Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 57. Философская система В. Соловьева




Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) —многогранный мыслитель.

Проповедник, публицист, оратор, литературный критик, по­эт, философ по призванию. Он критиковал недостатки — отвле­ченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и ра­ционализм, другие — эмпиризм, частное. Он первым в России создал особую философскую систему.

Предельно высшим единством сущего является Бог.

Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолют­ной личности— энергично-волевой, всеблагой, любящей и мило­стивой, но наказующей за грехи.

Все материальное одухотворено Божественным началом — мировой душой, Софией, что связано с идеей творческого ма­стерства.

Стержневой принцип философии В. Соловьева положитель­ное всеединство.

Сущее содержит в себе:

1) благо как проявление воли;

2) истину как проявление разума;

3) красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: абсолютное осуществляет благо

через истину в красоте.

Эти три начала— благо, истина и красота — в нерасторжимом единстве, предполагающем любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.

В. Соловьев заложил основу собственно философского прин­ципа всеединства, обогатившего мировую философскую мысль, развил тенденцию к синтезу философской и богословской мы­сли, рационального и иррационального типов философствова­ния, единения западной и восточной культурных традиций.

Реальный мирпредставал у В. Соловьева как самоопределение или воплощение абсолютно сущего: это — тело Божие, или мате­рия Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникну-


тая началом Божественного единства. Посредником между ними выступала София — мудрость Божия. Разделяя таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, В. Соловьев не мог признать его совершенным, а лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и меха­ническая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам В. Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессиан­ская по отношению к природе роль — освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства.

Рассматривая проблему «человек и общество», В. Соловьев утверждал, что человек— вершина творения Бога. Общество— расширенная личность, а личность — сосредоточенное общество.

Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юри­дическое право не в состоянии это сделать: оно способно прегра­дить путь проявлению лишь крайних форм зла.

Требования добра необходимы в политике, экономике и вооб­ще во всех сферах социума.

Как центральная фигура во всей истории российской фило­софской мысли (это утверждали и его современники) В. Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период разнузданного распространения заразы марк­сизма в России строго придерживались религиозно-философско­го направления.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты