Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


М. В. Ломоносова для русской философии




Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) —гениальный уче­ный-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности в филологию, к тому же незаурядный поэт. Это дало основание А. С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом», «ве­личайшим умом новейших времен».

Мировоззрение М. Ломоносоваформировалось в первую оче­редь под влиянием научных трудов представителей механистиче­ского мироосмысления — Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, Г. Лейбница.

Вместе с тем оно теснейшим образом связано с его собствен­ными естественно-научными исследованиями. Существенно и то, что он прослушал курс философии у X. Вольфа. М. Ломоно­сов развивал идеи корпускулярной философии. Материю он пони­мал как состоящую из мельчайших частиц — атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства ми­ра тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

Занимаясь естественными науками, М. Ломоносов придавал первостепенное значение опыту.

Но опыт как метод познания был для него лишь основой до­стоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обоб­щить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетиче­ская деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый дол­жен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логическо­го объяснения опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории.


Итак, метод познанияМ. Ломоносова — от опыта через гипо­тезы к установлению строгой научной теории.

В своих философских воззрениях М. Ломоносов стоял на по­зиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философ­ствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существова­ния всемогущего двигателя».

М. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологи­ческую грань в подходе к объяснению конкретно-научных про­блем. С точки зрения М. Ломоносова нельзя решать конкретно-на­учные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и ином, все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ло­моносова, как многих мыслителей его времени, был присущ де­изм, согласно которому Бог — главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вы­мерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыри научиться можно астрономии или химии».



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты