КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 1. Абсолют - Философское понятие (лат. absolutus - безусловный), используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который "самодостаточен ", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. 2. Абсолютный дух - В философии Гегеля - мировой разум 3. Агностицизм - Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем 4. Аксиология - Философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека. 5. Анализ - Анализ и синтез (греч. analysis - разложение и synthesis - соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. 6. Антиномия - Антиномия (греч. antinomia- противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие "А." возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин "апория". 7. Античность - Античность (лат. antiquus - древний) - совокупность проявлений греческо-римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. Термин "античность " был принят в начале XVIII в. во французском языке и первоначально обозначал (что сохранилось до сих пор) особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. 8. Антропология - (греч. antropos - человек). Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека 9. Апории - (греч. aporia - безвыходное положение) - понятие, означающее в древнегреч. философии трудноразрешимую проблему. А. возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. А. принято называть рассуждения Зенона Элейского (сам он не употребляет этот термин) о невозможности движения. 10. Априорная категория - В кантовской философии - категория, изначально присутствующая в рассудке, ее содержание не зависит от опыта, более того, она является средством, с помощью которого рассудок придает чувственному опыту формальное единство. 11. Архаический - 1. Древний, старинный. 12. Архетип - Изначальный, исконный образ; архетипы - это универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием 13. Атрибут - (от лат. attribuo - придаю, наделяю). Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Термин "атрибут" встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний (акциденций). 14. Бытие - 1. Предельно широкая философская категория для обозначения всего существующего. 15. Веды - Веды (санскр.- ведение, знание) - четыре гл. священные книги древн. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа. 16. Верификация - Опытное подтверждение. В неопозитивизме процедура проверки научных высказываний. Только те высказывания могут претендовать на статус научных, которые подтверждаются опытом 17. Гедонизм - 1. Этическое учение, провозглашающее наслаждение целью жизни и высшим благом. Впервые было развито древнегреческой киренской философской школой (IV в. до н.э.) 18. Герменевтика - Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Сфера герменевтики очерчивалась, таким образом, экзегезой в широком смысле этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого искусства. 19. Гилозоизм - Учение о всеобщей оживленности мира 20. Гуманизм - (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный). Воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей. 21. Даосизм - философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений", являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. 22. Деизм - Философский принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания 23. Декаданс (лат. decadentia - упадок). Общее наименование явлений в искусстве конца XIX - начала XX в., отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, аморализмом, эстетизацией кризиса и падения. 24. Деконструкция - особая стратегия по отношению к тексту. Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида. 25. Детерминизм - Онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности 26. Диалектика - 1. (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю). Первоначально этим термином (dialektike techne - "искусство диалектики") обозначались: А) способность вести спор посредством вопросов и ответов; Б) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить. 27. Диалектический материализм Разновидность материализма, в котором материалистические принципы объединяются с диалектикой. Материя, которая понимается как любая вообще объективная реальность, развивается, взаимодействия в мире происходят в соответствии с законами диалектики. 28. Дискурс - (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение). Организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины ("философский дискурс", "научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы ("дискурс глобализации"). 29. Дуализм - Философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную. 30. Идеализм - Философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам - эпистемологический идеализм и метафизический идеализм. 31. Идеалистический монизм - Философская теория, предполагающая первичность идеального по отношению к материальному. 32. Идеология - Система взглядов-убеждений, выражающих самосознание какой-н. социальной группы, класса, политической партии, общества в целом. 33. Интенциональный - Имеющий отношение к интенциональности. Интенциональность (лат. intentio - стремление) - направленность (устремленность) сознания на предмет. 34. Истина - 1. Особая характеристика знания, выражающая его соответствие действительности. 35. Категорический императив - Безусловный, не ограниченный каким-либо условием, например целью, и не предписываемый как некое средство императив (повеление). 36. Когеретность - Согласованность 37. Конфуцианство - Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. 38. Критицизм - Критическое (направленное на выявление недостатков, ошибок, ограничений) отношение к чему-нибудь, например, к познавательной способности человека, к используемым субъектом методам и средствам. 39. Легизм - В философии права легизмом называется гносеологический подход, в основе которого лежит принцип признания в качестве права лишь того, что является приказанием государственной власти. Тем самым отождествляется право и закон. См. также: Позитивисты. 40. Личность - Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. 41. Логика - 1. Наука о законах и формах правильного мышления 42. Логический атомизм - Философская концепция Б.Рассела. 43. Логический позитивизм - Разновидность неопозитивизма. Возник в 20-х гг. ХХ в. в Венском кружке (Карнап, О. Нейрат и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское Общество эмпирической философии (Рейхен-бах, К. Гемпель и др.). Подлинно научная философия, согласно Л. п., возможна только как логический анализ языка науки. Этот анализ должен быть направлен, с одной стороны, на устранение " метафизики " (т.е. традиционной философии), с др. - на исследование логического строения научного знания с целью выявления " непосредственно данного ", т.е. эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. 44. Логос - В древнегреческой философии - всеобщая закономерность, в идеалистической философии - духовное первоначало, мировой разум. 45. Марксизм - 1. Философское учение, создателями которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. 46. Материализм - Философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу. 47. Махизм - Махизм, или эмпириокритицизм (критика опыта) - течение, основанное Авенариусом и Махом, выступающее в качестве разновидности позитивизма ("второй позитивизм"). 48. Метафизика - 1. Раздел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира. Термин М. возник как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает "то, что следует после физики". 49. Метафизический - умозрительный, спекулятивный, отвлеченный, философский взгляд на явления и предметы (в противоположность позитивному). 50. Механистический детерминизм - Разновидность детерминизма. Детерминизм - онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности. Особенность механистического детерминизма в том, что он отрицает объективный характер случайности 51. Механистический материализм - Разновидность материализма. Механистический материализм сводит материю только к веществу и рассматривает законы механики как универсальные законы взаимодействия 52. Мировоззрение - 1. Система взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения. 53. Миф - 1. Исходная форма духовной культуры, из которой позже выделились религия, философия, искусство. Миф осваивает действительность в форме образа, в мифе неразрывно слиты эмоции и мышление, субъект и объект, индивид и род, социум и природа. 54. Модерн - Комплекс экономических, политических, социальных, культурных, правовых и международно-правовых представлений, берущий начало в Европе ХVII в. 55. Модернизм - (от франц. moderne - новейший, современный). Общее обозначение направлений искусства конца XIX - начала XX вв. - кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, и т.п. 56. Модус - 1. Способ чего-либо, норма.2. В философии XVII-XVIII вв. - преходящее свойство, присущее предмету лишь в некоторых состояниях, в отличие от постоянного свойства предмета (атрибута). 57. Монизм - Философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную 58. Мораль - Совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям. 59. Натурализм - 1. Направление в искусстве последней треть XIX в., сформировавшееся во Франции, требовало тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений. 60. Натурфилософия - Философия природы, совокупность философских идей об устройстве и происхождении мира, во многом носящих умозрительный или фантастический характер 61. Наука - 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности - сумма полученных знаний; 2. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства; 3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания 62. Неопозитивизм - Современная форма позитивизма, одно из направлений философии XX в. Претендует на анализ и решение философско-методологических проблем научного знания. В рамках неопозитивизма была предложена верификационная концепция научного знания. Отрицает возможности философии как особого рода теоретического познания и мировоззрения, и рассматривает ее только в качестве методологии научного знания 63. Неофрейдизм - направление в философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов. Н. возник в конце 30-х гг. в результате пересмотра некоторых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике ряд исходных постулатов и конечных выводов классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти. 64. Ноумен - (греч. noumenon) - термин, означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге "Тимей"), понимал под Н. реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в "Критике чистого разума") Н .- это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В "Критике практического разума" Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку, т.к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям "вещи в себе". 65. Общественно-экономическая формация - В марксизме - общество, находящееся на определенном этапе исторического развития (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм) 66. Объект - То, что дано в познании, на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное объекту субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я" 67. Объективный идеализм - Объективный идеализм - категория философии, означающая одну из основных (наряду с субъективным идеализмом), форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, над-личностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум). 68. Онтологический плюрализм - Философская позиция, состоящая в признании существования более чем одного начала бытия. 69. Онтология - Учение о бытии как таковом. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления). 70. Панлогизм - (греч. pan - все и logos - учение, слово, мысль). Доктрина, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. П. признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Наиболее полно П. развит в философии Гегеля. 71. Панпсихизм - Учение о всеобщей одушевленности мира 72. Пантеизм - Философское учение, утверждающее тождество природы и Бога 73. Парадигма - Признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи 74. Патристика - совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв. (отцов церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. 75. Плюрализм - 1. Философский принцип, утверждающий в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций. 76. Позитивизм - (франц. positivisme, от лат. positivus положительный). Философское направление, исходящее из тезиса о том, что подлинное, позитивное знание может быть получено только в результате научного познания, а философия не может претендовать на самостоятельный статус, поскольку должна обслуживать науку и выполнять функцию синтеза научного знания. Позитивизм появился в 30-е гг. XIX в., его создателем является О. Конт 77. Постмодерн - Эпоха новейших научных и идеологических представлений социально-гуманитарного свойства, наступившая после Эпохи Модерна (вторая половина ХХ в.) 78. Постмодернизм - (фр. postmodernisme - после модернизма). 79. Постпозитивизм - Ряд философских концепций, сформировавшихся в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма. Постпозитивизм объединяет философские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда и др. В постпозитивизме утверждается невозможность выработки однозначного, формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного 80. Прагматизм - Философское учение, сформировавшееся в 70-х гг. XIX в. в США и получившее наибольшее распространение в XX в. в период до 2-й мировой войны. Основные представители прагматизма Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Эти философы выступили с программой "реконструкции в философии", в результате которой философия должна стать не размышлением о первоначалах бытия и познания, а общим методом решения жизненных проблем. 81. Рационализм - (лат. rationalis - разумный). В теории познания это учение согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. 82. Рациональность - (от лат. ratio - разум). Понятие, характеризующее различные формы жизненной активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств и др. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная) в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки познавательной активности человека. Трактуемая в самом широком смысле как разумность, рациональность противостоит иррациональности (не- и внеразумности). 83. Религия - Мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним. 84. Релятивизм - Относительность 85. Реляционная концепция пространства и времени - Согласно этой концепции, пространство и время не являются абсолютными и неизменными, их метрические свойства зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида 86. Рефлексия - (лат. reflexio - обращение назад) - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. 87. Сенсуализм - (лат. sensus - чувство, ощущение). Учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. 88. Система - Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. 89. Скептицизм - Философское направление, созданное в IV в. до н.э. Пирроном из Элиды. Продолжая традиции софистов, скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельств жизни, состояний органов чувств, влияния традиций и привычек и т.п.). Сомнение в возможности общепризнанного доказательства знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений (как утверждающих, так и отрицающих что-либо) с целью достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья. 90. Сознание - Высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция головного мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулирова-нии и самоконтролировании поведения человека. 91. Стоицизм - Школа древнегреческой философии, призывавшая освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму и "справедливой суровости ". 92. Субстанция - Первооснова, сущность всех вещей и явлений. 93. Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. 94. Схоластика - (греч. scholastikоs - школьный). Средневековая "школьная философия", представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля. 95. Сциентизм - Философско-мировоззренческая позиция, согласно которой наука является центральным компонентом культуры и ее высшим достижением. Предполагается, что наука может дать ответы на все вопросы бытия человека и устройства мира. В сциентизме рациональность отождествляется только с научной рациональностью в ее классической форме 96. Томизм - Учение Св. Фомы (Томаса) Аквинского, направление католической теологии и философии, соединившее христианскую догматику с методом Аристотеля 97. Тотемизм - Древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом - животным или растением, считающимся предком данной группы и потому священным для нее. 98. Транснациональный - Выходящий за пределы национальных границ, ставящий под сомнение принцип национально-государственного суверенитета 99. Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, который считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир "вещей в себе". 100. Трансцендентный мир - Мир "вещей в себе" в философии И. Канта. 101. Упанишады - Упанишады - один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении многих веков 102. Фатализм - (от лат. fatum - рок, судьба). 103. Феномен - 1. То же, что и явление. 104. Феноменологическая философия - Философская концепция Э. Гуссерля. 105. Феноменологический метод - Феноменологический метод - взаимосвязанное единство принципов и процедур сущностного исследования данностей первичного опыта - феноменов. 106. Философия - 1. Рационально - теоретическая форма мировоззрения. 107. Формация - Определенная стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая в конечном счете способом производства. 108. Фрейдизм - Название теории и метода психоанализа. Назван так по имени 3. Фрейда (1856-1939). 109. Эвдемонизм - Этическая позиция, при которой главной целью и главной ценностью является достижение счастья. 110. Эвристика - 1. В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов. 111. Экзистенциализм - Философия существования, иррационалистическое направление в современной философии, сформировавшееся накануне I мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после I мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период II мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). Бытие в экзистенциализме понимается как человеческое существование, или экзистенция, которую следует постигать как непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. 112. Эмпиризм - Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания. 113. Эпикурейская философия - Философия, проповедующая, что наслаждение - высшая цель человеческой жизни. 114. Эпистемология - Раздел гносеологии (теории познания), в котором изучаются проблемы научного знания. Часто термин " эпистемология " употребляется в значении " гносеология " - т.е. философская теория познания 115. Эстетика - Наука о прекрасном в искусстве и окружающей действительности - философия прекрасного. 116. Этика - Наука о морали.
|