КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛЕКЦИЯ № 53. Проблема свободы в экзистенциализмеЭкзистенция— способ бытия человека. Впервые применил Серен Кьеркегор (1813—1855) —датский теолог, философ, писатель. Экзистенциализм(от позднелат. exsistentia — «существование») — философия существования — направление философии, возникшее в начале XX в. в России, после Первой мировой войны — в Германии, в период Второй мировой войны — во Франции. Идейные истоки — учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Одно из самых популярных философских течений в середине XX в. «Экзистенциальная философия — это выражение современности, ее затерянности, безысходности общего чувства времени: упадка, бессмысленности всего происходящего — философия радикальной конечности». Экзистенциализм— философия человеческого существования. Основные модусы(проявления) человеческого бытия — забота, страх, решимость, совесть. Человек видит экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях — в борьбе, страданиях, смерти. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающей на него ответственность за все происходящее в мире. Суть экзистенциалистского подхода: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть). Задача философии— заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. В чем смысл жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Экзистенциалистыисходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений. Каждая личность —это некоторый поток переживаний мироощущения, своего собственного бытия. Именно он называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода: 1) человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полной возможности выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; 2) человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой», — говорил Жан Поль Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам. Различают экзистенциализм: религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический(М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Религиозный — единение с Богом. Реальный человек вынужден жить в обществе, подчиняться его законам. Это — не подлинное существование. Экзистенциализм оказал влияние на литературу и искусство.
|