Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КАРМА, ГРЕХ И КАРА




 

В тот самый миг, когда вы думаете о себе или другом человеке как о грешнике, вы грешите.

Вивекананда

 

Не будем слишком пугать читателя грехом. Тем более что в век понижающих «ценностей» вряд ли кого-то этим словом особенно напугаешь. Когда-то достаточно было запретить те или иные действия как греховные, за которые последует кара божья (здесь или посмертно), чтобы очень многие избегали их. В век потребления (не только товаров, но и всё новых ощущений) нет лучшей рекламы какому-либо действию, как объявить его запретным (чем очень прекрасно пользуются те, кому очень хочется, чтобы, например, в России было много наркоманов).

О грехе накопилось слишком много неверных понятий. Когда мы употребляем это слово, мы волей-неволей понимаем его в связи с христианским наследием, которое оказывает опосредованное, но сильное влияние на человека, даже не принадлежащего к нему. Но христианское понятие греха не полностью совпадает с его пониманием в санатана дхарме.

В индийском мировоззрении слова папа, доша или кильбиша не соответствуют христианскому понятию греха Ближе к значению этих санскритских слов, видимо, исконное значение славянского грех «грязь», «загрязнение», «осквернение» (подразумевается — сознания).

Опасно быть захваченным книжными и рассудочными определениями греха, которые подавляют и терзают людей скрытыми страхами и неврозами на протяжении истории. Никакого всеохватного и установленного раз и навсегда его определения нет. Действие, сделанное человеком, может быть грешным для одного и нужным и правильным для другого.

В Ригведе грех понимается как неверное действие против богов, друзей, любимых, соседей и странников (5.85.7) По мере развития миросознания (упанишады и тексты даршан) основополагающим грехом, из которого проистекают остальные, становилось всё более невежество и неведение, приобретшее уже космическое значение.

Греховное действие — это то, которое отвращает или отводит от гармонии, знания и высшего осознания. Оно всегда связано с загрязнением сознания человека желаниями, оценками, ошибками и действиями, не направленными к Освобождающему Знанию. Если человек исполняет свою дхарму и выполняет карма йогу, тогда любое действие по сути безгрешно.

Кант и Гегель, рассматривая нравственный стыд, видимо, под влиянием христианства полагали, что человек стыдится своей материальной природы, телесности. Вернее, вероятно, другое: человек стыдится не своей природы, а потери управления над телесными функциями.

Сейчас идея о воздаянии не очень убедительна. Обывателю кажется, что те, кого он считает безнравственными и бессовестными, процветают, а добрые люди в лучшем случае незаметны и небогаты. Однако существование воздаяния можно наблюдать на некоторых примерах.

В XVIII веке дурноизвестный маркиз де Сад написал книжку «Жюстина, или Страдания добродетели» о богобоязненной и добродетельной женщине, которую всячески извращённо сексуально «пользовали» и истязали всякого рода, как бы мы сейчас сказали, садисты. Разрушительность и мерзопакостность этой книжки не столько в описаниях всяких мерзостей да гнусностей, сколько в назойливо-издевательском повторе мысли, что наслаждающиеся злодеи так и не понесли никакой божьей кары, а напротив, жили в богатстве, в своё удовольствие. Только вот сам маркиз, 30 лет просидевший в тюрьме за своё распутство и порнуху, там и закончил свою жизнь безумцем. Невезуха? Случайность ли?

Как-то в случайно попавшейся в руки газетке прочёл описание примечательного случая. Молодой и, видимо, ещё начинающий воришка пытался обчистить джип нуворишки. Но внезапно появился хозяин. (Кто у нас чаще разъезжает на джипах — многие понимают.) Парнишка-воришка увидел его — и умер. От сердечного приступа, по диагнозу врачей. Причиной приступа явно был страх. «Кара божья» — мог бы кто-то сказать. Но почему эта кара так быстро постигает мелких воришек, а не крупных нуворишек?

Впрочем, и их. Часто бывает так, что по всем статьям процветающий бизнесмен или находящийся на вершине славы политик, кино- или поп-звезда как раз после самого большого успеха вдруг впадает в сильнейшую депрессию или попадает в катастрофу. Это явление настолько обычно, что даже получило особое название «крушение в момент успеха». Будто человек долго карабкался на вершину, преодолевая препятствия, а взобравшись, скатился по другому склону. Это обратная сторона исключительного внимания к устройству себя во внешнем мире, которое сопровождается сужением и неустойчивостью мира внутреннего. И после достижения внешней цели следует опустошение.

За крушением всепоглощающей идеи наслажденчества следует саморазрушающее самообесценивание и депрессивное бессилие и начинается неостановимый врачами распад. Не зря именно депрессия, вызывающая целую вязанку болезней, по мнению всё большего числа медиков США, стала там главной причиной смертности. Причина же самой депрессии — пресс невыполненных желаний, ожиданий, высокие запросы при малых способностях и возможностях, зависть... Одним из исследователей даже описаны 150 случаев внезапной смерти лишь «от острой печали и потери престижа». С ощущением утраты смысла жизни связано более 80% покушений на самоубийство, 90% случаев алкоголизма и 100% — наркомании.

Так говорит сегодня счастливец: «Я молод, красив, богат — и счастлив Бедняжка! Не видит, что счастье его временно, словно капля воды на раскалённой сковородке.

Пора цветения не вечна. Как снег на прекрасном цветке — седина. Как сморщенная падалица — лицо бывшего красавца. В чужих сундуках — его деньги. И собственные роскошные похороны не приносят удовлетворения.

Но у большинства людей, как ни жестоко это звучит, спасительном средством при неспособности сознательно справиться с решением своих внутренних, межличностных и прочих трудностей является болезнь или её усиление. Болезнь становится неосознанным способом самонаказания и подмены познания и решения страданием. Если человек болеет, возможно, это потому, что ему больше нечего делать. Или, напротив, приходится делать слишком много того, что идёт вопреки его желанию, призванию, совести и т. д. А с болезнью, как с любой привычкой, расстаться трудно.

Недобродетель (адхарма), совершённая в этом мире, не сразу даёт плод, как земля, но, постепенно увеличиваясь, она подрезает корни совершающего её. Если кара постигает не самого преступника, то сыновей; если не сыновей — то внуков; но совершенная добродетель (дхарма) не остаётся без последствий для совершающего её.

Благодаря адхарме он некоторое время процветает, потом находит блага, потом побеждает врагов, но (в конце концов) погибает с корнем» (Законы Ману, 4.172-174).

В нашей богоспасаемой стране плоды кармы — скороспелки. Один юрист приводил такие многозначительные цифры из практики дикого капитализма в России: в середине 90-х годов из полутора сотен крупных банкиров почти половина были отстрелены или находились под следствием. Даже если кара не приходит в этом мире, она уже есть, так как человек сеет семена будущего страдания и отдаляется или ограждается от возможности освобождения.

Но не стоит поддаваться столь распространённому отождествлению кармы исключительно с карой. «Таинственен путь кармы», и природу отношений между действием и последствием нельзя выразить с математической точностью. Достаточно знать, что человек действует в мире мыслью, речью и телом, а так как мысль первична, то исток кармы — в уме человека.

Хорошая карма служит причиной желания истины и воли для её достижения. И тогда, несмотря ни на какие неблагоприятные условия и препятствия, человек не довольствуется врождённым или достигнутым в мире существованием. И выходец из полунеграмотной рабочей или крестьянской семьи оказывается более способным, чем окружённый воспитателями, репетиторами, знаменитостями и книгами профессорский сынок.

Карма не повод ссылаться на неё при каждой неудаче, списывая на неё свою леность, ошибки, слабость.

Сетовать на карму, судьбу, волю божью имеет смысл лишь в том случае, когда дело потерпело неудачу при лучшем для человека усердии и исполнении.

В «Законах Ману» (12.3-9) действие кармы описано следующим образом: «Человек вкушает плод совершённого деяния — доброго или дурного — так: умом — совершённое умом, словом — совершённое словом, телом — совершённое телом».

К умственным греховным действиям Ману относит алчность к чужой собственности, размышление о дурном, приверженность к ложному (учению, религии и т. п.); к словесным — оскорбление, ложь, клевету и бессвязную болтовню; к телесным — присвоение неданного, нанесение вреда не по справедливости, связь с чужой женой.

Соответственно от накопления таких телесных деяний человек идёт к состоянию неподвижности (то есть растения), от словесных — становится птицей или животным, от умственных — низкородным человеком.

Из идеи кармы идёт понятие перевоплощений. Без этого понятия (и хотя бы без частичного её принятия) очень многое и очень важное в йоге будет непонятно.

Заслужен и горек был мой удел:

перебывал я во множестве тел:

то там, то здесь был рождён,

множество носил я имён,

испытал бессчётность родительских ласк,

родных и близких терял много раз.

Бесчисленность раз поступал наобум,

передумал бесчисленность дум,

произнёс бесчисленность слов,

поклонялся бесчисленности богов,

жил в бесчисленности небес и адов,

держался бесчисленных вер и обрядов.

А теперь вот с ясным сознанием

в благоговейном молчании

склоняюсь перед Высшим Совершенством,

неисчерпаемым источником блаженства,

Истиной и Красотой бесконечной,

неизменной и вечной.

Тайюманавар

(южноиндийский поэт XVIII в.)[24]

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты