Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 2 9 . Ценность как категория




Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить от­ветом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?» Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект та­ким, каким он является сам по себе, а значение объекта для чело­века, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифферен­цирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Таким образом, обще­признанным фактом является различная оценка людьми, каза­лось бы, одних и тех же ситуаций.

Ценность— это то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому. Ценностным является для человека все, что имеет для него определенную значимость, лич­ностный или общественный смысл. Количественной характери­стикой этого смысла является оценка.

Оценкавыражается в так называемых лингвистических пере­менных, т. е. без задания числовых функций. Ценностное отно­шение человека к миру и себе приводит к ценностным ориента-циям личности. Для зрелой личности обычно характерны довольно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого по­жилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые цен­ностные ориентации становятся нормами, они определяют фор­мы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценно­стях называется аксиологией.

Учение о ценностях (аксиология)не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось разграничить понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а прак­тический разум — теоретическому разуму.


Некоторые философы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особенностях трансцендентального субъекта. Неокантианцыобнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф. Брентано обвинял неоканти­анцев в подчинении разуму понятия ценностей и считал, что ис­точником ценностей являются эмоциональные акты любви и не­нависти.

Философы материалистического направления видели источ­ник ценностей в независящих от субъекта реалиях, в материаль­ных благах. Марксизмвыдвинул на первый план ценности обще­ственного порядка.

Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политиче­ские, эстетические, нравственные, религиозные ценности. М. Ше-лер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворе­нием чувственных наклонностей человека.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты