КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные нововведения в родахВ последнее время стали применяться различные способы по облегчению родов. Рассмотрим некоторые из них. Последствия безболезненных родов Прежде всего это обезболивание родов. Этот вопрос подробно исследовал Б.П. Никитин. Он изучал материалы французских медиков, которые одно время во всех роддомах ввели в практику уколы по обезболиванию родов. Результат этого довольно обширного эксперимента оказался плачевный. В роддомах резко увеличилось количество женщин, бросающих младенцев, отказниц. Многие матери младенцев все-таки не оставляли, но при этом не переживали никакой особой заботы или попечения о них. Им было свойственно нравственное нечувствие. Никитин делает вывод: при нормальных, естественно текущих родах, когда женщина страдает, происходит пробуждение материнского инстинкта, т.е. той естественной материнской любви к ребенку и той заботы и участия в нем, которые вложены в природу ее души. Когда же она рожает безболезненно, то ее участие в родном малыше как бы не пробуждается. На этом Борис Павлович свои исследования завершил, и дальше не мог пойти по причине своей нецерковности. Обратимся к Ветхому Завету, и вспомним изгнание Евы из рая. Господь положил наказание за содеянный грех: «В муках будешь рождать детей своих». С одной стороны обреченность на мучения есть наказание Божье и отцами Церкви воспринимается трактуется именно так. С другой — все, что ни делает Господь, все — для пользы человеческой, все для его блага. Поэтому несение мук за содеянный грех в действительности является искупительным страданием. Господь благословляет женщину понести страдания ради искупления и самой себя, и своего младенца. Если мать проникнется чувством смирения и сознанием, что она несет на себе наказание Божие, и тем самым спасается и входит в удел искупления своими страданиями, то естественно, что она приемлет боли как необходимость, как благословение Божие. При ее согласии на эти мучения и несение этого креста своих мук она будет иметь от Бога благодатное участие и утешение в ходе самих родов. Неудивительно, что верующие роженицы исполнены именно таким настроением во время родов. Они реально и действительно слышат участие Бога и благословляющее Его присутствие. Отношения с Богом не прерываются, женщина всегда пребывает в уповании на Него. Крестные муки родов На вопрос, что дают матери эти страдания, она отвечает: «любовь к ребенку», непрекращающуюся любовь к рождающемуся младенцу, подаваемую от Бога, которую женщины нецерковные обычно теряют. Боли бывают настолько мучительны и настолько серьезны, что в некоторых случаях женщины, не выдержав их, умирают. Там же, где мать благословлена и несет в себе церковное настроение, Господь, утешая ее, сохраняет ее в любви к Себе и к младенцу, а значит — в совершенной возможности жертвы. Она жертвует собою ради дитяти и, жертвуя, любит его, или, лучше сказать, любя, жертвует собой. Поэтому отношение к ребенку не теряется, он любим и во время родов. В итоге мы видим, что церковная мать родов не боится, муки родовые, о которых она знает, ее не страшат, она их ищет, потому что они — ее крест. Ведь она осознает, что этим крестом она спасается и входит в удел крестоношения. Еще один важный момент — благословением Божиим она сохраняется в своем отношении к ребенку, какие бы трудности во время родов ни происходили. Ее любовь, чувство, внимание к нему не теряются, остаются. Поэтому дитя сохраняется в комфортных условиях, оно любимо матерью, хотя некоторая болезненность в родах все же остается, поскольку непреложны благословения Божии. Физически роды обычно бывают в этом случае быстрее по времени, легки по состоянию. Мать во время родов не теряет своего отношения с Богом, ее вера и надежда на Бога остаются и, более того, могут даже усилиться. Ее чувства благоговения, благодарности Богу умножаются. Неудивительно, что результатом таковых родов будет полное восстановление в ней материнского чувства к ребенку. Именно с окончанием родов пробуждается в матери что-то глубокое, то, чего она в себе до этого не знала. Когда обретается полнота материнства При этом происходит пробуждение материнского чувства, материнского отношения к ребенку и заботы о нем. Никакими упражнениями, никаким осознанием это чувство не воспитаешь, оно, будучи изначально вложенным в душу девушки, пробуждается именно самим фактом рождения дитяти. Более того, с последующими рождениями, второго, третьего ребенка, глубина материнского чувства усиливается, а полнота обретается с седьмым ребенком. Женщина узнает глубину заложенного в ней образа материнского отношения к нему. Речь, конечно, идет о матери верующей, которая исполняет заповеди Божии и живет в укладе Церкви. Неудивительно, что в сказках не первый и не второй ребенок самый мудрый. Самый мудрый — третий, а в жизни, в действительности, — это седьмой и дальше идущие дети после седьмого: восьмой, девятый, десятый. В старину нередко число детей в семье достигало девяти-двенадцати. Были семьи, в которых рождалось до девятнадцати-двадцати одного. Присутствие отца при родах Как интересное нововведение следует отметить присутствие отцов при родах. Лет восемь-девять лет назад это пришло в Россию из Америки, активно практикуется в Западной Европе. В Москве есть немало семей, которые были вдохновлены призывом, чтобы отцы присутствовали при родах. Мне довелось вести одну такую, приготавливающуюся к совместным родам группу, проводить с ней занятия по нравственному формированию их отношения друг к другу и к ребенку. Трудно сказать, хорошо это или плохо с позиций церковных. Приходилось слышать разноречивые реплики разных церковных людей, которые называли это безнравственным, безобразным с точки зрения целомудрия. Мне же думается, что в этом есть определенная польза. Отец, участвуя в подготовке к родам в течении двух месяцев, конечно же, имеет глубокую настроенность на предстоящее событие относительно будущего или уже настоящего ребенка, нуждающегося в нем. И второе: очень значима в эти дни его глубокая открытость по отношению к жене, как к матери его ребенка. В прежние века отеческое расположение к жене и к собственным чадам было большим. По мере оскудения веры наблюдается значительное оскудение отцовского чувства и чувства мужа. Большинство мужчин, даже ожидая ребенка, серьезных переживаний относительно жены и будущего малыша не имеют, в особенности нынешнее поколение молодых отцов. Несколько десятков лет тому назад молодые люди, которые становились отцами, дежурили у роддомов, днями и ночами беспокоились, дома готовили все необходимое для малыша, для жены, живо интересовались, что и как надо сделать. В те годы это было для них естественно, но сейчас этого нет. Всего лишь за какие-то 20-30 лет произошло очень серьезное падение нравов и значительное оскудение отцовского чувства. Конечно, и сейчас есть парни, которые становятся сердобольными, заботливыми, участливыми папами, но число таковых резко сократилось. И поэтому если мы видим, что в результате подготовительных занятий к приближающимся родам мужчина принимает живое участие, заботится о своей жене и будущем малыше — это уже очень важно. Участвуя и помогая в родах, отец оказывает помощь уже тем, что находится просто рядом, утешает супругу, которая не остается одна со своими муками. Для многих неверующих женщин присутствие мужа есть один из важных моментов отвлечения от боли, от переживаний. Присутствие мужа позитивно сказывается на благополучном прохождения мучительных минут родов для жены. Известны случаи, когда мужчины настолько участвовали в родах, хранили, утешали, говорили добрые слова, что поддержанные этим вниманием, жены легко переносили роды, а к мужьям появилось чувство трепетной благодарности. Мужчины, которые принимают участие в родах, действительно испытывают особые переживания, особые душевные потрясения, которые достаточно серьезно и глубоко изменяют характер и нрав человека. В них пробуждается отцовское и мужнее чувство к ребенку и к жене. Причем, пробуждение это иными способами в такой мере обеспечить невозможно, ни словесными объяснениями, ни практическими упражнениями, ничем, кроме непосредственного участия в родах. Забота о ребенке и о матери после родов проявляется в отце естественно. Именно она и хранит семью. В Москве известны случаи, когда произошло такое пробуждение мужчин после совместных родов, семьи обрели цельность, единство, взаиморасположенность супругов. Нестроения, которые так или иначе посещали затем такие семьи, становились предметом скорби не только для женщины, но и для мужчины тоже. Однако, даже такой опыт не может явить той глубины преображения, которая совершается в Церкви. Этот, не более, чем чувственный опыт, сам по себе не есть гарантия долгожительства семьи. Тем более, он не может заменить церковное единение, которое приходит по благодати через многие годы духовного труда. Рождение в воде Следующее нововведение — рождение в воде. Это новшество тоже пришло лет 20 назад и стало до того популярным, что есть целые роддома, в которых используется такой способ. Женщина рожает, пребывая в теплой ванне, дитя в этом случае из жидкой среды попадает в такую же, у ребенка не возникает стресса, потому что нет перехода из одной среды в другую. А стресс в случае обычных родов переживается действительно серьезный, потому что при обычных родах ребенок из жидкости сразу попадает, во-первых, в сухость воздуха, во-вторых, из температуры 37 градусов попадает в температуру комнатную, более холодную. Так как все названные способы действительно новы (раньше ведь этого не знали), отношение Церкви к ним только начинают складываться, Церковь только начинает это изучать, наблюдать, размышлять, осмысливать это. Некоторые моменты этого осмысления мы приведем. Скажем вначале о житейской, чисто практической стороне. С этой позиции здесь все положительно — значительно ослабляется для ребенка стрессовость перехода из одной среды в другую. И женщине это дает существенное облегчение. Одно дело, когда ее тело находится под собственною тяжестью и давление испытывают все мышцы, но совсем по-другому чувствует себя женщина в воде, здесь она как бы подвешена, многие мышцы расслаблены, и, как говорят сами устроители, и роженица чувствует себя лучше, и младенцу удобней. Следствие родов в воду проявляется потом. Такие дети интенсивно развиваются в своих способностях. Интеллектуальное у них развивается быстрее, чем тело, и опережающе, чем у обычных детей. Рано пробуждается речь, дети начинают говорить иногда на целых полгода раньше, намного раньше появляется сознательный взгляд, очень подвижный ум, наблюдается раннее пробуждение музыкальных, художественных способностей. Это все положительные стороны. На них-то и делается акцент устроителями родов в воду. Рассмотрим теперь отрицательные стороны. В нравственной педагогике и психологии замечено, что при таком опережающем развитии способностей сильно отстает и даже подавляется нравственное чувство, в детях формируется нравственная глухота. Похоже также, что ослабляется связь матери и ребенка. Т.е. наблюдается некоторый эффект, как и при обезболивании. Но если у верующей женщины умягчение болезненности происходит в умножении любви к чаду и к Богу, то в данном случае умягчение происходит в силу искусственного облегчения условий родов, и поэтому никакого влияния на отношение матери к ребенку не оказывает. Как результат, обнаруживается несостоятельность материнского чувства к ребенку и обратно — детского влечения к матери. Опережение способностей и связанная с этим нравственная глухота известны были и раньше, до появления родов в воду. Интенсивное развитие детей с помощью специальных студий, секций, занятий развивают способности, а нравственное чувство при этом отстает. Такие школьники очень талантливы, способны, но холодны, эгоистичны и жестоки, т.е. за счет интенсивного развития способностей происходит сильная потеря нравственных свойств. По этой причине у многих педагогов сегодня происходит переосмысление нынешней системы воспитания, в которой все поставлено на опережающее развитие способностей. Ныне ищут способ привести развитие способностей в гармонию с нравственным развитием. Но, к сожалению, большинство родителей захвачены этим развитием способностей, потому что с их помощью ребенок легко осваивается в обществе, занимает в нем какое-то место и соответственное положение. Нравственное достоинство сегодня не в почете. И по этой же причине для многих родителей лучше рожать в воду таких вот суперразвитых детей, чем при традиционных родах взращивать в них добрый нрав и совесть. Такие родители рассуждают: «Ну и пусть наши дети будут эгоистами, холодными к матери, к жене, к Богу, к собственным детям, это неважно. Важно, чтобы они устроились в жизни, а для этого надо иметь выдающиеся способности. Если это пробуждение или активизация способностей происходит во время водных родов, лучше рожать в воду». Теоретики водных родов в качестве аргумента приводят в пример млекопитающих водных животных: дельфинов, китов, которые по свойствам интеллекта показывают наилучшие результаты. Интеллект среди животных оказался самым высоким у дельфинов, причем, на несколько порядков выше, чем у самых высокоразвитых человекообразных обезьян. По интеллекту, по способности решать те или иные задачи, дельфины опережают их на порядок. Теоретики родов в воду утверждают, что это происходит по причине их рождения в воде. Действительно, такое же пробуждение способностей происходит и у человека, если он рождается в воде. Правда, после двенадцати лет опережающее развитие явно замедляется, и дети почти выравниваются с остальными сверстниками, рожденными не в воду. Некоторое преимущество, сохраняющееся при этом, происходит за счет уже сформировавшихся знаний, умений и навыков. Опережающее развитие способностей Наибольшая катастрофа при облегченных родах происходит, по-видимому, с чувством веры и способностью к покаянию. Вместо веры в Бога развивается вера в собственную достаточность. При развитых талантах и даже при богатстве душевных проявлений — чуткости, вниманию, заботе к ближним — человек в глубине души не нуждается в Боге. Он либо не знает, зачем ему Бог, либо, если и верует в Него, то обращается к Нему и нуждается в Нем, чтобы иметь лишь дополнительное содействие своим планам и потребностям. Такая вера не ищет и не знает покаяния, более того, не нуждается в нем. В этом случае отношения с Богом чужды покаянного чувства, потребность в покаянии отсутствует. Даже если человек формально исполняет необходимый порядок церковной жизни — посещает Богослужение, Исповедь, Причастие, ведущим чувством, определяющим его жизненные смыслы, будет устроение своих дел, а не своих отношений с Богом. Самодостаточность, а в глубине души самодовольство, довольство своей жизнью будут характеризовать сокровенное самочувствие такого человека. Нечто подобное, с таким же катастрофическим характером внутреннего отпадения от Бога происходит с людьми, которые соприкоснулись с учением Штейнера и основанной на его антропософии Вальдорфской педагогикой. Замена покаянного чувства чувством довольства собой, эгоцентричностью развивается на фоне ярко развитых талантов. Похоже также, что крайняя форма всех этих явлений развивается во все расширяющемся в своих масштабах психическом заболевании — шизофрении.
|