Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 7. История Востряковского театра




 

Так называемый «Орленевский театр для народа» существовал на домодедовской земле в 1913 - 1915 годах. В 1913 году П.Н. Орленев купил около станции Востряково Павелецкой железной дороги в районе местечка «старых дач» небольшой хуторок на одной десятине земли с маленьким домиком. Он давно мечтал об этой покупке для постройки «театра под открытым небом», в котором могли бы собираться для просмотра лучших пьес мирового и русского искусства все желающие из народа.

Весной 1913 года П.Н. Орленев начал строить театр, наняв десять плотников, среди которых четверо были мастерами по театру.

Когда театр был готов, из Москвы был приглашен декоратор и можно было уже ставить пьесы, исправник запретил в самой категоричной форме открывать театр в селе. Тогда Орленев бросился к своим влиятельным знакомым и высшим театральным чиновникам, но никто не мог или не хотел помочь ему. Выручил случай. На Павелецком вокзале Орленев встретил бывалого кино-администратора Дранкова, и здесь же, в вокзальном буфете, он дал Орленеву совет вывесить у театра объявление о том, что в такой-то день в павильоне будет производиться бесплатно киносъемка. На киносъемку, необычайно популярное мероприятие в те годы, было сразу получено разрешение от исправника.

Когда в назначенный день и час собрались жители окрестных деревень, оператор с треском начал крутить огромный киноаппарат, и началось представление. Пришедшие на киносъемку повернули головы к сцене и как завороженные просмотрели весь спектакль, лишь изредка вспоминая о киноаппарате, который тихо потрескивал в стороне. Киноаппарат тот был фальшивый, а кинематографисты делали вид, что снимают. Таким образом Орленев провел местные власти и затем на собственный страх и риск ставил пьесы для народа.

Перед каждым спектаклем два наряженных мальчика верхом на лошадке, сидя друг к другу спинами и держа в руках красочные плакаты и объявления о спектакле, объезжали окрестные деревни. Например, одна из надписей гласила: «Собираться всем, всем бесплатно в Востряковский театр к часу дня. Пойдет «Горе-злосчастье», семейная драма из чиновничьей жизни с объяснениями для крестьян лектора В.В. Ермилова. (Этот лектор был отцом известного впоследствии литературного критика, писателя и редактора В.В. Ермилова.)

Зрителей собиралось много, в одной из московских газет сообщалось, что «зрителей много - до двух тысяч человек».

Некоторые старожилы помнили, как задолго до спектакля собирались зрители в театр Орленева.

Павел Николаевич Орлов (Орленев) родился 6 марта (22 февраля ст. ст.) 1869 года в Москве на Рождественке в доме графа Торлецкого. Его отец Николай Тихонович Орлов происходил из крестьян Дмитровского уезда Московской губернии. Он рано стал работать мальчиком в магазине купца Пелецкого. На двадцатом году он женился на племяннице хозяина, урожденной Клуддо. Вскоре Н.Т. Орлов стал старшим приказчиком и компаньоном своего хозяина, а после его смерти - владельцем магазина, «Конфекцион на Рождественке».

Н.Т. Орлов вел торговлю с купцами из многих провинциальных городов России.

Павел Николаевич Орленев рассказывал, что один богатый сибирский купец, ведший с его отцом большие дела, вдруг обанкротился и не знал, чем возместить долг. Он нашел-таки выход - прислал в виде скромной компенсации четыре больших ящика с книгами, в трех из них были театральные пьесы. Николай Тихонович Орлов, удивившись посылке, тем не менее стал читать присланные книги. Чтение книг так подействовало на Николая Тихоновича, что он стал посылать разорившемуся купцу деньги в Сибирь.

Н.Т. Орлов-театрал особенно любил ходить в Малый театр смотреть спектакли с великими артистами М.С. Щепкиным, П.М. Садовским, А.П. Ленским, а также с великими артистками М.Н. Ермоловой, Г.Н. Федотовой и другими.

Н.Т. Орлов не только читал пьесы, но даже стал изучать их наизусть, читал монологи из «Разбойников», «Гамлета» и других классических пьес, повторяя в коронных ролях первых актеров Малого театра - от Щепкина до Южина, а заодно и первых актрис. Вечера декламации для юного Павла Орлова были праздниками.

Павел легко выучивал роли. Своей любовью к артистической деятельности Н.Т. Орлов особенно сильно повлиял на сына, на выбор им профессии артиста.

Павел Орлов был отдан в пансионат во 2-ю гимназию на Разгуляе (известном доме А.И. Мусина-Пушкина). Павел Орлов стремился к путешествиям всю жизнь, еще в гимназические годы он, будучи во втором классе, вместе с одним товарищем «бежал к индейцам в Южную Америку», но на одной подмосковной станции их вернули домой. Павел в детстве стал увлекаться спортом, тренировался в фехтовании. Он жил своими интересами, в своем мире, не задумываясь над теми драмами, которые назревали в его семье. Тяжело страдал старший брат Орлова, часто повторялись приступы меланхолии у матери. В минуты самых сердечных исповедей он не касался этой тяжелой темы.

Пансионером Павел Орлов во 2-й гимназии был всего два года, а по субботам и воскресеньям он вместе с отцом посещал Малый театр, где видел Ермолову, Ленского…

Однажды Орленев увидел Василия Николаевича Андреева-Бурлака в Летнем императорском театре в Петровском парке, которого он любил и впоследствии считал своим учителем.

Из 2-й гимназии Павла Орлова исключили, так как учитель латинского языка попросил его тетрадь по языку, а в ней был написан один монолог из пьесы.

Отец устроил сына в первую прогимназию, расположенную на углу Каретного Ряда и Оружейного переулка, хотя он умолял отца отдать его в театральную школу.

Товарищ по гимназии Григорий Молдавцев, который тоже хотел поступить в театральную школу, принес однажды Павлу Орлову газету с объявлением о приеме в драматическую школу. Обращаться следовало к Гликерии Николаевне Федотовой, и был указан адрес.

Два товарища ушли с уроков из гимназии и направились к Федотовой.

Через два месяца открылась драматическая школа. Преподавателями были И.А. Правдин и Г.Н. Федотова. На экзаменах присутствовал великий драматург Александр Николаевич Островский.

Вспоминая лето 1886 года много лет спустя, Орленев рассказал, что видел великого драматурга А.Н. Островского и что это повлияло на выбор его профессии.

Александр Николаевич Островский в протоколе испытаний, бывших на сцене Малого театра в марте 1886 года, записал: «...у очень молодого артиста (Орлова) хорошие задатки, хотя он и недостаточно подготовлен». Но сказал: «Этого надо взять».

Павел Орлов видел А.Н. Островского только раз, но это запомнилось ему на всю жизнь.

Со школой Павел Орлов выехал на постановки в село Сабурово, находившееся в нескольких верстах от Сергиева Посада. Там гимназисты узнали о внезапной кончине А.Н. Островского.

А через месяц театральная школа окончательно закрылась.

В юношеские годы Павел Орлов, прочитав брошюру под названием «Можно ли в Москве торговать честно?», бросил гимназию и отправился в скитания по России. Это было в 1886 году.

От отца Павел Орлов ушел, и ему стало негде ночевать. Однажды в шесть часов утра он дремал на скамье на Страстном бульваре. Откуда-то возвращался в это время актер Жариков, увидев Павла Орлова, удивился и спросил: «Орлов, что ты делаешь?» Павел рассказал про ситуацию, в которую он попал, и Жариков предложил ему отправиться к Пушкину-Чекрыгину, который набирал труппу для гастролей в Вологде. Антрепренер Пушкин-Чекрыгин предложил Орлову подписать контракт на 25 рублей в месяц. Для Орлова этот контракт был удачей. В Вологду Павел Орлов ехал вместе с Григорием Молдавцевым.

В Вологде П.Н. Орлов сыграл такие главные роли, как роли царя Федора в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К. Толстого, Раскольникова и Дмитрия Карамзина по романам Ф.М. Достоевского, и многие другие.

Во второй половине сезона Орлов вернулся в Москву, наступил Великий пост. Вторая гастрольная поездка у Павла Орлова состоялась в Ригу, контракт был заключен с артистом-антрепренером М.И. Бабиковым.

Однажды Павел Орлов прочитал в каком-то романе о герое - белокуром Орленеве. Этот герой очень понравился Павлу, и с той поры он стал играть на сцене под фамилией Орленев.

П.Н. Орленев в своей книге «Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим» об успехе, который пришел к нему с постановкой «Царя Федора Иоанновича» в 1898 году, писал: «На другой день я проснулся знаменитым - Имя мое было у всех на устах. Голова моя от счастья затуманилась. Появилась масса поклонников, пошли кутежи по ночам...»

Знаменитый в те годы фельетонист В.М. Дорошевич написал: «Орленев из сапожников попал в цари и стал пить как сапожник...»

Спектакль «Царь Федор Иоаннович» шел ежедневно, к Орленеву приезжали князья, генералы, министры, прося поставить автографы на фотокарточках, приглашали нарасхват.

«Но однажды Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, - пишет П.Н. Орленев, - привез мне письмо от Игнатия Николаевича Потапенко, который меня упрашивал приехать к нему на вечер, говоря, что у него встречу Илью Ефимовича Репина и Веру Федоровну Комиссаржевскую. Я очень рад был увидеть их и согласился. Илья Ефимович с тех пор ко мне очень привязался, даже пробовал писать с меня портрет... Здесь я встретился впервые с Владимиром Сергеевичем Соловьевым, от лица и глаз которого я не мог оторваться».

Как признавался П.Н. Орленев: «Я любил бывать, так это у Николая Георгиевича Гарина-Михайловского... Он был другом нашего театра и ставил там свою пьесу «Орхидея»...

После успехов в «Федоре» каждую неделю наша труппа артистов собиралась у Н.Г. Михайловского. Вокруг него всегда было много молодежи, студентов и курсисток. Все они его очень любили».

А.С. Суворин, очень хорошо относившийся к П.Н. Орленеву, говорил: «Что вы никогда не попросите меня написать о себе?..»

В первые годы XX века на путях странствий Орленева Ялта была самым любимым местом пребывания.

Чаще всего Орленев бывал в Ялте ранней осенью, где можно было встретить знаменитых русских людей: Максима Горького, Леонида Андреева, Ивана Бунина, Марию Ермолову, Владимира Немировича-Данченко, Сергея Рахманина.. Орленев любил бывать в доме А.П. Чехова, с которым он дружил многие годы. Здесь он встречался с О.Л. Книппер и A.M. Горьким.

Павел Николаевич Орленев встречался со многими выдающимися деятелями литературы и искусства, знаменитыми писателями и артистами, художниками и учеными, политиками. Он встречался с Ф.И. Шаляпиным у известного артиста Мамонта Дальского. А Гиляровский бывал у Орленева в театре. Известно, что А.С. Суворин и К.С. Станиславский хлопотали о разрешении ставить «Царя Федора».

П.Н. Орленев писал: «Через несколько дней я пошел в Художественный театр к Тихомирову и встретился там со Станиславским... На прощание он сказал: «Хотите в мою труппу? Приходите ко мне сегодня вечером часов в восемь, и поговорим серьезно». Я обещал быть и находился целый день в каком-то тумане. Я боялся идти, боялся власти его гения...»

Антон Павлович Чехов, с которым я встречался в 1902 - 1903 годах, много раз убеждал меня бросить скитальческую жизнь и пойти на работу «к художникам». «Там вы себя найдете... Константин Сергеевич поможет вам, я несколько раз говорил об этом с ним».

О пребывании в гостях у А.П. Чехова Орленев писал: «В Ялте я очень часто бывал у Антона Павловича Чехова, с ним чувствовал себя легко и свободно, несмотря на все мое перед ним преклонение».

Считая своим учителем В.И. Андреева-Бурлака, П.Н. Орленев о нем писал: «Это был талант глубокий, неведомый, одинокий и свободнейший художник, который из одного себя творит театр».

В Петербург Орленев приехал в начале 1901 года. До этого к нему в Кострому приезжал Набоков и по поручению Суворина предложил вернуться в его театр. Орленев ждал этого призвания, но вернулся на своих условиях.

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F0%EB%E5%ED%E5%E2,_%CF%E0%E2%E5%EB_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты