КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игры, в которые играют людиЛюди играют в психологические игры, которые напоминают такие игры, как бридж, шашки, "Монополия". Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж в то время, как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые играют в покер тоже не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как "часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или, -более кратко, как серию трансакций с уловкой" (11). Чтобы последовательность трансакций образовала игру, необходимо наличие трех аспектов: Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне. Скрытая/трансакция, которая является сообщением, лежащим в основе игры. Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью. Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между играющими. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу. Хотя в психологические игры играют, чтобы выиграть, люди, для которых игры стали стилем жизни, не могут быть Выигрывающими. Иногда для того, чтобы выиграть, личность ведет себя как Проигрывающий (см. рис. 20). Например, в игре "Пни Меня", играющий пытается вызвать у своего партнера неуважительную к себе реакцию. Студент: Я очень поздно лег прошлой ночью, но так и не выполнил задание. (Скрытое: Я плохой мальчишка, ударьте меня.) Преподаватель: Вам не повезло. Сегодня последний день, когда я могу принять эту задолженность. (Скрытое: Ты плохой мальчишка, и вот тебе пинок.) Играющие в игру "Пни Меня", хотя могут это и отрицать, стремятся привлечь к себе тех, кто хочет подыграть им и желает кого-нибудь "пнуть". Каждая игра имеет первый ход. Первый ход может быть бессловесным действием: холодно отвернуться, кокетливо подмигнуть, погрозить пальцем, хлопнуть дверью, обнаружить грязь в доме, прочесть чужую почту или мрачно молчать. Первый ход может быть фразой: "У тебя такой одинокий, отсутствующий вид..." "Как ты можешь ходить в школу в таком виде!" "Он критиковал тебя. И ты собираешься терпеть это?" "Разве это не ужасно, что..." Любимой игрой Барбары и Тома была игра "Скандал". Они оба знали первый ход и потому каждый мог начать ее. Стоило только игре начаться, как она переходила в предсказуемый ряд трансакций и достигала своей кульминации, превращаясь в громкую ссору. Оканчивалась игра всегда одним и тем же -- враждебным уходом. Расплатой за игру было избегание близости. Чтобы начать игру, Барбара молча провоцирует партнера своим поведением (или то же делает Том): курением одной сигареты за другой, надутым видом, уединением, раздраженными действиями. Когда партнер втянут в игру, она началась. По мере продолжения игры партнер зарабатывает пренебрежительные замечания в свой адрес. После обмена обидными словами супруги окончательно отдаляются друг от друга. Игру начинает Барбара Барбара: (С недовольной гримасой на лице выкуривает одну за одной несколько сигарет.) Том: Что случилось? Что-нибудь не в порядке? Барбара Это не твое дело! Том: (Уходит в ближайший бар.) Барбара: (Разражается гневом, когда возвращается Том. Следует долгая баталия, заполненная обвинениями и контробвинениями. Расплата наступает, когда Барбара вся в слезах бежит в спальню и хлопает дверью. Том удаляется на кухню за новой порцией виски. В этот вечер они больше не вступают в контакт.) Игру начинает Том Том: (Приготовляет себе выпить, выходит в свой кабинет и закрывает дверь.) Барбара: Почему ты не приготовил выпить и для меня? Что-нибудь произошло? Том: Могу я побыть хоть несколько минут один! Барбара: Если ты хочешь остаться один, я могу уйти! (Барбара идет в универмаг, делает покупки, которые обычно не может себе позволить, и возвращается, неся несколько пакетов.) Том: (Срывается в гневе из-за того, на что Барбара потратила деньги. Игра завершает полный цикл, когда Барбара начинает неистово топать ногами, а Том выносит свою постель в кабинет.) Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же слова с теми же интонациями, меняется только время и место. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это уже проходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня. Берн различает: а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе; б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но которые игроки будут, скорее всего, скрывать от посторонних; в) игры третьей степени, которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге (12). Игры индивидуально программируются. Их исполняют из состояния Я Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я Ребенка, если они основаны на ранних жизненных переживаниях, решениях и на позициях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве.
|