Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 28. Заблуждение




Заблуждениеможно передать как искаженное осознание дей­ствительности, обусловленное в каждый данный момент ограни­ченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать отолжи (сознательного искажения истины) и от возникающих вследствие неправильных действий индивида оши­бок. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д.

Являясь неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого поз­нания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как безусловность результатов познания отдельных ее сторон.

То или иное понимание заблуждения связано с исходными принципами теории познания.

Домарксистские философы,например, отождествляли заблуж­дение с ошибкой, порожденной недостатком познавательных способностей человека. Догадки о природе заблуждения, о соот­ношении истины и заблуждения возникают лишь по мере фор­мирования диалектического подхода к познанию. Так, Гегель, рассматривая истину как процесс, считал заблуждение не аб­страктной противоположностью истине, а лишь ее моментом, ис­торически ограниченной (конечной) формой движения сознания к истине.

В марксистской философиизаблуждение рассматривается как результат ограниченности практики или ее понимания. Т. е. про­цесс познания выглядит как абсолютизация результатов изучения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому заблуждение —не просто иллюзия; в нем фиксируется то, что ле­жит на поверхности явлений, исторически — ограниченные ха­рактеристики этих явлений превращаются в «естественные», а потому — вечные и абсолютные.


Заблуждения затрудняют освоение истины, но они неизбеж­ны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.

Заблуждения многообразны по форме. Следует например раз­личать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и тео­ретические, религиозные и философские (эмпиризм, рациона­лизм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм) и др.

Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются либо превра­щаются в истинные знания. Преодолеть заблуждения возможно, изменив и усовершенствовав породившие их социальные усло­вия, усовершенствовав наблюдения и эксперименты, развивая и углубляя знания и методы его получения.

В философских учениях понятие «заблуждение»рассматрива­ется в совокупности с истиной. Часто это единство рассматрива­ют на основе изучения шкалы истинности. Знание, информация как совокупность сведений постоянно возрастают. Рост знания означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо (противоположностью истины является заблужде­ние; ложь — это преднамеренное искажение истины). Следова­тельно, установление истины или заблуждения требует другой трактовки. Теории сменяют друг друга, но они иначе трактуют истину. Абсолютная истина оказывается недостижимой.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты