КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом 100 10 страница15. Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их. Беззаконие, говорит, и грех предков сего злоумышленника на священство не будут забыты, но всегда будут находиться пред Богом. И истребится с земли память его, т. е. Иуды. Ибо Давид опять обратился к пророчеству об Иуде. По Златоусту, и это принадлежит к роду пророчества, что пророки прекращают предмет свой в продолжении речи, и поступают к другому, по наставлению говорившего в них Святого Духа. Память же Иуды будет истреблена тем, что ни имущество, ни недвижимость, ни преемство рода не сохранит воспоминание о нем.*) *) Слова Евсевия вмести с Феодоритом: Из сего видно, что это говорит не об одном Иуде только, но и о всех неуверовавших, ибо от единственного лица обратил речь к множественному; не сказал: память его, но их, как стоит в других списках. Исихия: Пусть истребится от земли. Какой земли? Земли живых, о которой сам Давид говорил: верую увидеть блага Господа на земли живых. Быть может говорит, что истребится и от сей земли добрая память Иуды, потому что и теперь воспоминание бывает об Иуде, но только злое. 16. Занеже не помяну сотворити милость, и поена человека нища и убога и умилена сердцем умертвити. Все, говорит, вышесказанное потерпит Иуда за то, что не только не хотел сделать милость Христу, неправедно терпевшему наветы от иудеев, но и содействовал наветникам, и за то, что не помнил благодеяний, полученных им от Христа, чтобы чрез памятование их оказать Ему милость и сострадательность, но преследовал Христа, когда взял великое множество с мечами и дреколием от архиереев и старейшин народа и повел, чтоб найти и взять Его. Христос был и беден и нищ по причине малоценности плоти и того, что не имел дома, где бы преклонить главу Свою. При сем прочитай и изъяснение слов в 40-м псалме: блажен разумеющий нищего и бедного, чтобы знать, что нищим называют древние просителя, или потерявшего богатство, которое имел, а бедным того, который рукоделием промышляет и достает себе нужное для жизни. Христос был и умилен (проникнут) сердцем, как сказано: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Матф. 11, 28).*) *) По словам Афанасия, Господь был проникнут скорбью (умилен) по причине Иудеев и Иуды; ибо, видя их погибель, Он печалился; Он был и смирен, потому что вел смиренную жизнь между людьми. И еще; Самого, говорит, Господа, который будучи богат, сделался нищим для вас; дабы вы обогатились Его нищетою. Исихия: Не помнил сделать милость, кому? Очевидно самому себе; ибо и в покаяние не пришел, чтобы мог получить милость и воспользоваться человеколюбием. А кто не помиловал самого себя, мог ли быть помилован Господом? Господь был также бедным и нищим; поскольку будучи богат сделался нищим для нас, и не только нищим, но даже столько был беден по причине невежества иудеев, что говорил: лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову, что служит доказательством чрезвычайной бедности. Он же был для нас и умилен сердцем; потому-то и говорил: душа Моя скорбит смертельно. Евсевия; Иуда умертвил Его, сделавшись виновником предания Его смерти. Феодорита: Сему подвергнутся за то, что жестоко и звероподобно устремились на ужасное убийство, и Того, Который наблюдал всякую скромность и кротость, преследовали до смерти. 17. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. 18. И облечеся в клятву, яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его. Иуда, говорит, делами своими возлюбил и навлек на себя клятву,*) ибо не хотел благословения, но отвратился от него;**) почему и по ныне все благочестивые христиане проклинают злосчастного Иуду и нет ни одного, кто бы благословил его. Ибо этот злой человек оделся в проклятие, как в одежду, которая со всех сторон обвилась около него и не отстает от него; а оделся посредством злодеяния предательства, т. е. потому что все проклинают ненавидя его, как предателя Господа. Посему то и сия клятва вошла как вода во внутренность его, и не только окружила его от вне, но проникла и в утробу его и не только в утробу его, но и еще глубже, даже в самые кости его; где Давид увеличивает сие дело, дабы показать великость проклятия, и посредством воды изображает силу клятвы, а посредством елея неудобоизгладимость и постоянство оной клятвы, как сказал Феодорит.***) *) Феодорита: Здесь явно переменил вид желания и оба глагола употребил в виде предсказания, что он и клятву, которую возлюбил, получит, и благословения, которого не захотел, лишится. Исихия: О какой клятве говорит? О клятве Единородного, которую он услышал после того, как замыслил предательство; ему было сказано: горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы не родиться тому человеку. **) По словам Евсевия, не восхотел благословения,—того, которое сказал Бог в лице Спасителя Иакову: благословляющий тебя благословен (Быт. 27, 29). А Исихий разумеет здесь благословение апостолов, которое сам Христос произнес: аминь говорю вам: вы последовавшие за Мною, сядете на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых. ***)Он говорит: Ибо не только от вне, но и внутренно обложены иудеи злом и потопляются оным, как водою. Далее: поелику вода только мочит и напояет тело, но влажность ее не остается постоянно в теле, то посему он присовокупил: и как елей в кости его; ибо елей весьма долго может оставаться в теле. Устремятся, говорит, бедствия, подобно быстрой воде, и будут постоянны на подобие елея. Исихия: Под внутренностями разумеет, умственные силы души, как непрерывно изменяющиеся, а под костями—деятельные, как сильные. Другой говорит: и не только сие, но и вместо пития действительно будут пить (Иуда и иудеи) проклятия и вместо помазания оным помажутся и вместо одежды оным оденутся, а причиною сего то, что они отреклись от благословения Христова, им первым обещанного и всему миpу дарованного. 19. Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну (всегда) опоясуется. 20. Сие дело (действие клятвы) оболгающих мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу мою. Проклятие, говорит, будет для духа на подобие одежды и пояса, чтобы обнимала и связывала его. После сего Давид в заключение говорит: Таково от Господа наказание, или дело истязания на Иуду и иудеев, которые несправедливо лгали на меня, или клеветали на меня, называя меня противником Бога. И говорящих злое на душу мою, т. е. сие, говорит, наказание, от Господа на тех, которые говорили на меня смертоносные слова: ибо составили, говорит, совет все первосвященники и старейшины народа, чтобы предать Иисуса смерти (Матф. 27, 1). И в 40-м псалме сказал: помышляли на Меня злое.*) *) Другие толковники вместо: лгущих на меня, употребили: противников; таков, говорит, злой суд говорящим на душу мою. Итак, есть и словесные вины и вины самые тяжкие. А значение сих слов есть следующее: поелику, перестав благословить, они лгут на меня, называя меня противником Бога и нарушителем закона. Ибо иудеи сие делают поныне; за сие-то и все предсказанное сбудется с ними, и таковые, по Феодориту, пожнут плоды и такое воздаяние тем, которые возымели ненависть против Меня. 21. И Ты, Господи Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. Ты, говорит, Господи, окажи мне (разумеется) милость, (ибо сего не достает при сем), не потому что я достоин того, но Ты ради самого Себя и для имени Твоего, поскольку, т. е. Ты человеколюбив и милостив.*) Господь молится здесь Отцу, как человек, дабы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы таким образом чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию. Так и в 40-м псалме от лица Христова сказано: Ты же, Господи, помилуй меня, а равно и в 21-м псалме многое сказано со стороны человечества Господа приличное человеку и смиренное. *) По другому истолкователю: Человеческая милость не такова. Ибо случается, что и во вред употребляют ее, но Бог везде на пользу. Исихия: Хотя это и низко, но прилично Христу по человечеству; впрочем с низким соединяет и высокое, прибавив: ради имени Твоего, т. е., ради моего достоинства. Ибо имя Отца—Сын, почему грядущий во имя Господа называется и благословенным, как равный Ему и совершенно одинаковый; и посему воспринимающий достоинство Отца; равным образом и милостью Отца опять называет самого себя; потому что Его пришествием мы помилованы. 22. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. Мы сказали выше, кто нищ и кто беден, и что от лица Господа сказывается сие, по словам Феодорита, как человека. И в 21-м псалме сказано: избавь от оружия душу мою, и в Евангелии также: Отче! спаси Меня от часа сего; а равно и следующее там же: теперь душа Моя возмутилась; и еще: душа Моя скорбит смертельно (Матф. 26, 28). 23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отеяхся (уничтожен), стрясохся яко прузи. Я, говорит, так скоро убит и исчез, как скоро удаляется и исдезает тень, когда солнце склонится на запад и зайдет (здесь предлог ???? в глаголе: ???????????, стоит вместо: ???, или излишен по свойству еврейского языка; или может заключать ту мысль, что за (????) те блага, которые Я делал иудеям, и убит ими). И как саранча скоро перескакивает и как бы стрясается с одного места на другое ветром: так и Я, говорит, стрясен смертию из настоящей жизни.*) *) Слова Феодорита: Я, говорит, на подобие саранчи, метаемой ветрами и уносящейся в разные стороны, проводил жизнь, не имея ни города, ни села, ни дома, но переселяясь в разные места и весьма часто уходя на горы и в пустыни. Божественного Максима в нравственном отношении: Саранча, говорят, не прежде стряхивает с себя верхний покров и лежащую на ней кожицу, как выбросив находящийся внутри ее сор: так никто и из людей не может совлечься ветхого человека, если прежде совершенно не извергнет находящейся в уме расположенности к пагубным действиям, на подобие никоего смрадного кала. Безименного: Выражение: я отрясен, как саранча, может относиться и ко всем ученикам, которые хотя бывают преследуемы и отрясаемы злоумышленниками, однако же не унижаются, но парят и держатся на высоте. И все мученики, будучи стрясены как саранча, оставив дольнее, стремятся к почестям вышнего звания. 24. Колена моя изнемогота от поста, и плоть моя изменися елея ради (от неупотребления елея). Колена, говорит, мои изнемогли от поста; поскольку Владыка наш Христос провождал жизнь тесную и содержал себя сурово, без умовений и без попечения о себе и свидетель тому сорокадневный пост, ячменные хлебы и то, что ученики Его, по словам Феодорита, по причине голода стирали колосья, хотя по своему смотрении употреблял иногда и лучшую пищу. И плоть моя, говорит, изменилась от жестокости и безобразия, по недостатку елея и неупотребления мазания; так, как древние при умовениях своих мазались маслом.*) *) Симмах перевел так: Плоть моя изменилась от неупотребления помазания. А Богоносный Максим изъясняет сие в нравственном отношении так: Кто воздерживается от всякого зла и постится от чувственных идолов, входящих в душу чрез всякое чувство, тот ослабляет колена греховного закона, я разумею навыки, поддерживающие страсти, которые не могут более легко проскакивать (вторгаться) чрез действия злых и совершать нелепые и пагубные злодеяния. Плоть здесь означает силу вожделения (похоть), а негодный елей—утучняющие ее нежные действия удовольствия.—Итак, кто отсекает повод к удовольствию, тот изменяет плоть, т. е. силу вожделения обращает к Богу. Слова Исихия: Если Христос, устав, от пути, сел, как говорит Иоанн; то нет ничего удивительного, что и колена Его изнемогали от поста. Ибо для уверения в действительности воспринятой Им плоти, Он подвергался человеческим немощам без греха. Заметь, что и пророк Даниил помазывался елеем по обычаю древних; почему во время поста и молитвы о народе Израильском он не помазывался, как сам говорит: и мастию я не помазывался (Дан. 10, 3). 25. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими. Я, говорит, для скверных убийц—иудеев сделался поношением и уничижением; ибо они злословили Господа и ругались над Ним, как повествуется в святом Евангелии. Они, говорит, видя, по словам Афанасия и Исиxия, меня повешенным на кресте, помахивали главами своими, как говорит евангелист: проходящие же злословили Его, кивая головами своими, и говоря: разрушающий храм и в три дни созидающий! Спаси Себя самого (Матф. 27, 39).*) *) Божественный Максим изъясняет сие в нравственном отношении так: Кто избегнул злого действия демонов, тот бывает от них поносим напоминаниями прежде бывших у него грехов; потому что они стараются ввергнуть его в отчаяние тем, что будто для него нет прощения чрез предпринимаемое им покаяние. И поношением для демонов служить и тот, кто по любви к Богу сделался пастырем добродетельных телесных навыков и действий душевных. Ибо для египтян, говорит, отвращение (отвратителен) всякий пастух овец. А главы злых бесов суть начальные страсти, которые они возбуждают, желая успевающего (в добродетели) чрез них привлечь к себе. 26. Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. 27. И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил ecu ю. Как Господь страдал, как человек, так и молится здесь Богу, как человек, где выражение: по милости Твоей, должно принимать за: милостию Твоею, или как милостивый.*) Пусть, говорит, познают, Господи, иудеи, что сия помощь есть помощь от Тебя, т. е. Твоя это помощь и заступление, которое Ты оказал мне, помогши мне, как возлюбленному своему Сыну; и не презрев Меня, как богопротивника, как ложно они называют Меня.**) *) Того же Максима: Бог называется Господом упражняющихся в деятельной добродетели, как находящихся еще в числе подчиненных, а Богом—подвизающихся в созерцательном любомудрии, как достигших основательного разумения существ. Итак, кто почувствовал естественную немощь, тот хотя и успевает в добродетели, молится, чтобы Бог содействовал ему. Далее милость Бога и Отца есть пришествие Единородного к человеку во плоти, Который, приготовив Себя в цену и выкуп за нас, спас человеческую природу даром, хотя она ничего не привнесла от себя. В отношении к сему-то таинству молится о спасении тот, кто проникнул, что невозможно получить спасение без очищения истинного (чрез Господа). Исихия: Почитает Его своею помощью, спасением нашим, как посредник наш и сделавшийся архиереем пред Отцем, почему и называет Отца своего Господом и Богом, что прилично нашему лицу; ибо принимать на себя лица тех, за которых священнодействует и ходатайствует, свойственно посреднику и священноначальнику. **) Изъяснение божественного Максима в нравственном отношении: Думаю, что рукою Божиею называет Божию силу, которую Господь сотворил с праведником, избавив его от зла и спасши Его чрез добродетели, почему сей праведник желает, чтобы нечистые бесы, познав сию руку, удалились от прежних поношений на него, видя, что милостью Божиею подано Ему избавление и спасение. Афанасия: Рукою здесь называет то дейcтвиe, по которому воскресил Себя из мертвых. А Исихий рукою называет устроение креста и воскресения. Ибо как великие чудеса именует перстом: то прилично по сравнению с тем, что сказано, рукою называет величайшее чудо креста и воскресения. 28. Прокленут тии, и Ты благословиши. Востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Богопротивные иудеи говорили: уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ, невежды в законе, прокляты они (Иоан. 7, 48). А под проклятием разумеется и злословие.*) Но постыдятся те, которые восстают на Меня, или тогда когда Я восстану из гроба, или когда приду во второе пришествие; а Я возвеселюсь о спасенных посредством моего строения людях. *) Слова Феодорита: И по ныне употребляют иудеи злословие против долготерпеливого Спасителя; но не смотря на их злословие, проповедь ежедневно становится известнее и блага чрез благословение изливаются на все народы. Нравственное изъяснение Святого Максима: Злые бесы всегда проклинают праведников, выставляя в поношение им прежде учиненные ими грехи, для раздражения их, предполагая в них другие, худшие тех. А Бог благословляет, или утешая дух болезнующий добродетелями, уже приобретенными ими, или указывая способы к другим высшим добродетелям, и подавая в произведение их и от себя силу, или даруя дар премудрости и более таинственного знания и превозмогая в них отчаяние по причине прежних и умножая приращение вторых. Опять говорит: демоны восстают на всякого праведника, во первых ведя с ними брань чрез произвольные раздражения воли и увлекая к нечистым удовольствиям. А когда испытают неудачу в сем, тогда со всех сторон усиливают скорбь невольных искушений, после которой святой справедливо веселится о том, что мужественно преодолел своим воздержанием и терпением удовольствие и скорбь и соблюл в целости для Владыки добродетель, чрез то и другое испытанную. Златоуст: Сими словами научает некоему высочайшему любомудрию, что хотя бы осыпали нас бесчисленными проклятиями, при благословении Божием никакого вреда не бывает от них; но стыд и поношение обратится на него (на них). А рабом, по словам Феодорита, здесь называется Господь, как и Павел сказал: но истощил Самого Себя, приняв образ раба; и чрез Исаию вопиет: Создавший меня рабом себе от чрева (Исаии 49, б); и Сам говорит: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить. Итак, принятая Им природа названа рабом, не потому что она раболепна; ибо как может быть таковою та природа, которая соединена с Богом—Словом и получила владычество над всем? Но для того, чтобы оно было свойство сей природы. Посему имя раба здесь не означает качества, но природу. А Исихий проклятием здесь называет крест. Поелику в законе было написано: проклят всяк, висящий на дереве (Вт. 21, 23); то посему они и требовали, чтоб Он был убит не иначе, как крестом, чтобы написанным в законе проклятием тем более обесчестить Его. Но Отец обратил Его в благословение. 29. Да облекутся оболгающии мя в срамоту (посрамлением) и одеждутся, яко одеждою (двойною) стыдом своим. Иудеи, говорит, которые клевещут на Меня, как на богопротивника, облекутся в срам пред всеми народами, будучи развеваемы ими и работая у них и от всех получая бесчестие, они же оденутся стыдом, как двойною одеждою. Ибо: ???????, есть двойная одежда.*) *) Слова Златословеснаго: Смотри, как просит, чтоб они были преданы не наказанию, а стыду и посрамлению, чтоб оно сделалось для них наукою к исправлению и причиною изменения их в лучшее. А божественный Максим говорит в нравственном отношении: Праведник молится, чтобы бесы всегда были печальны, по причине неудачности их желаний и несносного посрамления друг от друга за то, что побеждены. По словам Евсевия, двойная одежда есть верхняя: посрамление есть печаль в духе, происходящая из неудачности какого-либо желания, а стыд есть печаль по причине явно гнусного дела. Исихий: Да постыдятся, говорит, иудеи, видя, что Распятому им покланяются все. А Сам Распятый не столько веселится о постыжении иудеев, сколько о спасении вселенной. Они облекаются посрамлением потому, что распяли того, Который по плоти произошел от них и пришел спасти их; а одеваются в стыд, как в двойную одежду, потому что по причине дерзкого устроения Ему креста, которое названо здесь одеждою, они отвергают того, Который своим восстанием воздвиг вселенную, так что стыд справедливо обращается им в двойную одежду. 30. Исповемся (с благодарением) Господеви зело усты моими. И посреде многих восхвалю Его. Я, говорит, как человек, буду благодарить Бога, как моего Спасителя и Избавителя и среди многих буду песнословить Ему. И действительно Христос, как человек, благодарит и славословит Бога среди многих людей, когда читается святое Евангелие в церкви, посредством которого Он славит Бога и Отца.*) *) По словам святого Максима: Весьма исповедуется Господу своими устами тот, кто от всей души и силы приносит Богу за дарованное Ему совершенное очищение словесное ходатайство (прошение) и воздает за благодеяние благодарение. Ибо исповедание есть выражение благодарности за данные от Бога праведнику блага; уста суть явное действие разумной силы; а хваление есть слово, состоящее из похвал и показывающее находящиеся в ком-либо и отличающие его пред другими совершенства. Итак, праведник хвалит по силе и делом и словом Бога, показывая многим превосходную силу Его. Ибо не все имеют познание, но только очищающиеся для сего. Исихий устами Христовыми называет церковь, которой Он есть глава, ибо чрез нее Он обещается исповедоваться Отцу. 31. Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою. Бог, говорит, стал по правую сторону меня убогого, то есть, помогал мне. Ибо на правой стороне чьей либо становятся те, которые вспомоществуют ему. Или можно понимать и иначе, что Бог стал при правых моих действиях, и был привлечен моими добродетелями, чтобы помочь мне, и спас меня от врагов моих иудеев, воскресив меня от мертвых. *) Слова Феодорита: Божеское естество, соединившись с естеством человеческим, неразлучно пребывало в Нем, хотя называет его убогим; а попустило ему страдать для произведения человеческого спасения. Ибо Ему легко было вдруг сделать восприятое Им естество бессмертным. Поелику страдание было спасительно для миpa; то посему и попустило быть оному и уже после страдания сообщило ему бессмертие и нетление. А богоносный Максим, изъясняя сие в нравственном отношении, говорит: Десница праведного есть духовная мудрость, при которой стоит Бог, спасающий от производящих чрез левую руку, т. е. земное мудрование, гонение. А убогий есть тот, кто всегда носит в душе приличное созданному из ничего естеству смиренномудрие, и кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога. Исихия: Как Сын не только сидит по правую руку Отца, но и стоит. Ибо вот, говорит, Я вижу отверстые небеса, и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56): так и Отец называется стоящим одесную Сына, дабы мы узнали, что в Сыне и Отце достоинство одно. Псалом 109 Псалом Давиду. О сей надписи мы говорили многократно. Псалом сей относится ко Христу.*) *) Феодорит замечает, что сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии; так Он, спрашивая фарисеев, сказал: как вы думаете о Христе? Чей Он сын? говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид духом называет Его Господом, говоря: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, то как же Он Сын его? И никто не мог Ему ответствовать на слова (Матф. 22, 42). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида. А что Он был Господом Давида (т. е. по Божеству), того вовсе не знали. Почему Господь прибавляет то, чего не доставало, не отвергая того, что было признаваемо, но научая, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Итак, пусть скажут иyдеи, относящие сей псалом к Аврааму, от лица раба, и ариане и евмониане, относящие сей псалом к Богу—Слову до времени воплощения Его, и павлиане и савеллиане и фотиниане, относящие его ко Христу, как простому человеку. Ибо что они могут сказать на сии слова: из чрева прежде денницы Я родил Тебя? Слова Афанасия: Сей псалом пророчествует о рождении Господа по плоти и восхождении Его на небеса. Ст. 1. Рече Господь Господеви моему. Бог, говорит, Отец сказал к Богу, Сыну своему, по вознесении Его на небо. Если же и написано: Господь Бог наш, Господь един есть, то это написано отнюдь не для отвержения Единородного, но для различения и отделения Его от ничтожных богов. А слова: Рече Господь и Отец к Сыну, мы должны понимать, как прилично Богу, а не человеку, или богоприлично, а не человекообразно. Сии слова заграждают иудеям уста; ибо они совершенно не знают, что сказать на то, какие два Господа у Давида, из которых один родился из чрева прежде денницы (зари).*) Ибо явно, что это Христос—Бог и человек. *) Слова Феодорита: Если Давид—царь и при том царь благочестивый и удостоившийся пророческого дара, называет Владыку—Христа Господом, то посему Он не простой только человек, как утверждают безумно иyдеи, но и Бог, как Творец и Господь Давида; и общее наименование Их выражает торжество существа Их. Ибо Господь говорит Господу—Отец Сыну своему; а не Господь—творению и не Господь—созданию. Другие: Говорящего называют Богом, а слушающего—Зоровавелем. Итак, что будет Зоровавель? Господь Давидов? И как мог говорит тот, который и сам назван Давидом в воздаяние ему сим великой чести? Где он имел священство, притом странное какое-то и удивительное? Итак, слова: Господь Господу моему, сказаны о Христе. В еврейской же псалтири написано: «сказал, Иегова Иегове», что выражает единосущность Отца с Сыном; так как никакая тварь не называется Иеговою: одному Богу и одному божескому и не созданному естеству, а не какому либо другому—созданному естеству усвояется сие имя. Седи одесную Мене. Как наименованиями Господь и Господь выражается равночестие Отца с Сыном и наоборот Сына с Отцом; так и сидение по правую сторону на царском престоле— то же равночестие их показывается, ибо у коих сидение общее, у тех и царство общее. Посему да заградятся уста Ария и Евномия, пустословящих, что Сын не равен Отцу. Поскольку же, как бестелесные и неописанные не имеют правой и левой стороны, что свойственно только телам, то посему сидение здесь означает покой и наслаждение Божиим царством, а сидение по правую сторону показывает подлинность сыновства Сына и близость и равную честь.*) *) Слова Велик. Василия: Ибо если престол Божий, как мы уверены, есть наименование достоинства, то отдельное для Господа седалище по правую сторону Отца, что другое может означать, как не равночестие достоинства? И правая сторона выражает отношение к равному, впрочем так, что правая сторона не должна быть принимаема за телесную. Ибо иначе была бы и левая сторона. Но сии слова почтенными наименованиями сидения выражают величие сыновней чести. Итак, как из того, что Он занимает почетнейшее сидение по правую сторону, мы не можем заключать, что Он больше Отца; так и ты не говори, что Он выше, или ниже, но что Он равночестен и равен, как сие показывает и общее сидение. Кирилла: Правая сторона означает равночестность достоинства. Севира: Под правою стороною мы разумеем равночестность Сына с Отцом; ибо в отношении к бестелесному существу нельзя представлять ни правой, ни левой стороны. Тоже говорит и Исихий: А что не сам Сын усвояет себе достоинство царства и Божества (посему Павел говорит: не считал хищением равенство с Богом), но потому, что Отец благоволил к Нему и Сын имеет достоинство, то посему Он имеет царство и равночестие с Отцом. Итак, престол, по словам Евсевия, означает царское достоинство Его; сидение—непоколебимость, твердость и неподвижность пребывания Его на царствии; а по правую сторону значит общение в благах и правых дарованиях Отца. Феодорита: Великое означает сидение одесную и превышающее не только человеческую природу, но и всякую тварь. Впрочем, и это сказано по-человечески. Ибо как Бог Сын имеет вечный престол: ибо престол Твой, говорит, Боже, во век века. Так как не после креста и страдания Он удостоился такой чести, как Бог, но получил, как человек, то, что имел, как Бог: то поелику Он как человек принимает предложение: седи одесную Меня; ибо как Бог Он имеет власть вечную. Бож. Василий говорит и в другом месте: что же? Поелику сидит одесную, то посему и почтеннее? Но если бы Он имел честь от Самого Себя, то тогда был бы почтеннее; а если Он получил ее от своего Родителя, то это дар давшего. Дондеже положу враги Твоя (в) подножие ног Твоих. По Феодориту и Афанасию, под врагами здесь разумеет иудеев, эллинов, еретиков, и бесов; а слово дондеже не всегда отделяется от будущего времени, но часто означает: до некоторого времени, а прочее время не отвергается, но вместе с ним подразумевается, как теперь здесь, о чем и Григорий Богослов в первом слове о Сыне любомудрствовал, и мы, последуя Отцам, изъяснили слова евангелиста Матфея: доколе Она родила Сына своего первенца (Матф. 1, 25). Ибо если бы царство Христово ограничено было только до некоторого времени, а не было бы вечно, то как бы исполнилось изречение Даниилово: и царство его царство вечное (Дан. 3, 33); также: восставил Бог небесный царство, которое не рассыплется во веки (Дан. 2, 44). Или как окажется истинным то, что сказал Гавриил Деве: и царству Его не будет конца (Лук. 1, 33)? А когда слышишь, читатель, здесь, что Отец положил врагов в подножие ног Сына Своего; а у Павла, что Сам Сын полагает их в подножие Свое: ибо Ему, говорит, надлежит царствовать, доколе не низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. 15, 25), слыша, говорю, это не смущайся сим: ибо действие и сила обоих, как Отца, так и Сына одинаковы и дела их обоих общи. Потому что все покорятся Сыну, одни добровольно, а другие невольно, когда увидят Его сходящим с небес во второе Свое пришествие, о котором яснее учит Павел, говоря: дабы пред именем Господа преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних (Фил. 2, 10). Наконец подножием означает покоренных, сказывая почти так: доколе не положу врагов Твоих покоренными ногам Твоим.*) *) Феодорита: Итак, речение: доколе, не означает время, но это свойство божественного Писания, например: доколе не состареетесь Я есмь (Ис. 46, 4). Очевидно, что бытие Божие не ограничивается старостью людей, но Творец всех будет продолжать бытие свое и по состарении и скончании их.— Златоуста: Слыша говорящего пророка, что Отец полагает под ноги, не смущайся; ибо это сказано не потому, что Сын бессилен, поелику Павел говорит, что Он Сам полагает под ноги свои. Дела Их общи; почему и говорит: все мое Твое и Твое мое. Евсевия: Теперь, говорит, у Меня царствуй и владей моею честью и славою; и хотя враги церкви и противники Твоего имени истребляются и покоряются Твоим ногам медленно, но будет время, когда воспримешь царства над всем. Исихия: В настоящей жизни и Отец покоряет Сыну человечество и Сын покоряет оное Отцу; но по окончании сего века, когда все во всем происходящем будет Бог, тогда придя в совершенство созерцания и познания, мы увидим Отца в Сыне и Сына в Отце; почему и Господь говорил, что тогда придет Он в славе Отца.
|