакова, как сказано: итак, если я, Господь и учитель, умыл ноги вам (Иоан. 13, 14); и они же стали избранными Христовыми, как написано: не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Иоан.15,16), как говорит Евсевий.

7. Той Господь Бог наш, по всей земли судьбы Его. Христос, говорит, есть Господь и Бог наш; и суды и законы Его не для иудеев только даны, но и для всех народов земных.

8. Помяну во век завет свой, слово еже заповеда в тысячи родов. Бог, говорит, помнит вечный завет свой, который непреложен и неизменен, где, начиная с прежнего времени еще от Авраама, Давид исчисляет оказанные Богом евреям благодеяния, и где словом называет тот же завет и данное Богом обещание о земле обетованной. Бог, говорит, помнит данное Им слово, которое перейдет в тысячи родов, т. е. во многие роды и времена; ибо тысячею, по словам Златоуста и Исихия, называет многие роды, а заповедал, значит: возвестил и обещал.

9. Еже завеща Аврааму и клятву свою Исааку. Бог, говорит, помнит слово, обещанное Им Аврааму, и клятву, данную Исааку: ибо те же обещания, данные Аврааму, Бог дал и Исааку, как о земле обетованной, так и об умножении потомков его. А что значить клятва Божия, мы сказали о том в 88-м псалме, изъясняя слова: Я поклялся Давиду, рабу моему.*)

*)Ибо Бог сказал Аврааму: Мною самим Я клялся, говорит Господь: по истине благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое; и благословятся в семени твоем все народы земные (Быт. 22, 19). Златоуста: Сказав: клятву, он не то говорит что Бог действительно клялся, но как называется гневающимся, хотя и не гневается, так называется и клянущимся, хотя и не клянется; и Он употребляет сие речение, когда хочет показать обещание свое верным и непреложным.

И постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен. То, говорит, слово, о котором упомянуто выше, изданное Богом обещание, Он постановил, чтобы было для Иакова повелением ненарушимым и заветом вечным и непреложным.

11. Глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже (размер) достояния вашего.

12. Внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней. Бог, говорит, сказал Аврааму, что Я дам тебе Палестину, в которой обитали тогда Хананеане, в размер, т. е. в разделение наследства как твоего, так и потомков твоих.*) Когда же это сказал, или обещался? Когда род Авраама и Исаака и Иакова составляли весьма немногие по счету и были переселенцами в земле обетованной, т. е. когда обитали, как странники, временно в земле ханаанской: дам говорит тебе и семени твоему по тебе землю, в которой ты поселился на время, всю землю ханаанскую во владение вечное (Быт. 17, 8.)**)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты