КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом 100 6 страница*)Феодорита: Владельцам свойственно размерять землю мерою. **) Златословесного: И однако же обещал вместо прежней малочисленности их умножить их, как звезды, и вместо пришельничества сделать их владыками, не в то время, когда их было множество, дабы кто не приписал победы силе множества, но когда они были малочисленны, дабы чрез это открылось могущество обещавшего. 13. И приидоша от языка в язык и от царствия в люди ины. Авраам, говорит, и Исаак и Иаков переходили многие народы и переменяли места. Так Авраам ходил из земли халдеев в землю хананеев, и из земли последних в землю Египетскую и в Герару; также и Исаак и Иаков, как повествует книга Бытия; и из одного царства ходили к другому народу, т. е. из той стороны, где был царь в те страны, где не было царя и единовластительства, но было народное правление. 14. Не остави (не позволил никому) человека обидети их. Бог, говорит, не позволил ни одному человеку обидеть, т. е. повредить праотцам: ибо египетского фараона, как написано, истязал истязаниями великими и тяжкими и дом его за Сарру, жену Авраама (Быт. 12, 17); также Герарскому царю Авимелеху Бог явился ночью и сказал, сверх многих других страшных слов, и сии: отдай жену тому человеку, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты останешься в живых (Быт. 20, 7). Исаву также, и Лавану Бог не позволил обидеть Иакова и многим другим обидеть трех упомянутых патриархов.*) *) Златоуста: Затруднительные обстоятельства их могли погубить их; но Всевышний промысел сохранил их в безопасности; так что эти путешествия их были для того, чтоб яснее открылся промысел и сила Божия. И обличи о (за) них цари. 15. Не прикасайтеся помазанным моим и во пророцех (с пророками) моих не лукавнуйте (не поступайте лукаво). Бог, говорит, за выше означенных патриархов обличал, т. е. постыждал и устрашал царя фараона, царя Египетского и Авимелехат царя Герарского, как мы сказали. Он сказал сим: не прикасайтесь помазанникам моим и не делайте зла пророкам моим; где помазанниками называет патриархов, как помазанных Святым Духом, а пророками, как много пророчествовавших, из которых особенно Иаков пророчествовал, что имело случиться с двенадцатью сынами его. Бог ясно сказал об Аврааме, что он пророк (Быт. 20, 7). Но сих слов Давидовых нет в книге Бытия, чтобы именно было сказано: не прикасайтесь помазанным моим, и с пророками моими не поступайте лукаво. Другие же слова находятся там, имея ту же самую мысль, какая заключается в словах Давида.*) *) Слова Кирилла: Ибо невозможно, чтобы, тогда как знаменитейшие в сей жизни имеют всю заботу о своих домашних, Господь сил, у Которого все готово к исполнению, не имел никакой попечительности о любящих Его. А помазанниками называет вместо названия избранными; потому что то же самое, что производить помазание, отделяющее помазуемого, производить и избрание, отличающее, по словам Феодорита, избранных. Афанасия: Авраам и подобные ему называются помазанниками, потому что удостоились явления Бога—Слова в видениях. Ибо, по словам Исихия, они помазаны не елеем чувственным, но так названы и от участия в видении явившегося им Бога—Слова, так что могут говорить, что мы участники Христовы, а от причастия Святого Духа они назывались пророками. 16. И призва глад на землю: всякое утверждение хлебное (укрепляющий хлеб) сотры (истребил). Бог, говорит, призвал, т. е. послал голод на землю ханаанскую, где обитал Иаков с сынами своими, чтобы видом голода искусно приготовить Иакова к отшествию в Египет, когда семь лет изобилия уступили место семи другим летам бедствия и голода и Бог истребил всю крепость от пищи и всю твердость, которую может доставлять сердцу человека хлеб.*) *) Слова Златословесного: Ибо хотя голод был возмездие за грехи; но Бог, как милостивый, обратил и сей удар в благодеяние. Феодорита: Всякий укрепляющий хлеб, т. е. все могущее пропитать, сделал скудным, как-то: не только пшеницу, но и ячмень и бобы и все прочее, чем люди поддерживают свою жизнь. Опять Златоуста: В сем то особенно видна изобретательность Божия, что Он и чрез противное благотворит. Итак, Он послал голод. Ибо чтобы не считали события сего следствием природы, Он предсказал голод и присовокупил причину. Какая же это была причина? Та, чтобы все жители всех стран узнали могущество Божие. Афанасий прилагает и следующее удивительное: во времена голода, по гневу Божию, обыкновенно бывает и то, что люди, хотя и едят, не укрепляются, так что хотя бы и был хлеб, он не укрепляет насыщающихся им. 17. Посла пред ними человека. Прежде нежели, говорит, настал голод и прежде нежели Иаков со всем своим родом пошел в Египет, Бог впереди его послал человека, т. е. прекрасного Иосифа, употребив для сего в орудие злонамеренность и зависть братьев его, и продажу, в которой они пустили Иосифа, как раба, Бог, по словам Феодорита, обратил в посольство. Посему-то Иосиф в последствии времени говорил братьям своим: Итак, не скорбите, что вы предали меня сюда: ибо Бог послал меня пред вами на жизнь (Быт. 45, 5).*) *) Златословесного: А если Он послал его, то почему обвиняются братья его в злоумышлениях своих против Иосифа? Потому что они исполнили свою злобу, а не потому, что имели намерение исполнить то, что строил на пользу Бог. Потому-то Он и не прощает им преступление. Исихия: Из сего видно, что то, что случается со святыми, бывает по некоторому чудному распоряжению и к прославлению Бога и страждущих. Ибо вот и Иосиф был продан братьями своими Измаильтянам в рабство, потом перепродан Пентефрию в Египет, чрез что он был послан туда прежде своего всего рода, т. е. предупредил их и приготовил для них вход в Египет, за которым последовало столько чудес. Таким образом должно думать, что есть некоторые причины, для нас непостижимые, по которым Бог своим премудрым промыслом часто устрояет то, на что смертная (наша) природа обыкновенно, по своему неведению, негодует. В раба продан бысть Иосиф; 18. Смириша во оковах нозе его; железо пройде душа его. 19. Дондеже прииде слово его; слово Господне разже его. Иосиф, говорит, продан братьями его Измаильтянам в рабство, а от Измаильтян перепродан в Египет Пентефрию;*) где господин его и люди сего сделали ему зло, заключив его в темницу, по клевете госпожи его. Душа, говорит, его, т. е. сам Иосиф, прошел железо, т. е. носил железные цепи на ногах; или железом называет то, что она избавилась от меча, когда дошла до сего; иначе сказать, он пришел, т. е. нашелся в опасности, по словам Феодорита, быть убитым мечем, но избавился от него.**) И это терпел, доколе не пришло в исполнение и не сбылось слово (?????) и божественная мудрость его, по которой он разрешил сны бывших вместе с ним в узах начальников пекарей и виночерпиев царя фараона. Или словом— называет попечение и промышление Бога о Иосифе, восхотевшего прославить его и род его.***) А то слово (??????), которое разожгло его, означает, по словам Исихия, внутреннее и естественное слово совести, которое Бог даровал нам—людям, и от которого мы называемся словесными. Сие-то естественное слово или закон разума разожгло и испытало (очистило) Иосифа в горниле искушений, и сделало его чистым и испытанным, как золото, потому что естественное сие слово учило Иосифа внутренне в совести, что не должно прикасаться к чужой жене. *) Златоуста: Никто из подвергающихся рабству и пленяемых врагами не должен скорбеть; ибо о чем ты скорбишь? Что ты у варваров, будучи уведен ими по закону войны? Но вот и праведник, будучи продан братьями, был посылаем на такое мучение; посему и ты не отчаивайся, когда подвергаешься несчастию. **)Симмах перевел: до железа дошла душа его. ***) По словам Исихия, Словом называет слово о нем, которое Бог положил в своем домостроительстве. Ибо устраивая все словом, он усваивает некоему слову изменение и прекращение (конец) наших искушений, каковое (слово) мы узнаем уже из события, хотя прежде его и не знали. Евсевий словом его называет то, которое, увидев в видениях, сказал своему отцу и братьям, повествуя, что снопы их поклонились снопу его. 20. Посла царь, и разреши его, князь людей и остави (отпустил) его. 21. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему. 22. Наказати (дабы вразумлял) князи его яко себе (как сам он), и старцы его умудрити. Когда, говорит, царь фараон увидел сны, тогда послал и разрешил Иосифа от оков и темницы; а когда Иосиф разрешил сны его, тогда фараон поставил Иосифа господином и властелином над двором и царством его и дал ему власть быть во всем Египте вторым по фараоне, чтобы наставлял князей его и внушал знание и благоразумие старейшинству его; и все это было по смотрении Божии, как о том повествует книга Бытия.*) *) Слова Златоуста: Что удивительнее всего, что царь разрешает того, который был рабом и чужестранцем, и о котором имели мнение, что он сделал столько зла. Видишь ли пользу искушения? Видишь ли, какой конец бедствий? Смотри какой плетется ему и венец чрез злоумышления. Ибо если б он не изъяснил снов, то мог ли бы разрешить его царь? Но как изъяснил бы он сны, если бы не был ввержен в темницу? Далее как бы мог быть заключен в узы, если б не был оклеветан? Как же мог быть оклеветан, если бы не вошел в дом египтянина? А как мог бы войти в оный, если б Измаильтяне не продали его? А сии как могли бы его отдать, если бы не продали им братья его? Видишь ли, что злоумышление братьев как бы чрез некий ряд бывших впоследствии времени искушений довело его до престола? Итак, пусть никто не скорбит, хотя бы и подвергся худому мнению; только бы не обвиняла его совесть, и он чрез сие сделается самым знаменитым. Феодорита: Иосиф руководствовал других к богопознанию, привлекая к благочестию не словами только, но и делами. Почему и Евсевий сказал: сии слова учат, что не столько для собрания в хранилища плодов Иосиф возведен на начальство, сколько для душевной пользы тех, которые имели быть умудряемы и наставляемы им. Ибо сей юноша вразумлял старцев и сему молодому еврею дано было повеление исправлять много хвалившихся своею мудростию и рабу—свободных и притом тогда, когда все у египтян казалось великим. Посему прилично говорит Златословесный: На малое время добродетель подвергается злоумышлению, но впоследствии она разрушает умыслы легче паутины, делаясь чрез оное тем блистательнее. Итак, никто да не скорбит, хотя бы и подвергся худому мнению. Да будет только неукоризненна совесть; и он чрез сие сделается знаменитее. 23. И вниде Израиль во Египет и Иаков пришельствова (переселился) в землю Хамову. Давид сокращенно излагает историю сию, что когда Иосиф сделался господином и владетелем Египта, тогда пришел в Египет и отец его—Израиль (т. е. весь дом и все рабы его вместе—душ 75), и обитал в земле Хамовой, как чужой. А земля Хама и Египет есть одно и то же, так как Египет, от которого получил название Египет, был внук Хама; почему и сама земля сия имела два имени—Египта и Хама. 24. И возрасти (размножил) люди своя (его) зело, и укрепи я паче врагов их. Бог, говорит, весьма умножил в Египте народ Израиля. Или Бог возрастил народ свой; так как одни Израильтяне тогда веровали в истинного Бога. И Бог, говорит, укрепил Израильтян более нежели Египтян, которые были врагами их, как ненавидевшие Израильтян и самого Бога*). *) Златословесного: Показывает, что приращение зависело не от природы, но от обетования Божия. Ибо когда бы надлежало им уменьшаться, так как они были гонимы приставниками их, и дети их были бросаемы в реку и природе их делали насилие: тогда-то чрез сие они тем более возросли, и сделались страшными для туземцев, рабы—для своих господ, гонимые—для гонителей, пришлецы для коренных граждан, безоружные—для вооруженных. Ибо сколько, говорит, смирял (угнетал) их, столько они умножались и сделались весьма сильными. 25. преврати сердце их возненавидети люди его, лесть сотворити (поступить коварно) в рабех его. Бог, говорит, превратил сердце фараона, не того, который любил Иосифа, но другого, позднейшего царя, соименного фараону, не знавшего Иосифа. Так говорит божественное Писание: и восстал другой царь в Египте, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8). И этот царь ненавидел народ Израильский и угнетал его. Ибо Бог ожесточил, говорит, сердце фараона (ст. 20), т. е. попустил ему ожесточиться против Израильтян, чтобы они, будучи угнетаемы, пожелали пламенно выйти из Египта и освободиться от оскорбления и порабощения Египтян. Тот же фараон поступал коварно с Израильтянами, т. е. злоухищрялся против них и умыслил коварства: фараон сказал, говорит, Египтянам: вот род сынов Израиля весьма умножился и сильнее нас (Исх. 1, 9); почему повелел умерщвлять всех детей, которые должны родиться у Евреев.*) *)Слова Афанасия вместе с Евсевием: Поскольку от уважения, которым пользовались у Египтян, они перешли к идолослужению их: то посему заставил ненавидеть их, и наложить на них тяжкие дела, чтоб они научились беречься их и состоявшего во многобожии суеверия их и сверх того в страдании своем прибегнули к Богу и нашлось место исполнению данного Аврааму обетования. Златоуста: Что он говорит? Бог виновник сего? Нет, говорит. Но: превратил, значит: попустил. Итак, с самого начала не позволил сделаться любезными, дабы не пожелали оставаться в Египте и замечай изобретательность Его. Опять тех, которые были в ненависти, когда Ему было угодно, столь внезапно сделал любезными для них и достойными доверия, что дали взаймы и все сосуды свои и ни в чем не подозревали их. Почему и Исихий перевел: Превратил, т. е. попустил превратиться. Ибо божественному Писанию свойственно называть попущением то, что можно было возбранить, не без какого либо намерения, но по предусмотрению чего либо другого. 26. Посла Моисея, раба своего, Аарона, егоже избра себе. 27. Положи в них словеса знамений своих и чудес своих в земли Хамове). Бог, говорит, послал в Египет к фараону раба своего Моисея и брата Моисеева Аарона и дал им повеления свои о знамениях и чудесах, т. е. повелел производить бывшие в Египте знамения и чудеса; или объявил им причины знамений и чудес и те способы, которыми надлежало им производить их. Некоторые думают, что знамения и чудеса одно и то же; а другие знамениями называют то, что происходило и вредило по природе, какова была болезнь на египетский скот; а чудесами (??????) то, что было не по природе, каково было изменение воды в кровь, как мы сказали в 77-м псалме, при изъяснении слов 43-го стиха следующих: как положил в Египте знамения и чудеса свои; ибо Давид и там повествовал об оказанных евреям Богом благодеяниях. Но там начал повествовать о них по исходе Израильтян из Египта и другим способом*). *) Златословесного: Положил у них слова знамений, т. е. делая их служителями освобождения единомысленников их, вверил им силу чудотворения. Итак, они были только служителями; а все совершал Он и был вождем народа. Они двигали язык и давали Богу взаймы уста свои и произносили слова; а вся сила обитавшая в них была от Него. Оригена: Ибо слова (причины) свои, по которым производились все дела, объявил и открыл своим служителям, например: что значит превращение воды в кровь, что значат и прочие знамения, чтобы не было неизвестно, но каким словам и по каким причинам и каким способом каждое из них производилось; и что сии происшествия изображали и выражали. А знамение, по словам Василия, есть такая явная вещь, которая была обнаружением чего либо в ней таившегося и скрытного в нем, каково было знамение Ионы, которое представляет вход во ад и опять исход из мертвых для тех, которые могут понимать таинственное слово событий. Писание называет знамениями то, что странно и выражает таинственное слово (причину). 28. Посла тму и помрачи. Хотя прежде тьмы послал Бог на египтян другие наказания, но Давид ее поставил первым безразлично, не наблюдая порядок происшествий, или потому что свет для людей есть самая прекрасная и необходимая вещь, почему первым наказанием египтян Давид поставил наказание тьмою, как тягчайшее, как и в 77-м псалме повествует о таковых поражениях и казнях египтян без строгого наблюдения, как мы заметили, изъясняя сие: послал на них тьму. *) *) Слова Златоуста: Весьма странное дело было, что тогда как свет сиял везде, в Египте видима была тьма, притом и не во всем Египте, но только там, где были египтяне. Яко преогорчиша словеса Его. Для того, говорит, Бог наказывал египтян, что они оскорбляли повеления Его, в которых обозначалось требование свободы народу Его израильтянам и выйти из Египта. Но они огорчали эти слова Божии непокорностью им: впрочем глагол: огорчали, в отношении к словам поставлен в не собственном значении. Или можно понимать и иначе, что египтяне, огорчая слова Божии, чрез них огорчали Самого изрекавшего их Бога. Некоторые же: огорчали, принимали в значении: преступали; так как слово: огорчали, у евреев имеет значение и такое: преступали. А в некоторых списках читается: ибо не преогорчали слов Его, т. е. Моисей и Аарон. 29. Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их. О сем мы говорили в 77-м псалме, изъясняя в 44-м стихе слова: и превратил в кровь реки их, что там и смотри. 30. Воскипе земля их жабами в сокровищницах (в сокровенных жилищах) царей их. В 77-м псалме мы сказали и о наказании лягушками. Вскипала—значит произвела земля пресмыкающихся лягушек. Или надобно понимать так, что жабы произошли из воды, как повествует книга Исход. Ибо вот, говорит, я ударяю жезлом, находящимся в руке моей, по воде речной, и она превратится в кровь (Исхода 7, 17); а глагол ???????? (вскипела) стоит здесь вместо: ???????? т. е. покрылась жабами (???? ???????? вместо ??? ????????). Ибо хотя глагол: ???????? есть действительный, но он имеет здесь значение страдательного. Или покрылась лягушками ????????) вместо: ????????? по переложению падежей, где винительный употреблен вместо дательного.*) A сии лягушки находились не только по всем местам Египта, но даже внутри сокровище-хранилищ царского дома, где, очевидно, надлежало быть большой осторожности и безопасности и множеству рабов и воинов, которые могли, по словам Исихия, прогонять жаб. *) Быть может, поскольку лягушки суть животные земноводные, живущие в воде и на земли, и поскольку они в особенности рождаются и питаются в озерах и болотистых местах: то посему Давид говорит, что вскипела земля жабами. Златословесного: Видишь ли неизреченную силу Божию, как наказывает милостями? Ибо что ничтожнее лягушек. 31. Рече, и приидоша песии мухи и скнипы во вся пределы их. О собачьих мухах сказал и в 45-м стихи 77-го псалма так: послал на них собачьи мухи, где и смотри.*) *) Слов Филона иудейского о мухах собачьих: Собачьи мухи, имея безотвязность того и другого животного (и собаки и мухи) суть насекомые язвительные и злые; они издали с свистом, как стрела, летят и, нападая нагло, безотвязно уязвляют. А как тогда это наказание было послано от Бога, то посему нападение их должно было быть еще сильнее. Златословесного: Здесь волхвы уже ничего не могли сделать. Ибо, когда еще можно было обмануть взор, они обвораживали глаза легковерных, как например тогда, когда жезл был превращен в змия и вода превратилась в кровь. А здесь доказательство истинного события находилось в самом чувстве, ибо скнипы угрызали. Не могли ничего сделать (волхвы), чтобы ты из этого заключал, что и в первый раз они не производили животных, но только обманывали зрение глупых. Феодорита: Облака заменили язвы другими, произведши вместо дождей град; а с градом сыпались громы и молнии и противные по своей природе вещи—вода и огонь одна другой не истребляли: ни огонь не растоплял замерзшей в граде воды, ни вода не погашала пламени; но, отложив естественное несогласие друг с другом, совокупно причиняли Египтянам наказание, изобличая зверскость их, что, будучи людьми, они не уважали природы, но принуждали к тяжким работам тех, которые имели одну с ними природу. 32. Положи (обратил) дожди их (в) грады, огнь попаляющ в земли их: 33. И порази винограды их, и смоквы их, и сотры (сокрушил) всякое древо предел их. 34. Рече и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа. 35. И снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. 36. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их. Изъяснение всех сих язв находится в 77-м псалме, где, читатель, и можешь видеть оное, чтобы не повторять и здесь одно и то же.*) *) Слова Исихия: Прилично смерть первородных назвал началом всякого труда. Ибо хотя она была в порядке язвою последнею, но по силе и тягости она казалась первою. Ибо она одна дошла до сердца, и побудила их выслать иудеев. Впрочем Давид исчисляет только восемь язв. Никиты: Примечай, что язвы, произшедшие из земли и воды, произвел Аарон, именно: кровь, жаб и скнип; а произведения язв с воздуха и с неба орудием был Моисей, таковы: град, гром, гусеница и тьма; далее совокупно ему и Аарону повелено было произвести одну язву струпов посредством печной золы; наконец остальные три язвы произошли сами собою без посредства человеческого, таковы: язвы от собачьих мух, падеж скота и смерть первородных. 37. И изведе их с сребром и златом. Бог, говорит, вывел евреев из Египта, с сосудами серебряными и золотыми, занятыми ими у египтян, по повелению Божию, чтобы сии сосуды были в награду и плату евреям за кирпичные и другие работы, произведенные ими у египтян.*) *) Златоуста: Поскольку прежде не давали иудеям и собственности их, то теперь они сверх собственности своей взяли и богатство египтян. Исихия: Не потому, чтоб Он хотел обидеть египтян, ибо неприлично Богу благотворить одним, обижая других: но когда повелевает иудеям обобрать их; то сим производит должное вознаграждение за делание ими кирпичей. То же говорит и Евсевий. И не бе в коленах их боляй. Никто, говорит, из евреев не нашелся больной или немощный, когда вышли из Египта; и это было по Божию промышлению, чтобы не остался никто в Египте по причине болезни. Моисей не пишет о том ясно; но это видно из того, что ни в каком месте Пятикнижия своего не упоминает о том, чтобы кто-либо из евреев был болен. Можно понимать и иначе, что те, которые повинуются Богу, не бывают больны; потому что они все могут в укрепляющем их Христе.*) Впрочем, быть может, Давид это узнал и другим способом, или из неизвестной книги, или из предания, или по откровенно от Св. Духа, как узнал из них и многое другое. *) Слова Феодорита: Когда Египтяне были наказываемы язвами, они (евреи) не испытывали их. Златоуста вместе с Евсевием: И это было весьма странно, что при таковом бедствии ни одного не было немощного или больного, притом тогда, как столько произведено в Египте язв. И это превосходило порядок самой природы, что в таком множестве (ибо более 60 тем было имевших возраст мужеский, а прочих—старых, детей и жен было бесчисленное множество) не нашелся ни один больной телом. Аполлинария: Великое дело в том, что они были отпущены без болезней из той страны, которая была в самом бедственном, состоянии: и ни один иудей не страдал ни от какой болезни. Исихия: Явное доказательство того, что рука Божия изводила Израиля из Египта. Ибо как из столь многих тысяч ни один не мог быть болен, притом тогда как они находились в столь худом состоянии и ежедневно были изнуряемы работами? 38. Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня. Возрадовались, говорит, все оставшиеся в Египте и не подвергшиеся потоплению о выходе евреев из Египта; поскольку страх их, т. е. со стороны евреев напал на них по причине посланных на них от Бога казней за евреев.*) *) Слова Исихия: Бог сделал столь удивительный оборот дел, что те, которые прежде удерживали их (евреев) насильно, теперь просили и понуждали отойти. Посему мы должны презирать силу врагов, когда имеем поборником своим Бога. По словам Феодорита, египтяне столько были устрашены наказаниями всякого рода, что освобождение евреев считали для себя благодеянием. 39. Распростре облак в покров им и огнь, еже просветити им нощию. 40. Просиша, и приидоша крастели (перепелы) и хлеба небеснаго насыти я. 41. Разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных (местах целые) ржи. Рассказав кратко о язвах, наведенных Богом на египтян, Давид теперь обращает слово к благодеяниям, оказанным Богом евреям, т. е. что днем Он покрывал их облаком, а ночью столбом огненным;*) что дал им перепелов и манну, которую называет здесь хлебом небесным;**) что из камня извел воду и напоил жаждущих, где реками называет разные потоки воды, которые, по Феодориту, текли из камня, в безводных, разумеется, местах; где, по словам Златоуста, нельзя найти и влаги, как мы говорили о том подробно в 77-м псалме, где и можешь видеть изъяснение сего, почему и нет надобности повторять оное здесь. *) Слова Златоуста: Видишь ли безбедную жизнь? Видишь ли удивительное и преславное дело? Видишь ли, как творение употреблено на службу? Когда солнце беспокоило их днем своими пламенными лучами, облако сделалось для них покровом; и столп рассеивал для них тьму, служа им в одно и то же время и светом и руководителем. Ибо столп облачный заслонял их днем и столп огненный светил им ночью, и оба вместе указывали им путь. **)Исихий говорит, что манну называет небесною, не потому, что она падает с самого неба, но что она сходила с висевшего над главами их воздуха (который и священное Писание часто называет небом), и вместе потому, что она была образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве. 42. Яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему. Бог, говорит, оказал евреям выше сказанные благодеяния потому, что Он помнил обещание свое, данное им рабу Его Аврааму, т. е. что Он умножит семя его и даст ему землю Ханаанскую, т. е. Палестину*). *) Златословесного: Это говорит для того, чтобы не думали, что сие случилось по достоинству их, и чтоб это не было для них поводом к надменности; почему, по словам Евсевия, и Моисей говорил евреям: не говори в сердце своем, когда Господь Бог истребит пред лицем твоим народы сии, так: за праведность мою Господь ввел меня в наследство доброй земли сей; не за правду твою, но по причине нечестия народов тех Господь истребил их пред лицем твоим, и для того, чтобы исполнить завет, о котором клялся Господь отцам нашим (Вт. 9, 2). 43. И изведе люди своя в радости, и избранные своя в веселии. 44. И даде им страны язык; и труды людей (племен) наследоваша. 45. Яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут. Бог, говорит, извел Иудейский народ из Египта радующимся о потоплении Египтян; и избранных своих освободил с веселием, где избранными называет свой народ, потому что он избран от Бога. И дал им страны семи народов, обитавших в Палестине, и они наследовали труды и имущества упомянутых народов.*) А все сие Бог, говорит, произвел для евреев для какой цели? Для той, чтобы побудить их к хранению заповедей Его и чтобы искали закона Его, каковое искание выражает любовь к Нему; потому что ищут того, к чему имеют расположенность. *) Феодорита: Ибо не только освободил от рабства у египтян, но и даровал землю Хананеев и сделал их владельцами чужих трудов. Ибо Он даровал не пустую и непроходную землю, но тучную и изобильную и хорошо возделанную, чтобы не изнемогали от земледельчества. Златословесного: Какие оправдания Его? Благочестие, любомудрие, и очищение души: этого то Он требует он них воздаяния, которое опять возвратит приносящим оное Ему. Исихия: (Дабы) закона Его искали, т. е. Евангелия; ибо для чего они могли искать того, что получили однажды? Итак, без сомнения, здесь намекает на второй завет. Евсевия: Поскольку, удостоившись стольких благодеяний, они не сохранили того, что содержалось в законе; то посему и отнята у них благодать, так что они не только потеряли землю, но и лишились Бога и сделались рабами язычников и рабов. Псалом 105 Аллилуиа. И этот псалом имеет сходство с предыдущим; потому что и в нем содержится рассказ о чудесах Божиих. При сем упоминается и о неблагодарности и злонравии евреев, а также, по Феодориту, и о долготерпении и человеколюбии Божием. Посему и одинаковую надпись имеет с ним. Ст. 1. Исповедайтеся Господеви, яко благ. Люди, говорит, исповедайтесь Господу во грехах своих; ибо Он благ, и непамятозлобен к исповедующимся*). *) Слова Златоуста: Что значит, что Он благ? То, говорит, что Он не для того хочет обвинить тебя во грехах, чтобы наказать, но для того, чтобы увенчать, чтобы освободить от порочности. Судьи, взяв того, кто сознался, наказывают; но Бог тогда наказывает, когда увидит кого запирающимся; а сознающегося удостаивает утешения и прощения. Яко в век милость Его. Божия милость подается, говорит, кающимся, в настоящем веке, а в будущем произведен будет суд. Посему мы должны исповедоваться в сем веке. Или, говорит, что Бог всегда милосердствует; почему и всегда должно исповедоваться Ему. Или еще иначе, что милость Божия вечна для достойных милости*). *) Евсевия: Возвещая, что благ Господь, и что во век милость Его, он побуждает к усердному исповеданию. Потому-то, говорит, и исповедывайте охотно; Он готов оказать человеколюбие, ибо знает, что дела настоящего века, как смертные и временные, требуют милости. 2. Кто возглаголет (изъяснит) силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (достохвальные дела Его)? Кто, говорит, может изъяснить великомощные благодеяния, оказанные Богом народу Израильскому? Вез сомнения никто; потому что они неизъяснимы. Или вообще силами называет великие и чудные дела Господа. Ибо и в другом месте сказал тот же Давид: Бог наш на небе и на земле, все что восхотел сотворил (Пс. 113, 11). Или силами называет те приличные Богу силы, которые имел показать, сделавшись человеком; почему сии слова суть пророчество о чудесах Господа. Или кто, говорит, изъяснит те хвалы и славословия, которые приличны каждому чуду Господа? То есть никто*).
|