КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом 100 9 страница36. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны (населенные). 37. И насеяша села (поля), и насадиша винограды, и сотвориша плод житен (рождения). 38. И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали. Бог, говорит, поселил в церкви своей тех язычников, которые прежде были голодны и нуждались в пище духовной; но после насытились в ней словом божественного учения; почему они и составили или построили города населения духовного, т. е. поместные церкви. Так ясны пророчества божественного Давида.*) Апостолы засеяли души человеческие семенем божественного проповедания, те души, которые прежде были одичалые и бессеменные, а равно насадили винограды, т. е. те христианские души, которые приносят плоды добродетелей и произвели плоды рождения духовного,**) которое произведено для Владыки Христа и веселит Его, благословившего апостолов, как говорит божественный Лука: подняв руки свои, благословил их (Лук. 24, 50). А известно, что чрез апостолов благословил и тех, которые приняли веру и проповедь апостолов; почему и умножились они; ибо от двенадцати и семидесяти апостолов возросли христиане во множестве до бесчисленных тысяч. Он и скоты апостолов не уменьшил, каковые скоты, по словам Исихия и Феодорита, суть ученики апостолов, которые, наподобие скотов, без рассуждения последуют за апостолами туда, куда они ведут их, принимая от них духовную пищу, как словесные овцы. И сии-то простые по нраву, ученики апостолов умножились и стали многочисленны, как говорит святой Лука в Деяниях: Господь же ежедневно присоединял спасаемых к церкви (Деян. 2, 47).***) *) Слова Исихия: Не город, а города; ибо у народа из язычников не один род правления, в котором населения добродетелей покрывают внутреннего нашего человека. **) Афанасий: Можешь узнать сии поля из слов сказавшего: вышел сеятель сеять семя свое. А под виноградами можешь разуметь церкви, как сказано: винограды наши цветут (Песн. 2, 13), или, по словам Исихия, поле любомудрия, ведущее к царству небесному. Так сказал Господь: царство небесное подобно сокровищу, сокрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил; то же царствие назвал и виноградником в притче о нанятых делателях; а плодом рождения тот плод, который упражнявшиеся в любомудрии Христовом и насадившие в нем добродетели возделывают в тридцать, в шестьдесят и во сто. ***)Слова Нисского: Или скотами называет покорную службу душевных движений, из которых каждое способствует нам в добродетели. Хороший скот есть ярость, когда она служит разуму, другой подобный же скот есть похоть, когда она некоторым образом носит на хребте своем душу и возводит на высоту, направляясь к горнему браздами разума. И все прочие скоты умножаются по благословению сему, когда услуга со стороны их бывает к чему либо высокому. Или, по словам Афанасия, скотами называет не образованнейших в церкви, но пасомых апостолами. 39. И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни. Давид, сказав прежде пророчество об успехе и умножении церкви Христовой, здесь пророчествует теперь об искушениях и гонениях, имевших, по словам Исихия, приключиться ей. Уменьшились, говорит, христиане, поскольку многие тысячи из них умерщвлены гонителями посредством различных терзаний и мучений за имя Христово. Они пострадали от скорбей и искушений и болезней, которые испытали от гонителей при расхищении имения их, гонений, биений и нанесения им бесчисленных бедствий.*) *) По словам Феодорита, Афанасия и Евсевия, сие сказывается об иудеях, т. е. что множество Иудейского народа пришло в такую скудость благ, что немногие и малочисленные из них находились, по благословению Божию, счастливы; а начальствующие их, т. е. книжники и фарисеи покрывались стыдом, быв преданы уничижению. Ибо те, которые некогда были знамениты и славны, совершенно сделались бесславными. 40. Излияся уничижение на князи их, и заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути. 41. И поможе убогу от нищеты, и положи яко овцы отечествия. Князи, говорит, и цари, и правители, которым, были подчинены христиане и от которых они были гонимы, по словам Исихия, подверглись уничижению и были у Бога, как ничто: потому что Бог попустил сим начальствующим быть в заблуждении. Ибо Писанию свойственно попущение называть произведением. Где же попустил им блуждать? В непроходной и утесистой, и не по ровному и гладкому пути, т. е. заблуждать в нечестивых и пагубных учениях обмана и идолослужения.*) Так поступил Бог касательно начальствующих и правителей. А народу христианскому, который бедствовал по причине нищеты и скудости, которую он предпочитал всему ради Христа, Бог помогал, и отечества христиан, находящиеся по разным местам, т. е. общества и собрания церковные, принял как свои овцы.**) А называет их отечествами, по причине сродства веры; потому что все христиане имеют одного отца Христа, Который называется и пастырем добрым, как полагающий душу Свою за овец Своих.***) *) Слова Феодорита: Сему подверглись и иудеи; ибо, оставив прямой путь, они следуют своим помыслам, к которым они совратились, и блуждают, не зная царского пути. Или по словам Нисского, глагол: ????????, употреблен в значении: рассыпал за то, что они возлюбили зло. Быть может, пророк взывает и к человеческой природе, блуждавшей в непроходном месте, а не по пути: есть другой путь, устраненный от заблуждения и спасительный, которому имя: истина, свет, жизнь, нетление; а тот путь, по которому вы скитаетесь, вне света и объят тьмою и ведет в стремнины и пропасти. Феодорита: Евреи в непроходном заблуждают, а народы, которые некогда были нищими, удостоились божественного попечения и приобрели духовное богатство. Бог не вводит в заблуждение, но запрещает оное; а непокорных оставляет без управления. А ходя без управления, они блуждают, скитаясь по разным местам. Исихия: Намерение нечестивых князей не было путем, ибо они не шли истинным путем—Христом; почему путь их был непроходен, по которому Бог попустил им блуждать. Ибо, предполагая прекратить быстро распространяющуюся веру чрез истребление мучеников, они заблуждали; поскольку ревность мучеников послужила ко славе и успеху ее. **) Исихия: Бедному, т. е. гонимому народу; ибо он был беден и не видел для себя от людей никакого попечения. Но в такой бедности Он помог ему. И как он не имел никакого пособия со стороны людей, а напротив того все преследовали его и народы и цари и князи, то Бог был помощником, в котором он победил всех врагов своих. ***) Исихия: Овцами назвал собрание мучеников, так как они были из различного рода жизни или достоинств. Их-то поставил, как овец, приняв смерть их за жертвы. 42. Узрят правии (праведные) и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя. 43. Кто премудр и сохранит сия? И уразумеют милости Господни? Все, говорит, выше изложенные пророком дела Господни, увидят правые, т. е. благочестивые христиане, которые идут по прямому и ровному пути Господню, и возвеселятся. А беззаконие, иначе беззаконные и нечестивые увидят оные и заградят уста свои, не зная, что сказать от удивления и недоумения, т. е. когда увидят проповедь евангельскую и веру во Христа распространившуюся и на царей и правителей.*) Наконец Давид присовокупляет и сие: кто премудр, тот соблюдет сие, только верует, что все то сбудется. Ибо тогда верующие познают сии милости Господа, когда они сбудутся и исполнятся в свое время.**) *)Беззаконием (по словам Евсевия) называет не самое действие, ибо это было бы непонятно, но или самого отца и учителя беззакония—диавола; или и каждого имеющего качества его. И у Захарии весьма хорошо беззаконие представляется в виде жены, потому что им изнеживается ум согрешающего и, обвороживаясь, приклоняется к удовольствию, а в виде таланта олова, заграждающего уста ее, Господь. Такова же некоторым образом и сила Христова в нас. Ибо когда она вселится в ум и сердце, то совершенно истребляет всякую скверну. Слова Нисского: Как блаженна та жизнь, в которой уста беззакония как источник мерзости, навсегда заграждаются и уже не оскверняют более жизнь человеческую смрадом. В этом состоит верховное благо, это верх надежды, это предел полного блаженства, когда природа наша уже не возмущается злом, но всякому беззаконно (а это есть изобретатель беззаконий, ибо это означает сие собирательное имя) заграждает те уста, голос которых был в начале причиною смерти для людей. Итак, когда все противное добру будет изгнано, тогда мы достигнем такого состояния, для изображения которого не найдется и слов. **)Слова Нисского: Поскольку действие мудрости двояко, одно состоящее в том, что она испытывает и исследует все полезное, а другое—в хранении всего найденного; то первое из сих действий, разумеется действие исследования, имеет некогда прекратиться, (т. е. в будущем веке), ибо для чего потребуется изыскание сие, когда искомое будет на лицо? А предоставляет только быть действующим второму, чтобы полученное благо могло сохраниться, при содействии нам в том мудрости. Какая же это мудрость, и что такое хранение благ? Она состоит в том, чтобы пользоваться Божиим человеколюбием не без разумения; ибо кто разумеет то, что получил, тот не может потерять то благо, которого удостоился. А кто милостью (благодатью) владеет неразумно, тот испытает участь слепых, которые, получив в свои руки жемчуг, или смарагд, или (другой) какой либо дорогой камень, бросают от себя прочь, как какой-нибудь обыкновенный камень, невольно теряя драгоценность, по незнанию доброты. Феодорита: Не всякий может разуметь и различить человеколюбивые дела смотрения Спасителева, или сохранить божественные законы, но только тот, кто имеет мудрость и разумение, и кто взывает ко Господу: открой очи мои и уразумею чудеса из закона Твоего. Златоуста: Видишь ли, что требуется разумение и нужна мудрость, чтобы знать человеколюбие Божие? Исихия: Итак, узнав, что он предсказал о хранителе закона, если желаешь мудрости, исполняй закон. Ибо успех и не малая польза для разумных есть исполнение его: при твоем хранении закона и другие уразумеют милости Божии. Псалом 107 Песнь, псалом Давиду. О сей надписи мы сказали в предисловии и во многих других псалмах.*) *) Слова Феодорита: Псалом сей имеет сродство с 56-м, и 59-м, как говорит несколько ниже и писатель Евфимий. Афанасия: В псалме семь возвещается дарованное народам богопознание. Ст. 1. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. *) *) Григория Богослова: Итак, блажен тот, кто одарен толиким умом, чье сердце уготовилось к величанию славы Божией и вмещает в себе невместимого никем, у коего, без сомнения, и язык должен исполниться радости и сделаться бряцалом божественного песнопения, и который восстает для славы, восстает в самое утреннее время и трудится дотоле, пока язык его не прилипнет к гортани, чтобы говорить Богу с Давидом: готово сердце мое. Феодорита: Очистилось жилище души моей, готово к принятию Св. твоего Духа, итак, пусть придет твой дар, дабы, восприяв мою славу, пророческую благодать, я мог послужить Тебе песнью. Другого: Как краски пристают к чистой шерсти, а если какой-нибудь остаток нечистоты находится в ней, тотчас легко теряется принятое ею; так и причастие Христово в святые и чистые души входит, а в тех, которые не таковы, вовсе не может жить. Ибо Дух Святой бежит коварства, как написано, и не может обитать в теле, обремененном грехом. 2. Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. 3. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех. 4. Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя. 5. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Все сие подобным образом написано и в 56-м псалме, что там и изъяснено нами. Одно и то же значат слова: увеличилась до небес милость Твоя, написанные там, с словами: велика на небесах милость Твоя, написанными здесь. А: востань, и востану, можно понимать и о воскресении Христовом, по разумению божественного Кирилла и Исихия; ибо Давид молится и говорит Христу: востань и воскресни, Господи, составляющий предмет псалмопения и песни моей; а Христос ответствует и говорит с обещанием, подлинно востану в раннее время, так как и, по словам Евангелиста Луки, Господь востал в глубокое утро. Христова же есть слава Давида, по словам Исихия, как родившийся от его потомства.*) *) Слова Нисского: Пророк, почувствовав в себе духа, призывает живые свои орудия — сокровенного и видимого человека к служению в песнопении. A Eвсевий под псалтирью разумеет силы душевные, под гуслями—чувства телесные, которые Давид возбуждает по причине имеющего быть в нем вдохновения Святого Духа. Исихия: Блаженное дело приготовлять сердце свое Богу. Ибо кто уготовляет его, тот и примет Его в сожительство свое. А приготовление сие мы должны приносить Ему сугубое. И как те, которые, имея принять царя, приготовляют ему дом, во первых очищая его, во вторых поставляя в нем нужные вещи; так и мы должны делать для Бога двоякое приготовление, одно, состоящее в очищении храма сердца, а другое, во внесении в него добродетелей и полезных дел. И когда так будет, то Бог не только придет к нам, но и проведет время у нас. Афанасия: Слово пророка состоит в созерцательном и деятельном навыке, по которому он имеет расположенность к нравственной и умственной добродетели. Исихия: Восстань, откуда? Из мертвых, которых Христос посетил, сошедши во ад, откуда он желает восстания Его, чтоб Он и вознесся, так как мы будем участвовать в славе Его на небесах. Ибо Бог не только воздвиг нас, но и посадил с Ним по правую руку свою на небесных. 6. Яко да избавятся возлюбленнии Твои. Точь-в-точь это помещено и в 59-м псалме. Возлюбленные суть новые люди—христиане, почему и написано: возлюбя своих сущих в мире, Он возлюбил их до конца (Иоан. 13, 1). Спаси десницею Твоею и услыши мя. 7. Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю Сикиму и удоль селений размерю. 8. Мой есть Галаад и мой есть Манассий и Ефрем заступление главы моея. 9. Иуда царь мой, Моав коноб (котел) упования Моего; на Идумею наложу сапог мой. Мне иноплеменницы покоришася. 10. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? 11. Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших. 12. Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. 13. О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наши. Все сии слова также написаны в 59-м псалме. Посему изъяснение их можешь найти там. Хотя они несколько и различаются в словах, но мысли содержат одни и те же. Не удивляйся, читатель, тому, что Давид многократно пишет одни и те же слова в различных псалмах. Поскольку это свойственно еврейскому языку и особенно божественным пророкам—сказывать, или повторять одно и то же для большого вразумления слушателей. Псалом 108 В конец. Псалом Давиду. О сей надписи мы говорили многократно в различных псалмах. Настоящий же псалом по-видимому делает проклятие: но сии проклятия суть пророчество о тех бедствиях, которые имели постигнуть предателя Иуду и других некоторых. Таковой вид проклятий обыкновенен в предсказаниях пророков, чему находятся примеры в священном Писании. Так и Иисус Навин, при разделении 12-ти колен, когда они вошли в землю обетованную, получил повеление от Бога одни племена благословлять, а другие проклинать; но как благословение, так и проклятие были предсказаниями о тех благословениях и проклятиях, которые имели последовать с ними, а не самые благословения и проклятия, хотя они и произнесены в таком виде, как о том пространно излагает божественный Златоуст в предисловии к сему псалму.*) *) Слова Евсевия: Сей псалом относится к лицу Христову. Афанасии вместе с Феодоритом говорит, что он изображает страдания Христовы и приготовляемый для Иуды и Иудейского народа наказания. А что сказывается желательно, или в виде повеления, как то: диавол да станет одесную его, и когда будет судиться, пусть выйдет осужден, это, говорю, сказывается, как предсказание или пророчески, вместо: станет и выйдет: ибо он не желает, чтоб это случилось, но предсказывает, что сие случится, за его злодеяние. Феодорита: К сей милости руководствует нас ясно и великий Петр, обвиняя Иуду в предательстве и выводя из сего доказательство о пророчестве. Некоторые любопытные, исчислив в сем псалме клятвы, нашли их числом тридцать, которые и воздаются Иуде за тридцать сребреников, по получении которых сей несчастный продал Спасителя Господа. С ним свидетельствует и мудрый Никита во своде Псалтири, говоря: при исследовании ты найдешь, что клятвы произнесены на Иуду числом тридцать, столько, сколько он получил за предательство сребреников. Ст. 1. Боже, хвалы моея не премолчи (не прекрати). Мы полагаем, что настоящий псалом составлен и произносится от лица Владыки Христа, Который, по словам Феодорита, просит Отца, как человек о продолжении жизни. Он так говорит: Боже и Отче мой! не прекрати хвалы, приносимой Тебе Мною от лица тех, которые, видя производимые Мною чудеса, прославляют Тебя. Или не прекрати молчанием хвалы моей, которою превозношу Тебя, потому что все, что ни произвожу, по словам Евсевия, отношу к Твоей хвале и славе. Или говорит: не прейди молчанием моления моего, соединенного с хвалою.*) *) Слова Феодорита: Это говорит Владыка Христос. Как человек, Он молится, исполняя меру правды человеческой; а как Бог, Он принимает искренние молитвы молящихся. А хвалою называет страдания. И в божественном Евангелии они называются славою: пришел, говорит, час прославиться Сыну человеческому. 2. Яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася. По Феодориту и Евсевию, под грешником и льстивым ты должен разуметь здесь Иуду, который отверз уста свои на Христа Спасителя и совещался с архиереями и старцами народа о предательстве.*) *) Исихия: Указывает на Иуду, уста которого мы найдем отверстыми, во первых, как у грешника, во вторых, как коварного против Господа. Ибо как грешник и беззаконный, он говорил иудеям: что вы дадите мне, я вам предам Его? А как коварный, сказал Иисусу: радуйся, Равви, и облобызал Его, дав пришедшим взять Его знаком предательства лобзание. Глаголаша на мя языком льстивым. 3. И словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. Иуда, говорит, и иудеи говорили против Меня, составляя коварства и злоумышления и говоря слова ненавистные: потому что иудеи, многократно окружая Господа, говорили такие слова, возбуждающие ненависть, обвиняя, ругаясь и вопрошая с злым намерением и лукавством и ведя против Него брань напрасно и без всякой благовидной причины.*) *) Златословесного: Видишь ли лукавство в высшей степени? Сие-то особенно оскорбляет Бога, когда упражняющиеся в злых делах производят оные с намерением и обдуманностью и великим старанием. Иное дело запутаться в оных, увлекшись и обманувшись ими, и иное производить оное с лукавством, а еще более увеличивается сила, когда поступают лукаво с немеющим лукавства и благодетелем и более достойным любви. Исихия: Ибо не имея никакого повода ко вражде, или ненависти, они однако же ненавидели Его и хотели умертвить, и словами ненавистными окружали тогда, когда, обступив его в собрании во дворе Каиафы, поставили и лжесвидетелей. А говорили на Него языком коварным, когда, встав архиерей, говорил Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Ибо они вопрошали о сем не потому, что желали узнать, но чтобы, как им было угодно, составить обвинение в богохульстве. 4. Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся. Иудеи, говорит, в то время, когда бы надлежало любить Меня, как благодетельствовавшего им и словом и делом, совершенно напротив того клеветали и лгали на Меня, называя обманщиком, беззаконным, и богопротивником.*) Но Я не помнил им зла; напротив того Я молился о них; так Господь положил и нам закон в Евангелии—молиться за врагов и оскорбляющих нас, чем бы то ни было. Или Я молился, призывая помощь Твою, Отец мой. Ибо святые Евангелисты повествуют, что Господь различно и часто молился Отцу. *) Исихия и Евсевия: Надлежало Его любить, как благодетеля и врача не только тел, но душ; а они составляли на Него клеветы и лгали на Него пред Пилатом. 5. Положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое. Иудеи, говорит, приготовляли Мне зло за те благодеяния, которыя получали от Меня и за любовь, которую Я имел к ним, они напротив того ненавидели Меня. 6. Постави на него грешника. Поставь, и подобные сему выражения имеют только вид повеления, или желания, а сказываются пророчески и имеют значение будущего времени, вместо: будет начальствовать или станет, по Феодориту и Афанасию. Грешник, говорит, т. е. диавол, будет начальствовать над Иудою. Ибо, как написано, вошел в него сатана (Иоан. 13, 27). Или: поставь, должно принимать вместо: попусти стоять над ним, по тому обыкновению, по которому Писание, как мы замечали многократно, попущение называет действием.*) *) Исихия: Как Бог называется праведным и представляется радующимся о правде (ибо праведен, говорит, Господь и правды возлюбил); так диавол — грешником, как грехолюбивый; и не только—он грешит, но и соглашающимся внушает грешить. Ему-то стоять над Иудою желает, так чтобы начальствовал над ним, как над бесами. Ибо предатель, наравне с ними, сделался его участником. И диавол да станет одесную его. Диавол, говорит, будет стоять одесную Иуды, т. е. сблизится с ним. Ибо стояние с правой стороны приписывается близким.*) Потому-то и праведники удостаиваются стояния одесную Бога. Можно еще понимать иначе, что станет у него по правую руку диавол, т. е. что он, как изъясняет Василий и Евсевий, похищает правые его действия. Хотя же и написано у Захарии об Иисусе, великом архиерее, что диавол стоял по правую руку его; но там приложено и то, чтобы противиться ему: и показал мне Господь Иисуса, великого иерея, стоящего пред лицом Ангела Господня; и диавол стоял по правую руку его, чтобы противиться ему (Зах. 3, 1), т. е. стоял с правой стороны его, противодействуя правым его делам. *) Слова Василия великого: Диавол стоит по правую руку, разрушая некоторым образом правое, т. е. расхищая добрые дела его. Ибо он враждует не только против принадлежащих к левой стороне (слабых) наших действий, но и против правых и похвальных. Исихия: Не только не мог быть прощен в том, что он, будучи учеником такого Учителя, продал Его, но даже и в страсти сребролюбия, против которой Христос, снисходя к его немощи, вверил ему ящик (с деньгами), чтобы предатель не имел нужды и в деньгах. Дидима: Не у всякого одно и то же считается правым, но у старательного умны дела и составляют добродетель, а у нерадивого чувственны и порочны. Итак, при делах правых святого стоит Бог, а при делах грешника диавол. 7. Внегда судитися ему, да изыдет осужден. Когда, говорит, Иуда будет судим своею совестью, он выйдет осужден, и из судилища совести и собрания иудейского. Так и написано: раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь неповинную. Они же сказали: что нам до того? смотри сам (Матф. 27, 3); ибо несчастный был осужден и от своей совести и от иудеев, которых слово обвинения и осуждения было сие: ты увидишь.*) *) Другой говорит: На будущем, говорит, суде не будет иметь ничего к оправданию своему; потому что он и Учителем был любим и не имел нужды в деньгах, как имевший вверенным ему ящик. И молитва его да будет в грех. Молитва, говорит, Иуды будет безуспешна; потому что когда Иуда предался на сторону иудеев, врагов Христа, конечно молился вместе с ними об истреблении Христа и памяти Христа. Или вообще говорит, что Иуда не достигнет искомаго по причине своей строптивости.*) *) Другой говорит: Или потому что и самая молитва приступающим к ней нечестивцам вменится в грех и умножит им бедствия, как недостойно дерзающим беседовать с Богом. И о каком благе может молиться сребролюбец? Феодорит: Выйдет осужденным, вместо: будет предатель лишен всякого оправдания. Посему на суде будет осужден и приносимая им молитва увеличит обвинение, за то, что он не незнал благодетеля, но еще наслаждался божественными Его словами, и не только был самовидцем величайших чудес, но и самопроизводителем, получив от Него власть на сие. 8. Да будут дние его мали, и епископство (достоинство) его да приимет ин. Скоро, говорит, Иуда умрет, ибо, прожив, по предательстве своем, не много, тотчас, по Феодориту, пошел и повесился. А апостольское его достоинство получит, говорит, другой, т. е. Матфей, избранный по жребию вместо Иуды, как повествует верховный Петр о сих словах Давида в Деяниях (гл.1,20); так как апостолы были блюстители (епископы) и хранители и пастыри верующих во Христа.*) *) Слова Феодорита: Это случилось не с Иудою только, но и со всеми неверными иудеями. Ибо по прошествии немногих лет после креста (т. е. 40 лет), весь род стал опустошен; и одни из него истреблены, а жены их с детьми отведены в рабство. Другой говорит, что достоинство иудеев получили христиане. Дидим: Дни всякого предателя истины, каше имел до измены истине, будучи просвещаемы истинным светом, будут малочисленны. Исихия: Будучи поставлен апостолом наравне с прочими апостолами на всю вечность, немногие дни сохранил свое достоинство до предательства. 9. Да будут сынове его сири, и жена его вдова. Сии слова и последующие за ними нельзя разуметь об Иуде, ибо ничего не упоминается в Писаниях ни о жене, ни о детях Иуды; почему Златоуст говорит, что Давид сим предсказывает о ком-то другом, злоумышлявшем против священников по возвращении иудеев из Вавилона в Иерусалим, на котором и исполнилось сие ясно.*) *) Златоуст присовокупляет и сие: Трудолюбивейшие, занимающиеся историею, знают сие (где, же она написана, не знаю). Евсевий говорит: Прилично и ясно в простых словах (буквально) сбылось это над предателем, когда он повесился, ибо и дети его сделались сиротами и жена его стала вдовою. Другой говорит: Есть и сиротство иное полезное. Это видно из того псалма, в котором Творец молится о том, чтобы дети Иуды лишились злого сего отца, чтобы не имели злого учителя жизни, который по причине недуга сребролюбия позволил себе бесчестное дело татя и предателя. 10. Движущеся (скитаясь) да преселятся сынове его, и воспросят; да изгнани будут из домов (развалин) своих. Сыны, говорит, злоумышлявшего на священство, будучи обеспокоиваемы, будут удалены от дома своего, сделаются переселенцами, то есть просящими милостыни, и сверх сиротства будут терпеть и нищету, изгнание из домов своих, так что уже не будут допускаемы к жительству в них. А сими домами называются развалины и опустошенные дома, потому что и сыны такового человека будут нести таковое наказание, как соучастники злодейства отца своего. 11. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. Заимодавец, говорит, покушавшегося на священство потребует, по смерти его, всего имения его, требуя долга, который дал ему при жизни его; и чужие и нечестивые расхитят все оставшиеся его вещи по уплате заимодавцу.*) *) Феодорита: Это говорится об иудеях, имение которых расхитили римляне. Почему и Симмах говорит: пусть соберет взыскатель (собиратель податей) все имение его. А сии собиратели суть римские цари, производящие, по словам Евсевия и Феодорита, налоги податей. Они-то расхитили все иудейское, тщательно пересматривая все, чтоб и утаенное отыскать и присвоить себе. 12. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй (сострадательнаго) к сиротам его. Не найдется, говорит, по смерти злоумышлявшего против священства, ни один помощник и защитник ему; и никто не покажет милости или сострадательности к сиротам его; так как и они участвовали в злонамеренности отца своего.*) *) Феодорита: После сего, когда неприятели отняли у них все принадлежавшее им, никто не будет пещись о них, и даже дети не удостоятся пощады. Исихия: Ибо когда милосердый Бог отвратится от них и сказав: се оставляется дом ваш пуст, то кто уже помилует и пожалеет их? 18. Да будут чада (потомки) его в погубление; в роде едином да потребится имя его. Дети, говорит, наветовавшаго на священство, будут истреблены не просто, но бездетными, не оставив по себе преемников рода своего. Ибо далее говорит, что будет истреблена и память его, заключавшаяся в пределах одного рода, т. е. в роде только детей их, так что не будет у него внуков.*) *) Сие, по Феодориту, сбылось на иудеях, имя которых изгладилось в одном роде; поскольку, по истечении 40 лет по вознесении Христовом, они подверглись всеобщему погублению, и они не имеют и царей, так ,что не осталось и имени фарисеев и прочих. 14. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится. Беззаконие, говорит, предков злоумышлявшего на священство, т. е. отца и деда да воспомянется, и они или действовали вместе с ним или научили его злу. А воспомянется грех, сказано вместо: не будет пропущен без внимания, или не будет прощен. Притом и грех матери его не будет заглажен; ибо и она вместе с предками его будет осуждена, где грехом и беззаконием называет или их содействие ему, или наставление его во зле.*) *) По Феодориту, и сие исполнилось на народе иудейском. А грехом, пришедшим на главы отцов их, называет тот, который состоял в убиении пророков согласно с сказанным от Господа, что вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля, до крови Захарии, взыщется от рода сего. Итак, как добродетель отцов часто искупляла согрешивших детей, как например вера Авраама—иудеев, и благочестие Давида—Соломона; так и злонравие отцов, может навлечь наказание на подобных им детей. Ибо не окажется ни откуда никакого повода к пощаде. А отцами иудеев называет бывших в разные времена нечестивых; материю же—злонравную синагогу, или и Иерусалим, в котором они дерзнули на злодейство ужасного убиения Христа. Дидима: Отцы Иуды, быть может суть родившие его на предательство и те, которые поощрили его к сему посредством дачи сребреников, и еще сатана, который вложил в сердце его предать Господа и князья, имеющие мудрость века сего, о которых и Павел сказал: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
|