Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура поступков и манер («культурный» - в отличие от «природный», «дикий», означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный»).




Этикет распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как соблюдать гигиену, разговаривать, вести себя за столом.

Этикет коренится в ритуале и во многом схож с ним. Посредством этикета исполнителям задаются формальные рамки ситуативного поведения и взаимодействия. Стандартизируя поведение разных людей в типичных ситуациях, правила этикета в известной мере позволяют избежать неловкости, напряжения, взаимонепонимания. Как форма регуляции поведения этикет – своего рода «малая этика» - посредством простых по содержанию, хотя нередко и утонченных по форме требований обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных (спонтанных) проявлений индивидов. Поэтому этикет – это всегда форма культуры или иначе его называют «культурой поведения».

В обществах с устоявшимися нравами и традициями этикет – это правила общепринятого и положенного поведения; в переходных обществах, находящихся в процессе смены укладов и транс-стратификационной миграции, обществах с ломающимися и меняющимися нравами этикет – это правила именно подобающего поведения.

Особенности этикета:

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам.

Этикет отражает специфическую систему национальных особенностей общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.

Требования этикета не являются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикет являются условными, они как бы носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет.

Этикет – это эстетическая сторона поведения человека. Красивые манеры, красивое поведение – то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; манера двигаться, носить одежду и украшения, есть; умение вести себя в гневе и радости - всем этим видам общения человек старается придать не только нравственный, но и эстетический характер.

Итак, этикет – важная составляющая часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанная на протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, о красоте и порядке, о благоустройстве и бытовой целесообразности.

-2-

Проследим историю зарождения этикета.

Сила человека с самого начала была в единстве с себе подобными. Чтобы жить и бороться сообща, приходилось согласовывать свои интересы,мысли, чувства с окружающими. Так возникали простые правила общения, которые передаваясь из поколения в поколение, формировали нравы.

Преобладающая роль в развитии первобытной культуры принадлежала женщине. Именно она, проявляя свою любовь к детям, заботу о слабых, уважение к старшим, воспитывала чувство любви, привязанности, заботы у детей.

Но этикет формируется несколько позже как свод правил поведения впроцессе расслоения общества. Получивший власть и богатство выделяет себя внешне и требует особого, почтительного отношения.

Самые старые из известных нам сведений об этикете – древнеегипетские. Здесь считалось, что необходимые качества «приличного человека» - умеренность, скромность, почитание старших, умение хранить «в душе своей слова отца» и следовать их заветам. Необходимым компонентом культуры и большим достоинством считалось у древних египтян умение есть красиво и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.

 

Древние греки, поклонявшиеся разуму, силе и красоте, во внешнем поведении наиболее ценили сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою. Пифагор воспитывал у своих учеников следование обычаям, повиновение старшим, самообладание, выдержку. Чтобы быть добродетельным, проповедовал Сократ, надо знать, как поступать. И уметь владеть собой, считал Демокрит.

Мера – важнее всего, считали и древние римляне. Древнеримский поэт Овидий предостерегал молодых людей: не следует излишне жадно поглощать пищу и чрезмерно увлекаться напитками, однако вполне пристойно поклоннику красавицы обмакнуть пальцы в вино и написать «пламенной жидкостью» на столе объяснение в любви. Древний Рим вообще был дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете:невоздержанность в поведении, проявлении чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.

Как целостное явление этикет развивается в эпоху расцвета средневековья; его социокультурное значение в эту эпоху было обусловлено необходимостью поддержания внутренней стабильности высших сословий, в частности рыцарского, в условиях их расширения за счет выходцев и незнатных семей. В рамках рыцарского этоса получили развитие куртуазные нравы, предусматривавшие строгое исполнение определенных правил поведения влюбленного и возлюбленной. Постепенно распространившись в других сословиях, рыцарский этикет стал основой европейского, так называемого галантного этикета, основные элементы которого – вежливость, предупредительность, почтительность – сохраняются и в современном этикете.

В эпоху средневековья особенно выделяется этикет Византии, пышный и каноничный, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал власти блеск и величие. Вокруг императорского трона образуются специальные должности для точного соблюдения правил этикета: царедворцы, надевавшие на императора одежду; подававшие ее; подававшие воду для омовения рук; хранитель царской чернильницы и т.д.

Очень суров был этикет Испании и Англии. Появляются специальные книги и трактаты, поучающие, чего требует от каждого воспитанного человека учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необходимую ритуализированную форму общения. Причем требования этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди – церемониймейстеры, знающие все тонкости придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи.

В Испании родился малоудобный способ выражения почтения монарху, когда посетители становились на колени. В Англии придворные так часто делали это, что панталоны у них был изношены до крайности.

Во время этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла испанская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Видевшие это придворные не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал касаться королевы. Правда, нашлись двое смельчаков, которые спасли королеву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.

Если во времена средневековья тон задавал испанский этикет, то с 17-18в.в. первенство переходит к Франции. Само слово «этикет» употребляется со времен Людовика Х1У, на приемах которого гостям вручали от карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки назывались этикетки. Они и дали имя этикету.

Жизнь французского двора напоминала театрализованное представление, где поступки могли быть коварными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилось умение быть предупредительным в обхождении. Члены семьи должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто должен присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы.

Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Этикет являлся особой знаковой системой, с помощью которой происходило обособление дворянства от более «низких» культур.

Этикет представлял собой настолько сложную и детализированную систему норм и правил, что ему специально обучали (учили также искусству «строить глазки», клеить «мушки»). Хорошие манеры становятся признаком превосходства, просвещенности дворянства.

