Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЛЕКЦИЯ №60. Особенности философской и религиозной картин мира




Картина мира —это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения — совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуще­ствить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компонен­ты, составляющие целостный образ вселенной. В центре обыден­ной картины мира стоит человек — субъект действия, социально­го поведения. Повседневность — это мир, где он — главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объек­тов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хо­чет видеть мир таким, каков он есть, потому ее ядро — обесчело-веченная реальность.

Обыденная картина действительности представляет мир как еди­ный и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.

Нередко человеку бывает невозможно отвлечься от повсе­дневности, перенести свое внимание на «высокие материи», по­интересоваться, существует ли еще что-нибудь. Чрезмерная кон-центрированность на практическом достижении повседневных целей сужает картину мира до того жизненного пласта, где сосре­доточены наши основные цели и задачи, лишает возможности выйти к другим возможным мирам.

Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится.

Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседнев­ной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкрет­ной культурой.


Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глу­бокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за при­вычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к вы­водам науки часто забывается, что наука — развивающаяся и по­движная система знания.

Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И. Ньютона, отбросила один очень важный момент, присут­ствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рацио­нально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам.

Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые вы­глядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бес­смысленной Вселенной.

Религиозная картина мираделает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потусторонне­го. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческо­го и сфера Божественного — вот что является смыслом религиоз­ных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда слож­но и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человече­скому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.

Главная тема философии— соотношение человека и мира, взя­тое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познаватель­ном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому филосо­фские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмо­трения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоян­ная критичность. Это резко отличает философское представле­ние о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир — человек» или «чело­век — мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии


в философском знании, которые можно условно назвать объек­тивистской и субъективистской.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают прио­ритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.

Субъективизм в противоположность объективизму мир, об­щий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъектив­ное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в ми­ре — от нас и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Современные религии не отрицают достижений естествозна­ния; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки — изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Центральный пункт любой религиозной картины мира — об­раз Бога или богов, представление о том, что же являет собой вы­сшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безгранич­ной, так и ограниченной.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запре­дельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концеп­ций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты