КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Матеріали до теми (лекції) 4. Фламандський живопис XVII ст.. Творчість П. П. Рубенса ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Фламандская живопись XVII века – одна из самых замечательных страниц мировой художественной культуры. Особенностью фламандской школы является её поразительная монолитность, стилистическое единство вокруг творчества Рубенса, отразившего основные направления живописи Фландрии того времени. Несмотря на то, что сам художник был, прежде всего, живописцем в самом высоком смысле этого слова, в орбиту его художественной мастерской были так или иначе задействованы архитектура, скульптура, художественные ремёсла, гравюра. Эти направления успешно развивались в русле эстетических воззрений мастера в его крупнейшей по тому времени мастерской в Антверпене, которая была, по отзывам современников, «своеобразной академией, где можно было достичь вершин искусства». Действительно, из мастерской Питера Пауля Рубенса вышло немало замечательных скульпторов, гравёров, мастеров художественных ремёсел. Всех их в творчестве мастера привлекала не только гениальность художника, но и обаяние созданных им образов, гибкость и широта выразительных средств живописи, что позволило каждому из его учеников при всей их творческой самобытности создавать единые по стилю произведения. Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640) родился вдали от Нидерландов в небольшом городке Зигене в Германии. Именно сюда бежал со своей семьёй его отец Ян Рубенс, спасаясь от террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы. До десятилетнего возраста мальчик воспитывался вместе со своим старшим братом Филиппом в Кёльне, но в 1587 году, после смерти отца его мать Мария Пейпелинкс получила возможность вернуться вместе с детьми в Антверпен. Здесь Питер обучался в латинской школе, а с четырнадцатилетнего возраста начал обучаться живописи у местных художников. Однако наибольшее влияние на будущего художника оказал Отто ван Веен, или Вениус (1556 – 1629), придворный живописец антверпенского двора. Именно от него Рубенс унаследовал широту интересов, жажду знаний, стремление выработать собственный эстетический идеал. Очень скоро художник получил звание свободного мастера гильдии Святого Луки. Стремление к совершенствованию своего мастерства в художнике было непреодолимо, и в 1600 году Рубенс уехал в Италиюдля продолжения образования. По прибытию в Италию художник служил в качестве придворного живописца мантуанскому герцогу Винченцо Гонзага, одному из образованнейших людей того времени, страстному любителю наук и искусств, оказывавшему покровительство Т. Тассо и Монтеверди, знакомому с Галилео Галилеем. В роскошном дворце герцога был знаменитый на всю Италию театр, коллекция первоклассных произведений искусства, античные памятники, произведения Тициана, Веронезе, Мантеньи и других. В этой интеллектуальной атмосфере окончательно созревает универсальный талант, зарождается огромная творческая продуктивность и собственные эстетические идеалы – всё это роднит темпераментного фламандца с мастерами ренессансной Италии. После возвращения в1608году Рубенса на родину начинается период наиболее напряжённой творческой жизни – 20-е – 30-е годы. Грандиозными работами Рубенса явились алтарные образы для собора города Антверпена – «Воздвижение креста» и «Снятие креста» (1611 – 1614), в которых художник создал как бы классически образцовый тип алтаря XVII века. Упомянутые алтарные композиции сочетают в себе необходимую монументальность и декоративность, в них перед зрителем разыгрываются сцены страданий и мученической смерти, однако утверждается нравственная победа гибнущего героя. Прекрасная голова Христа, чётко обозначенная на тёмном фоне, является «кульминацией и самой выразительной нотой поэмы, иными словами, её верховной строфой». Возвышающийся крест с могучей фигурой распятого, озарённого светом Христа, господствует над группой скорбящих близких, отчаявшихся фигур. И даже в религиозном сюжете, как часто у Рубенса, происходит напряжённое драматическое событие – схватка, яростные попытки палачей поднять тяжёлый крест. Всё здесь представлено в едином мощном порыве – склоненное порывом ветра дерево, ярость могучих отталкивающихся фигур палачей, неожиданно резкие повороты фигур, беспокойные, зловещие тени и блики на лицах – всё здесь сливается в мощный минорный аккорд, объединяющий природу и человека. Здесь уже нет классической ясности композиции, столь характерной для предшествующей эпохи, всё данно в бурном движении, а сама монументальная рубеновская композиция является как бы частью необъятного окружающего мира. Алтарные композиции Рубенса органично включались в пышный интерьер церкви, были зрелищны, как нельзя соответствовали эстетическим вкусам нидерландских церковных заказчиков. Искусство Питера Пауля Рубенса – это искусство барокко, но не собственно итальянское, а типично фламандское, жизнеутверждающее; оно являло преобладание простодушно-грубоватого над рассудочностью, на его полотнах мы любуемся гармонично развитыми людьми, изображёнными в момент наивысшего напряжения физических и духовных сил.У Рубенса совершенно отсутствует мистика, спиритуализм, завуалированная эротика итальянского и немецкого искусства барокко. Поразителен диапазон жанров, в которых работал мастер – картины на религиозные, мифологические, исторические темы, пейзажи, портреты, проекты монументальных декоративных ансамблей по украшению города и небольшие кабинетные картины, эскизы, этюды с натуры, образцы для гравёров. Сам художник признавался: «По врождённому чувству я более склонен писать огромные полотна, чем маленькие вещи… У каждого свой дар: мой таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она ещё ни разу не превзошла моих сил». Одной из существенных особенностей личности художника явилось его новаторство во всех жанрах, которых касалось его искусство. Так, в жанр придворного портрета с его традицией вставлять в заранее заготовленную композицию лицо портретируемого,исполненное с живой «модели», художник вдохнул совершенно новую жизнь, что позволило освободить этот жанр от композиционной застылости, жёсткости письма, устоявшихся стереотипов. Именно Рубенс привносит в традиционный жанр реальные образы реального мира, движение и свободу живописных масс, усилил декоративное значение пейзажного или архитектурного фона в подаче индивидуального образа портретируемых; всё это сделало фламандский портрет этого времени подлинным достижением высокого искусства. Творчество Питера Пауля Рубенса можно разделить, правда, довольно условно, на три этапа: ранний до 1620 года, зрелый до 1630 года и последний, охватывающий последнее десятилетие его жизни.Можно со всей очевидностью утверждать, что переход из одного этапа в последующий в жизни мастера происходил плавно, без резких скачков. С ходом времени его искусство шло по пути всё более углублённого охвата явлений действительности, преодоления свойственного стилю барокко вычурно-театрального эффекта первого этапа его искусства. В картине «Союз Земли и Воды» (1618)радостно и торжественно звучит популярная у фламандцев тема изображения «стихий». Художник прославляет на все времена великий союз, без которого невозможна сама жизнь и её блага. На границе своих владений олицетворяющая Землю мать богов Кибела и бог морей Нептун заключают союз. Но современники справедливо видели в этой композиции и другой, иносказательный, а реальный факт: заключение двенадцатилетнего перемирия с Северными Нидерландами, Дающего Фландрии надежду на выход в устье реки Шельды, на котором стоит Антверпен. «Похищение дочерей Левкиппа» (1620) и «Вакханалия» (1615 – 1620) являют собой как бы переход к зрелому периоду творчества мастера; в этих сюжетах он обращается к античной мифологии. Полны мужественной решимости движения всадников, похищающих молодых обнажённых женщин. Они тщетно взывают о помощи; в мощном порыве бурных страстей, беспокойном силуэте всей композиции, звучном аккорде сияющих красок – непередаваемая прелесть этой картины. Питер Пауль Рубенс любил изображать свои персонажи в сильном, стремительном движении, вводил в композицию мотивы напряжённой борьбы, схватки, огромного волевого усилия. В живописи мастера нет блеклых картин, монохромии – всё живёт, сияет, приведено к изысканной свето-цветовой гармонии. Именно поэтому в его картинах довольно тяжеловесные фигуры таковыми не кажутся, они свободно парят, грациозны. Нагота многих его героинь далека от классически идеальных фигур итальянских художников. Многие фламандцы, в том числе Рубенс, сознательно отходили от канонов классической красоты: их героини – чаще всего пышные, тяжеловесные, сильно отличаются от строгих линий античности. И это не случайно, так как, по словам Рубенса, «большинство людей упражняют свои тела лишь питьём и обилием в еде». Среди монументально-декоративных композиций Рубенса на историческую тему зрелого периода его творчества отметим цикл из 20 больших композиций «Жизнь Марии Медичи»,предназначавшийся для одного из залов Люксембургского дворца в Париже. В данном случае художник обратился не к деяниям богов и героев античностиа к современной европейской истории.Тематика цикла – живописное воспроизведение главных эпизодов жизни и деятельности Марии Медичи, супруги французского короля Генриха IV, которая стала после его смерти правительницей Франции. Всё полотно этого исключительного даже по меркам барочного искусства XVII века декоративно-монументального цикла заполнено мифологическими и аллегорическими фигурами, исполнено в духе восхваления Марии Медичи. Галерея Люксембургского дворца была предназначена для дворцовых торжественных процессий и поэтому её художественное оформление, согласно художественному замыслу, должно было раскрываться постепенно, по мере продвижения участников. В левой части были представлены картины, повествующие о жизни Марии до кончины императора Генриха IV, а в правой шёл живописный рассказ о её деятельности как регентши Франции. В эти годы художник писал портреты не только официальных высокопоставленных лиц, но и близких ему людей, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы».Картина привлекает внимание прежде всего изысканным колоритом, сдержанностью цветового решения, безупречной композицией в духе старых мастеров Италии. Нечасто увидишь в мировой живописи портрет, столь тонко передающий едва уловимые оттенки настроения, движения души, как говорил Рембрандт. Как много можно прочесть во взгляде этих широко распахнутых глаз – грусть и мечтательность, поэтическую нежность и лёгкую насмешку, неуловимую духовность и поразительную психологическую устойчивость… Последний период творчества художника был насыщен поисками выразительных средств для передачи всех нюансов духовной жизни человека – именно в этом он видел одну из сверхзадач живописного искусства. История создания портрета весьма необычна. Существует предположение о том, что этот портрет – посмертное изображение Клары Серены, старшей дочери художника, умершей в 1623 году. На подготовительном рисунке Рубенса изображена детская болезненная фигурка, весьма напоминающая всемирно известный портрет. Видимо, он был выполнен мастером во время предсмертной болезни дочери. В эти годы словно злой рок преследует живописца: вслед за дочерью умирает горячо любимая жена Изабелла Брандт.Тяжёлую депрессию переживает Питер Пауль Рубенс и с головой погружается в дипломатическую деятельность – он едет вначале в Париж, а затем с секретной миссией в Голландию для переговоров с английским министром. В 1628 году Рубенс ведёт переговоры в Мадриде с испанским королём, а в следующем – В Лондоне завершает переговоры заключением мира между Испанией и Англией. За огромные заслуги в живописи и на дипломатическом поприще Питер Пауль Рубенс из рук испанского короля Филиппа IV получает дворянство, а затем и золотую цепь рыцаря. Позднее ему так и не удалось достигнуть договорённости по поводу перемирия с Голландией. В 1632 году Рубенс убедился в тщетности своих усилий на дипломатическом поприще и всецело отдался художественному творчеству. В 30 годы живописное дарование художника находится в зените. Цвет становится главной силой его произведений. Мастерски используя живописную лессировку, усиливающую различные оттенки, смягчающую контуры, художник добивается впечатления изменчивости предмета, словно обволакиваемого светом и воздухом. В этой светозарной технике Рубенс исполнил один из замечательных своих шедевров – композицию «Персей и Андромеда».Тематика произведения – слава рыцарской доблести античного героя, который победил грозное морское чудовище, жертвой которого должна была стать Андромеда. Это гимн всепобеждающей силе любви, не знающей преград на своём пути. Тема мастерски раскрыта пластически выразительной живописью, виртуозной динамикой линий контура, ритмов. Всё здесь исполнено движения и контрастов, всё напоминает о жарком смертельном поединке: смертоносный взгляд Медузы, победно сверкающий металл рыцарского снаряжения, гарцующий возбуждённый конь – Пегас. Атмосфера напоминает только что закончившуюся битву, освободившуюся Андромеду. Она прекрасна – обнажённое тело излучает свет, насыщено золотыми, красноватыми оттенками, которые усиливаются отсветами пунцового плаща Персея и румяной зари. В отличие от большинства полотен художника композиция спокойна, лирична. Момент движения в картину вносят амуры: они заигрывают с крылатым Пегасом, проказничают, сдёргивают покрывало с героини, обнажая перед Персеем её прелестные формы. К богине легко и стремительно приближается Персей, его венчает лавровым венком Виктория. Как великолепно, изысканно сочетаются одежды героя с нежными тонами тела Андромеды в ореоле сверкающих золотых волос! Светотеневая моделировка растворяет контуры Андромеды, придаёт трепетность очертаниям её фигуры. Пресыщенный европейской славой и королевскими щедротами в последний период своей жизни Рубенс отказывается от официальных заказов и пишет небольшие картины, которые несут отпечаток личных переживаний и его судьбы. Мировосприятие художника становится глубже, композиции уравновешиваются, цветовое решение всё более становится монохромным. Эти последние годы жизни великого мастера – вершина его эволюции. Он пишет сельскую природу, пейзажи родной Фландрии, сцены народной жизни, портреты близких –жены (Елены Фоурмент), детей и множество автопортретов. Пейзажи художника этой поры словно преображаются под его кистью – они полны какой-то космической грандиозности, эпического величия, красоты и выразительности. Всё разнообразие окружающей природы передано Рубенсом с непередаваемым чувством реализма и жизнеутверждения, и в этом он выступает наследником Питера Брейгеля Мужицкого. Умер Питер Пауль Рубенс в 1640 году в расцвете творческих сил и замыслов, оставив множество учеников и последователей. Именно они по эскизам завершили многие из неоконченных его работ. Историческое значение гения Рубенса состоит в том, что он указал пути дальнейшего развития фламандской школы и тем самым оказал дальнейшее развитие всего европейского искусства в XVIII и XIX веках. Питер Пауль Рубенс был творцом нового, тесно связанного с современностью искусства. Достижения и открытия мастера были подхвачены многими его учениками, каждый из которых при этом не утратил своей творческой индивидуальности. Дальнейший расцвет фламандской живописи связан с именами его сподвижников – Антонисом ван Дейком, Якобом Иордансом, Франсом Снейдерсом и многими другими.
|