Во времена Французской революции дворянский этикет был публично отвергнут как лицемерный, ненатуральный и преувеличенный.

Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, внешне натуральнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету.

Одно из первых наставлений по этикету было написано Д. Вашингтоном «Сто десять правил приличного поведения», среди которых были и такие: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях».

Видный писатель и политический деятель Б. Франклин, развивавший философию успеха, провозгласил: «Время – деньги», «Богатый стол оставляет скудное завещание».

И сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практический характер: они учат тем приемам, которые должны помочь сделать карьеру, обрести нужных друзей и т.д.

О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоминается уже в первых письменных источниках. В «Повести временных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи, законы и предания. И каждые – свой нрав».

В начале ХП века В. Мономах составил «Поучение к детям», в котором призывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный».

В эпоху Ивана 1У появился свою правил поведения для горожан «Домострой», провозглашавший единоличную власть в семье отца, хозяина дома, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении. В книге описывалось как решать хозяйственные вопросы, внутренние семейный порядки, как ходить в гости, о чем беседовать.

Жизненный уклад в России резко меняется в эпоху Петра 1. В 1717 г. выходит книга по этикету «Юности честное зерцало». В книге содержались разные правила: «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «ногами не мотать».

Особое внимание Петр уделял организации ассамблей – собраний, открывающихся вечерами в знатных домах по установленному порядку. Здесь представители высших сословий должны были встречаться с иностранцами и перенимать у них формы политеса и одежды. Самая большая комната дома отводилась под танцевальный зал. В соседних комнатах играли в шахматы, шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кнута. Одна комната предназначалась для курения. Петр даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в России.

Значение Ассамблей: открыли новую форму общей людей, которое в допетровской России было крайне ограничено. В допетровскую эпоху встречи носили преимущественно хозяйственно-деловой или родственный характер.

В послепетровскуюэпоху установился образ жизни на западноевропейский манер: дворянский этикет 18 в. отличается особой пышностью, роскошью, сословной замкнутостью. Изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов, которые были привычны к блеску версальского двора.

Усилился сословный характер этикета, что проявилось, в частности, в строгой регламентации стиля одежды для каждого сословия (в соответствии с «Табелем о рангах»).

Значительно усилилось влияние французской культуры на российский быт и нравы.

Этикет пронизывает все сферы жизни дворянства, регламентируя различные формы поведения. Особенно проявлялось это на пышных балах и маскарадах, которые заменили петровские ассамблеи. Незнание танцев считалось серьезным недостатком воспитания. На балах играли уже не в шахматы и шашки, а в карты, вошедшие в моду при Анне Иоановне. Несмотря на строгие меры (полиция получила право являться в дом, где велась игра, и брать под стражу играющих), азартные игры продолжались, что влекло за собой разорения, растраты казенных денег и т.п.

В среде мелких провинциальных дворян и купечества этикет приобрел вторичный, адаптированный к местным условиям жизни характер.

В конце 19 – начале 20 в.в. появляется особый разряд городского населения – мещане. То есть городские (местные) «обыватели» - мелкие торговцы. Служащие частных компаний, прислуга. Здесь тоже складывался свой кодекс поведения. Этикет в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Поэтому мещане стремились во всем подражать господам, копировать их образ жизни, манеры, внешние атрибуты культурности. Но это иногда принимало карикатурные, уродливые формы поведения.

В тоже время как культурный антипод мещанина в обществе формируется тип интеллигентачеловека образованного, просвещенного, несущего в себе лучшие прогрессивные черты. Идеалы. Здесь вырабатывался свой этикетный кодекс, который исключал внимание ко всему внешнему, поверхностному. Главным было не внешнее впечатление, производимое в обществе, а нравственное, духовное, личностное начало.

Октябрьская революция «отменила» этикет вместе со многими другими культурными достижениями прошлого. Это не могло не сказаться на общем уровне поведения и соблюдения норм вежливости: люди стали «забывать» пользоваться носовым платком, опрятно одеваться. Употреблять «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста». А вот грубость и хамство становились своеобразными символами «нашего» образа жизни.

 

-3-

«Реабилитирован» этикет в глазах общества в 1960-е годы – годы «оттепели», когда начали налаживаться международные связи и поэтому потребовалось срочно обучать людей правилам поведения, дабы «не ударить в грязь лицом» перед мировой общественностью. Тогда появились и первые «легальные» книги по «советскому этикету» благодаря которым читатель мог наконец-то познакомиться с правилами поведения, принятыми в наше время во всем мире.

Итак, можно сделать выводы:

Этикет носит сословно-разграничительный характер: для различных групп людей и по отношению к разным сословиям предусмотрены разные правила поведения.

Этикет носит условно-договорный, согласительный характер. Таким образом, он не всегда является естественно-целесообразным, а его нормы, иногда надуманные, есть результат «договоренности», соглашения, конечно же, негласного.

Этикет носит культурно-исторический характер, он меняется со временем и с развитием культуры.

Что касается современного этикета, то его особенностями являются: демократичность и гуманистичность.

В чем это проявляется?

В сферу действия этикета вовлекается все большее число людей, он становится всеобщим регулятором поведения, а не сводом предписаний для избранного сословия.

Этикет теряет сословную принадлежность: он не разделяет людей по их происхождения, а напротив, объединяет их, предъявляя ко всем одинаковые требования. Он становится показателем уровня воспитанности человека и общества.

Упрощаются требования этикета. Многие предписания теряют свою вычурность и становятся более естественными и целесообразными а следовательно, более доступными для усвоения и соблюдения.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты