КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как складывается сценарийПервоначально сценарий образуется невербально. Маленькие дети, как будто радаром, начинают ловить сообщения о себе и своей ценности через первые ощущения от положительных или отрицательных контактов. Вскоре они начинают понимать выражения лица и откликаться на них так же, как на прикосновения и звуки. Дети, которых нежно прижимают к себе, которым улыбаются и с которыми разговаривают, получают сообщения, отличные от тех, что получают дети, кото рых держат на руках со страхом, враждебностью или тревогой. Дети, получающие мало контактов и чувствующие равнодушие или враждебность родителей, испытывают пренебрежение к себе. Они приучаются чувствовать, что они -- не о'кей, а возможно, даже могут чувствовать, что они "ничто". Первые чувства детей к себе, по-видимому, остаются наиболее мощной силой в их жизненной драме, значительно влияя на психологические позиции, которые они принимают, и на роли, которые они играют. В течение первых нескольких лет дети начинают понимать сценарные сообщения, передаваемые им родителями словесно. Эти сообщения являются предписаниями, которым впоследствии дети чувствуют себя обязанными следовать: "Однажды ты станешь знаменитым". "Ты никогда ничего не достигнешь". "Ты ужасный ребенок". "Ты, несомненно, помешанный". "Мальчик, в тебе что-то есть". "Ты медлительный, как черепаха". "Ты дурное семя". "Нам было бы намного лучше без тебя" Ребенку предписывается профессиональный сценарий, когда родители говорят: "Джордж прямо создан быть доктором". "Этот малыш никогда не найдет работу". "С твоей предприимчивостью и энергией ты мог бы продавать холодильники эскимосам". "Из тебя выйдет прекрасная сиделка!" "Она слишком ленива для того, чтобы работать". Один мужчина вспоминает, что в детстве постоянно слышал от родителей: "Из тебя выйдет хороший юрист. Ты обладаешь даром красноречия". Он получил юридическое образование и стал прокурором. Каждый ребенок получает определенные сценарные предписания относительно своего пола и женитьбы. Например, предписание "Когда ты женишься..." имеет сообщение, отличное от "Если ты только женишься...". На будущие половые роли и установки детей влияют такие утверждения, как: "Ну чем она не маленькая мама!" "Ты такой худой и костлявый ребенок, ты никогда не станешь настоящим мужчиной". "Почему ты не можешь быть человеком!" "Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых людей". "Мы евреи и надеемся, что ты женишься на еврейке". "Ты можешь развлекаться с этими девушками, но не женись на девице такого сорта". "Женитьба -- это западня, и только дураки попадаются в нее". Люди получают сценарные сообщения о многих областях жизни. Например, ребенок может слышать об образовании: "Определенно, ты поступишь в колледж" или "Колледж существует лишь для интеллектуалов"; о религии: "Мы надеемся, что ты всегда будешь выполнять Десять Заповедей" или "Церковь -- это обман"; об отдыхе: "Физические упражнения тебе полезны" или "Играть в футбол -- убивать зря время"; о здоровье: "Это твоя забота" или "Ты должен очищать кишечник каждый день". Неудачный или ни к чему не ведущий сценарий может быть результатом нереальных или неверных планов. Например, ребенка могут поощрять к тому, чтобы стать врачом или юристом, но в то же время не дать никаких сообщений о времени, интеллектуальных способностях, образовании и деньгах, которые необходимы для этого. Избитая фраза "Не важно, что Вы говорите, а важно, как Вы это говорите" содержит большую долю истины. Часто родители пишут сценарий, говоря одно, а подразумевая другое. Именно это подчеркивает Перлз, утверждая, что большинство разговоров -- это ложь. Не обращая внимания на то, что говорят родители, ребенок скорее всего будет реагировать на невербальные сообщения. Мягкое, нежное "Конечно, я люблю тебя" совершенно отличается от следующих подобных утверждений: Натянуто: "Конечно, я люблю тебя". Сердито: "Конечно, я люблю тебя". Рассеянно: "Конечно, я люблю тебя".
|