Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей




Эстетика(от греч. aisthesis — «чувственное восприятие») — наука о закономерностях эстетического освоения человеком ми­ра, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Эстетика зародилась около 2,5 тыс. лет назад, в эпоху рабовла­дельческого общества — в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции, особенно в тру­дах Платона, Аристотеля и других, в Древнем Риме — в работах Лукреция Кара, К. Горация и др. В борьбе с мистическими учения­ми западного средневековья о «божественной красоте» (Августи­на, Фомы Аквинского) развивались гуманистические реалистиче­ские тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Ф. Петрарки, Л.-Б. Альберти, Л. да Винчи, А. Дюрера, Дж. Бруно и др.).

Преодолевая идеи аристократической эстетики, утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (Д. Берн, Д. Дидро, Ж. Руссо, И. Винкельман, Г. Лессинг, И. Гердер), а также продолжатели их традиций Ф. Шиллер и И. Гете. Боль­шую роль в развитии эстетики сыграла немецкая классическая философия (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Самое ценное в эс­тетической концепции Г. Гегеля — историзм в подходе к искус­ству, диалектический анализ его форм и категорий, понимание субстанциальной связи искусства с жизнью и т. д. Однако эстети­ка немецких философов была идеалистической, что сказалось на трактовке многих ее проблем. Весь ход истории эстетики предста­вляет собой борьбу материализма и идеализма, отражающую в конечном счете борьбу классов на каждом историческом этапе развития общества. Идеалисты рассматривали эстетические явле­ния как порождение духа, объективного или субъективного.

Откровенной враждебностью всему земному пронизана эсте­тика средневековья, провозгласившая Бога источником всякой красоты и воплощением красоты высочайшей (Августин Блажен­ный). В Новое время И. Кант выдвигает положение о полной «не­заинтересованности» эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы — идейно-


му содержанию, он оказал влияние на развитие формалистиче­ской эстетики. В противоположность идеалистам материалисти­ческая эстетика искала объективные эстетические закономерно­сти в самой действительности, доказывала необходимость правдивого воспроизведения ее в искусстве, активного участия искусства в идейной борьбе общества.

Свое наивысшее развитие домарксистская материалистическая эстетикаполучила в трудах русских революционных демократов В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова (разработка зако­номерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т. д.).

Поворот в истории эстетики связан с применением к ее обла­сти марксистского метода исследования — диалектического и ис­торического материализма. Проблематика и задачи марксистско-ленинской эстетикиопределяются главным образом тем, что ее специфический предмет — эстетическое освоение человеком ми­ра — состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон:

1) эстетического в объективной действительности;

2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

3) искусства (как своеобразного единства субъективно-и объективно-эстетического).



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты