КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Флирт с несчастьем.Эго обожает мелодраму. Для него ничто другое не приносит больше удовольствия, чем разрушенная человеческая жизнь, включая нашу собственную. Злейший враг для Эго — внутренний покой. Чего мы более всего боимся в жизни — это в точности то, что Эго хотело бы создать для нас. Оно хочет, чтобы мы прожили ту ужасную фантазию, хочет выяснить, сможем ли мы с этим управиться. Мы боимся этого несчастья, потому что часть из нас одержима тем, чтобы оно случилось. Лазарис полагает, что качества, которыми мы более всего гордимся, дают Эго ключ к фантазиям. (Просмотри свой список «лучше чем».) Одно из моих «лучше чем» — это моя квалификация и организованность — мой знак зодиака Дева — и я известна тем, что самоуверенно улыбаюсь, когда другие показывают недостаток организованности, медлительность или неспособность менять занятие. Однако соответствующая фантазия моего Эго — заключается в потере моих умственных способностей настолько, что я не способна работать: я живу в неубранной комнате, на полу разбросаны листы бумаги, в которых я не могу найти смысла, счета, которые не оплачены, поникшие комнатные растения, немытые тарелки и кружки — и я, свернувшаяся калачиком и посылающая мир ко всем чертям. (А что я получаю? Жалость к себе и побег от ответственности.) Вы когда-нибудь забавлялись втайне мыслью, что было бы интересно и даже пленительно быть молодой вдовой или слепым, болеть раком или СПИДом, разориться, быть ограбленным, быть социально отверженным, сойти с ума, стать бездомным, быть наркоманом, даже совершить самоубийство...? Если так— берегитесь! Вас развращает любовь вашего Эго к мелодраме, а поскольку игра в кости со смертью вызывает трепет, вас можно уговорить подойти слишком близко к краю пропасти. Джек из семьи, которая злоупотребляла алкоголем. Оба родителя, брат и несколько других родственников очень сильно пили, а дядя умер от цирроза печени. Джек всегда был непьющим, так как был убежден, что, если он когда-нибудь притронется к алкоголю, он станет зависимым. Но однажды (уже в сорок с небольшим лет) он купил большую бутылку водки, чтобы доказать, что он принадлежит себе, что он способен сопротивляться «зеленому змию». До этого он балансировал на краю пропасти. Флирт с несчастьем Каковы самые деструктивные фантазии вашего Эго? Начните с вашего списка «лучше чем», решите, как выглядят противоположные крайности. Или подумайте о любой фантазии про несчастье, которое давно мелькает у вас в голове. Запишите ее подробно. Нарисуйте в своем воображении. Окуните себя в нее. Ощутите страх, когда поймете, что ваше Эго на самом деле хочет, чтобы это произошло! Что же Вы получите, если это случится? (Не беспокойтесь, что визуализация сцены может ее реализовать. Визуализация подавляет страхи, которые делают ее более сильной.) Теперь решите, хотите ли вы двигаться к этому «возможному будущему» или нет. Если нет, тогда поставьте красный крест через ваши записи. Порвите бумагу в клочки и смойте их в унитазе. Эго имеет целую гору негативных убеждений, нерешенных проблем и скрытых задач, которые сдерживают или даже разрушают наши жизни и блокируют попытки программировать то, что мы хотим. Оно прославляется борьбой, жалостью к себе, самомнением, лицемерием, самопожертвованием, наказанием других, увиливанием от ответственности и отрицанием ее, непорядочностью и манипулированием. Оно боится близкого знакомства, боится счастья, боится чувствовать себя благодарной. Оно наполняет нашу жизнь пустяками и суматохой. Оно заставляет нас чувствовать вину, обиду и тревогу и подстрекает нас цепляться за прошлое. Каждый из нас имеет свои любимые утешения, добрых старых знакомцев, к которым возвращаемся снова и снова, такие как «если находишься в сомнениях, то просто пожалей себя.» Какие из утешений, игр и скрытых задач, указанных выше, кажутся вам тревожно знакомыми? Которые заставляют вас немного поеживаться от страха или ерзать на стуле? Которые заставляют вас думать: «Нет, не может быть, чтобы это был я. Правда же?...» Если вы будете честны сами с собой, вы узнаете. Вне эго Глубоко расслабьтесь и представьте себя шагающим через прекрасный лес. Почувствуйте ногами землю. Посмотрите на пятна солнечного света, пробивающиеся через деревья. Услышьте пение птиц и треск веток под ногами. Дотроньтесь до упавшего ствола и до папоротника у ваших ног. Почувствуйте густой влажный запах леса. Идите по тропинке, которая вьется через лес. Вдруг что-то появляется впереди за деревом. Это одна из ваших нерешенных проблем или препятствий. (Может быть, жалость к себе, или ощущение особенности, или страх одиночества, или вина.) Посмотрите, какие формы оно принимает — может быть, животного, мифического создания, фантастического героя, вас в молодости или кого-нибудь, кого вы знаете. Разрешите себе увидеть его отчетливо. Человек или существо загораживает тропинку, поэтому подойдите и поговорите с ним. Представьте, что оно пытается помочь вам каким-то неразумным способом. Спросите, что оно пытается сделать для вас. Попытайтесь понять и простить. Уверьте его, что теперь у вас другие способы управлять жизнью или новые убеждения, что существо теперь может помогать вам по-новому. Дайте ему новый образ вашего будущего и попросите присоединиться к вам. Теперь дайте себе разрешение слиться с новым аспектом самого себя. Теперь шагайте весело по тропинке, пока не придете к водопаду в глубине леса. Снимите одежду и встаньте под водопад. Пусть он смывает последние следы ваших компенсаций и негативного убеждения. Потом тихо вернитесь в свою комнату. Кто этот третий, который ходит всегда рядом с тобой? Когда я смотрю, есть только я и ты вдвоем. Но когда я смотрю вперед на белую дорогу, всегда кто-то другой идет по соседству с тобой, закрытый коричневой накидкой с капюшоном, я даже не знаю, мужчина это или женщина. А кто это по другую сторону от тебя? (Т. С. Элиот) Если мы узнаем о его проделках, Эго старается сбить нас со следа, отражая аспекты самого себя на внешний мир. Как с юмором говорит об этом Лазарис: Эго не очень умно, но оно умнее чем мы! Когда Эго играет в свои игры «лучше чем», например, мы видим наши худшие качества у других людей. Когда оно выбирает игры «хуже чем», мы проецируем на других наши лучшие качества. Мир — это зеркало. Когда мы смотрим на своих друзей, семью, партнера, коллег и знакомых, мы видим наше собственное отражение. «Ричард такой высокомерный» «Мэри плавает в облаках» «Джон очень добрый» «Джулия всем надоедает со своими проблемами» «Тони только и умеет, что думать о себе.» Все эти комментарии есть, вероятно, качества, которые мы отказываемся видеть в себе и которые могли бы повести нас по тропе самосознания. «Но Ричард, действительно, высокомерный!» Да, может быть. Но почему вы решили это комментировать даже самому себе? Почему вы привлекли его в свою действительность? Что мы больше всего не любим или боимся в других, это — конечно, непризнаваемый аспект нас самих. Мы видим других, которые сцепились бороться с отражениями нашей собственной борьбы. Конечно, это не значит, что если человек становится понятен вам, вы должны подавить какие-либо побуждения в себе. Он отражает некоторые ваши аспекты. Может быть, ваши суждения или «лучше чем» о людях, которые делают то же самое? Или ваши негативные убеждения о людях? Или, может быть, вы хотите некоторым образом «выразить себя», возможно, как художник или политик, но блокируете себя страхом, или унижением, или отбрасыванием этой мысли? Если ваше «зеркало» не будет простым отражением реальности, жизнь может стать просто сказочной. Зеркало 1. Обдумайте замечания, которые вы делаете о знакомых вам людях как о людях, которые вам особенно нравятся, так и о тех, от которых у вас возникает стресс и головная боль. Какие качества больше всего нравятся и не нравятся вам в других людях? Ответьте честно, вы видите эти качества — хорошие или плохие — как некоторые аспекты самих себя? (Если нет, как могли они отразить ваши убеждения?) С чем, на ваш взгляд, борются другие? 2. Если у вас трудности с кем-то, представьте, что этот человек — одна из ваших личностных характеристик, которая нуждается в слиянии, и тогда используйте технику Гештальта «пустое кресло». Сядьте на стул лицом к другому стулу. Представьте, что на этом стуле сидит другой человек, и начинайте рассказывать ему, какие проблемы он вам доставляет. Потом пересядьте на другой стул и дайте ответы за этого другого человека. Потом вернитесь опять, возражая на эти ответы. Снова пересядьте, и так далее. Пересаживаясь всякий раз, останавливайтесь подумать. Продолжайте, пока не почувствуете, что результаты сглаживают внутренний конфликт. Юнг обозначил эти непризнанные стороны человека, как «Тень». И предупреждал, что они могут принести деструктивное влияние, если мы их не высветим. Тень — это мрак, ведущий нас к катастрофе. Это мистер Хайд, враг доктора Джекила. Она может привести нас к гибели. Как отметил Юнг, для нас необходимо иметь «Тень», так как мы не можем быть всем, чем было бы для нас возможно. Мы должны выбирать, какие стороны себя показывать миру. Но если мы будем дурачить себя, что мы — сама чистота и свет, тогда наша злая и отвратительная Тень проявит себя где-нибудь еще в других людях, в нашем видении мира, в нашем теле, в наших мечтах (может быть, как темная неясная фигура или очень неприятный персонаж). Наша Тень будет часто задевать нас ядовитыми насмешками: «Смотри! Я здесь!» — и мы можем или притвориться, что оно «где-то там», или внимательно посмотреть на самих себя. Тюрьмы — на социальном уровне — есть гетто для одной части нашей коллективной Тени, как это проявилось в мире. Преступники любезно разыгрывают жестокие, алчные, эгоистичные, разрушительные и безнравственные стороны нас самих. Так что мы можем притворяться, что те отвратительные качества находятся «где-то там» и не имеют к нам никакого отношения. Меня всегда изумляло, что мы обращаемся с преступниками так, что намеренно сохраняем их представление о себе как о «преступниках» и укрепляем их отрицательные убеждения о себе и обществе, а потом выглядим удивленными высокому уровню рецидивизма. Но объяснение этой странности есть. Мы обращаемся с преступниками неуважительно и часто негуманно для того, чтобы они продолжали выражать нашу Тень. К их чести, некоторые преступники сумели найти любящую, созидательную, располагающую сторону себя — Джимми Бойл, известный пример — и это ломает невысказываемое правило: преступники не должны казаться такими же людьми, как и остальные из нас! Точно также, большинство психических лечебниц заботливо устроены, таким образом, чтобы сводить людей с ума и укреплять псевдо-медицинский «ярлык», несмотря на неосновательные внешние признаки. Те, кто имеет достаточно храбрости, чтобы «сойти с ума» (ради всего общества) вынуждены оставаться сумасшедшими, иначе, это угрожает нашему убеждению, что сумасшествие — «где-то там». Если мы выставляем тени на свет, они исчезают как по волшебству. Но большинство из нас боятся или просто стыдятся своей теневой стороны, и она остается во тьме, и если мы посветим ярче в наше сознательное я, тень спрячется еще глубже. Это не значит, что мы должны выдавливать «темную» сторону нашей натуры. Все, что нам нужно сделать, это признаться своей Теневой стороне в том, что нам больше не нужно проецировать ее на внешний мир. До тех пор, пока мы обманываем себя, что, например, мы даже не можем вообразить желание убить кого-то, импульсы убийцы будут разыграны другими, как зеркало нашей Тени. Недостаточно произнести слова: «Думаю, что я могу убить» Мы должны держать это в наших сердцах. Только когда мы владеем нашей Тенью, мы можем стать единым целым. (Те, кто отрекается от своей Тени, часто выглядят поверхностными и оторванными от действительности.) Разговор о Тени — это, безусловно, полезно, так как мы имеем много Теневых «я» — так же как мы имеем много Эго, и некоторые из этих «я» несут наши скрытые положительные качества. Исследование Тени показывает не только злых гномов нашего подсознания, но и обнаруживает сверкающие самоцветы. (Во время медитации я была восхищена встречей с двумя моими позитивными теневыми «Я»: дружелюбный великан, который представлял мою силу, затемненную моей хрупкой внешностью, и похожее на эльфа существо, символизирующее мое магическое «я», которое все еще было подавлено моими «научными» убеждениями.) Так как Тень — это дополнение нашего подсознательного «я», то легко догадаться, что может прятаться в темноте. Какие стороны себя вы сознательно признаете? Чем вы шокированы, испуганы или к чему питаете отвращение в других? Каким качествам вы более всего завидуете? Какие эмоции вы редко или никогда не выражаете? На что был бы похож образ вашего противоположного зеркального близнеца? Именно там лежит ваша Тень. Тень Представьте себя одного ночью в странном доме. Осмотритесь, посмотрите, в чем вы одеты. На дворе завывает ветер и бьется в оконное стекло. Комната тускло освещена. Вдруг вы слышите грохот у черного входа. Там кто-то есть! Кто-то пытается войти! Вы испуганы. Теперь окажитесь снаружи в темном саду, прячущимся за деревом. Посмотрите на черный вход. Кто пытается войти? (Это может быть знакомая фигура, кто-то из прошлых времен, животное, мифологический персонаж. Это может быть кто-то или что-то.) Напомните себе, что фигура не может причинить вам вреда, и подойдите. Когда она обернется, скажите: «Мир тебе»,— и попросите сообщить, кто она и почему стучит в вашу дверь. Спросите, какие качества она представляет. Когда закончите разговор, поблагодарите ее за помощь и увидьте луч света, идущий с неба и освещающий эту сторону вашей Тени. Фигура исчезнет. Тогда встаньте на то место, которое она занимала, и попробуйте вдохнуть и оставить в себе качества, которые она представляла, даже если вы, может быть, никогда не захотите выражать их. Потом тихо вернитесь в свою комнату. (Это упражнение можно повторять несколько раз, чтобы обнаружить другие теневые «я».) Подними себя из нижнего «я», даже слоны вытягивают себя из топкой трясины. (Дхаммапада) К этому времени ваше негативное Эго может чувствовать себя слегка взволнованным. Оно может пытаться блефовать даже в этой главе. «Ну, да, я сделаю эти упражнения, когда у меня будет время, но сейчас я немного занят». «Программировать звуки куда веселее, чем все эти Эго, Тени». «Думаю, у меня есть причины жалеть себя!» «Мое Эго у меня под хорошим контролем». «О, я знаю, что такое моя Тень, мне хотелось бы узнать, о чем следующая глава». Послушайте себя. Как гласит древняя мудрость, духовный рост включает расширение ограниченного и близорукого Эго, чтобы проложить дорогу Личности. Освобождение не значит убить дракона, но означает расти выше него, расти вне его, видеть его проделки и смеяться тихо и нежно, когда он пышет огнем на вас. Вместо того, чтобы ненавидеть и драться с Эго, нужно найти его, и тогда мы станем свободными. Вместо того, чтобы воспринимать его всерьез, нужно просто за ним наблюдать, и мы обретем покой. Вместо того, чтобы сливаться с ним, мы будет стоять в стороне его и найдем наше Я. Небо Представьте себя среди пышного зеленого ландшафта с холмами, возвышающимися вокруг. Журчащий ручей течет неподалеку, вы сидите под большим тенистым деревом. Используйте все чувства, чтобы почувствовать себя там. Теперь посмотрите в голубое небо и заметьте маленькое темное облако, проплывающее мимо. Теперь сами окажитесь такими же, совсем как это облако. Посмотрите вниз на ландшафт. Увидьте ручей и большое дерево. Заметьте маленькое белое пушистое облако неподалеку и станьте тем облаком, мягко двигаясь через небо. Теперь станьте небом. Поднимитесь над ландшафтом и ощутите себя целым небом с облаками, проплывающими вразброс через всю вашу ширь. Испытайте безграничность себя как неба... Потом тихо вернитесь в свою комнату. Не нужно разрушать все облака, чтобы увидеть небо. Все, что вам нужно сделать — это вспомнить, что вы — Небо. (Бартоломью) Нам не нужно и мы не должны разрушать Эго, но мы можем научиться распознавать, принимать и выходить из него. Зная, что случится, если мы дадим силу Эго, и понимая, нашу плату за наше Эго, мы можем выбрать любовь, а не страх, радость, а не борьбу, прощение, а не наказание, объединение, а не конкуренцию, честность, а не обман, ответственность, а не обвинение; и делать это каждый день нашей жизни.
|