КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ребенок — мое оправдание перед людьмиВо втором случае ребенок рождается как общественная необходимость, потому что так принято в обществе, так нормально. Когда же он узнает, что рожать детей — это заповедь Божия, то радуется тому, что общественная норма подтверждается, подкрепляется заповедью. Такой родитель, став церковным, теперь как бы опирается на заповедь Бога. Но ложь этой опоры обнаруживается сразу, как только речь заходит о втором, третьем ребенке. Родитель категорически не хочет еще детей, потому что в обществе сегодня далее второго, максимум, третьего иметь не принято. Это наследие доцерковной жизни родителей. И еще долго оно будет сказываться в их церковных отношениях с детьми. Вне Церкви такое восприятие ребенка является всеобщим. При этом родители могут быть заняты самыми разными делами, а ребенка имеют как дань общепринятой норме. Одет как все, питается не хуже других, занятиями, принятыми в обществе, вполне загружен: школа, кружок, студия, репетитор. Но в силу того, что родитель относится к ребенку как к еще одной данности его положения в обществе, личные отношения с собственным чадом могут не сложиться. А если потребность в душевном общении удовлетворяется вне семьи, то необходимость подобных отношений с ребенком почти исчезает. Но если положение родителя в обществе из-за поступков сына или дочери начнет колебаться, дитя сразу обнаруживается и попадает в пристальное внимание недовольной родительской души. Наведя «порядок» (способы у каждого свои), родитель быстро успокаивается и снова возвращается в привычный характер отношений. Если к восприятию ребенка как общественной необходимости прибавляется родительское чувство, то наиболее сознательные папы и мамы вполне цивилизованно наставляют и вразумляют свое дитя, приводя его к общественным нормам, ибо через ребенка как бы поддерживается имидж самих родителей. Несдержанные и вспыльчивые родители могут приводить дитя в значимую для них норму очень разнузданно и вольно. При этом само чадо для матери и отца может ничего не значить. Дитя — их имидж, и должен делать все хорошо! Что он при этом переживает, их вовсе не интересует. Он должен хорошо учиться, должен поступить в институт, устроиться на работу, не иметь нареканий от учителей, начальства и властей, должен уметь зарабатывать деньги, иметь семью, машину, дачу, должен уметь обходиться с людьми и т.д. При исполнении всех этих условий родитель, кроме ориентации ребенка на вышеперечисленные земные ценности, никаких личных отношений с ним, как правило, не имеет. Дитя для него мало чем отличается от модной одежды, машины, дачи, породистой домашней собаки и прочих социально значимых атрибутов. При таком положении отношений в семье неудивительно слышать откровения самих подростков о своих родителях: «А я папе нужен как придача к его машине», или «Я маме нужна, чтобы в очередной раз показать меня в обществе ее подружек». Иногда личное отношение к ребенку проявляется особо, в случае если родитель видит чадо наследником своего имущества или трудов. Личное отношение связано с желанием иметь продолжение своих ценностей или профессиональных дел в детях. Тогда можно наблюдать разницу между «имиджем» и «продолжением» себя в детях. Идеалы и ценности, которые родитель несет в себе и вкладывает их в свое дитя, могут сильно расходиться с общественным мнением. Если мода меняется, то меняется и содержание имиджа. При этом способность ребенка лавировать в таких переменчивых нормах домашними ценится особо. При продолжении себя в детях, напротив, ценится устойчивость в воспринятых от родителя нормах. Родительская норма ставится выше общественной. И в основе этого — превосходство над людьми. Семейное воспитание не идет дальше установления норм, по которым поддерживается отношение общества к семье. Ревность о воспитании и обеспечении внешнего может быть большой, о воспитании внутреннего — очень малой. Так, родителю может быть совсем неважно, правдивый ребенок или нет, важно, чтобы он добился успеха в обществе любыми путями. Совсем неважно, совестливый он или бессовестный, важно, чтобы всегда выходил победителем в жизненных схватках. Увы, как не сразу загрязненная вода становится прозрачной, так и приход родителя в Церковь не сразу освобождает его от перечисленных неправедных восприятий своего ребенка. И если он сам еще как-то может расстаться с важностью для себя мнения и норм общества (и возраст, и жизнь за плечами, неофитское возбуждение духа застилает прежние ценности жизни), то в отношении к своему ребенку он полон беспокойства. И, будучи уже по внешнему поведению человеком церковным, он готовит свое чадо к служению обществу, или собственному благополучию ребенка в земной жизни, стараясь не посрамиться перед людьми, в том числе и перед верующими. Бывает, что родители готовят сына к духовному семинарскому образованию из-за тщеславия в среде церковных людей. Вместо нравственного и духовного воспитания в ребенке, с ревностью следят за развитием его способностей (талантов), посредством которых угождаются тщеславие и гордость; вместо развития милосердия, приучают его к корысти, чувству выгоды; вместо воспитания трудолюбия, движимого чувством нужды ближних («трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» Еф. 4, 28), дитя приучается к занятиям по интересам. Сам же родитель, вместо отношений с Богом, ищет оправдания у людей, вместо страха Божия, ходит в страхе перед человеческим мнением и отношением. Иногда (как и светский человек) подкупает церковное начальство, наушничает на других детей, чтобы выгородить своего, создает мнение, сеет пересуды, завидует другим родителям, состязается с ними, радуется собственному превосходству. Многие верующие родители следят за внешностью детей, чтобы те были не хуже других, радуются комплиментам в адрес своего ребенка. Домашние любят устраивать дни рождения своего ребенка, а дни Ангела превращаются не в прославление святого, а в прославление их возлюбленного чада. Детей начинают захваливать, просят петь, читать стихи и всяким образом красоваться перед гостями. Некоторые церковные мамы паче смерти боятся, чтобы дитя не ушло в монастырь, или же, напротив, — желают пострига своему чаду, чтобы затем красоваться им и тщеславиться перед людьми. Большинство родителей, не имеющих духовного разума, боятся искушений и скорбей для ребенка.
|