КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение, воспитание и образование как общественные явленияОсновными категориями педагогики, отражающими ее сущность и содержание, являются процессы обучения, воспитания и образования, которые в то же время являются и общественными явлениями. Сущность и функции обучения Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. В этом состоит tm социальный смысл. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе и психологический смысл. Главным механизмом освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность Детей и взрослых, обучаемых и обучающих, их содержательное познавательное общение. Обучение зависит от конкретно-исторических условий Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. В этом заключается его педагогический смысл. В педагогике обучение понимается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания представляют собой совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Навыки — это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Умения — это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «обучение» и «воспитание» частично перекрываются. Сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях. Среди них на первом месте наиболее су- щественная — функция формирования у людей знаний, навыков и умений. В ходе ее реализации у индивидов формируются и закрепляются основные, необходимые для всех случаев жизни и деятельности знания, навыки и умения. Второй функцией обучения является формирование мировоззрения человека. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире. В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего интеллектуальные. Большое значение имеет и профориентационная функция обучения. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней. Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной, общеобразовательной в целом подготовки. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие ее всесторонних качеств. Роль и значение воспитания Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная социальная потребность, основа возникновения, функционирования и развития воспитания как общественного явления. Основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду. Определенный уровень развития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства. Язык и культура в значительной мере обеспечивают педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, нормами воспитания, совместной деятельности людей по удовлетворению их потребностей. Воспитание тесно связано с формами общественного сознания (политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией). Формы общественного сознания представляют собой духовную питательную среду воспитания. Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения. Мораль и нравственность буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную систему моральных норм, а воспитание — приспосабливает его к ним. Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона. Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению. Наука ориентирует на постепенное овладение ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования. Искусство формирует художественное познание мира, порождает эстетическое отношение к жизни, творческий под- ход к общему развитию человека, а также оказывает содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности. Религия отражает и объясняет явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозной веры в сверхъестественные силы, загробный мир. В то же время она вносит свой вклад в воспитательный процесс, формирование мировоззрения человека. В педагогике в свою очередь воспитание употребляется в широком и узком педагогическом значении'. В широком педагогическом значении воспитание — это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности. В узком педагогическом значении воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Кроме воспитания педагогика изучает и самовоспитание, под которым понимается целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание выступает непременным условием совершенствования человеческой личности. Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в первую очередь выделять: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях. Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексного подхода к их самовоспитанию. А также требуют постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им. Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах. Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы. Психологические предпосылки самовоспитания предполагают определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности. Условия, способствующие самовоспитанию, означают, что в ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и кдействиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.
|