Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 118 7 страница




 

*) Феодора: Итак, не спасение убегает от них, но они убегают от спасения. Афанасия: Какая тому причина? Та, что не ищут Твоих оправданий, в которых, по словам Дидима, они получили бы для спасе­ния своего врачевство и понуждение к покаянию; почему не без суда они потеряли истинное спасение, но по той причине, что не пожелали испытывать праведные суды Божии и чрез сие приготовиться здесь. Итак, не все грешники далеки от спасения Божия, но только те, которые не ищут оправданий Божиих.

 

156. Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя. Ты, говорит, Господи, многомилостив; почему во время всемирного суда Твоего дай мне жить в блаженной оной и вечной жиз­ни, когда праведники пойдут в жизнь вечную, по слову Твоему (Матф.25, 46). Или и здесь вре­менно оживи меня по закону Тво­ему, содействуя мне, имеющему усердие хранить его, Твоею благодатью. *)

 

*) Безименного: Милость человеческая простирается на ближнего его, а милость Господня — на всякую плоть, Феодорита: Много щедрот Божиих, как много и тех, на которых они изливаются. В милости имеет нужду и тот, кто, по-видимому, и весьма праведен: ибо истинно то, что если на беззакония воззришь, Господи, то кто устоит? А сказано: но суду потому, что Бог ничего не творит без суда. И это много­кратно повторяет пророк в сем псалме, иногда говоря: по суду Твоему, а иногда: по слову Твоему, а соединяя то и другое ска­жу: он выражает суд с разумом. Оригена: Кто может исчислять, или постигать мно­жество щедрот Божиих? Ибо он умоляет ежедневно тех, которые каждый день ока­зываются ослушниками, вразумляет, как сынов тех, которые злословят; в отчаянных он не отчаивается.

 

157. Мнози изгонящии мя и стужающии ми (оскорбляющии), от свидений Твоих не уклонихся. Много, говорит, видимых и невидимых врагов, желающих овладеть мною и всяким способом искушающих меня: но я, уповая на Тебя, Господи, не уда­лился ни сколько от заповедей Твоих. Здесь Давид повторяет выше сказанное, что делает и в других местах в различные времена. *)

*) Другой, т. е. Никита, говорит: И новый народ (христианский) как во время мятежа и брани во всю жизнь свою гонимый врагами, может говорит, что временные начальники, враги истины и противные силы оскорбляли меня; но я, боясь Твоего слова, Владыко, ни во что ставил оскорбления их. Какого же слова как не следующего: не бойтесь убивающих тело. Написано также, что и все, хотящие жить благочестно во Хри­сте Иисусе, гонимы будут. А гонения, по словам Дидима, одни суть внешние, которые уже кончились, а другие внутренние, бываю­щие со стороны враждебных сил, посредством своих, посредством сварливой же­ны, посредством бесчинного слуги и самых грехов. Итак, нет такого времени, когда бы праведник не был гоним, когда бы по свидетельству совести не свидетельствовал в тайне сердца о невидимых силах, но он стоит в отношении к свидетельствам Божиим, не уклоняясь и не удаляясь от них. Ибо когда я не подвизаюсь исповедовать Бога целомудрием и прочими доброде­телями, то я отрекаюсь от Бога. Ибо коликократно кто рассматривает подвиги мучеников с намерением также подвизаться, толикократно он становится Божиим.

 

158. Видех неразумевающыя и истаяхе, яко словес Твоих не сохраниша.

159. Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих, Господи, по мило­сти Твоей живи мя. И выше сказал: истаял я от ревности Тво­ей, ибо забыли закон Твой враги мои. *) Смотри, говорит, Господи, сколько любил я заповеди Твои; почему оживотвори меня милостью Твоею. Давид иногда просит оживотворения за сохранение запо­ведей Божиих, а иногда ради ми­лости Божией, и о хранении запо­ведей упоминает для оправдания себя, а о милости для смирения, хотя впрочем второе указание на милость Божию совершеннее первого, т. е. больше хранения запо­ведей Божиих; поелику, по словам Апостола, никто не оправды­вается делами закона (Гал.2, 16). На сие найди, читатель, изъяснение в 102 псалме слов: венчающего тебя милостию и щедротами. **)

 

*) Слова Афанасия: Когда я видел, ко­го-либо неразумного, я таял от ревности и по благочестии. Феодорита: Так и блажен­ный Павел оплакивал иудеев. Так сам Господь плакал о Иерусалиме. Так рыдал и божественный Иеремия о преступлении на­рода. Феодора: Праведнику надлежит скор­беть о всяком беззаконнике; и тем более о тех, которые вошли в обязательства с Богом касательно какого-либо рода жизни, или веры, например, девства или целомудрия в браке, иди воздержания, а потом преступают закон и не хранят слов Божиих.

**) Призываю говорит, лице Твое, что­бы Ты воззрел на меня, как я соблюдал за­поведи Твои; ибо я непрестанно, и не как повеление исполнял их по необходимости и принужденно, но с чувством любви, искрен­нею расположенностью и нежностью занимал­ся ими. А это видеть и о том судить можешь только Ты, как знающий все движения. Ибо, по словам Безименного, другие соблюдают и с досадою, или принужденно; но совершен­ному свойственно исполнять их с любовью. И хотя в законе Господнем называется счастливым имеющий волю; но любовь боль­ше воли. Впрочем хотя я, говорит, любил заповеди Твои, но тем не меньше имею нужду в милости Твоей, чтобы жить для Тебя; ибо что бы ни сделал человек, он имеет нужду в милости Твоей.

 

160. Начало словес Твоих истина. Сим изречением Давид хочет показать, что слова Божии истинны; потому что если начало слов Божиих истина; то необхо­димо истина и то, что следует за таковым началом. Впрочем, по словам Златоуста, быть может, Давид сказал сие о первом оном слове, или о той заповеди, которую дал Бог Адаму, когда сказал: плоды всякого древа в сем саду ешь; а плодов древа познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который вкусите, смертию умрете (Быт. 2, 16). Ибо сии слова суть начало всех слов, сказанных Богом человеку; и они столько истинны, что смерть владеет всем родом человеческим непрерывно и будет вла­деть до конца мира. *)

*) По словам Кирилла и Афанасия, пер­вое, естественное и существенное в Боге Отце слово есть истина, т. е. Сын, Он же и правда. Или и так: это, говорит, первая из данных Тобою заповедей—быть истинным во всем, и в деле и в слове и в мысли. А по словам Феодорита, началом слов быть может называет и обещания, данные Аврааму; ибо от него начался род иудейский. Сии обещания он исполнил, умножив народ сей до того, что они были, как звезды небесные, по своему множеству и, по обещаниям сим, чрез потомка (семя) его благословил все племена; так как открывает сие словами: и во век все суды правды Тво­ей, т. е. вечны и непоколебимы. Будучи пророк, он видел, что власть Христова вечна; почему и сказал, что оное начало слов Божиих украшено истиною, и что правда Его непоколебима.

И во веки вся судьбы правды Твоея. Вечны, присовокупляет, и непоколебимы все суды и постановления Твои, Господи, как ска­зано и выше словами: во век Ты основал их.

