КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Признание и награды· 1926 — Народный артист Республики Роли в театре · 1886 — «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма — Капитоша · 1888 — «С места в карьер» Д. А. Мансфельда — Сапожный подмастерье · 1891 — «Школьная пара» Е. М. Бабецкого — Степан · 1896 — «Невпопад» А. Людвигова-Маевского — Фёдор Слёзкин · «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Вово · «Сверчок» М. де Вальдене и А. Кейзера — Дидье · «Лес» А. Н. Островского — Теренька · 1896 — «Трильби» Г. Ге — Жакко · 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — царь Фёдор Иоаннович · «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому — Раскольников · «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Дмитрий Карамазов · «Привидения» Г. Ибсена — Освальд · «Тётка Чарлея» Б. Томаса — Лорд Френкерт Баверлей · «Строитель Сольнес» Г. Ибсена — Сольнес · 1927 — «Бетховен» М. Я. Жижмора — Бетховен · «Лорензаччо» А. Мюссе — Лорензаччо · «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Арнольд · «Бранд» Г. Ибсена — Бранд · «На дне» М. Горького — Актёр · «Макбет» У. Шекспира — Макбет · «Царь Дмитрий Самозванец» А. С. Суворина — Дмитрий · «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Фёдор · «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков · «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет · «Отцы и дети» по И. С. Тургеневу — Аркадий · «Орленок» Э. Ростана — Герцог Рейхштадский · «Павел I» Д. Мережковского — Павел I · «Евреи» Е. Н. Чирикова — Нахман · «Горе-злосчастье» В. А. Крылова — Рожнов Фильмография · 1913 — Преступление и наказание — Раскольников · 1914 — Царь Фёдор Иоаннович — царь Фёдор Иоаннович · 1915 — Привидения — Освальд · 1915 — Бранд — Бранд Произведения · Орленев П. Н. Жизнь и творчество русского актера П. Н. Орленева, написанные им самим. — М. — Л.: Искусство, 1961. — 344 с. Тема 3. Литература · Бруштейн А. Я. Страницы прошлого. — М., 1952 · Кугель A. P. П. Н. Орленев. — М.; Л., 1928 · Марков П. А. Орленев // Марков П. О театре. — Т. 2. — М., 1974 · Марков П. А. Театральные портреты: Сб. ст. — М.; Л., 1939 · Мацкин А. Орленев. — М., 1977 · Родина Т. М. П. Н. Орленев. — М.; Л., 1948 Тема 4. Блистательный «убийца»
В августе 1900 года на сцене Двинского городского театра играл известный русский трагик – артист Петербургского Малого театра Павел Николаевич Орленев. В Двинск на гастроли Павел Орленев со своей труппой приезжал неоднократно. Двинчане имели возможность видеть звезду русской драматической сцены в лучших его ролях. Он играл Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание» и царя — в пьесе «Царь Федор Иоаннович». Успех Орленева на спектаклях был грандиозным. Обладая уникальными способностями воображаемое воспринимать как реальность, артист фактически не играл, а жил на сцене. Подобное действо производило на публику поразительное, а иногда и жуткое впечатление. А если учесть, что «Преступление и наказание» Достоевского — произведение весьма сложное в психологическом плане, то образ убийцы-теоретика Родиона Раскольникова, созданный Павлом Орленевым, двинчан ошеломил. Считая себя сильной личностью и пытаясь подняться над «тварью дрожащею», герой Орленева убил старушку-закладчицу и ее сестрицу и обрек себя на невыносимые муки совести. Артисты играли без суфлера и, забыв слова, не стеснялись вносить в текст собственные изменения. Но, тем не менее, двинская публика так разогрелась с ходом спектакля, что, несмотря на отсутствие буфера и вынужденную необходимость из-за этого прогуливаться в антракте на свежем воздухе, не скупилась на вызовы. Труппа играла великолепно, но слава досталась одному Орленеву. Некоторые из зрителей объясняли это, скорее, не игрой, а репутацией артиста. Пьесу «Царь Федор Иоаннович» двинский зритель встречал с меньшим восторгом, что было само по себе невероятно, потому как именно роль царя принесла Орленеву известность по всей России. Тема 5. «Актер-неврастеник»
Во время учебы в гимназии Павел Орленев (подлинная фамилия — Орлов) не выделялся хорошей успеваемостью — не помогали и многочисленные гимназисты-репетиторы. Как впоследствии вспоминал сам артист, вместо того, чтобы готовить заданные уроки, Павел рассказывал приятелям о спектаклях, читал, копируя актеров, и так заразил их театром, что трое его репетиторов стали профессиональными артистами. Отец Павла, мелкий московский купец из крестьян, чуть не сошел с ума, узнав, что в тайне от родителей 12-летнее чадо дебютировало в спектакле артистического кружка. Но упрямый подросток успешно прошел прослушивание и стал учиться на драматических курсах при столичном Малом театре. Талантливого актера заметили сразу и стали приглашать к себе в постоянный штат лучшие столичные театры, а он предпочитал кочевую жизнь артиста-гастролера. Профессия актера приносила приличные доходы, например, после очередного гастрольного турне Орленев мог легко купить дом в Петербурге или земельный участок в Крыму. Но такая жизнь требовала разрядки, и Орленев разряжался по-русски: в ресторанах и с барышнями. Он был трагически похож на своих героев, его красивое и худощавое лицо было нервно подвижным, выражение бесшабашной удали на его лице легко сменялось усталостью и разочарованием. Орленева называют основоположником такого актерского амплуа, как «актер-неврастеник». К сожалению, история не сохранила воспоминаний об Орленеве в нашем городе вне спектаклей, но известно, что он был постоянным завсегдатаем шикарных петербургских ресторанов, отдавая предпочтение изысканной «Вене». Этот ресторан называли Меккой российской богемы: артистов, художников, писателей. «Вена» открывалась в 12 часов пополудни и до 3-х часов в нем подавали только завтраки. В стандартный заказ, который не брезговал делать и Павел Николаевич, обычно входили: завтрак на 75 копеек, на 20 копеек две кружечки пива, графинчик водки на 40 копеек, на чай слуге 20 копеек, а швейцару — 15, итого лишь рубль и 70 копеек. С 15 до 18 часов в «Вене» наступало время обедов, к полуночи начинали съезжаться артисты после вечерних спектаклей и влоть до 3-х ночи ресторан был полон. Меню отличалось изысканностью, продукты были наивысочайшего качества и свежести. Но не это привлекало сюда богему — привлекала возможность пообщаться с себе подобными. Павла Орленева часто видели в кругу двух Александров: писателей Куприна и Амфитеатрова. Здесь часто бывал Федор Шаляпин, которого связывала с Орленевым многолетняя дружба.
|