КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ребенок плоть от плоти моей и потому мое продолжениеЭто первое из них. В данном случае собственные жизненные ценности родитель непременно хочет вложить в свое дитя. Дитя — продолжатель его дела, обычаев, традиций. В таком восприятии при всей праведности внешней стороны заключена внутренняя неправда, так как внутренне родитель живет не по благодати Божией, и не к ней призывает он своего ребенка. Он призывает его к внешним церковным действиям, не более. При этом Богообщение и участие благодати в себе и в ребенке он, не ведая того, подменяет собою, своими чувствованиями, своим разумением. «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7,6). Поэтому он искренне печалится, недовольствует, гневается, когда ребенок с ним не согласен, невосприимчив, настаивает на своем, упрямится. Возможно, что совсем недавно такой родитель был неверующим, а то и убежденным атеистом. Теперь он переменился в своих взглядах, но не изменился в своем отношении к ребенку. Он вполне искренне требует от сына или дочери следования за своими крутыми поворотами в жизни. Он ищет и хочет единодушия с ребенком, в этом чувствует важную опору для собственной жизни, остро переживая всякий разлад, и, как ему кажется, потерю дитя, которое не хочет воцерковляться. Тем не менее, родитель требует, настаивает на вхождении ребенка в церковный порядок жизни. Родитель не подозревает, что вся эта энергия попечения о ребенке исходит из скрытой в душе неправды отношения. Он принимает свое чадо не как создание Божие, а только как свое собственное творение. Вместо поиска единодушия, совершающегося в Святом Духе, он ищет единодушия в обращении их обоих к Богу, обращении чувственном, замкнутом друг на друге. Вместо возрастания ребенка в угождении и служении Богу и ближним, родитель желает угождения себе, своим нормам жизни, собственному усвоению жизненного порядка. Не имея уважения к свободе ребенка, он подменяет любовь к нему любовью к собственным жизненным ценностям. Отсюда все сильнее растет нечувствие жизни своего чада. Вместо угождения Богу в воспитании ребенка, взрослый пребывает в сбывающихся или несбывающихся переживаниях своих самоугодий, саморазумений и самохотений, как в воспитании, так и в развитии ребенка. Вместо пребывания в Духе Божием, родитель пребывает в душевных чувствованиях. Поэтому его настроение постоянно меняется: то он в духе уныния, то завидует, глядя на других детей, то обижается, то раздражается, то гневается, то на него нападает дух жалости, праздности или осуждения, то дух иронии, уничижения и т.д.
|