161. Князи (начальствующие) погнаша мя туне, и от словес Твоих убояся сердце мое. Душа моя, говорит, не устрашилась начальников и властителей, убивающих тело, но не могущих убить душу; но убоялась слов Твоих, Господи, которые могут погубить и душу и тело вечною мукою, как Ты сказал в Евангелии. Иначе: я больше боялся заповедей Твоих, нежели убийц и кровожадных людей; почему из страха к ним я ничего более не делал, вопреки заповедям Твоим. А начальст­вующими называются Саул и сообщники его. Его то часто имея в руках своих и могши убить, не убил из страха к заповедям Божиим, заключающим повеление сие: начальствующего в народе не злословь (Исх. 22, 28). Если же никто не должен злословить начальствующих в народе своем, то тем более не должен убивать. *)

 

*) По мнению Оригена, можно понимать сии слова и созерцательно, что от начальственных, т. е. имеющих жестокое владыче­ство врагов—бесов невозможно без вреда освободиться иначе, как только чрез ограждение себя страхом Божиим, каковый заставляет уклоняться от зла доводимых до оного человеческими несчастиям. Например, вот призван кто-либо к мученичеству, преследуется начальствующими века сего и, хотя в виду его поставлены различный орудия казни, он не страшится их, но, помня суд Божии, и боясь его и будучи занят весь живым воображением оного и уготованных там для богоотступника мучении, он говорит: началь­ствующее гонят меня напрасно, не как раз­бойника, не как убийцу, и не как сделавшего другое что-либо неприличное, но за то, что я почитаю истинного Бога. Но я не бо­юсь их, как убивающих тело, а боюсь тех слов и тех угроз, которыми Ты устраша­ешь отрекающихся от Тебя. И этот страх хорош, так как страх Божий полезен и спасителен. Дидима: Страх двояк, один безрассудный, производимый раздражительною частью души, а другой разумный, производи­мый сердцем и разумением, не без разума я, быть может, он есть одно и то же, что страх Божий.

 

162. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу. Как, говорит, воины, победив врагов своих, радуются расхищением имущества побежденных и обогащению многими до­бычами, так и я, Господи, весе­люсь, когда читаю слова Твои и по­учаюсь в них; потому что они просвещают разум мой и доставляют мне богатство и сокровище знания. *)

 

*) Слова Феодорита: Упомянув о врагах—гонителях, прилично упоминает при сем о корыстях. Ибо корысти составляются на войне из того, что было у павших мер­твыми, как-то: оружие, одежды и другие вещи и украшения, что достается победителям. Он говорит, что я не столько радовался бы всем добычам, какие получил бы по истреблении гонителей своих и взял у них множество собранных ими добыч; сколько радуюсь о Твоих законах, доставляющих mhе сокрови­ща познания. Феодора: Не по одному, говорит, страху оказываемо было послушание божественным законам, но и от радости о них такой, какую имеет кто-либо о великом богатстве. И вернейшее соблюдение слов бывает то, которое производится с радостью. Здесь должно спросить: почему сравнивает радующегося о словах Божиих с приобретающим корысти? Если подумаешь, кому при­надлежали слова Божии, и кому принадлежат теперь; то ты увидишь, что христиане взяли с иудеев корысти, так как Христос сказал: отнимется у вас царство Божие и дано будет народам, творящим плоды Его. Корыс­тей сих много; потому что много книг божественного Писания. Первые не имеют их, как не знающие смысла их.

 

163. Неправду возненавидех, и омерзих (омерзение имел к ней), закон же Твой возлюбих. Не просто, говорит, я возненавидел, Господи, грех, но и возгнушался има, что значит более, нежели ненавидеть. И выше также сказал: беззаконных я возненавидел, а закон Твой возлюбил. *)

 

*) Василий вопрошавшему его: как может кто-либо с расположенностью и желанием исполнять заповеди Господа, ответствует так: самый опыт, по которому узнают какую-либо вещь приятную и полезную и ожидание оной естественно производит в душе расположенность к ней и желание. Итак, кто возненавидит неправду и, возгнушавшись ею, очистится от всякого греха, от которого как тело от некоторой болезни теряет позыв на пищу и отвращается от нее, душа страдает леностью и нерадением об оправданиях Божиих, и удостоверится, что заповедь Господня есть вечная жизнь; у того совершается расположенность такая, ка­кая была у того, который сказал: суды Го­спода истинны и слаще меда и сота. Феодорит: Истинны и сии слова: ибо кто имеет пла­менную расположенность к чему-либо боже­ственному, тот противное тому ненавидит. Ибо как в душе, по словам Никиты, существуют по природе две сии силы—сила любви и сила ненависти; то праведник поль­зуется ими по природе. Безименного: Слова сии значат почти следующее: Иудеи гнушают­ся мертвой мыши, мертвого человеческого тела, ящерицы и хорька (ласочки), а я вознена­видил, как отвратительную вещь неправду. Ибо какая польза от того отвращения? Итак, я имел омерзение к неправде, что доставляет великую пользу имеющему такое отвращение. Я возлюбил закон Твой, не так как они, что принужденно применяют его к земному; мы, как восставшие со Христом, о горнем помышляем, а не о земном; и понимаем закон духовно. Евсевия: Справедливо с любовью к закону сопряжена ненависть к неправде; почему кто хочет любить за­кон, тот должен гнушаться неправдою. Тогда только могут открыться блага закона; в этом может уверить нас и изречение Спасителя: никто не может служить двум господам.

 

164. Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея. Седмикратно, означает у евреев: много­кратно. Посему Давид говорит так: многократно днем буду хвалит Тебя, Господи, за суды прав­ды Твоей, то есть за закон Твой, или за распоряжения Твои с судом; так как все дела и суды свои Ты производишь праведно и как должно. А если мы «седмикратно» примем за количество и число: то под днем мы должны разуметь нощеденствие (сутки), а под числом молитвы—представлять то, которое считается в продолжении одних суток—полу­нощное последование, утреннее, первый, третий, шестой и девятый час и вечернее последование вместе с повечерием. *)

 

*) Слова Великого Василия: Не должно презирать и нами установленные времена молитв, которые мы избрали по необходимости, так как каждое время напоминает нам особое какое-либо из данных Богом благ, утреннее (мы назначаем) для напоминания, что первые душевные движения дол­жны быть посвящены Богу, как дары Его; в третий час для напоминания о даре Духа, в шестой, по подражанию тому Святому, ко­торый говорит: вечером и утром и в пол­день исповедаю; в девятый, что и апостолы в сии часы восходили во святилище, как на­писано в Деяниях; по окончании дня должно быть благодарение за данные в продолжении оного блага, или совершенные нами добрые дела и исповедание прошедшего; опять, при наступлении ночи—прошение о том, чтоб успокоение наше было без соблазна и сво­бодно от мечтаний; а полуночное время наз­начали нам непременно для молитвы молившиеся в сие время не только Давид, но и Павел и Сила. Аполлинария: Не должно по­нимать сии слова определенно, что будто мы должны хвалить Бога только семь раз, а не в каждый час дня: ибо это: седмикратно, обыкновенно у евреев употреблялось вместо многократно. Так Анна пророчески сказала о церкви из язычников и о синагоге иудейской, что неплодная родила семь, а многочад­ная изнемогла; где мы не должны разуметь, что церковь родила числом только семь, но гораздо более, и без числа. Сам Давид показывает тоже ясно, что должно хвалить Го­спода во всякое время. Так он говорит: буду благословить Господа во всякое время. Оригена: Праведник, будучи просвещаем во всю свою жизнь, достигнет наконец совершенного дня, не пресекаемого ночью. Феодорита: Некоторые речения: седмикратно при­нимали за многократно. И то впрочем и дру­гое выражает пламенную любовь пророка, по которой он не мог насытиться божественным песнопением.

 

165. Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна. Те, продолжает, которые любят закон Твой, Господи, имеют мир не с невидимыми вра­гами—басами, но с Богом, и для них не встречается никакого преткновения, или препятствия; по­тому что для них равняет путь добродетели закон Божий, унич­тожая на нем всякий камень и преткновение греховное. Или мож­но понимать так, что любящие закон Божий всегда в мире с единоверными им христианами, хотя последние часто не будут в мире с ними по причине за­висти и по худому разумении сво­ему. *).

 

*) Слова божественного Кирилла: За­кон Спасителя был и светильником для желающих жизни. И как ходящий при свете не спотыкается, или лучше сказать, легко минует все попадающееся, яма ли то, или ка­мень, или что другое подобное тому: так и тот ум, который принял свет, минует все диавольские препятствия, так что мир велик для любящих закон. По словам Феодора,—мир не только внешний, который не зависит от нас, только в мыслях состо­ящий, по которому безмятежие и спокойствие иногда бывают от бесстрастия. Феодорита: Tе, которые приобретают мир с Богом, чрез хранение заповедей, хотя бы находились в брани со всеми людьми, имеет жизнь мирную; свидетельствуете о том Павел, яс­но говорящей: мы отовсюду притесняемы, но не стесняемся. И Господь, посылая святых апостолов во всю вселенную, как овец в сре­дину волков, сказал им: мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Из слов Феодора: Совершенные, имея мир по причине имени Божия, не имеют в себе преткновения: ибо иметь преткновение свойственно малым, а не великим, как говорит Спаситель: берегитесь положить преткновение кому-либо из малых сих. Безименного: Имеющие мир с Богом не подвергаются и преткновению по причине чего-либо, случающегося с другими: ибо взирая на закон Божий, что праведников Он увенчает, а грешников во время будущего суда накажет, они ни в каких временных приключениях не встречают преткновения.

 

166. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих.

167. Сохрани душа мол свидения Твоя, и возлюби я зело. Я, говорит, возлюбил заповеди Твои, Господи, дабы чрез любовь сию достигнуть истинного и вечного спасения, ожидаемого от Тебя. И не только душа моя сохранила заповеди Твои, но и возлюбила их, и не только просто возлюби­ла, но и чрезмерно. *)

 

*) Оригена: Счастлив кто чает спасения Божия и любит заповеди Его. Таковой в совершенной жизни достигнет крайнего блаженства, которое наследовали сами апо­столы, которым Он говорил: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего. Феодора: А если ожидает и Спасителя, о Котором сказано: и узрит всякая плоть спасение Божие, то без сомнения должен любить и заповеди Того Бога, от Которого ожидает спасения, чтоб и в действии быть чистым и в ожидании уиозрительным.

 

168. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко ecu nymиe мои пред Тобою, Господи. Выше Давид сказал отдельно, что он сохранил свидетельства Божии; а теперь соединил оные с запове­дями, чтобы показать, что и те и другие значат одно и то же. Да­лее, по словам Феодорита, открывает, что было причиною хранения заповедей, именно то, что все, говорит, пути жизни моей и вся­кой деятельности моей совершаются пред Тобою, Господи; и я провождаю жизнь мою так, как бы Ты был свидетелем и зрителем ее, как говорит о сем и в другом месгб: я зрел Госпо­да предо мною всегда (Псал.15, 8); почему боясь Тебя, как видящего все мои действия, я храню заповеди и свидетельства Твои. *)

 

*) Дидима: Кто идет путями доброде­телей пред лицем Божиим, так что исполняет их согласно с намерением Божиим для самого добра, а не для какой-либо ко­рысти или тщеславия, тот хранит заповеди Божии, подавая милостыню праведную и без тщеславия убеляясь во время поста, а не по­казывая лица мрачного, и все прочее совершая так, как предписано в законе Божием.

 

169. Да приближится моление мое пред Тя; Господи, по словеси Твоему (в слове Твоем) вразуми мя. Да не будет возвращено, го­ворит, моление мое, Господи, как не принятое, но пусть приблизит­ся к Тебе и будет принято То­бою. В чем же состоит сие мо­ление мое? В том, чтобы Ты вразумил меня не в человеческом искусстве и не в знании мирском, но в слове Твоем, т. е. чтобы я разумел слова Твои и знал в точности закон Твой. *)

*) Слова Оригена: В первых стихах алфавитных начал только совершать путь богоугодный, но еще не приблизился к Нему, а когда дошел до конца псалма и до послед­ней еврейской буквы, тогда стал молиться, чтобы моление его приблизилось к Боту и достигло до Него. А молитва восходить к Богу, когда воссылается от совершенного произволения. А касательно приближения к Богу мы открыли такое различие, что, кто со­вершеннее, тот приближается к Богу, по­добно Моисею, которому сказано, он один будет приближаться к Богу. Кто ниже его, тот сам не приближается, но молитва его приближается, как и Давид говорит здесь: да приблизится моление мое пред лице Твое. Впрочем Бог не ограничивается местом, а можно иногда приближаться к Богу так, когда мы приближаемся к Нему внутренним нашим, или сокровенным человеком серд­ца. Притом можно приблизиться добродете­лями, посему чем более кто отстает от них, тем далее он от Бога. Евсевия: Ес­ли бы выражение: вразуми меня, было просто, то какая надобность была бы прибавлять: в слове Твоем? Необходимость сего прибавления Ты можешь узнать и из других подобных выражений. Так например иной гово­рит: учитель! научи меня искусству врачевания.

 

170. Да внидет прошение мое пред Тя; Господи, по словеси Тво­ему избави мя. Прошение (αξιομα) и Акила перевел прошением, а Симмах—униженным молением (ικεσια). Итак, выше Давид сказал: да приблизится моление мое, а здесь, говорит да войдет: по­тому что когда прошение приблизит­ся к Богу, тогда без сомнения и войдет к Нему. *) А прошение и моление Давидово состояло в том, чтобы Бог по своей премуд­рости или по своему обещанию, как принято сие в различном значении и выше, избавил его от искушении: потому что Бог обещал подавать Давиду помощь особенным и отличным образом. **)

 

*) Феодора: Прежде надобно приблизить­ся, а потом, приблизившись, войти. Напри­мер такой-то подошел к дому какого либо господина; по приближении, когда он друг хозяину дома и достоин сообщества с ним, он входит к нему: так чистая и непороч­ная молитва приближается к престолу бла­годати и входит пред лице Божие и достигает, чего хочет, а моление окрыляется и со­провождается добродетелью, доколе не предстанет пред Богом; между тем как грех будучи тяжек своею тяжестью низводит молитву долу. Eвсевий: Весьма часто праведники говорят: избавь меня, зная, что они в сей жизни находятся на брани и в великом волнении при настоящем своем подвиге.

**) Безименного: Как прошения мирские о том, чтобы сделаться начальником, судиею, правителем и царем; равным образом есть прошения и о церковных вещах—чтобы быть священником, архиереем или (даже) патриархом: так есть и прошения о душе (ду­шевное)—прошение о приобретении добродете­лей. Итак, кто приносит такое прошение, которое собственно и существенно состав­ляете прошение; тот молится Богу так: да войдете прошение мое пред лице Твое; Гос­поди, по слову Твоему избавь меня. Оригена: Потому узнаю я, что прошение мое вошло пред лице Твое, когда избавлен буду То­бою по слову и по прошению моему и по мудрости Твоей. Ибо кто стал выше всех страстей, тот избавлен Богом по слову Его.

 

171. (Да) Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Уста мои, гово­рит, Господи, произнесут Тебе благодарственную песнь, когда Ты научишь меня, сообщив мне знание оправданий Твоих яснейшее и глубочайшее, произнесут песнь отдельную, благодарную за сие благодеяние Твое. Давид молится здесь о том, чтобы мог благода­рить Бога, показывая тем силь­ное стремление свое к благодарению Богу. *)

 

*) Отрыжка свойственна пище, по сло­вам Феодорита; изучаясь, говорит, Твоим оправданиям, я принесу Тебе, как настав­нику в оных, песнопение. Ибо, не изучившись, как говорит Ориген, я не могу сде­лать такой отрыжки. Отрыжка же сия бывает как у насыщенных. Ибо только насытившись мы делаем отрыжку, по качеству пищи упо­требленной нами. А есть также и духовная пища. Ибо само слово есть хлеб и имеет плоть, которыми насытившись мы можем от­рыгнута песнь из уст внутреннего челове­ка. Если же отрыжка сия, по словам Никиты, есть песнопение, то следует, что начало оного будучи пищею составляете самое пол­ное богословие.

 

172. (Да) Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Если бы, говорит, язык мой всегда сказывал слова Твои, Господи, то повторяя, то изучая их, и не занимался другим чем-либо пустым; потому что все заповеди твои—правда, которая выпрямливает и уравнивает всю жизнь человеческую и направляет людей к доброде­тели. И выше сказал: Правда— свидетельства Твои. *)

 

*) Слова Никиты: Рассмотри сие молениe пророка; по молитве и вразумившись сло­вами Божиими и избавясь от лукавого, он умоляет о даровании ему того, чтобы он ничего другого не возвещал в жизни сей, кроме пения Богу. И подлинно великого да­ра просит у Бога, чтоб уста и язык его были орудиями Божиими, определенными на славословие Богу. И как отделяются из серебра, или золота какие-либо священные дра­гоценности и посвящаются Богу, чтобы не были более употребляемы на другое служение, или общее употребление: так и теперь просит Бога, чтоб Ему посвящены были уста и язык, чтоб уста всегда отрыгали пение, а язык не вещал никакого праздного слова, или, по словам Аполлинария, толь­ко слова Божии: ибо отвори, говорит, твои уста слову Божию (Прит.31, 8). А все запо­веди, по словам того же Никиты, суть прав­да; так как они заключаются в следую­щей заповеди, которая есть правда: в люб­ви к ближнему, как к самому себе. Впрочем, и каждая заповедь ест правда, как поставленная в закон согласно е правдою. Также и все частные добродетели могут быть названы правдою, по связи одной с другою, так что кто имеет одну из них, тот имеет все.

 

173. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Да придет, говорит, рука или сила Твоя, Господи, спасти меня. Или да будет готово на спасение мое, как и в другом месте сказал: будь мне в Бога защит­ника (Псал. 30, 3). *)

 

*) Слова Безименного: Быть может, как царь называется имеющим руку, т. е. войско, так и рука Божия есть все воин­ство небесное, все ангельские и святые силы, посылаемые на спасение людей. А выражение: да будет рука Твоя, означает не осуществление ее, но отношение к спасающимся; разве бы кто под рукою Божиею разумел Христа, при каковом значении глагол: да будет, сказан вместо: да будет приведен в бытие, также: да воплотится рука Твоя, чтобы спасти меня. Феодорита: Рукою назы­ваем действие Божие, от которого просит дара спасения. Оригена: Рука Божия, по истин­ному и праведному суду Его, для одних бывает во спасение, а для других во вразумление и наказание. Но когда мы изберем за­поведи Божии, рука Божия может спасти нас как от препятствий, поставляемых другими, так и от злоумышлений видимых врагов: ибо за избрание закона, без сомнения, даст способность к исполнению его.

 

174. Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. Я, прибавляет, чрез­мерно возжелал спасения Твоего, Господи, а не помощи человеческой; почему и закон Твой состав­ляете занятие мое, дабы за упражнение в нем Ты избавил меня от врагов моих. *) Впрочем, по словам Афанасия, быть может, Давид говорит здесь о вочеловечении Спасителя, так как оно сделалось спасением мира: ибо ро­дился, говорит, вам ныне Спаси­тель (Лук. 2, 11); и Симеон говорил: видели глаза мои спасение Твое (Лук. 2, 30). Сего-то, гово­рит, спасения Твоего, Господи, я возжелал, чтоб видеть оное, как мы о том сказали и в другом месте. Сказал же: закон Твой— поучение мое; потому что в нем изображает сие спасение Твое и вочеловечение.

*) Слова Дидима: Многие люди желают сильно спасения, но человеческого, а не Божия. А спасение плотское есть мирское; стремиться же ко спасении Божии есть дело (т. е. трудное). Оно состоит в спасении Божием, в успокоении в Боге, в наследии святыни; ибо спасение Божие есть вечная жизнь.

 

175. Жива будет дута моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Душа моя, гово­рит, будет жить истинною жизнью, Господи: ибо пойдут, гово­рит, праведники в жизнь вечную (Матф. 25, 46). И тогда она бу­дет хвалить Тебя высшим и совершеннейшим образом. И суды Твои—мысленные помогут мне, когда я сохраню их, так как они доставят мне смелость. В других же списках написано: да живет и да помогут мне, что означает молитву пророка о даровании жизни добродетельной, ко­торой одной собственно принадлежит наименование жизни. А равно молится о помощи всем посредством божественного закона, кото­рый направляет его, как мы ска­зали, к добродетели. *)

 

*) Оригена: Жизнь души заключил в будущем времени: так как жизнь наша сокрыта со Христом в Боге; ибо тогда в собственном значении она восхвалит Бога. Аполлинария: Я хорошо, говорит, знал, что суды Твои, которые для других страшны, помогут mhе; ибо Ты воздашь каждому по делам его.

 

176. Заблудих, яко овца погибшее; взыщи раба Твоего, яко за­поведей Твоих не забых. Я заблу­дился, Господи, заключает, как овца потерянная, не потому что я потерял путь заповедей, но что телесно проводил время на горах и холмах и переходил с места на место, по причине гонений от Саула и Авессалома с бывшими с ними врагами моими. Посему взыщи и возврати меня в прежнее жилище мое в Иepycaлим, положив гонителям моим препятствие: потому что я не нерадел о заповедях Твоих. *) Или Давид говорит сии слова от лица нового христианского на­рода, что я заблудился как поте­рянная овца; поелику не ходил прямым и ровным путем благочестия и добродетели, но кривыми и утесистыми путями нечестия и зла, причиняющими мне погибель. Посему взыщи меня, как истинного раба Твоего по созданию: ибо все, говорит, служит Тебе (Псал. 118); взыщи меня, добрый пастырь, положивший душу свою за овец, взыскавший, по словам Евангель­ской притчи, овцу от ста овец заблудившуюся и к девяносто де­вяти сопричисливший ее, и собери меня в Твою ограду. А следующие за сим слова: ибо заповедей Твоих я не забыл, представля­ются противными новому христианскому народу: потому что забывает не тот, кто еще не изучился заповедям, а тот, который еще прежде знал их. Только тогда они могут быть приложены к новому народу, когда будет допущено в сих словах употребление одного времени вместо другого, и глагол: я не забыл, будет принят вместо: я не за­буду, т. е. так: я новый народ Твой, не забуду заповедей Твоих, Господи!

*) Афанасия: После того как сказал (Давид) о себе, что он исполнил дела правые, здесь называет себя овцею заблудившеюся, изъявляя сим свое смиренномудрие и нарочно сам себя умаляя и унижая, дабы не превозноситься согласно с повелением Господним: когда все исполните, говорите: мы рабы ничего не стоющие. Посему и заключение целого псалма ограничивает уничижением самого себя, исповедуя, что он был никогда в заблуждении, и что он некогда погибал, блуждая вне стада Божия. Впрочем, по словам Феодорита, это может говорит и пророк, по учинении грехa, и весь человеческий род: если, говорит, и заблу­дился я и преступил некоторые из запо­ведей Твоих, но до совершенного забвения о них я не дошел. Посему взыщи меня, найди меня, возьми меня снова, возвратись со мною, пастырь добрый!

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты